Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.

Содержание

Введение
Глава I. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности
1.1 Общие и различные стороны профессий артиста и педагога
1.2 Артистизм педагога в учебном процессе
1.3 Театрализация как система личностного развития учащегося
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛаДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ
2.1 Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности
2.2 Способы овладения педагогическим артистизмом
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

артистизм педагога2.docx

— 97.75 Кб (Скачать документ)

Именно с помощью обаяния  учитель держит в плену своих  собеседников, обладая необъяснимой магической силой – способностью овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением волей другого.

Внешность, голос, жест, выражение  лица – все имеет огромное значение в облике учителя – артиста. Но все – таки выражение лица сосредотачивается  в глазах. И это еще одна проблема – взгляд учителя, его глаза. В  них свет, прозрачность, жизнь; в  них учащиеся ищут какие – то неуловимые моменты, хотят разгадать  учителя. Приходилось не раз встречать  таких педагогов, глаза которых  ничего не выражают, они блуждают, в  них нет интереса к тем, кому они  рассказывают. Аудитория в таком  случае дезорганизуется, теряет интерес  к учебе.   [ 10; с. 52 -54    ]

Возможности юмора в работе с детьми широко используются многие учителя. Остроумная шутка, подобно  сильнодействующему лекарству, позволяет  довольно эффективно «излечить» многие недостатки в поведении школьников, избегая при этом обострения отношений. Сухое, прямолинейное морализирование, отсутствие эмоциональности на уроке  – плохие союзники. Вместе с тем  юмор не снижает серьезности урока. Что касается учеников, то они хотя и не любят быть объектом юмора, но ценят и уважают такого учителя. Юмор помогает установить с детьми теплые: дружественные отношения; чем  чаще учащиеся будут смеяться в школе, тем меньше вырастет зануд, грубиянов и нытиков. Творчески работающие учителя всегда считали: многое, из того, что в школе учащиеся усваивают со страхом, а то и со слезами, можно освоить весело и радостно. У ребят есть потребность в юморе, но в стенах школы она далеко не всегда удовлетворяется. В каких же случаях юмор становится педагогически оправданным средством воздействия? Когда он направлен не на учащегося, который хоть и наделен недостатками, но в тоже время сохраняет, в общем – то позитивную сущность. Так, объектом юмора могут стать маленькие слабости учащегося, случаи зазнайства и лени, и т. д., но лишь в том случае, если ученик обладает серьезными достоинствами.[ 17; с. 200    ]     

Огромную роль играет юмор в поддержании устойчивого настроения в коллективе. При формировании команд, экипажей и вообще групп, предназначенных  для совместной деятельности, обычно учитывают психологические особенности  людей, и проверка на чувство юмора  занимает не последнее место среди  прочих критериев отбора.  Его учитывал, в частности, Тур Хейердал при подборе экипажа «Кон - Тики»: «Грозовые тучи, низкое давление  и ненастная погода будет представлять для нас меньшую опасность, чем угроза столкновения характеров шести человек, которым придется месяцами находиться на дрейфующем плоту. В этом случае хорошая шутка столь же полезна, как спасательный пояс. [ 20; с. 22 ]

Надо проводить практические занятия для учащихся, чтобы урок был интересным. А имеются ли у  вас для этого артистические  наклонности можно определить с  помощью специального теста (приложение 1).                                     

 

 

          2.2. Способы овладения  педагогическим артистизмом

Этап самоопределения, профессиональной подготовки, когда происходит формирование профессионально – педагогической направленности, системы знаний, умений и навыков, способствующих  решению педагогических задач, - самое благоприятное время для того, чтобы пробудить свои, возможно, дремлющие задатки и научиться сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое. Если целенаправленно создавать благоприятные условия для творческого раскрытия личности, можно добиться определенного развития педагогических способностей. Для этого необходимо усовершенствовать как свою внутреннюю (психическую), так и внешнюю (физическую) сторону.  Овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые в свою очередь становятся профессиональными. Среди них – характеристики, лежащие в основе педагогического артистизма: эмоциональность, интуиция эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации и др.. Можно сказать, что артистичный  учитель реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками.

Подробное знакомство с теми категориями оценки действительности и поведения людей, о которых  идет речь в театральной педагогике, стремление учитывать их в собственном  поведении даст вам возможность:

Овладеть начальными приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства для  решения важнейших педагогических задач: поняв причину происходящих в классе изменений, действовать  оперативно и целенаправленно, позволить  учащимся расслабить, и отдохнуть  или, наоборот, увеличить темп работы. Найти действенное средство активизации  угасающего интереса; обогатить опыт убедительного выражения переживания; помочь наиболее полному самовыражению  и умелой самоподаче будущего педагога.

Методические  рекомендации по овладению основами педагогического артистизма

При обучении основам педагогического  артистизма особое значение имеет поэтапный подход: на первом этапе надо усвоить основные особенности педагогического артистизма, элементов театральной педагогики как компонентов педагогической техники и педагогического мастерства. Необходимы условия для формирования установок на художественно-педагогическое творчество, мотивов деятельности, закладка ее теоретической основы. Теоретический материал курса желательно осваивать эвристическим методом, задающим стратегию творческого поиска, стимулирующего такие процедуры творческой деятельности, как генерация идей, творческое воображение, творческая рефлексия и др.

На втором этапе осваиваются  различные виды упражнений на материале разнообразного воссоздания педагогической реальности, в том числе из области театральной педагогики, адаптированных к педагогической деятельности и призванных помочь в развитии образного мышления, интуитивного предвосхищения, творческих подходов к делу; происходит обучение методике применения полученных знаний и умений в работе; развиваются коммуникативные и артистические качества, необходимые педагогу. Условное воспроизведение реалий школьной жизни дает возможность на практике попробовать себя в ситуациях педагогической действительности, прочувствовать себя в роли субъектов, от имени которых они выступают.

На третьем этапе обучения деятельность носит преимущественно творческий характер. Получая задания, весь процесс их решения надо планировать самостоятельно, импровизируя и проявляя те элементы артистизма, которые наиболее приемлемы в ситуации.

 

Педагогический артистизм  возникает при наличии у учителя  богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличии от актера, «играет» самого себя. В этом мы можем оглянуться на судьбы крупных художников, - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы увидим титанический труд над самим собой, над овладением мастерства, над глубиной познания мира.

Рекомендации по развитию артистичности

1. Больше общайтесь. Активно  поддерживайте разговор, если к 
вам обратились. Начинайте разговор сами. Заставьте себя вступать 
в максимальное количество контактов.

2.   Попадая в компанию, где находится много незнакомых лю 
дей, попытайтесь первые несколько минут удержать на себе вни 
мание присутствующих (но не за счет значимой информации, 
сверхмодной одежды или экстравагантных манер).

3.   Определив для себя артистичного человека (без специально 
го театрального образования), осознайте приемы, которые при 
водят к впечатлению о нем как артистичном человеке.

4.   Когда у вас превосходное настроение, ведите себя так, что 
бы собеседник заметил и оценил вашу... подавленность. А в пло 
хом настроении ведите себя так, чтобы этого не заметили.

5.   Выберите какую-нибудь сложную эмоцию (неосознанная ра 
дость, внутренняя тревога) и попытайтесь беседовать с хорошо 
знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. Затем 
проверьте, спросив у собеседника, что и как вам удалось, что — 
нет, и определите почему.

6.   Воспитывайте в себе детское, игровое начало. Вспоминайте, 
на что это похоже — быть ребенком. Три минуты в день смейтесь 
без всякого повода. Чаще вылезайте в центр и играйте роль массо 
вика-затейника.

7.   Играйте разные роли. Изображайте самых разных людей, ва 
ших знакомых и друзей. Учитесь подражать мимике и интонациям 
других людей, старайтесь скопировать выражение их лица.

8.   Учитесь быть спонтанным. Правильная душевная преднаст- 
ройка даст вам и вдохновение, и смелость, а в результате все 
сложится просто и само собой. Живите без напряжения, чаще рас 
слабляйтесь.

9. Следите за своим  лицом. Основное, фоновое выражение  — 
спокойная доброжелательность и готовность к улыбке.

10.Разрешите себе полюбить  себя — просто примите себя  та 
ким, какой вы есть. Создавайте позитивный и спокойно-сильный 
внутренний образ самого себя.

11. Развивайте вашу физическую  выразительность. Держите пря 
мую осанку. Развивайте пластику и координацию движений. Де 
лайте гимнастику для лица: тренируйте движения губ, щек, бро 
вей и т. д.

12.     Иногда поиграйте холерика, на все реагируйте живо и им 
пульсивно. Учитесь говорить красиво и следите за образностью,

яркостью речи.

13. Критически осмотрите  свой гардероб (где у вас яркое, мод 
ное?). Найдите свой собственный стиль в одежде и поведении.

14. Займитесь аутотренингом.  Не боритесь против стихии  эмо 
ций, а овладевайте ею, учитесь управлять своими настроениями.

15. Радуйтесь своей непохожести  на других. Не сравнивайте себя 
с другими, а наслаждайтесь тем, что составляет вашу неповтори 
мую индивидуальность.

16.     Примите участие в телеинтервью. Убедительно солгите дру 
гу, а потом во всем признайтесь. В общении с приятелями испы 
тайте свое умение подурачиться. Например, вам предлагают пой 
ти в театр, а вы, напустив на себя важный вид, отвечаете: «Это 
надо всесторонне обдумать. Зайдите завтра». Это маленькое актер 
ство приучает вас владеть ситуацией и выигрывать небольшую паузу 
перед своим ответом.

17.  Находясь в транспорте, исподволь приглядитесь к какому- 
либо лицу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш интерес к челове 
ку остался для него незамеченным. Если не получается — у вас 
слишком настойчивый, неделикатный взгляд. Такое неназойли 
вое изучение взглядом другого человека должно стать вашим обы 
денным упражнением.

18.  Испытайте свое умение шутить в напряженной обстановке. 
Тому, кто в транспорте наваливается на вас, скажите с улыбкой: 
«Я смотрю, автобусы какие-то тесные стали делать». Если взят 
верный тон, шутку подхватят.

19.     Если кто-то вызывает у вас определенную степень неприяз 
ни, настройтесь так, будто вы его близкий друг и он вам очень 
дорог.

Для артиста необходимо социокультурные основания – то, что человеком приобретено в течение жизни, и сформировано в виде опыта, направленности, мировоззрения, чувства юмора. Здесь речь идет, прежде всего, о личностных смыслах и ценностях человека.        [ 16 ]       

Встает вопрос: можно ли овладеть артистизмом? Конечно, в процессе нескольких занятий этому нельзя обучить. Но развивать педагогический артистизм, стимулировать его проявления можно и нужно. Если педагог не владеет необходимой долей актерского мастерства, если в его творческой деятельности не проявляется художественное начало, он вряд ли успешно будет выполнять свои обязанности. Для развития этого качества нужно соответствующие условия – внешние и внутренние, нужна благоприятная атмосфера, стимулирующая среда для формирования и проявления артистизма. Обучать педагогическому артистизму, следует комплексно, т. е. развивать не отдельные приемы и навыки, а логически обоснованную, взаимосвязанную систему. [ 3 ]

Для развития педагогического  артистизма нужны соответствующие условия, которые можно разделить на внешние и внутренние. К наиболее существенным внешним условиям относятся.

1.    Общественные условия, действующие на уровне государства: 
высокая планка предъявляемых школе требований, связанных с 
современной социальной ситуацией; разработка принципов организации деятельности по изменению имиджа и статуса педагога в 
обществе и комплекса мероприятий по повышению престижа учительской профессии (в том числе и через улучшение материального положения педагогов); изменение роли учителя в педагоги 
ческой деятельности: переход от исполнения функций «передатчика знаний» к исполнению функций «актуализатора развития». 
Профессионально-образовательные условия, действующие на 
уровне профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров', разработка нового содержания, методов и форм 
подготовки и повышения квалификации учителей (в том числе 
привлечение методов и приемов из арсенала театральной педагогики); диагностика педагогического артистизма; разработка специальных программ, ориентированных на развитие артистизма.

2.    Деятельностные условия, функционирующие на уровне от 
дельного образовательного учреждения и связанные непосредственно 
с профессиональной деятельностью педагога. Эти условия можно в 
свою очередь классифицировать на:

а)       психологические: обеспечение общего фона для развития педагогического артистизма; высокий духовный настрой жизнедеятельности школы; теплая психологическая атмосфера; отношение к учителю как 
к самостоятельному, свободному деятелю;

Информация о работе Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности