Роль и значение игры в психическом развитии детей с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание

Воспитание детей с отклонениями в развитии интеллекта отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических умений и навыков. Этому в полной мере способствует сюжетно-ролевая игра.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Различная степень выраженности нарушения
интеллекта у детей…………………………………………5
1.1 Формы отклонений в развитии детей …………………..…5
1.2 Классификация детей с интеллектуальными
отклонениями………………………………………………...7
ГЛАВА II. Роль и значение игры в психическом развитии детей с
интеллектуальными нарушениями ……………………...16
2.1 Значение игры как особой деятельности ребенка………..16
2.2 Влияние игры на психическое развитие детей
с нарушениями интеллекта…………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа состоит из  1 файл

Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

Имеются и такие формы психических отклонений, при которых диффузное поражение коры головного мозга сочетается с локальным поражением. В этих случаях клиническая картина является крайне сложной, так как складывается из сочетания недоразвитого мышления с нарушением пространственного восприятия. Последнее, в свою очередь, затрудняет процесс овладения представлением о числе. При этой форме психического отклонения дети испытывают значительные затруднения даже при освоении простейших счетных операций

4. Последнюю группу составляют дети, у которых на фоне недоразвитого интеллекта, недоразвития познавательной деятельности отчетливо проступает недоразвитие личности в целом. В этих случаях резко изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патологические наклонности. Основная патологическая особенность в этом случае заключается в том, диффузное поражение коры головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей.

При исследовании таких детей выявляется грубое своеобразное нарушение моторики – движения неуклюжи, неловки, дети не могут себя обслуживать. У некоторых отмечается столь резкое изменение походки, что можно говорить об апраксии ходьбы. Движения плохо или почти не автоматизированы. Специфической особенностью этих детей является разрыв между произвольными и спонтанными движениями. Так, при полной невозможности выполнить какие-либо движения по инструкции эти же движения дети могут выполнить спонтанно.

У этих детей также отмечаются своеобразные изменения поведения. Они не критичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, необидчивы. Поведение их лишено стойких мотивов. При полной сохранности сенсорной и моторной стороны речи у таких детей отмечается склонность к подражанию речи взрослых («резонерство»). Особенно нарушается регулирующая функция речи, которая играет важную роль в формировании и дифференциации мотивов, эмоционально-волевой сферы деятельности в целом. Коррекционно-воспитательная работа с детьми данной группы должна строиться исходя их качественного своеобразия структуры дефекта. В первую очередь используются педагогические приемы, направленные на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.

В некоторых случаях выявляются такие формы психических отклонений, при которых имеет место сочетание общего интеллектуального недоразвития с выраженными психопатическими формами поведения. Это наиболее трудные в воспитательном плане дети. Грубые со сверстниками и старшими, недисциплинированные, нередко имеющие патологические влечения, они не умеют регулировать свое поведение морально-этическими нормами.

Кроме описанных выше основных форм психических отклонений, среди учащихся специальных школ встречаются дети с более редкими формами. Это дети с психогенными расстройствами. Кратко остановимся на некоторых из них.

1. Психические нарушения, осложненные гидроцефалией. Количество умственно отсталых детей при гидроцефалии отмечается в 0,4 – 2,0 % случаев.[9]

Наиболее характерными для гидроцефалии являются снижение работоспособности (повышенная утомляемость, нарушение внимания), своеобразные изменения поведения, нередко с элементами выраженной лобной недостаточности (преобладание немотивированного повышенного фона настроения с эйфорическим характером, снижение критики к себе и к окружающим, недоучет ситуации). Эти особенности сочетаются как с более или менее нормальным уровнем интеллекта, так и с различными степенями его снижения. У этих детей часто отмечается хорошо развитая произносительная сторона речи со склонностью к резонерским рассуждениям, с множеством штампов и оборотов, заимствованных из речи взрослых и не всегда полностью семантически осознаваемых.

Детям с гидроцефалией свойственна повышенная возбудимость, импульсивность и в некоторых случаях недостаточная мотивированность поведения. Вся перечисленная симптоматика носит неустойчивый характер, она нарастает в связи с общим утомлением и меняется в зависимости от условий, в которых ребенок выполняет то или иное задание.

2. Грубые интеллектуальные нарушения наблюдаются у ребенка психогенных расстройствах, вызванных врожденным сифилисом. Олигофрения парасифилитической этиологии среди учащихся специальных школ встречается примерно в 1 - 3 % случаев. У этих детей встречается легкая остаточная неврологическая симптоматика, частые жалобы на головную боль, плохую переносимость жары, духоты. Психическое недоразвитие отмечается с раннего детства. Дети плохо включаются в игры, не понимают и не принимают их условий. Аффективная лабильность проявляется в повышенной плаксивости, возбудимости, упрямстве, склонности к конфликтам и агрессии. В школе сразу выявляются трудности в обучении, непонимание учебного материала, особенно счетных операций, грамматических правил.

3. Психогенные расстройства при фенилкетонурии (ФКУ). В этом случае нервно-психические нарушения не ограничиваются умственной отсталостью, неразвитостью интеллекта, а включают в себя и различные формы нарушения поведения, неустойчивость и снижение работоспособности и внимания.

Анализ адаптации к школе детей с ФКУ показал, что наибольшие трудности отмечаются, как  правило, на первом и втором годах обучения. Дети с трудом вступают в контакт с педагогами и сверстниками. Они плохо переносят любые изменения во внешней среде и часто дают негативные реакции на требования педагога, его попытки включит их в детский коллектив.

3. Деменция – слабоумие. Это стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубение эмоционально-волевой сферы.

Структура интеллектуальной недостаточности при деменции отличается неравномерностью различных познавательных функций. Кроме того, при деменции часто наблюдается несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации.

 

1.2.       Акцентуации характера

 

По определению А.Е. Личко, акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых определенные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже пониженной чувствительности к другим.[10]

К Леонгард и П.Б.Ганнушкин, работающие над теорией акцентуации характера, предложили следующую классификацию основных типов акцентуации характера:[11]

1)             Циклоидный тип. Конституциально-депрессивный. Это люди с постоянно пониженным настроением. Жизнь кажется им бессмысленной. Это прирожденные пессимисты. Они чрезвычайно чувствительны ко всяким неприятностям, крайне остро реагируют на них. Многих мучает уверенность в их собственной виновности во всем. Вечно угрюмые и неразговорчивые, мрачные и недовольные собой, они невольно отталкивают от себя даже сочувствующих им лиц. Однако за этой угрюмой оболочкой может теплиться доброта, отзывчивость и способность понимать душевные движения других людей.

2)             Астенический тип. В наиболее чистом виде конституциональная астения представлена у субъектов, наиболее отличительными чертами которых является чрезмерная нервная возбудимость, раздражительность, и как следствие быстрая утомляемость. Такие люди не способны к длительному усилию. Они легко усваивают все новое, но совершенно не выдерживают длительного напряжения. Их нервная слабость проявляется в крайней ранимости к переживаниям. Они падают в обморок при виде крови, не выносят горячих споров, скандалов. Робкие, малодушные, застенчивые, это необыкновенно нежные, тонко чувствующие натуры, страдающие от всякого грубого прикосновения.

3)             Шизоидный тип. Он характеризуется оторванностью от внешнего, реального мира, отсутствием внутреннего единства и последовательности во всей сумме психики, причудливой парадоксальностью эмоциональной жизни и поведения. Будучи отчужден от действительности, человек такого типа может находиться в непримиримом внутреннем конфликте с самим собой. Представители шизоидного типа могут быть как совершенно невнушаемыми, упрямыми, так и проявлять поразительную подчиняемость и легковерие. Воля их большей частью развита крайне неравномерно и односторонне.

4)             Параноидальный тип. Таких людей отличает склонность к образованию сверхценных идей, во власти которых они потом и оказываются. Самой важной такой сверхценной идеей обычно является мысль об особом значении собственной личности. Основными чертами людей параноидального типа является очень большой эгоизм, самодовольство и чрезмерное самомнение. Эти люди находятся в постоянном аффективном напряжении. Они неуживчивы и агрессивны, наживая при этом множество врагов. Злопямятность порождает у них жажду мести. Среди представителей параноидального типа можно выделить фанатиков чувств (приверженцы религиозных сект, поклонники выдающихся личностей)

5)             Группа конституционально-глупых. Подобного рода люди иногда хорошо учатся, у них хорошая память, но когда им приходится применять свои знания на практике, проявлять известную инициативу, они оказываются совершенно бесплодными. Они хорошо справляются с жизнью лишь в определенных, узких, давно установившихся рамках домашнего обихода и материального благополучия. Сюда же относятся и элементарно простые, примитивные люди, лишенные духовных запросов, но хорошо справляющиеся с несложными требованиями какого-либо ремесла. Одной из основных черт конституционально-ограниченных личностей является их большая внушаемость, их постоянная готовность подчиниться голосу большинства, «общественному мнению».

6)             Застревающий (паранойяльный тип). Он отличается повышенной подозрительностью и болезненной обидчивостью, стойкостью отрицательный аффектов. Эти люди стремятся к доминированию. Они отличаются неприятием мнения других и, как следствие, высокой конфликтностью.

7)             Эпилептоидный тип. Этот тип отличается склонностью к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией. Агрессия у таких субъектов может проявляться в виде приступов ярости и гнева, иногда с элементами жестокости. Им присуща чрезвычайная конфликтность и скрупулезная педантичность.

8)             Демонстративный тип. Его отличает выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемые для привлечения к себе внимания. Представителей этого типа характеризует авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании.

9)             Сензетивный тип. Для него характерна повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.

10)        Неустойчивый тип. Люди с таким типом легко поддаются влиянию окружающих. Они находятся в постоянном поиске новых впечатлений, компаний. Им удается легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер.

 

 

ГЛАВА II. РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ

                                 В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

 

2.1. Обследование детей с акцентуациями характера. Составление

      психологического сопровождения акцентуированных детей

 

Своевременное распознавание типа акцентуации характера является необходимым для профилактики и коррекции нарушений поведения, эмоциональных срывов или нервно-психологических отклонений у детей.

Обследование проблемных детей с целью выявить тип акцентуации проводится в процессе непосредственного общения с ними. В психодиагностической работе с детьми психологическая информация о типах отклонения в психике и поведении может быть получена при использовании патохарактерологического опросника А.Е. Личко.

      ПДО А.Е. Личко (акцентуации характера)

Неустойчивая           Склонность к риску, контакту с ассоциальными

Истероидная              личностями, прогулам;

Эпилептоидная         склонность к групповым нарушениям,

Гипертимная              бродяжничеству.

 

Лабильная

Эпилептоидная        Вероятность демонстративного суицида

Истероидная

 

Циклоидная

Сенситивная                Вероятность суицидального поведения

Психастеническая

 

Истероидная                Вероятность демонстративного суицида

 

Эпилептоидная                  Склонность к агрессии

 

Возможно использование тест М. Люшера.

              Тест М. Люшера (сочетание цветов спектра)[12]

Сочетание 1, 2, 3, 4 с 7, 0   Патохарактерологическое развитие

                                              личности, психопатические черты

5-й цвет на первом месте    Дезадаптивное, аффективное поведение

Сочетание 5, 2 и 2, 5            Черты паранойального типа

Сочетания 1, 7                     Агрессивное поведение, протестные

                                              реакции

Сочетания 2, 6 и 6, 2           Аффектные, взрывчатые реакции

Сочетания 7, 4                     Экстремальное поведение, дезадаптация

Сочетания 2, 7 и 7, 2           Негативизм, недоверие

Сочетания 4, 3, 2; 4, 3, 7     Вспышки поведенческих реакций

Информация о работе Роль и значение игры в психическом развитии детей с интеллектуальными нарушениями