Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:46, дипломная работа
Актуальность темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.
Введение
Глава I. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности
1.1 Общие и различные стороны профессий артиста и педагога
1.2 Артистизм педагога в учебном процессе
1.3 Театрализация как система личностного развития учащегося
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛаДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ
2.1 Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности
2.2 Способы овладения педагогическим артистизмом
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
Введение
Глава I. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности
1.1 Общие и различные стороны
профессий артиста и педагога
1.2 Артистизм педагога в учебном
процессе
1.3 Театрализация как система
личностного развития учащегося
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И
ОВЛаДЕНИЕ
2.1 Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности
2.2 Способы овладения
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Актуальность темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.
Педагогический арстистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму соверменного педагога. [ 2; с.5 ]
В педагогической литературе
достаточно давно разрабатывается проблема
Артистизм способствует созданию благоприятной обстановки, положительной атмосферы на уроке, помогающий воплощению замысла. Исследования артистизма в педагогическом аспекте представляют собой целый узел нерешенных вопросов: определение его сущности и основных признаков; осмысление его значения в педагогической деятельности и границ влияния на образовательный процесс; сознания условий и средств стимулирования и развития; диагностика артистизма педагога и т.д.
Своеобразие психологии педагога,
повышенная нервно – эмоциональная
напряженность его труда
В настоящее время выявилось прот
Данная проблема и противоречие вызвали у нас большой интерес, что и определило выбор темы нашего исследования «Артистизм в деятельности педагога».
Объектом нашего исследования явилась педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей учителя, предметом – артистизм, как качество личности учителя, формирующееся на основе его индивидуальных творческих способностей.
Цель нашего исследования – изучить роль и проявления артистизма в деятельности педагога.
Для достижения цели исследования нами определены следующие шаги или задачи:
1. Раскрыть общие и различные стороны профессии артиста и педагога.
2. Определить роль артистизма учителя в учебном процессе.
3. Проанализировать театрализацию как систему личностного развития учителя и учащихся.
4. Изучить возможности практического применения педагогического артистизма.
5. Выявить условия, способствующие развитию артистизма учителя.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, анализ опыта работы современной школы.
Глава I. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности
1.1. Общие и различные стороны профессий артиста и педагога
В педагогических публикациях последних 5 -7 лет, освещающих педагогическое творчество, нередко встречаются такие понятия, как «театральная педагогика», «актерское мастерство» применительно к технологии построения урока. И почти нет такого понятия, как артистизм, хотя еще в конце 19 века выдающийся русский писатель А.П. Чехов сказал емкую фразу, что «учитель должен быть артист». Изучая словари, мы убедились, что слова «актер» и «артист» не синонимы. Актер – играющий роль или воплощающий персонаж, находится в самом центре сценических событий. Он - живая связь между текстом, сценическими указаниями режиссера и восприятием зрителя. Артист (фр. Artiste): 1. Об актере, певце, музыканте. 2. О том, кто достиг высокого мастерства в чем-либо (артист своего дела– разг.).
Профессор В.В.Иванихин в своей статье «Школе нужен учитель-артист» сравнивая значения этих понятий, приходит к убеждению, что актер выполняет чей-то произвол (режиссера, драматурга), а артист – это художник, «творческая личность, достигшая высокого мастерства» в своем деле, он не зависит ни от какого диктата, его труд – удовольствие, он постоянно стремится обогащать себя наблюдениями над жизнью и впечатлениями. Поэтому, по его мнению, для учителя слово «актер» не подходит. Автор пишет: «Мы знаем, как много актеров и как мало среди них артистов, владеющих артистизмом, то есть «особым умением держать себя, отличаться изяществом манер, грациозностью движений, иметь высокое и тонкое мастерство исполнения чего – либо, виртуозность». Можно отчасти согласиться с мнением профессора. Но очень многие ученые, педагоги, психологи сравнивают профессию педагога и актера, так как артистизм профессионально необходим именно актеру. Например, учитель английского языка Ж.Ваганова рассматривает сходство деятельности учителя и актера по таким параметрам: особенности практической деятельности, качества познавательных интересов (внимание, восприятие, воображение; особенности опыта, развитых умений (мастера своего дела); качество двигательных процессов и проявлений (движения, поведение, внешность). Обе эти профессии характеризуются коммуникативностью, общностью процессуальных характеристик – учитель и актер действуют публично и в паре с партнерами. Объект их воздействия является одновременно и субъектом, сотворцом. Деятельность обоих регламентирована во времени, к обоим предъявляются особые требования – стабильность творческой формы; оперативность в управлении своим самочувствием; динамичность эмоционально-волевых процессов; развитое воображение; выразительная внешность. Наиболее сближает учителя и актера стадия общения, взаимодействия, которая является основой движущей силой и педагогического, и театрального творчества. [ 3; с.209 ]
Также в своей статье «Актер
ли педагог?» профессор С.Е.
Конечно, огромную роль играет мотивация учащихся и зрителей. Она различна. Одни мотивированы на получение новых знаний, на их понимание, проникновение в их сущность. Другие интересуют в первую очередь действие, фабула пьесы, характеры и особенности ее героев. Но и педагог, и актер под взором зрителей, в одном случае просто зрителей, а в другом – учащихся, но так или иначе тоже зрителей и слушателей. Но в то же время, С.Е.Каменецкий, анализируя действия учителя и актера, разводит, показывает действительно важные отличия, чтобы ответить на поставленный вопрос «актер ли педагог?».
«Бывают случаи, когда некоторые
преподаватели пытаются “играть”
перед аудиторией, вести себя не
в свойственной им манере, как бы
красоваться тем или иным, приобретенным
извне. Но интересно то, что учащиеся,
зная своих педагогов и учителей,
воспринимают это без энтузиазма,
даже считают это некоторой фальшью»
Но что такое артистизм применительно к учителю, школе, обучению и воспитанию?
Педагогический труд имеет
много общих признаков с
Основные точки
в о - п е р в ы х, опора на общие принципы деятельности. Как известно, система К.С.Станиславского состоит из следующих компонентов: принципы эстетики театра, учение об этике актера и актерская техника как владение выразительностью действий.
В деятельности учителя также
органично сочетаются эстетика-этика-техника.
Выполнение учителем своего высокого
духовного назначения и гражданского
долга неразрывно связано с его
нравственностью и поведением, с
его бережным отношением к своей
душе и душам детей и с его
постоянной работой над своей
техникой, развитием и
в о – в т о р ы х, употребление в педагогической сфере терминов из области театрального искусства. В драматургии урока, соединяющей законы педагогики и сцены, постигается смысл «экспозиции», «завязки», «кульминации», «интриги». Если одного из этих составляющих нет, потенциал поля напряжения на уроке падает, а с ним и интерес к уроку, в итоге – к предмету;
в – т р е т ь и х, использование адаптированных к учительской деятельности упражнений из области театральной педагогики для развития способности восприятия и выражения особенностей человеческого поведения и вариативности в общении. [ 2; с. 19 ]
О.С.Булатовой выделены основные признаки, черты, сближающие педагогическую и актерско-режессерскую деятельность, а также характеристики, показывающие специфику каждого труда.
Основные черты,
характеризующие
и актерско-режиссерскую деятельность
1. Содержательн
2. Инструментал
3. Целевой признак – воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.
4. Процессуальн
5. Структурный признак – анализ материала; определение проблем, противоречий; рождения замысла, разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка.
Информация о работе Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности