Роль естествознания в развитии познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение развития познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников через использование нетрадиционных и игровых форм на уроках естествознания.
Задачами исследования являются:
раскрыть сущность процессов формирования познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников;
изучить приемы формирования познавательной деятельности и развития личностных качеств в практической работе учителя.
разработать систему занятий с использованием игровых форм, направленных на формирование познавательной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательной сферы и формирование личностных качеств младших школьников на уроках окружающего мира
§1 Сущность развития познавательной сферы на уроках окружающего мира
§2 Сущность формирования личностных качеств младших школьников на уроках окружающего мира.
Глава 2 Психолого-педагогические основы развития познавательной сферы младших школьников
§1 Система занятий, направленных на развитие познавательной сферы и формирования личностных качеств у младших школьников на уроках окружающего мира
§2 Анализ программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии познавательной сферы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дипломная.docx

— 100.80 Кб (Скачать документ)

 

      Программа «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, Г. Г. Иванченковой, И. В. Потапова (система развивающего обучения, программа XXI век).

     Особое значение этого  интегративного предмета в формировании  целостного взгляда на окружающую  социальную и природную среду,  место человека в ней.

     Исходя из этого  основная цель предмета - формирование  социального опыта школьника,  осознание элементарного взаимодействия  в системе «человек – природа  – общество», воспитание правильного  отношения к среде обитания  и правильного поведения в  ней.

     Авторы выделяют следующие  задачи: воспитание правильного  отношения к объектам природы  и результатам труда людей,  формирование элементарной экологической  культуры; воспитание гуманных взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми;  развитие интереса к окружающей  жизни.

Особенностью программы является изучение естественнонаучных и обществоведческих  вопросов в интегрированном курсе  на протяжении всех четырех лет обучения.

Он обеспечивает формирование у  детей разнообразных представлений  о взаимодействии человека с окружающим миром, понимание законов существования  в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы. Важным является то, что курс построен «от ребенка» («Я и другие люди», «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).

    Содержание учебного  материала распределяется следующим  образом. В первом классе изучаются  темы: «Ты - первоклассник», «Твое  здоровье», «Мы и вещи», «Природа  вокруг нас», «Наша страна». Вначале  учащиеся получают сведения общего  характера: режим дня, время  и часы, правила дорожного движения, учеба в школе и отдых, факторы  закаливания и здоровый образ  жизни. Учащиеся получают представления  о своей стране, городе или  поселке, в котором они живут.  Они узнают о профессиях и  труде людей, учатся ценить  и уважать труд человека.

     Одновременно с этим  начинается знакомство с окружающей  природой, ее красотой и гармонией.  Обобщаются знания учащихся о  растениях и животных, которые  известны учащимся, и на этой  основе формируются знания о  культурных и комнатных растениях,  диких и домашних животных, навыки  ухода за растениями и животными  дома и в классе.

     Содержание курса  природоведения в следующих классах  тесно связаны с темами программы  первого класса. Это «Человек  и его здоровье», «Человек и  природа», «Моя страна», «Природа  вокруг нас», «Труд людей на  планете». Построенная по спирали  программа позволяет в каждом  классе расширить первоначальное  содержание курса, углубить и  закрепить знания учащихся.

В третьем классе раскрываются свойства воды, воздуха, горных пород, их свойств, состав; особенности растений и животных, их многообразие, условия, необходимые  для жизни и развития организмов; редкие и исчезающие растения и животные, их охрана.

      В следующем учебном году основные природоведческие понятия развиваются, закрепляются, наполняются новым содержанием. Здесь изучаются такие понятия, как горизонт, план и карта, ориентирование, форма и размеры Земли, движение Земли, формы поверхности суши. Одновременно с этим расширяются и углубляются представления и понятия о горных породах и полезных ископаемых, почве, погоде, растительном и животном мире различных сообществ, организме человека и правилах гигиены.

Параллельно с формированием знаний о природе расширяются и общие  знания учащихся об обществе, искусстве  и культуре, этике, труде людей  и профессиях, характере воздействия  человека на природу и окружающий мир. Учащиеся знакомятся с жизнью первобытных  людей, возникновением и развитием  наук и искусства, географическими  открытиями, жизнью человека в различных  частях Земли.

           Программа «Зеленый дом» А. А. Плешакова (традиционная система обучения, вариативная программа) представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы.

     Приоритетной задачей программы является формирование в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. В содержании курса человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирования у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

     В первом классе  вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: «Что  нас окружает», «Дом и школа», «Наш город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получают элементарные сведения о значении воды, света, воздуха для жизни, здесь же начинают формироваться первоначальные экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.

Кроме того, учащимся даются общие  сведения о семье, профессиях, о школе, родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В качестве дополнительного материала в  программе дана тема «Что, как и  почему». В ней предлагается познакомить  учащихся с разнообразными явлениями  окружающего мира: светом, звуком, электричеством.

      Учебный материал второго класса сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа», «Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки с материалом первого года обучения.

В то же время представления здесь более конкретизированы. Учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником тепла и света на Земле.

Систематизируются знания о диких и домашних животных, культурных и дикорастущих растениях, даются представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга, леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе. В третьем классе работа строится вокруг тем «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье», с помощью которых удается обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного воздействия человека.

     Далее содержание  программы раскрывается в темах:  «Сбережем воздух и воду, полезные  ископаемые и почву», «Сохраним  удивительный мир растений и  животных». Полученные детьми  элементарные знания о твердых,  жидких и газообразных веществах,  о температуре и ее измерении  пользуются при изучении воздуха,  воды, горных пород и почвы.  Здесь формируются основные биологические  представления о растительных  организмах, животных, грибах, рассматриваются  особенности размножения растений  и животных. Значительны в этих  темах экологические понятия:  цепи питания, типы животных  по способу питания, приспособленность  организмов к условиям жизни.

     Таким образом, программа А. А. Плешакова «Зеленый дом» направлена на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе и социальной среде.

Дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

     Программа «Природа и люди» З. А. Клепининой (традиционная система обучения, вариативная программа).

     Главной задачей курса: развивать личностные качества ребенка, мышление и речь, экологическую, санитарно - гигиеническую и этическую культуру; дать знания о взаимоотношениях в системах «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек» как основа экологизации сознания.

Содержание материала первых классов  о сезонных изменениях в природе  своей местности группируется в  трех темах: «Летние и осенние  изменения в природе», «Зимние  изменения в природе», «Весенние  изменения в природе». В каждой теме в основном выдержан единый план изложения: изменения в неживой  природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни  животных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе.

     Интересно, что тема  «Природа нашего края» изучается  во всех классах. Однако, в I – II классах учащиеся знакомятся  с природой местности, окружающей  школу, в III – IV классах они  изучают природу своей области  (края, республики).

     Кроме этого дети  знакомятся с планом и картой, узнают о форме и размерах  Земли, материках и океанах,  об особенностях рельефа. Учащиеся  знакомятся с основными видами  горных пород, полезных ископаемых  почвой и ее свойствами, вопросами  охраны недр и рационального  природопользования.

На доступном уровне они изучают  свойства воды, ее круговорот в природе, разнообразие водоемов, знакомятся с  проблемами их охраны от загрязнений. Изучение природы идет последовательно  от неживой к живой природе.

     Растительный и животный  мир изучается по сообществам.  Учащиеся получают представления  о ландшафтах своего края, природных  зонах Земли, взаимосвязях факторов  неживой природы и их влиянии  на живые организмы, хозяйственной  деятельности человека и в  связи с этим знакомятся с  проблемами сохранения животного  и растительного мира.

В теме «Организм человека и охрана его здоровья» даются общие представления об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое.     Основное внимание уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья.

      Таким образом, в результате анализа программ, мы видим, что только в программе А. А. Плешакова говорится о становлении современной экологически ориентированной научной картины мира. Учащимся дается представление о том, что уничтожение одного компонента природы влечет за собой гибельные последствия для других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.).

Такое знакомство с законами охраны природы очень важно для учащихся младших классов, так как именно в этом возрасте начинается формирование экологически грамотной личности.

       Проанализируем  учебники А. Плешакова. Его  учебники выгодно отличаются  от других учебников по данному  предмету, имеют ряд уникальных  особенностей и не нуждаются,  как я считаю, в экспертизе! Содержание  учебников научно, доступно восприятию  учащихся, учитывают их возрастные  особенности, выстроено логично,  взаимосвязано по разделам и  темам, пропедевтично, ориентировано  на применение знаний в реальной  жизни школьника.

      Вопросы и задания  учебника позволяют успешно работать  с учащимися разного уровня  подготовки, ориентированы на формирование  у учащихся навыков исследовательской  и творческой деятельности. Вопросы  и задания, содержащиеся в учебнике  достаточны для каждого урока,  разнообразны, они учат самостоятельно  добывать знания и побуждают  к поиску дополнительной информации.

     Учебники А. Плешакова  имеют ярко выраженную экологическую  направленность, формируют экологическую  культуру младшего школьника.  Содержание учебников основывается  на идеях многообразия мира; экологической целостности мира; уважения к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. В курсе объединены естественнонаучные, географические и исторические сведения, которые отражают многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Прекрасным дополнением для  учебной и внеклассной деятельности является книга о живой природе  для младших школьников «Зеленые страницы». Как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому - об этом рассказывает книга по экологической этике  «Великан на поляне». А атлас - определитель «От земли до неба» является постоянным спутником во время школьных экскурсий. Он помогает ученику разобраться  в разнообразии окружающих его природных  объектов.

 Эта дополнительная литература  позволяет полнее учитывать интересы  и способности детей, обеспечивать  более широкую и разнообразную  деятельность учащихся по изучению  и охране природы.

      К учебникам прилагаются  рабочие тетради. Структура и  содержание рабочих тетрадей  строго следуют структуре и  содержанию учебников. Задания  рабочих тетрадей носят развивающий  характер.

Рабочие тетради преследуют и цель привития целого ряда навыков художественного характера - например, навыков рисования: от элементарного рисунка к более сложному, который затем раскрашивается; элементарных скульптурных навыков (задания вылепить из пластилина фигурки). Красочное Приложение содержит рисунки для вырезания и наклеивания либо склеивания.

Информация о работе Роль естествознания в развитии познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников