Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:26, доклад
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Роль национального воспитания в развитии дошкольников
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
Возрождение культурного
наследия нашей страны
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Огромную роль в
воспитании интереса к
Немаловажную роль
играет эмоциональное
Для работы с детьми очень
важен иллюстративный и поделочный
материал, различные традиционные игры,
книги, сказки, пословицы и поговорки.
Дети очень любят рассматривать
красочные книги, иллюстрации и
фотографии. При этом задают вопросы:
«Кто это?», «Почему они так одеты?».
В ДОУ целесообразно
С целью более глубокого ознакомления с национальной историей и культурой в ДОУ возможно открытие музея национального быта и культуры. Цель создания музея – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий в музее, воспитанники могут получать новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Мордовии. В ряде ДОУ существует национальный уголок в группе. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия.
Для изучения мордовской народной одежды существует настольно-печатная игра «Щак – каряк – някать», альбом «Мордовский народный костюм». Одним из способов приобщения к культуре может быть создание национального костюма для куклы.
Знакомство детей с народной культурой рационально начинать в форме беседы. В начале дети знакомятся с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия можно организовать в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии». Стоит отметить, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.
Далее идет знакомство детей
с новыми темами: «Одежда народов
Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство».
Декоративно-прикладное искусство
любого народа всегда предметно, оно
имеет свое специфическое смысловое
поле, свой образный ряд, свою неповторимую
специфику. Именно в этом заключен его
могучий творческий потенциал. Занятия
с детьми по декоративно-прикладному
искусству проходят по ряду тем: «В
мире волшебных красок», «Золотые краски
осени родной природы», «Волшебные
краски осени родного села», «Мордовский
узор», «Предметы декоративно-
В первом разделе
«В мире волшебных красок (окружающий
мир как основа творчества
народа)» дети получают общие
представления о декоративно-
Во втором разделе «Орнамент
Мордовии (построение, виды)» дети приобщаются
к разнообразному миру элементов
узоров и орнаментальных композиций
декоративно-прикладного
Изучение третьего раздела «Предметы декоративно-прикладного искусства и их роль в жизни народа (работа в творческих мастерских)» носит практико-ориентированный характер. Дети реализуют свои творческие замыслы, украшая мордовским орнаментом предметы быта и элементы одежды.
На всех возрастных этапах,
очень важно использовать иллюстрации.
Наличие иллюстративного
На занятиях по обучению
рассказыванию вносится устное
народное творчество: сказки, пословицы,
загадки, что повышает у детей
эмоциональный интерес и
Для обобщения и систематизации
знаний детей после бесед и
занятий целесообразно
В старшей группе детям можно предложить игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек». Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас».
Для закрепления знаний
детей о предметах быта, орудиях
труда можно использовать игру
«Для чего нужны предметы?»
На прогулках целесообразно
Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.
Народная мудрость гласит: «Внешние движения конечностей влияют на жизнь внутренних органов человека». Поэтому в старшей группе детей можно научить национальным подвижным играм на развитие различных групп мышц. Эти игры оказывают влияние и на развитие интеллектуальных способностей детей.
Таким образом, возрождение
культурного наследия нашей
Информация о работе Роль национального воспитания в развитии дошкольников