Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.

Содержание

Введение
Глава I. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности
1.1 Общие и различные стороны профессий артиста и педагога
1.2 Артистизм педагога в учебном процессе
1.3 Театрализация как система личностного развития учащегося
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛаДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ
2.1 Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности
2.2 Способы овладения педагогическим артистизмом
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

артистизм педагога2.docx

— 97.75 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 
Введение

Глава I. Роль педагогического  артистизма в педагогической деятельности

 
1.1 Общие и различные стороны  профессий артиста и педагога

 
1.2 Артистизм педагога в учебном  процессе

 
1.3 Театрализация как система  личностного развития учащегося

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

 
 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И  ОВЛаДЕНИЕ                        ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ

 

2.1 Способы применения  педагогического артистизма в  педагогической деятельности

 
2.2 Способы овладения педагогическим  артистизмом

 
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
                                                   

 Введение

 
 

Актуальность  темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.

Педагогический арстистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму соверменного педагога. [ 2; с.5 ]

В педагогической литературе достаточно давно разрабатывается проблема соотнесения деятельности учителя, актера и режиссера (в той или иной степени ее затрагивали А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Гоноболин, А.В. Мудрик и другие). Видные деятели театральной педагогики, актеры, режессеры, драматурги К.С.Станиславский, М.А.Чехов, Е.Б.Вахтангов, М.О.Кнебель, Б.Брехт, Б.Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности учителя внесли Ю.П.Азаров, В.М.Букатов, П.М.Ершов, А.П.Ершова, И.А.Зязюн, Ю.Л.Львова, В.А.Кан-Калик, В.Ф.Моргун, Е.А.Ямбург и др.  Действительно, в сценическом и педагогическом творчестве много общего, особенно в эмоционально – коммуникативной сфере, связанной с воздействием учителя на детей. Учитель ведь по существу разрабатывает «драматургию» педагогического действия урока, а это предполагает режиссерское видение того или иного образовательного или воспитательного сюжета. Педагог при этом, безусловно, должен обладать некоторыми артистическими способностями, ибо он выступает как активный «транслятор» знаний, воспитательных идей, воздействий.

Артистизм способствует созданию благоприятной обстановки, положительной  атмосферы на уроке, помогающий воплощению замысла. Исследования артистизма в  педагогическом аспекте представляют собой целый узел нерешенных вопросов:  определение его сущности и основных признаков; осмысление его значения в педагогической деятельности и границ влияния на образовательный процесс; сознания условий и средств стимулирования и развития; диагностика артистизма педагога и т.д.

Своеобразие психологии педагога, повышенная нервно – эмоциональная  напряженность его труда требует  неких личностных технологий поведения. Особенно это касается молодых учителей. Им необходимо осваивать приемы работы над собой, овладевать саморегуляцией и релаксацией, развивать способность оптимально регулировать свои психические состояния как в экстремальных, так и в спокойно текущих обстоятельствах; постигать мастерство построения «сценария» урока, создавать необходимую атмосферу на уроке, поддерживать творческое самочувствие ребят, настраиваться на «тембр» каждой личности [3; с.209].

В настоящее время выявилось противоречие между требованием к образованию, как механизму развития творческой личности ученика, ее индивидуальных способностей и дарований, и недооценкой учителями роли эмоционально-образного компонента своей деятельности, личности самого учителя, его персонального обаяния, оригинальности характера, выразительности и интересности поведения.

Данная проблема и противоречие вызвали у нас большой интерес, что и определило выбор темы нашего исследования «Артистизм в деятельности педагога».

Объектом нашего исследования явилась педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей учителя, предметом –  артистизм, как качество личности учителя, формирующееся на основе его индивидуальных творческих способностей.

Цель нашего исследования – изучить роль и проявления артистизма в деятельности педагога.

Для достижения цели  исследования нами определены следующие шаги или задачи:

1.       Раскрыть  общие и различные стороны профессии артиста и педагога.

2.       Определить роль артистизма учителя в учебном процессе.

3.       Проанализировать театрализацию как систему личностного развития учителя и учащихся.

4.       Изучить возможности практического применения педагогического артистизма.

5.       Выявить условия, способствующие развитию артистизма учителя.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие  методы: анализ научно-методической литературы, анализ опыта работы современной  школы.

 
 
 

 

 
 
 
 
 

Глава I. Роль педагогического  артистизма в педагогической деятельности

1.1. Общие и различные  стороны профессий артиста и  педагога

 

В педагогических публикациях  последних 5 -7 лет, освещающих педагогическое творчество, нередко встречаются  такие понятия, как «театральная педагогика», «актерское мастерство»  применительно к технологии построения урока. И почти нет такого понятия, как артистизм, хотя еще в конце 19 века выдающийся русский писатель А.П. Чехов сказал емкую фразу, что  «учитель должен быть артист». Изучая словари, мы убедились, что слова «актер» и «артист» не синонимы. Актер – играющий роль или воплощающий персонаж, находится в самом центре сценических событий. Он  - живая связь между текстом, сценическими указаниями режиссера и восприятием зрителя. Артист (фр. Artiste): 1. Об актере, певце, музыканте. 2. О том, кто достиг высокого мастерства в чем-либо (артист своего дела– разг.).

Профессор В.В.Иванихин в  своей статье «Школе нужен учитель-артист»  сравнивая значения этих понятий, приходит к убеждению, что актер выполняет  чей-то произвол (режиссера, драматурга), а артист – это художник, «творческая личность, достигшая высокого мастерства» в своем деле, он не зависит ни от какого диктата, его труд – удовольствие, он постоянно стремится обогащать себя наблюдениями над жизнью и впечатлениями. Поэтому, по его мнению, для учителя слово «актер» не подходит. Автор пишет: «Мы знаем, как много актеров и как мало среди них артистов, владеющих артистизмом, то есть «особым умением держать себя, отличаться изяществом манер, грациозностью движений, иметь высокое и тонкое мастерство исполнения чего – либо, виртуозность». Можно отчасти согласиться с мнением профессора. Но очень многие ученые, педагоги, психологи сравнивают профессию педагога и актера, так как артистизм профессионально необходим именно актеру. Например, учитель английского языка Ж.Ваганова рассматривает сходство деятельности учителя и актера по таким параметрам: особенности практической деятельности, качества познавательных интересов (внимание, восприятие, воображение; особенности опыта, развитых умений (мастера своего дела); качество двигательных процессов и проявлений (движения, поведение, внешность). Обе эти профессии характеризуются коммуникативностью, общностью процессуальных характеристик – учитель и актер действуют публично и в паре с партнерами. Объект их воздействия является одновременно и субъектом, сотворцом. Деятельность обоих регламентирована во времени, к обоим предъявляются особые требования – стабильность творческой формы; оперативность в управлении своим самочувствием; динамичность эмоционально-волевых процессов; развитое воображение; выразительная внешность. Наиболее сближает учителя и актера стадия общения, взаимодействия, которая является основой движущей силой и педагогического, и театрального творчества. [ 3; с.209 ]

Также в своей статье «Актер ли педагог?» профессор С.Е.Каменецкий анализирует, что общего у учителя с актером, который играет свою роль перед зрителями, создает образ, задуманный автором пьесы, рассказа, отрывка. Общее есть, как утверждает автор. Оно состоит в том, что и педагог, и актер обращаются к аудитории, находятся в центре внимания зрителей или обучающихся. На них смотрят сотни или десятки внимательных глаз, их слушает аудитория, которая видит все их движения, выражения лица, жесты, воспринимает речь той или иной громкости, ее тембр, обращает внимание на паузы в речи.

Конечно, огромную роль играет мотивация учащихся и зрителей. Она  различна. Одни мотивированы на получение  новых знаний, на их понимание, проникновение  в их сущность. Другие интересуют в  первую очередь действие, фабула пьесы, характеры и особенности ее героев. Но и педагог, и актер под взором зрителей, в одном случае просто зрителей, а в другом – учащихся, но так или иначе тоже зрителей и слушателей. Но в то же время, С.Е.Каменецкий, анализируя действия учителя и актера, разводит, показывает действительно важные отличия, чтобы ответить на поставленный вопрос «актер ли педагог?».

«Бывают случаи, когда некоторые  преподаватели пытаются “играть” перед аудиторией, вести себя не в свойственной им манере, как бы красоваться тем или иным, приобретенным  извне. Но интересно то, что учащиеся, зная своих педагогов и учителей, воспринимают это без энтузиазма, даже считают это некоторой фальшью». Поэтому С.Е.Каменецкий утверждает, что педагог должен быть самим собой. Его сила в знаниях и в педагогических, а не чисто артистических умениях. Все это дает нам основание однозначно ответить на вопрос: “Актер ли учитель?”. Нет, не актер, а педагог, специалист, хотя и работает с аудиторией. Но в то же время автор считает необходимым отметить, что педагогу не вредны, а весьма полезны некоторые артистические черты. Часть из них дает им природа (приятная внешность, спокойная и ровная походка, красивые жесты, выразительная мимика, приятный, ласкающий слух тембр голоса.), но многое можно приобрести попутно с приобретением педагогических умений и в процессе подготовки учителей в первую очередь, тех кто готовит педагогов. [11; с. 2 - 4  ]

Но что такое артистизм  применительно к учителю, школе, обучению и воспитанию?

Педагогический труд имеет  много общих признаков с театральным  творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители  обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель – возбудить  мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и  воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и  педагогической профессиях мы встречаемя с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд – яркое искусство самовыражения.

Основные точки соприкосновения  педагогической «техники» с «техникой» актерского искусства и режессуры – это:

в о  - п е р в ы х, опора на общие принципы деятельности. Как известно, система К.С.Станиславского состоит из следующих компонентов: принципы эстетики театра, учение об этике актера и актерская техника как владение выразительностью действий.

В деятельности учителя также  органично сочетаются эстетика-этика-техника. Выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с его  нравственностью и поведением, с  его бережным отношением к своей  душе и душам детей и с его  постоянной работой над своей  техникой, развитием и совершенствованием;

в о – в т о р ы х, употребление в педагогической сфере терминов из области театрального искусства. В драматургии урока, соединяющей законы педагогики и сцены, постигается смысл «экспозиции», «завязки», «кульминации», «интриги». Если одного из этих составляющих нет, потенциал поля напряжения на уроке падает, а с ним и интерес к уроку, в итоге – к предмету;

в – т р е т ь и х, использование адаптированных к учительской деятельности упражнений из области театральной педагогики для развития способности восприятия и выражения особенностей человеческого поведения и вариативности в общении. [ 2; с. 19 ]

О.С.Булатовой выделены основные признаки, черты, сближающие педагогическую и актерско-режессерскую деятельность, а также характеристики, показывающие специфику каждого труда.

Основные черты, характеризующие педагогическую                            

 и актерско-режиссерскую  деятельность        

 

 

                                              Общие черты

 

1.                Содержательный признак – коммуникативность, ибо общий основной является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей.

2.                Инструментальный признак – личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.

3.                Целевой признак – воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.

4.                Процессуальные характеристики: творчество осуществляется в обстановки публичности, регламентировано во времени; результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и ученика; объект воздействия является одновременно и субъектом творчества, со - творцом; творчество носит коллективный характер.

5.                Структурный признак – анализ материала; определение проблем, противоречий; рождения замысла,  разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка.     

Информация о работе Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности