Роль национального воспитания в развитии дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:26, доклад

Описание

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Работа состоит из  1 файл

Роль национального воспитания в развитии дошкольников.docx

— 18.31 Кб (Скачать документ)

Роль национального воспитания в развитии дошкольников

Приобщение детей к  истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям  является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства  собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского  народа.

 Возрождение культурного  наследия нашей страны начинается  с воспитания чувства гордости  и любви к своей Родине, своей  национальности у подрастающего  поколения. В настоящее время  не менее важно воспитывать  толерантное отношение детей  различных национальностей к  представителям других народов.

  Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

 Огромную роль в  воспитании интереса к национальной  культуре играет личный пример  педагога, его взгляды, суждения. Гармоничное развитие личности  представляется возможным только  через выражение себя в различных  видах деятельности. Особенности  работы по этнокультурному компоненту  заключаются в систематическом  расширении представления дошкольников  о культуре и традициях мордовского  народа, обогащении предметно-пространственной  среды в группе, связи с другими  областями развития, взаимодействии  с родителями воспитанников.

 Немаловажную роль  играет эмоциональное отношение  детей к тому или иному виду  деятельности. Поэтому наиболее  оптимальной формой работы, сочетающей  в себе все методическое разнообразие  работы с дошкольниками, можно  считать занятия, беседы, дидактические  игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми, так как именно они позволяет  интегрировать самые различные  виды детской деятельности.

Для работы с детьми очень  важен иллюстративный и поделочный материал, различные традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать  красочные книги, иллюстрации и  фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?». В ДОУ целесообразно использовать настольный, теневой театр, который  используется для ознакомления с  мордовскими народными сказками.

С целью более глубокого  ознакомления с национальной историей и культурой в ДОУ возможно открытие музея национального быта и культуры. Цель создания музея  – сформировать у детей интерес  и уважение к культуре и традициям  мордовских народов, к их труду, жизни  посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий  в музее, воспитанники могут получать новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей  Мордовии. В ряде ДОУ существует национальный уголок в группе. С  его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства  и республики Мордовия.

Для изучения мордовской народной одежды существует настольно-печатная игра «Щак – каряк – някать», альбом «Мордовский народный костюм». Одним из способов приобщения к культуре может быть создание национального костюма для куклы.

Знакомство детей с  народной культурой рационально  начинать в форме беседы. В начале дети знакомятся с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия можно организовать в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии». Стоит отметить, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Далее идет знакомство детей  с новыми темами: «Одежда народов  Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство  любого народа всегда предметно, оно  имеет свое специфическое смысловое  поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его  могучий творческий потенциал. Занятия  с детьми по декоративно-прикладному  искусству проходят по ряду тем: «В мире волшебных красок», «Золотые краски осени родной природы», «Волшебные краски осени родного села», «Мордовский  узор», «Предметы декоративно-прикладного  искусства и их роль в жизни  народа», «Чудо – платье с мордовским узором», «Иллюстрирование мордовской народной сказки «Кокоркине»»

 В первом разделе  «В мире волшебных красок (окружающий  мир как основа творчества  народа)» дети получают общие  представления о декоративно-прикладном  искусстве как способе отражения  окружающей действительности, учатся  находить общее и различие  в природе и народных декоративных  узорах (цвет, форма элементов, их  расположение).

Во втором разделе «Орнамент  Мордовии (построение, виды)» дети приобщаются  к разнообразному миру элементов  узоров и орнаментальных композиций декоративно-прикладного искусства  мордвы-эрзя, учатся изображать элементы орнамента.

  Изучение третьего раздела «Предметы декоративно-прикладного искусства и их роль в жизни народа (работа в творческих мастерских)» носит практико-ориентированный характер. Дети реализуют свои творческие замыслы, украшая мордовским орнаментом предметы быта и элементы одежды.

На всех возрастных этапах, очень важно использовать иллюстрации. Наличие иллюстративного материала  делают рассказы детей связными, четкими  и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у  детей внимание, память и речь. Отвечая  на поставленные вопросы, у детей  развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

 На занятиях по обучению  рассказыванию вносится устное  народное творчество: сказки, пословицы,  загадки, что повышает у детей  эмоциональный интерес и делает  рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного  народного творчества позволило  решить в комплексе познавательные  и воспитательные задачи. У детей  появляется устойчивый интерес,  они учатся устанавливать простейшие  связи между трудом и бытом  мордовских народов. Дети называют  птиц и животных, приобретают  навыки поведения в природе  через заповеди и народные  обычаи.

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и  занятий целесообразно использовать дидактические игры. Дидактические  игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В старшей группе детям  можно предложить игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление  знаний о геометрических фигурах  и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек». Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас».

 Для закрепления знаний  детей о предметах быта, орудиях  труда можно использовать игру  «Для чего нужны предметы?»  На прогулках целесообразно проводить  индивидуально с детьми словесные  игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай  по описанию», «С какого дерева  ветка» и другие. Благодаря использованию  дидактических игр у детей  значительно возрастает интерес  к культуре народов Мордовии.

  Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

  Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

  Народная мудрость гласит: «Внешние движения конечностей влияют на жизнь внутренних органов человека». Поэтому в старшей группе детей можно научить национальным подвижным играм на развитие различных групп мышц. Эти игры оказывают влияние и на развитие интеллектуальных способностей детей.

 Таким образом, возрождение  культурного наследия нашей страны  начинается с воспитания чувства  гордости и любви к своей  Родине, своей национальности у  подрастающего поколения. Залогом  гармоничного развития личности  является воспитание детей, сочетающее  в себе духовное богатство,  моральную чистоту, физическое  совершенство и крепкое здоровье. Посредством дидактических игр  с элементами национальных игр,  сказок, песен рассказов можно  решить сразу несколько задач.  С одной стороны, дидактические  игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой позволяют детям приобщиться к национальной культуре.


Информация о работе Роль национального воспитания в развитии дошкольников