Роль и значение игры в психическом развитии детей с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание

Воспитание детей с отклонениями в развитии интеллекта отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических умений и навыков. Этому в полной мере способствует сюжетно-ролевая игра.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Различная степень выраженности нарушения
интеллекта у детей…………………………………………5
1.1 Формы отклонений в развитии детей …………………..…5
1.2 Классификация детей с интеллектуальными
отклонениями………………………………………………...7
ГЛАВА II. Роль и значение игры в психическом развитии детей с
интеллектуальными нарушениями ……………………...16
2.1 Значение игры как особой деятельности ребенка………..16
2.2 Влияние игры на психическое развитие детей
с нарушениями интеллекта…………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа состоит из  1 файл

Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

или 4, 3, 0                              в стрессовых ситуациях

Сочетания 2, 0 и 0, 2            Конфликтность

Сочетания 5, 4                      Истероидные демонстративные

                                               проявления

Сочетания 3, 5, 7; 3, 7, 5      Проявление антисоциальных

и 7, 5, 3                                 тенденций

 

На основании  тестов, опросников и непосредственного наблюдения за проблемными детьми, можно психологическое сопровождение акцентированных детей. В прилагаемой таблице дана психологическая характеристика шести обследованных детей разного возраста с различными акцентуациями характера.

 

 

 

Психологическое сопровождение акцентуированных детей

 

№/№

Тип акцентуации

Основные

признаки

«+» качества

Формы

дезадаптации

Провоцирующие факторы

1

 

Гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность)

 

Стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к переоценке возможностей, повышенная активность, подвижность, чрезмерная самостоятельность, экстравертированность

 

 

Предприимчивость. Быстрота усвоения учебного материала. Легкость общения. Активность, энергичность. Находчивость в нестандартной ситуации

 

Авантюризм. Неустойчивость. Отвлекаемость. Склонность к риску. конфликтность

 

Безделье. Ограниченность выбора. Одиночество.Регламентирование деятельнсоти. Эмоциональная ответственность

2

 

Циклоидный (эйфория-дисфория)

 

Эйфория –гипертимы, дисфория – неустойчивые. Скрытый тип.

 

           -

 

По фазам

 

Перегрузки, притеснения, неожиданность

3

 

Неустойчивый (безволие)

 

Непоседливость, непостоянство, зависимость от  других, внушаемость, пассивность в деятельности, стремление к праздности и поверхностным увлечениям

 

 

Умение не переутомляться, получать сильные впечатления, доверчивость, открытость, услужливость

 

Делинквентное поведение, аддитивное поведение

 

Бесконтрольность, нецеленаправленное воспитание

4

 

Истероидный (потребность удивлять, вызывать сочувствие и т.п.)

 

Завышенная самооценка, похвальба несуществующими достижениями, неспособность переносить удары по эгоцентризму, ненасытная жажда поклонения, стремление «быть на сцене»

 

 

Упорство, инициативностькоммуникабельность, организаторские способности, энергичность

 

Демонстративное поведение, эгоцентризм, аффективное поведение

 

Публичное лишение ореола, развенчание, изоляция, серость

5

 

Шизоидный (замкнутость и отгороженность

 

Чудаковатые поступки, трудности контактов, эмоциональная холодность, фантазирование и резонерство, малая активность, (физическая ин- теллектуальная)

 

 

Холодный ум, способность к нестандартному мышлению, способность работать в одиночку, аналитические способности

 

Асоциальное поведение борца за справедливость. Аддитивное поведение. Суицидные настроения. Фантазии.

 

Насильственное помещение в группу. Эмоциональные контакты

6

 

Психостенический (тревожная мнительность)

 

Робость, страхи, нерешительность, педантизм, повышенная чувствительность к порядку, опасение за свое будущее и будущее своих близких, навязчивые идеи, суеверность

 

 

Способность брать на себя ответственность за других, эмоциональная привязанность к матери, ответственность за дело

 

Невротические заболевания, панические страхи часто безосновательные, склонность к суициду (принесение себя в жертву, чувство не-

выполненного долга)

 

Повышенная ответственность, ситуация выбора, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность

 

 

 

 

 

 

2.2. Выбор коррекционной программы

 

Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели. Психологическая коррекция предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира человека.[13]

Выбор коррекционной программы зависит от того, какова направленность коррекционной работы: симптоматическая – направлена на отдельные отклонения в психическом развитии, этиологическая – направлена на источники и причины этих отклонений.

Проведя тщательную общепсихологическую и возрастно-психологическую диагностику детей с теми или иными психическими отклонениями или с акцентуациями характера, психолог разрабатывает специальную коррекционную программу. Она должна опираться на общие психологические  закономерности и универсальные техники, а также ориентироваться на индивидуальные возможности ребенка (индивидуализированные программы коррекции).

В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход в выработке программ, в рамках которого коррекция рассматривается как организация специального обучения деятельности, когда ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активности.

Соответственно обнаруженным отклонениям предлагаются следующие коррекционные программы.

1. Программы коррекции умственного развития

Развитие сенсорных способностей.

Развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления.

Развитие начальных функций произвольного внимания и памяти.

Развитие речи (в рамках логопедической помощи).

Развитие познавательных мотиваций.

2. Программа коррекции поведения

Блок I. – мотивационный: неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия.

Блок II. – операционно-регулятивные: неумение контролировать свои действия и вносить коррекции по ходу действия.

3. Коррекционная программа личностного развития

-  проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности;

-         проблемы пассивности, конформизма;

-                 проблемы комплексной дезадаптации (нарушение эмоциональной регуляции поведения, дезорганизация поведения, связанная с психическими отклонениями и акцентуациями характера).

В коррекционные программы могут быть включены следующие виду коррекционной работы

1. Игровая коррекция.

Игровая коррекция является групповой формой коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Она основана на деятельностном подходе и использует игру в психодиагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция, как правило, используется при различных формах психических нарушений, тревожности в результате неустойчивости образа собственного «Я».

2. Игротерапия.

Игротерапия используется как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции..

3. Арттерапия.

Арттерапия для детей представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, в развитии способностей к конструктивных действиям с учетом реальностей окружающего мира.

4. Поведенческая терапия.

Решающее значение в поведенческом уровне на таких коррекционных занятиях придается регулятивным процесса, и в первую очередь самоконтролю и саморегуляции.

 

2.3. Коррекционные технологии

 

Психологу приходится иметь дело с детьми разных возрастов и с различными психическими, психогенными расстройствами и отклонениями, различными акцентуациями характера. При этом он должен видеть их не в статике, а в динамике. Работа с детьми имеющими некоторые психические отклонения осуществляется неединовременно, а в несколько этапов.  В основе благоприятных психологических условий для этого лежит реализация принципа «зоны ближайшего развития» Л.В. Выготского.[14] Использование этого принципа в разработке психолого-коррекционных технологий позволяет проектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время.

Рассмотрим, каким образом разработана технология психологической работы в школе  с группой подростков, у которых отмечены акцентуации характера.

1. Организационные вопросы

- Формулирование целей и задач работы.

- Встреча с родителями, учителями, работающими с проблемными детьми;

- Встреча с самими детьми, формирование мотивации на совместно работу.

- Проработка полученной информации.

- Планирование деятельности, подбор конкретных методик для

выполнения поставленных задач.

 

2. Диагностические процедуры

- Личностные особенности (ПДО, СМИЛ, ММИЛ, тест Шмишека).

- Самооценка («Личностный дифференциал», тест «Кто я?» (Т. Кун), опросник МИС).

- Интеллектуальное развитие (тесты Амтхауэра, Векслера, ШРУР).

- Характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т. Лири).

3. Тренинг с детьми

- Восстановление доверия к окружающим.

- Развитие психологической устойчивости в проблемных ситуациях.

- Анализ возможных альтернатив поведения.

- Упражнения для самостренировки.

4. Консультативно-методическая работа

- Индивидуальная работа с детьми.

- Индивидуальная работа с родителями.

- Поиск индивидуального подхода к решению проблем учителей и детей с выраженными акцентуациями характера.

Таким образом, под термином «коррекционные технологии» понимается разработка достаточно долгосрочной, поэтапной программы психологической работы с детьми, имеющими те или иные психические отклонения,  или с детьми, у которых имеются выраженные акцентуации характера.[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы сделали попытку решить в работе задачи, определенные во введении. Рассмотрев различные виды отклонений в психическом развитии ребенка, пришли к выводу, что на начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствие к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения, а именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущения неуспеха.

Воспитание детей с отклонениями в психическом развитии  отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических умений и навыков.

Особенности психического развития конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторских возможностей ребенка. В связи с этим в нашей работе мы рассмотрели различные формы отклонений в развитии детей и представили классификацию детей с интеллектуальными отклонениями, предложенную М.С. Певзнером.

Данная работа представлена введением, двумя основными главами, заключением и списком использованной литературы.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.

2.                  Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003

3.                  Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.

4.                  Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха./ Сост. Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд –во Удм. ун-та, 1999

5.                  Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.

6.                  Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. – М., 1981.

7.                  Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000.

8.                  Прутченко А.С. Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 1996.

9.                  Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., с. 11.

[2] Певзнер М.С., Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973, с. 54-55.

[3] Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000, с. 44.

[4] Щедровицкий Г.П. Психология и педагогика игры. – М., 1966, с. 38.

[5] Д.Б. Эльконин Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии//Под ред И.И.Ильясова. – М., 1981, с. 61.

[6] Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Развитие психических процессов у ребенка. – М., 1956, с. 71.

[7] Слепович Е.С. Игровая деятельность у дошкольников с ЗПР. – Минск, 1989, с. 115.

[8] Певзнер М.С., Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973, с. 54-55.

[9] Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000, с. 44.

[10] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.

[11] Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха./ Сост. Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд –во Удм. ун-та, 1999, с. 50-51.

[12] Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000,

[13] Овчарова Р.В. Тезнологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000, с. 195.

[14] Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003,  253.

[15] Овчарова Р.В. Тезнологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000, с. 6 – 7.


Информация о работе Роль и значение игры в психическом развитии детей с интеллектуальными нарушениями