Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:38, курсовая работа
Воспитание детей с отклонениями в развитии интеллекта отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических умений и навыков. Этому в полной мере способствует сюжетно-ролевая игра.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Различная степень выраженности нарушения
интеллекта у детей…………………………………………5
1.1 Формы отклонений в развитии детей …………………..…5
1.2 Классификация детей с интеллектуальными
отклонениями………………………………………………...7
ГЛАВА II. Роль и значение игры в психическом развитии детей с
интеллектуальными нарушениями ……………………...16
2.1 Значение игры как особой деятельности ребенка………..16
2.2 Влияние игры на психическое развитие детей
с нарушениями интеллекта…………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
51
ГЛАВА I. Различная степень выраженности нарушения
интеллекта у детей…………………………………………5
1.1 Формы отклонений в развитии детей …………………..…5
1.2 Классификация детей с интеллектуальными
отклонениями………………………………………………
ГЛАВА II. Роль и значение игры в психическом развитии детей с
интеллектуальными нарушениями ……………………...16
2.1 Значение игры как особой деятельности ребенка………..16
2.2 Влияние игры на психическое развитие детей
с нарушениями интеллекта…………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В трудах отечественных и зарубежных ученых отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон воспитания и психического развития.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования мышления детей, их правильной речи и для их полноценного развития. В игре дети формируют свои представления и знания об окружающем мире.
По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет определенное значение». С игре, особенно в игре сюжетно-ролевой, между детьми устанавливаются ролевые отношения, стимулирующие детей к общению. Другими словами, игра является наиболее эффективным средством социализации для детей с отклонениями в развитии интеллекта.
Задача окружающих проблемного ребенка взрослых людей – родителей, педагогов, воспитателей – заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее воспитательная ценность повышается при условии планирования воздействий педагога.
Высокое развивающее воздействие, которое оказывает сюжетно-ролевая игра на развитие всех психических процессов ребенка-олигофрена, послужило основанием для ее изучения с этой точки зрения.
Важной закономерностью психического развития аномальных детей являются трудности их социальной адаптации, затруднения во взаимодействиях и взаимоотношениях с социальной средой.
Воспитание детей с отклонениями в развитии интеллекта отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических умений и навыков. Этому в полной мере способствует сюжетно-ролевая игра.
Особенности психического развития конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторских возможностей ребенка. В связи с этим в нашей работе мы рассмотрели различные формы отклонений в развитии детей и представили классификацию детей с интеллектуальными отклонениями, предложенную М.С. Певзнером.
В нашей работе мы попытались рассмотреть значение игры для психического развития детей младшего школьного возраста и нарушениями интеллекта, и определить, какова ее роль в развитии некоторых психических процессов.
ГЛАВА I. Различная степень выраженности нарушения
1.1 Формы отклонений в развитии детей
Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой и сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагогические меры, могу возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь.
Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, обозначаемых термином «дезонтогинез», которым обозначают различные формы нарушения онтогинеза, то есть развития индивида. Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психического развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений и социальной депривации.
На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствие к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения, а именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущения неуспеха.
В настоящее время единой классификации нарушений в развитии ребенка не существует. Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:[1]
1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые дети и дети задержкой психического развития);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5) дети с комплексными дефектами развития;
6) дети с искаженным развитием.
1.2 Классификация детей с интеллектуальными отклонениями
Отдельно рассмотрим классификацию детей с интеллектуальными нарушениями.
Наиболее приемлема для решения задач нашей работы считается классификация, разработанная известным отечественным дефектологом М.С. Певзнер для детей-олигофренов.[2] Поскольку в педагогической практике различные этиология и локализация поражения коры головного мозга могут давать одинаковые картины с психолого-педагогической точки зрения, это позволяет экстраполировать (распространять) принципы этой классификации на весь контингент учащихся с интеллектуальными отклонениями.
Знание классификации детей-олигофренов поможет учителю и воспитателю, работающими с детьми, имеющими нарушения интеллекта, правильно ориентировать в подборе коррекционных игр, направленных на их психическое развитие
В основу этой классификации положен клинико-патогенетический подход. Клиническая картина включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиологию, характер болезненного процесса, его распространение и время поражения. Другими словами, этиология патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь, определяет индивидуальные особенности интеллектуального развития умственно отсталого ребенка.
М.С. Певзнер выделяет четыре форму олигофрении.
1. Основная форма характеризуется диффузным (достаточно равномерным) относительно поверхностным поражением коры головного мозга при сохранности подкорковых образований.
У этой категории детей деятельность органов чувств грубо не нарушена: не отмечается резких патологических изменений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи. Дети с такими интеллектуальными отклонениями часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют ее решение другими видами деятельности.
Они не понимают основного смысла сюжетных картинок, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом. Низкий уровень развития абстрактного мышления особенно отчетливо проявляется при необходимости установления сложных систем причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
Инертность и тугоподвижность мышления играют особую роль в возникновении основного симптома при олигофрении данной формы. Ряд коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на преодоление инертности, с самых ранних пор должен сыграть исключительную роль в стимуляции таких детей.
2. От основной формы олигофрении заметно отличается олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Это быстровозбудимые, расторможенные, недисциплинированные дети, с резко сниженной работоспособностью или крайне вялые и заторможенные, что вызвано нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
В процессе школьного обучения детей с преобладающим возбуждением выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, персеверации, при устном счете – плохое и фрагментарное выполнение заданий.
В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно в первые годы обучения, широко используются занимательный дидактический материал и игровая деятельность. Важным условием правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении какого бы то ни было задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в расчлененном (поэтапном) виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.
Специфическими чертами детей-олигофренов с преобладающим торможением является вялость, медлительность, заторможенность моторики, познавательной деятельности, поведения в целом.
Работая с такими детьми, целесообразно использовать приемы, которые способствую повышению их активности. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка смогут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
3. Среди детей-олигофренов, обучающихся в специальной школе, есть дети, у которых наряду в недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается также нарушенная речь. Специфической особенностью патогенеза этой формы является сочетание диффузного поражения с более глубокими поражениями в области речевых зон левого полушария.
У этих детей страдает сенсорная сторона речи. При достаточной остроте слуха они не различают близкие по характеру звуки (фонемы), на могут выделить отдельных звуков их плавно звучащей речи, плохо дифференцируют сложные звуковые комплексы, то есть имеют стойкое нарушение фонематического восприятия. Естественно, это ведет к нарушению звуко-буквенного анализа, что, в свою очередь, негативно сказывается на овладении грамотой и письменной речью.
Имеются и такие формы олигофрении, при которых диффузное поражение коры головного мозга сочетается с локальным поражением. В этих случаях клиническая картина олигофрении является крайне сложной, так как складывается из сочетания недоразвитого мышления с нарушением пространственного восприятия. Последнее, в свою очередь, затрудняет процесс овладения представлением о числе. При этой форме олигофрении дети испытывают значительные затруднения даже при освоении простейших счетных операций. Коррекционная работа с этими детьми должна вестись в плане развития у них главным образом пространственных представлений и понятий.
4.Последнюю группу составляют дети-олигофрены, у которых на фоне недоразвитого интеллекта, недоразвития познавательной деятельности отчетливо проступает недоразвитие личности в целом. В этих случаях резко изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патологические наклонности. Основная патологическая особенность в этом случае заключается в том, диффузное поражение коры головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей.
При исследовании таких детей выявляется грубое своеобразное нарушение моторики – движения неуклюжи, неловки, дети не могут себя обслуживать. У некоторых отмечается столь резкое изменеие походки, что можно говорить об апраксии ходьбы. Движения плохо или почти не автоматизированы. Специфической особенностью этих детей является разрыв между произвольными и спонтанными движениями. Так, при полной невозможности выполнить какие-либо движения по инструкции эти же движения дети могут выполнить спонтанно.