Роль естествознания в развитии познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение развития познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников через использование нетрадиционных и игровых форм на уроках естествознания.
Задачами исследования являются:
раскрыть сущность процессов формирования познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников;
изучить приемы формирования познавательной деятельности и развития личностных качеств в практической работе учителя.
разработать систему занятий с использованием игровых форм, направленных на формирование познавательной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательной сферы и формирование личностных качеств младших школьников на уроках окружающего мира
§1 Сущность развития познавательной сферы на уроках окружающего мира
§2 Сущность формирования личностных качеств младших школьников на уроках окружающего мира.
Глава 2 Психолого-педагогические основы развития познавательной сферы младших школьников
§1 Система занятий, направленных на развитие познавательной сферы и формирования личностных качеств у младших школьников на уроках окружающего мира
§2 Анализ программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии познавательной сферы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дипломная.docx

— 100.80 Кб (Скачать документ)

При изучении курса «Окружающий мир» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования отражает:

    • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
    • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
    • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
    • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
    • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Изучение курса «Окружающий мир» по учебникам А.А. Плешакова для 1—4 классов способствует формированию таких личностных качеств:

    • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
    • формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
    • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
    • формирование  уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Рассмотрим, как происходит формирование некоторых личностных качеств.

Развитие самостоятельности и  личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Работа над  развитием самостоятельности и  личной ответственности за свои поступки  начинается в 1 классе, например, при изучении тем: «Люди — творцы культуры», «Мы — дружный класс», «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Кто еще у нас живет?», «Мы в семье» и др. Анализ и сравнение иллюстраций в учебнике, народных пословиц и поговорок, в том числе и народов своего края, подводят учащихся к выводу: «Своим трудом мы преображаем мир вокруг. Так мы делаем жизнь краше, а самих себя — лучше, добрее, умнее». Нравственные нормы во 2 классе формируются в теме «Зима — время науки и сказок»: на основе сравнения и анализа даргинской и русской сказок, сопоставления их с аналогичными сказками и пословицами народов своего края и собственными наблюдениями предлагается осмыслить значимость такого качества, как щедрость.

Следующая тема в этом же учебнике «Зимние праздники» формирует представление о культурных нормах и традициях общения и  поведения в праздничные дни  и т.д.

Развитию  самостоятельности и ответственности  за свои поступки служат, например, темы «Лес — волшебный дворец», «Луг —  царство цветов и насекомых», «Водоем  — дом из воды» и др. в учебнике 3 класса, а также во многих темах раздела «Дом как мир» из 2 части этого же учебника.

Проблемы  социальной справедливости, свободы  и ответственности поднимаются  в учебнике 4 класса в разделе «Мы — граждане единого Отечества» при знакомстве с основным законом страны, правами человека, правами и обязанностями гражданина России, правами ребенка.

В 1—4 классах многие учебные темы направлены на формирование экологической ответственности.

Так, например, в 3 классе, при изучении темы «Как сохранить богатства природы» учащимся, после ознакомления с материалом учебника, в рубрике «Подумаем» предлагается сформулировать ответ на вопрос: «Как мы можем в своей повседневной жизни помочь в охране воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений и животных?».

Кроме того, в  учебниках выделена группа заданий  «Работаем самостоятельно». Эти  задания отмечены условным значком.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формированию  данного личностного результата уделяется первостепенное внимание во всех учебниках. Работа ведется в  трех направлениях: экологическая этика, семейная этика,

гражданско-патриотическая этика. Так, начиная с 1 класса, с развитием этических чувств неразрывно связаны темы, посвященные взаимоотношениям в школе и семье, отношению к Родине, землякам и соотечественникам, гражданам соседних стран. Например, в 1 классе — это темы «Учитель — наставник и друг», «Мы — дружный класс», «Мы в семье» и др. Во всех учебниках формируется эмоционально-нравственное отношение к природе. Этому служат учебные тексты (например, темы «Охрана природы зимой» и др. во 2 классе; «Охрана природы в культуре народов России и мира» в 3 классе; «В содружестве с природой» в 4 классе). Для воспитания отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей предусмотрены краткие словесные портреты, воссоздающие значимые моменты из жизни и творчества художников, учёных, исторических деятелей, широко представленные в Приложении «Странички Умного совенка» во всех четырех учебниках. Например, это биографические этюды, посвященные Н.П. Богданову-Бельскому, Л.В. Собинову, И.П. Аргунову (1 класс); И.И. Левитану, А.С. Степанову, А.И. Куинджи (2 класс); Н.Н. Миклухо-Маклаю, Дж. Дарреллу, Луи Брайлю, Луи Пастеру и др. (3 класс); М.М. Тучковой, Е.Д. Аграновичу, Д.М. Карбышеву (4 класс). Особую роль играет тема «Всемирные духовные сокровища» (3 класс), которая подводит некий промежуточный итог процессу формирования этических чувств в течение трех лет перед тем, как учащиеся приступят в 4 классе к вопросам гражданско-патриотической этики в ходе изучения исторического прошлого и современной жизни России.

Формирование уважительного отношения  к России, родному краю, своей  семье, истории, культуре, природе нашей  страны, её современной жизни.

На формирование данного качества посвящены разделы в 1 классе — это «Наш дом и семья», «Город и село», «Родная страна», куда органично входят темы, посвященные изучению природы и культуры, включая сопоставление прошлого и современности, выявление специфики в жизни жителей города и села, а также задания, заставляющие ребенка отыскивать и использовать материалы о своем родном регионе. Задания в учебнике построены на обращении учащегося к семейным альбомам, документам, истории своей семьи, своей родословной. Это подчеркивает и зрительный ряд учебников, где значимое место занимает рубрика «Из семейного альбома». Во 2 классе — постоянное обращение к календарным традициям народов своего края во всех темах, связанных с праздниками годового календарного цикла: «Красные дни календаря», «Зимние праздники», «Старинные весенние праздники», «Летние праздники и труд». В 3 классе в рубрике «За страницами учебника» предлагаются проекты и мероприятия для изучения природных сообществ своего края, для знакомства с темой «Образы природы в старинном декоративно-прикладном, архитектурном и устно-поэтическом творчестве народов нашего края» и др. В 4 классе задания каждой темы раздела «Путешествие по Реке времени» предусматривает знакомство с прошлым своего края, с городом (селом), где живут учащиеся, с памятными местами, местными памятниками истории и культуры.

При обучении по учебникам Плешакова А.А у  детей формируется уважительное отношение к семье, своей «малой родине», России, ее истории, природе  и культуре, современной жизни. Учащиеся осознают ценности, целостность и  многообразие окружающего мира, свое место в нем, правила безопасного  поведения в условиях повседневной жизни и в опасных ситуациях.

 

Вывод по 1 главе.

Можно сделать  вывод о том, что  учение – ведущий вид деятельности младших школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Включаясь в  учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с  традициями и новыми социальными  ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним  и окружающими, разбираться в  общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Познавательная  деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает  знания, познает законы существования  окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и  целенаправленно воздействовать на него.

Формирование  познавательного процесса зависит  от ряда  условий:

  • Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. 
  • Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом.
  • Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие.
  • Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив». 

При изучении курса «Окружающий мир» по учебникам А.А. Плешакова для 1—4 классов происходит формирование таких личностных качеств:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и  историю России, осознание своей  этнической и национальной принадлежности;

формирование уважительного отношения  к истории и культуре других народов;

развитие самостоятельности и  личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и  свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

формирование бережного отношения  к материальным и духовным ценностям;

формирование  уважительного отношения  к России, родному краю, своей  семье, истории, культуре, природе нашей  страны, её современной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по  исследованию развития познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников

 

§1  Анализ учебных программ и учебников по естествознанию

 

     В настоящее время для начальной школы разработано несколько программ по естествознанию: «Мы и окружающий мир» (Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков, система развивающего обучения Л. В. Занкова, «Естествознание» (Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева, система развивающего обучения В. В. Давыдова, «Окружающий мир» (О. Т. Поглазова, система развивающего обучения «Гармония»), «Мир и человек» (А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан, О. В. Бурский, система развивающего обучения «Школа 2100»), «Окружающий мир» (Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Иванченкова, И. В. Потапов, система развивающего обучения, программа «XXI век»), «Зеленый дом» (А. А. Плешаков, традиционная система обучения, вариативная программа), «Природа и люди» (З. А. Клепинина, традиционная система обучения, вариативная программа).

     Проанализируем  4 основные общеобразовательные программы по естествознанию: «Мир и человек» А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан, О. В. Бурский; «Окружающий мир»  Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Иванченкова, И. В. Потапов; «Зеленый дом» А. А. Плешаков; «Природа и люди» З. А. Клепинина.

     Программа «Мир и человек» А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана, О. В. Бурский (система развивающего обучения «Школа 2100»).

Основная задача курса «Мир и  человек» - воспитание человека, осознающего  свое место и место человечества в окружающем мире.

 

Осознание человечеством важности решения экологических проблем  неизбежно должно породить распространение  этических норм на все природное  окружение человека, причем не только живое. При изучении курса разнообразны формы организации работы: уроки  в классе и в природе, экскурсии, домашние работы с родителями. В  программе не предложена тематика экскурсий.

      Программа первого  класса – «Окружающий нас мир», строится на основе личного  опыта учащихся. В ней школьники  познают мир, сравнивая его  с собой как наиболее известным  объектом. Поэтому вся программа  написана с позиции узнающего  мир человека. Главная ее цель  – показать всеобщую взаимосвязь  школьника со всей окружающей  его действительностью. При этом  все предметы и явления рассматриваются  через призму «профессий» в  жизни человечества.

В темах «Как ты узнаешь мир» и  «Что нас окружает» учащиеся знакомятся с миром чувств человека, различными источниками информации: книгой, телевидением, кино, радио и другие. Они узнают правила общения друг с другом, животным и растительным миром, окружающей природой. Воздух, вода, солнечный свет, почва рассматриваются не как  условия среды, а как основные богатства и кладовые природы.

     Следующие темы посвящены  знакомству с живой природой: растениями, грибами, животными.  Учащиеся узнают о характерных  признаках живых организмов, их  многообразии; получают сведения  о культурных и комнатных растениях;  домашних животных и правилах  ухода за ними.

Интересно содержание программы для  второго класса «Земля. Части света», направленной на формирование географических представлений. Чтобы сделать изучение природы доступным, авторы программы  основное внимание уделили природе  окружающих нас предметов

Дети получают представление о  форме и размерах Земли, законе всемирного тяготения, глобусе, географических картах. Они узнают о движении Земли и  связанных с ним явлениях: сменой дня и ночи, времен года. Постепенно внимание переключается на звездное небо. Дети знакомятся с планетами, звездами, созвездиями, искусственными спутниками Земли. Ведущая идея программы  состоит в обосновании важной роли живых организмов в круговороте  веществ в природе.

Информация о работе Роль естествознания в развитии познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников