Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:38, курсовая работа
Воспитание детей с отклонениями в развитии интеллекта отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических умений и навыков. Этому в полной мере способствует сюжетно-ролевая игра.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Различная степень выраженности нарушения
интеллекта у детей…………………………………………5
1.1 Формы отклонений в развитии детей …………………..…5
1.2 Классификация детей с интеллектуальными
отклонениями………………………………………………...7
ГЛАВА II. Роль и значение игры в психическом развитии детей с
интеллектуальными нарушениями ……………………...16
2.1 Значение игры как особой деятельности ребенка………..16
2.2 Влияние игры на психическое развитие детей
с нарушениями интеллекта…………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
или 4, 3, 0 в стрессовых ситуациях
Сочетания 2, 0 и 0, 2 Конфликтность
Сочетания 5, 4 Истероидные демонстративные
Сочетания 3, 5, 7; 3, 7, 5 Проявление антисоциальных
и 7, 5, 3
На основании тестов, опросников и непосредственного наблюдения за проблемными детьми, можно психологическое сопровождение акцентированных детей. В прилагаемой таблице дана психологическая характеристика шести обследованных детей разного возраста с различными акцентуациями характера.
№/№ | Тип акцентуации | Основные признаки | «+» качества | Формы дезадаптации | Провоцирующие факторы |
1 |
Гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность) |
Стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к переоценке возможностей, повышенная активность, подвижность, чрезмерная самостоятельность, экстравертированность
|
Предприимчивость. Быстрота усвоения учебного материала. Легкость общения. Активность, энергичность. Находчивость в нестандартной ситуации |
Авантюризм. Неустойчивость. Отвлекаемость. Склонность к риску. конфликтность |
Безделье. Ограниченность выбора. Одиночество.Регламентирование деятельнсоти. Эмоциональная ответственность |
2 |
Циклоидный (эйфория-дисфория) |
Эйфория –гипертимы, дисфория – неустойчивые. Скрытый тип.
| - |
По фазам |
Перегрузки, притеснения, неожиданность |
3 |
Неустойчивый (безволие) |
Непоседливость, непостоянство, зависимость от других, внушаемость, пассивность в деятельности, стремление к праздности и поверхностным увлечениям
|
Умение не переутомляться, получать сильные впечатления, доверчивость, открытость, услужливость |
Делинквентное поведение, аддитивное поведение |
Бесконтрольность, нецеленаправленное воспитание |
4 |
Истероидный (потребность удивлять, вызывать сочувствие и т.п.) |
Завышенная самооценка, похвальба несуществующими достижениями, неспособность переносить удары по эгоцентризму, ненасытная жажда поклонения, стремление «быть на сцене»
|
Упорство, инициативностькоммуникабельнос |
Демонстративное поведение, эгоцентризм, аффективное поведение |
Публичное лишение ореола, развенчание, изоляция, серость |
5 |
Шизоидный (замкнутость и отгороженность |
Чудаковатые поступки, трудности контактов, эмоциональная холодность, фантазирование и резонерство, малая активность, (физическая ин- теллектуальная)
|
Холодный ум, способность к нестандартному мышлению, способность работать в одиночку, аналитические способности |
Асоциальное поведение борца за справедливость. Аддитивное поведение. Суицидные настроения. Фантазии. |
Насильственное помещение в группу. Эмоциональные контакты |
6 |
Психостенический (тревожная мнительность) |
Робость, страхи, нерешительность, педантизм, повышенная чувствительность к порядку, опасение за свое будущее и будущее своих близких, навязчивые идеи, суеверность
|
Способность брать на себя ответственность за других, эмоциональная привязанность к матери, ответственность за дело |
Невротические заболевания, панические страхи часто безосновательные, склонность к суициду (принесение себя в жертву, чувство не- выполненного долга) |
Повышенная ответственность, ситуация выбора, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность |
2.2. Выбор коррекционной программы
Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели. Психологическая коррекция предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира человека.[13]
Выбор коррекционной программы зависит от того, какова направленность коррекционной работы: симптоматическая – направлена на отдельные отклонения в психическом развитии, этиологическая – направлена на источники и причины этих отклонений.
Проведя тщательную общепсихологическую и возрастно-психологическую диагностику детей с теми или иными психическими отклонениями или с акцентуациями характера, психолог разрабатывает специальную коррекционную программу. Она должна опираться на общие психологические закономерности и универсальные техники, а также ориентироваться на индивидуальные возможности ребенка (индивидуализированные программы коррекции).
В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход в выработке программ, в рамках которого коррекция рассматривается как организация специального обучения деятельности, когда ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активности.
Соответственно обнаруженным отклонениям предлагаются следующие коррекционные программы.
1. Программы коррекции умственного развития
Развитие сенсорных способностей.
Развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления.
Развитие начальных функций произвольного внимания и памяти.
Развитие речи (в рамках логопедической помощи).
Развитие познавательных мотиваций.
2. Программа коррекции поведения
Блок I. – мотивационный: неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия.
Блок II. – операционно-регулятивные: неумение контролировать свои действия и вносить коррекции по ходу действия.
3. Коррекционная программа личностного развития
- проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности;
- проблемы пассивности, конформизма;
- проблемы комплексной дезадаптации (нарушение эмоциональной регуляции поведения, дезорганизация поведения, связанная с психическими отклонениями и акцентуациями характера).
В коррекционные программы могут быть включены следующие виду коррекционной работы
1. Игровая коррекция.
Игровая коррекция является групповой формой коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Она основана на деятельностном подходе и использует игру в психодиагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция, как правило, используется при различных формах психических нарушений, тревожности в результате неустойчивости образа собственного «Я».
2. Игротерапия.
Игротерапия используется как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции..
3. Арттерапия.
Арттерапия для детей представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, в развитии способностей к конструктивных действиям с учетом реальностей окружающего мира.
4. Поведенческая терапия.
Решающее значение в поведенческом уровне на таких коррекционных занятиях придается регулятивным процесса, и в первую очередь самоконтролю и саморегуляции.
2.3. Коррекционные технологии
Психологу приходится иметь дело с детьми разных возрастов и с различными психическими, психогенными расстройствами и отклонениями, различными акцентуациями характера. При этом он должен видеть их не в статике, а в динамике. Работа с детьми имеющими некоторые психические отклонения осуществляется неединовременно, а в несколько этапов. В основе благоприятных психологических условий для этого лежит реализация принципа «зоны ближайшего развития» Л.В. Выготского.[14] Использование этого принципа в разработке психолого-коррекционных технологий позволяет проектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время.
Рассмотрим, каким образом разработана технология психологической работы в школе с группой подростков, у которых отмечены акцентуации характера.
1. Организационные вопросы
- Формулирование целей и задач работы.
- Встреча с родителями, учителями, работающими с проблемными детьми;
- Встреча с самими детьми, формирование мотивации на совместно работу.
- Проработка полученной информации.
- Планирование деятельности, подбор конкретных методик для
выполнения поставленных задач.
2. Диагностические процедуры
- Личностные особенности (ПДО, СМИЛ, ММИЛ, тест Шмишека).
- Самооценка («Личностный дифференциал», тест «Кто я?» (Т. Кун), опросник МИС).
- Интеллектуальное развитие (тесты Амтхауэра, Векслера, ШРУР).
- Характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т. Лири).
3. Тренинг с детьми
- Восстановление доверия к окружающим.
- Развитие психологической устойчивости в проблемных ситуациях.
- Анализ возможных альтернатив поведения.
- Упражнения для самостренировки.
4. Консультативно-методическая работа
- Индивидуальная работа с детьми.
- Индивидуальная работа с родителями.
- Поиск индивидуального подхода к решению проблем учителей и детей с выраженными акцентуациями характера.
Таким образом, под термином «коррекционные технологии» понимается разработка достаточно долгосрочной, поэтапной программы психологической работы с детьми, имеющими те или иные психические отклонения, или с детьми, у которых имеются выраженные акцентуации характера.[15]
Итак, мы сделали попытку решить в работе задачи, определенные во введении. Рассмотрев различные виды отклонений в психическом развитии ребенка, пришли к выводу, что на начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствие к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения, а именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущения неуспеха.
Воспитание детей с отклонениями в психическом развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических умений и навыков.
Особенности психического развития конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторских возможностей ребенка. В связи с этим в нашей работе мы рассмотрели различные формы отклонений в развитии детей и представили классификацию детей с интеллектуальными отклонениями, предложенную М.С. Певзнером.
Данная работа представлена введением, двумя основными главами, заключением и списком использованной литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003
3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.
4. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха./ Сост. Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд –во Удм. ун-та, 1999
5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
6. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. – М., 1981.
7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000.
8. Прутченко А.С. Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 1996.
9. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 2000.
[1] Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., с. 11.
[2] Певзнер М.С., Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973, с. 54-55.
[3] Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000, с. 44.
[4] Щедровицкий Г.П. Психология и педагогика игры. – М., 1966, с. 38.
[5] Д.Б. Эльконин Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии//Под ред И.И.Ильясова. – М., 1981, с. 61.
[6] Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Развитие психических процессов у ребенка. – М., 1956, с. 71.
[7] Слепович Е.С. Игровая деятельность у дошкольников с ЗПР. – Минск, 1989, с. 115.
[8] Певзнер М.С., Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973, с. 54-55.
[9] Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000, с. 44.
[10] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
[11] Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха./ Сост. Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд –во Удм. ун-та, 1999, с. 50-51.
[12] Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000,
[13] Овчарова Р.В. Тезнологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000, с. 195.
[14] Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003, 253.
[15] Овчарова Р.В. Тезнологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000, с. 6 – 7.