Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:38, курсовая работа
Воспитание детей с отклонениями в развитии интеллекта отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических умений и навыков. Этому в полной мере способствует сюжетно-ролевая игра.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Различная степень выраженности нарушения
интеллекта у детей…………………………………………5
1.1 Формы отклонений в развитии детей …………………..…5
1.2 Классификация детей с интеллектуальными
отклонениями………………………………………………...7
ГЛАВА II. Роль и значение игры в психическом развитии детей с
интеллектуальными нарушениями ……………………...16
2.1 Значение игры как особой деятельности ребенка………..16
2.2 Влияние игры на психическое развитие детей
с нарушениями интеллекта…………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Особенно показательным является тот факт, что дети, даже умеющие рисовать, не используют в своих рисунках цвет ни как средство изображение, ни как средство эмоциональной выразительности.
В игре формируются элементы трудовой деятельности (прежде всего навыки самообслуживания). Оно начинают формироваться у детей-олигофренов под влиянием требований сюжетно-ролевой игры, ее правил. Этот процесс требует значительных усилий со стороны учителей и воспитателей. При организации игры следует помнить, что движения детей, связанные с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные или, наоборот, беспорядочно-суетливые, недостаточно целенаправленные, сильно выражена несогласованность движения обеих рук. В ряде случаев у младших школьников нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык.
Таким образом, организуя игру, направленную на развитие психических процессов младших школьников с нарушениями интеллекта, необходимо учитывать их особенности развития.
Итак, мы рассмотрели роль и значение игры в психическом развитии детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Мы выяснили, что существует несколько классификаций детей с нарушениями интеллекта. Мы использовали в своей работе классификацию М.С.Певзнера.
Нами были рассмотрены основные черты ребенка-олигофрена.
Дети с такими интеллектуальными отклонениями часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют ее решение другими видами деятельности.
Они не понимают основного смысла сюжетных картинок, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом. Низкий уровень развития абстрактного мышления особенно отчетливо проявляется при необходимости установления сложных систем причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
Имеются и такие формы олигофрении, при которых диффузное поражение коры головного мозга сочетается с локальным поражением. В этих случаях клиническая картина олигофрении является крайне сложной, так как складывается из сочетания недоразвитого мышления с нарушением пространственного восприятия.
Особенно нарушается регулирующая функция речи, которая играет важную роль в формировании и дифференциации мотивов, эмоционально-волевой сферы деятельности в целом. Коррекционно-воспитательная работа с детьми данной группы должна строиться исходя их качественного своеобразия структуры дефекта.
Известно, что дети с нарушением развития интеллекта тяжело проходят процесс социализации. Игра призвана помочь проблемным детям войти в мир людей, познакомить их с разнообразными видами деятельности человека. Определенная роль в игре помогает осознать свою роль и в реальной жизни.
Как особая психоразвивающая форма игра определяется массой разнообразных факторов, действующих в разных направлениях и с разной «силой»
В процессе игры развивается внимание, мышление, воображение, память, то есть основные психические процессы.
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.
2. Выготский А.С. Основы дефектологии. – М., 1983.
3. Дефектология: Словарь-справочник / Сост. С.С.Степанов. – М., 1996.
4. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М., 1982.
5. Запорожец Условия и движущие причины психического развития ребенка. – Мн., 1979.
6. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии. – М., 1981.
7. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. – Нижний Новгород, 1992.
8. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.
9. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. – М., 1981.
10. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Развитие психических процессов у ребенка. – М., 1956.
11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1993.
12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.
13. Пантина Н.С. Исследование строения детской деятельности. – Л., 1981.
14. Певзнер М.С., Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.
15. Слепович Е.С. Игровая деятельность у дошкольников с ЗПР. – Минск, 1989.
16. Усачава Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра). – М., 1983.
17. Щедровицкий Г.П. Психология и педагогика игры. – М., 1966.
18. Щедровицкий Г.П. Методологические замечание к педагогическому строению игры. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии //Под ред И.И.Ильясова. – М., 1981.
19. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии //Под ред И.И.Ильясова. – М., 1981.
20.
21.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ………………………………..…5
1.1. Типы психических отклонений в развитии детей…….5
1.2. Акцентуации характера………………………….….10
ГЛАВА II. РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ
В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ……………………….14
2.1. Обследование детей с акцентуациями характера.
Составление психологического сопровождения
акцентуированных детей……………………………….14
2.2. Выбор коррекционной программы…………………….18
2.3. Коррекционные технологии…………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...23
ВВЕДЕНИЕ
Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Отклонения в психическом развитии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагогические меры, могу возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь.
Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, обозначаемых термином «дезонтогинез», которым обозначают различные формы нарушения онтогинеза, то есть развития индивида. Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психического развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений и социальной депривации.
При различных формах психических отклонений и акцентуациях характера необходимо наряду с другими коррекционно-педагогическими методами применять специальные коррекционные мероприятия, направленные на организацию деятельности ребенка. Его нужно учить удерживать в памяти словесные инструкции, преодолевать трудности и доводит начатое дело до конца, по возможности адекватно оценивать себя, собственные действия и их конечные результаты.
Все сказанное подтверждает актуальность рассматриваемой темы – «Психические отклонения, психогенные расстройства и акцентуации характера».
Анализ литературы по данной теме позволил сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы психические отклонения у детей и какая коррекционная работа должна проводиться в каждом случае. Ее решение и составило цель денной работы. Объект исследования – система работы с детьми, имеющими дефекты психического развития.
Были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть виды психических отклонений и психогенных расстройств.
2. Описать основные типы акцентуации характера.
3. Зафиксировать результаты обследования детей с различными акцентуациями характера.
4. Раскрыть, что представляет собой коррекционная программа и коррекционная технология.
ГЛАВА I. ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ.
1.1. Типы психических отклонений в развитии детей и
психогенные расстройства
Рассмотрим классификацию типов психических отклонений у детей. Наиболее приемлема классификация, разработанная известным отечественным дефектологом М.С. Певзнер для детей с отклонениями в психическом развитии.[8] Поскольку в педагогической практике различные этиология и локализация поражения коры головного мозга могут давать одинаковые картины с психолого-педагогической точки зрения, это позволяет экстраполировать (распространять) принципы этой классификации на весь контингент учащихся с интеллектуальными отклонениями.
В основу этой классификации положен клинико-патогенетический подход. Клиническая картина включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиологию, характер болезненного процесса, его распространение и время поражения. Другими словами, этиология патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь, определяет индивидуальные особенности интеллектуального развития.
М.С. Певзнер выделяет четыре форму психических отклонений
1. Основная форма характеризуется диффузным (достаточно равномерным) относительно поверхностным поражением коры головного мозга при сохранности подкорковых образований.
У этой категории детей деятельность органов чувств грубо не нарушена: не отмечается резких патологических изменений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи. Дети с такими психическими отклонениями часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют ее решение другими видами деятельности.
Они не понимают основного смысла сюжетных картинок, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом. Низкий уровень развития абстрактного мышления особенно отчетливо проявляется при необходимости установления сложных систем причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
2. Дети с выраженными нейродинамическими нарушениями. Это быстровозбудимые, расторможенные, недисциплинированные дети, с резко сниженной работоспособностью или крайне вялые и заторможенные, что вызвано нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
В процессе школьного обучения детей с преобладающим возбуждением выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, персеверации, при устном счете – плохое и фрагментарное выполнение заданий.
В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в расчлененном (поэтапном) виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.
Специфическими чертами детей с преобладающим торможением является вялость, медлительность, заторможенность моторики, познавательной деятельности, поведения в целом.
3. Среди детей с психическими отклонениями, обучающихся в специальной школе, есть дети, у которых наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается также нарушенная речь. Специфической особенностью патогенеза этой формы является сочетание диффузного поражения с более глубокими поражениями в области речевых зон левого полушария.
У этих детей страдает сенсорная сторона речи. При достаточной остроте слуха они не различают близкие по характеру звуки (фонемы), на могут выделить отдельных звуков их плавно звучащей речи, плохо дифференцируют сложные звуковые комплексы, то есть имеют стойкое нарушение фонематического восприятия. Естественно, это ведет к нарушению звуко-буквенного анализа, что, в свою очередь, негативно сказывается на овладении грамотой и письменной речью.