Роль естествознания в развитии познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение развития познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников через использование нетрадиционных и игровых форм на уроках естествознания.
Задачами исследования являются:
раскрыть сущность процессов формирования познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников;
изучить приемы формирования познавательной деятельности и развития личностных качеств в практической работе учителя.
разработать систему занятий с использованием игровых форм, направленных на формирование познавательной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательной сферы и формирование личностных качеств младших школьников на уроках окружающего мира
§1 Сущность развития познавательной сферы на уроках окружающего мира
§2 Сущность формирования личностных качеств младших школьников на уроках окружающего мира.
Глава 2 Психолого-педагогические основы развития познавательной сферы младших школьников
§1 Система занятий, направленных на развитие познавательной сферы и формирования личностных качеств у младших школьников на уроках окружающего мира
§2 Анализ программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии познавательной сферы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дипломная.docx

— 100.80 Кб (Скачать документ)

5. Гаврилычева,  Г.Ф. Младший школьник  и его ценности [Текст]// «Начальная школа»- 2008-№8-С.13

6. Долбнев, В. В., Развитие познавательной  деятельности младших школьников посредством дидактических игр [Текст]// «Начальная школа»- 2011-№5- С.49

7. Дубровина , Л.М., Яркова, А.Б.Как прекрасен этот мир [Текст] // «Начальная школа»-2011-№1-С.69.

8. Зыкова, Е.Н. Этнокультурные традиции как фактор формирования экологического мышления [Текст] //  «Начальная школа»-2011-№11 С.45.

9. Ильин, Т.Н.. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках по предмету «окружающий мир» [Текст] //  «Начальная школа»-2010-№12 С.42.

10. Кропочева ,Т.Б. Организация предметной деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир» [Текст] //  «Начальная школа»-2012- №1 С.23.

11. Лазарева, О.Н.  Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников [Текст] // «Начальная школа»- 2007.- №10-С.102.

12. Плешаков,  А.А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «окружающий мир» [Текст] // «Начальная школа»- 2007.-№9-С.25.

13. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учебное пособие для 1-3 классов. М.: Просвещение, 2008.

14. Салаватова, Т.Д. Работа над развитием речи [Текст] / Салаватова Т.Д.// «Начальная школа»-2011-№3-С.29.

15. Е.Я. Сироткина, Е.Я.  Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении [Текст] // «Начальная школа»-2010-№8-С.29.

16. Телепегина, С.В. Учимся любить природу [Текст] // «Начальная школа»-2008-№7-С.39.

17. Теряева, И.П. Проект формирования зеленого уголка в учебном кабинете [Текст]//  «Начальная школа»-2011-№9-С.29.

18.Чистякова, Н.В. Экологическая направленность школьной образовательной среды [Текст]//  «Начальная школа»-2007-№2-С.31.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.

 

Приложение 1

 Урок окружающего  мира по теме «Опора тела и движение»

Цель: дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении.

Задачи:

  1. Познакомить детей с опорно – двигательной системой человека, с основными отделами скелета, с работой мышц, продолжить знакомство со строением своего тела и что нужно делать для того, чтобы быть здоровым;
  2. Развивать интерес к устройству и работе организма человека;
  3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, укреплять гигиенические навыки, формировать точку зрения о том, какое место занимает человек в природе.

Оборудование: скелет человека (макет), таблицы: “Скелет  – опора тела”, “Правильная осанка”; карточки с заданиями, шапочки с  красным крестом, смайлики, кроссворд.

                                             Ход урока.

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь!

II. Проверка домашнего задания.

У.: - Повторим изученный материал о частях тела человека и об органах чувств.

1. Два человека  будут  работать индивидуально  по карточкам на местах.

1. Соедини  стрелками.                                     

глаза                    орган осязания                      

уши                      орган вкуса                            

нос                        орган зрения                        

кожа                      орган обоняния                

 язык                      орган слуха                            

2. Сколько органов чувств ты знаешь?

3. Как называется наука, изучающая    строение тела человека?                       


 

2. Игровая  ситуация

“Консилиум  врачей”.

- К нам  скорая помощь привезла больного. Вы – врачи первой медицинской  помощи. (Надевают шапочки.) Сегодня  перед вами предстоит задача: вылечить больного с ушибом  правого колена и небольшой  ранкой на руке.

Посоветуйтесь и окажите первую помощь больному.

3. Устный опрос:

У.: - Какую  роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?

             - Как нужно беречь глаза, уши  и другие органы чувств?

ПРОВЕРКА:

1) (Примерный  рассказ учащихся):

а) рану промыть  чистой водой, кожу вокруг ранки обработать йодом или зеленкой. Затем нужно  перевязать чистым бинтом или приклеить  бактерицидным пластырем.

- Почему нужно  обработать кожу йодом или  зеленкой? (Убивают микробов, которые  могут проникнуть в организм).

- А можно  рану обработать йодом или  зеленкой? (Нет, получится ожог.)

 

66

 

33

44

55

 

11

22

       
           
         
         
         
       



 


б) к ушибленному  месту нужно приложить холод (лед, грелку с холодной водой, тряпку, смоченную  холодной водой).

III. Актуализация знаний.

У.: - Разгадайте кроссворд и угадайте тему нашего урока: ( на доске)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Не  часы, а тикают (сердце).
  2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (кровь).
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит (желудок).
  4. Орган зрения (глаз).
  5. Орган дыхания человека (лёгкие).
  6. И говорит, и кушает (рот).

У.: - Какое  слово получилось в выделенной строчке? (скелет)

      - Какая же тема сегодняшнего  урока?

IY. Работа над новой темой.

У.: -Верно. Тема сегодняшнего урока « Опора тела и движение». Мы познакомимся со строением  скелета человека, с работой мышц, будем развивать интерес к  изучению своего организма, воспитывать  в себе культурное отношение к  здоровому образу жизни, разработаем  правила правильной осанки, чтобы  не было искривления позвоночника.

        – Вчера, готовясь к уроку,  я попыталась слепить из пластилина  человечка, но он у меня все  время падал и, в конце концов, он просто сплющился. Если вы  будете лепить человека из  глины или пластилина, смею вас  заверить, вы получите тот же  результат. Чтобы наш человечек  не падал, нам нужна какая-то  опора, например, проволочка. Если  мы вставим проволочку внутрь  тела, тогда пластилиновый человечек  уже не будет валиться в  сторону и не будет сплющиваться.

Вот такой  проволочкой в нашем организме  является скелет.

 В скелете  различают более 200 различных  костей.

– Из каких  основных костей состоит наш скелет? (Череп, грудной отдел (клетка), позвоночник, тазовые кости (тазовый пояс), кости  рук, кости ног).

– Подумайте! Какое значение имеет череп? Грудной  отдел? Кости рук? Кости ног?

Череп – защищает головной мозг.

Грудной отдел  – защищает сердце и легкие.

Кости рук (плечевой пояс) – обеспечивает прочное и  подвижное соединение рук с туловищем.

Кости ног (тазовый  пояс) – обеспечивает прочность  и подвижность ног.

Вывод: – Какую же роль выполняет скелет?

Скелет   - опора,  защита

 – А  вы знаете, как люди узнали, что  у человека есть скелет и  он состоит из костей? (Ответы  детей).

Некоторые данные из истории прочитает нам …

У истоков  изучения скелета. (Читает исторические данные ученик)

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демокрит – собирал  остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский  врач и естествоиспытатель – посылал  своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие  в Александрию, чтобы изучить  там единственный целиком собранный  скелет человека. Религия постоянно  чинила препятствия изучению организма человека, но наука в этой борьбе неустанно стремилась к познанию истины.

У.:- Послушаем  сообщение об одном из главных  отделов скелета – позвоночнике.

( У доски  выступает ученик)

Позвоночник.

        Головной мозг надёжно укрыт  в черепной коробке. А спинной  заботливо спрятан в гибком  футляре позвоночного столба. Он  состоит из тридцати четырёх  небольших костных коробочек  – позвонков, соединённых друг  с другом мягкими хрящиками.

      Позвоночник слегка изогнут, как  рессора в машине. Ведь он поддерживает  череп, в котором лежит чувствительный  ко всему мозг. И гибкий позвоночник,  как упругая рессора, смягчает  все толчки. Сколько бы ребёнок  ни носился во время игры, как  бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он  лишь мягко покачивается на  пружине позвоночника.

– Как вы думаете, а достаточно ли для организма  человека только скелета? (Ответы детей).

Y. Физкультминутка.  ( Наблюдение):

У.:- Видели ли вы, как просыпается утром кошка?

     - Потянемся так, чтобы хрустнули  косточки. Затем расправим ручки,  потом ножки, выгнем спину.  Это мы делаем гимнастику. Круговые  движения головой в правую  сторону, затем в левую.

–Что мы разминали? (Мы не могли бы двигаться, если бы у  нас не было бы мышц)

-  Всего в теле человека 656 скелетных мышц, которые прикрепляются к костям.

– Для чего нам нужны мышцы?

- Мышцы обеспечивают  движение.

У.:- Послушаем  сообщение о том, как мышцы  влияют на наш внешний вид.

Мышцы.

    У людей, занимающихся  спортом, широкие плечи, мощная  грудь, крепкая шея, сильные  руки, ноги. Почему они такие сильные  и ловкие? Что помогает им летать  с вышки, крутить сальто, выполнять  рискованные упражнения на узеньком  бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной  горы? ( Скелет). Но главные силачи  – мышцы. Они прикреплены к  скелету и заставляют его двигаться.  Без этих двигателей все большие  и маленькие кости были бы  неподвижны. У человека таких  мышц и сухожилий, которые прикрепляют  мышцы к костям, очень много.  Большие и мощные – для грубой  работы, а совсем маленькие –  для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой,  шевелим пальцами, жмуримся и  поём. И всё это – работа  мышц. 





У.:- От скелета  и мышц зависит осанка человека. ( Учитель приглашает к доске двух учеников)

Одному ученику  учитель помогает надеть ранец, другому  дает в руку портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться  спиной к ученикам. Ребенок, который  держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого  ученика спина. Ученики делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем.

Как лучше  носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки  в две сумочки и нести в  двух руках.)

У.:- Почему? ( Чтобы не было искривления позвоночника, сколиоза)

У.:- От чего зависит осанка? ( От скелета и мышц)

    Осанка  имеет важнейшее значение для  красоты тела и здоровья. Она  вырабатывается с детства.   

8. Работа  с учебником

- Откройте  учебник и вспомните правила,  которые необходимо выполнять  для того, чтобы иметь красивую  осанку.(с.141 - 142)

У.:- Какие ты можешь дать советы? (Сидеть ровно, низко при письме не наклоняться. При ходьбе груз распределять равномерно, больше двигаться, заниматься спортом))

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь  или небольшую книгу. В тот  момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет. Это интересно!

        Ученые провели наблюдения. Оказалось,  что, если человек низкого роста,  но держится прямо, он, кажется  выше. А вот высокий, но сутулый  – ниже.

У.:- Можно ли исправить осанку? ( Конечно. Специальными упражнениями, самотренировкой, постоянным самоконтролем).

VI. Закрепление.

Работа по группам.

Ответы на вопросы.

1 группа: Что  такое красивая осанка? Какие  физические упражнения нужно  выполнять, чтобы сохранить правильную  осанку или исправить искривление  позвоночника?

2 группа: Что  такое сколиоз? Какие еще болезни  позвоночника вы знаете?

3 группа: Что  бы вы посоветовали, чтобы кости  организма, позвоночник оставались  здоровыми?

YII. Подведение итогов урока.

Одному мудрецу  задали вопрос: « Что для человека важнее – богатство или слава?» 

Он ответил: « Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

- Прислушайтесь  к словам мудреца и запомните,  что надёжнее всех о своём  здоровье можешь позаботиться  только ты сам. Ваше здоровье  в ваших руках!

- Переходя  от этих слов к итогу урока,  давайте вспомним, чему мы сегодня  учились.

- Что нового  узнали?

- Чем поделитесь  дома, в семье?

Оценки.

YIII. Рефлексия

- Изобразите  на смайликах своё настроение.

IХ. Домашнее задание

Д/З. Уч. стр.140 - 142, вопр., Т. – стр 160 - 161

У.:- Как вы думаете, в чём лучше носить учебники – в сумке (портфеле, пакете) или в ранце? ( В ранце)

У.:- Почему? ( Чтобы не было искривления позвоночника)

У.:- От чего зависит осанка? ( От скелета и  мышц)

 

Приложение 2

Тема урока: Надёжная защита организма.

Цель урока: познакомить со строением кожи, её функциями;

выяснить значение кожи, прививать  навыки гигиены.

Задачи:

  • формирование представлений о коже, функциях кожи и её значении для организма человека;
  • развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, любознательности, умения обобщать и делать выводы;
  • воспитание ответственности за своё здоровье.

Информация о работе Роль естествознания в развитии познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников