Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.

Содержание

Введение
Глава I. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности
1.1 Общие и различные стороны профессий артиста и педагога
1.2 Артистизм педагога в учебном процессе
1.3 Театрализация как система личностного развития учащегося
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛаДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ
2.1 Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности
2.2 Способы овладения педагогическим артистизмом
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

артистизм педагога2.docx

— 97.75 Кб (Скачать документ)

Так же современный учитель  должен учитывать психологические  аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития учащегося, его память внимание, волю, собранность, усидчивость. Учет интересов, способностей, темп мышления, подготовки, отношения  к учащимся, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря  этому неизбежно варьируется  и сохраняет свежесть.  

[ 21; с. 23 ]

А как же быть со стеснительными детьми? Стеснительных детей веселая  импровизация должна сделать более  уверенными, помочь им выразить собственное  чувство юмора. Дети с большими проблемами также могут извлечь из веселой  шутки пользу. Юмор делает приемлемыми  некоторый проявления детского поведения: благодаря комедийным ситуациям  дети могут найти конструктивный способ выражения своей злости и  отдохнуть от скопившихся проблем. [ 1; с. 15 ]

Юмор так же обладает вполне определенной логикой, доказательностью, в силу чего  способствует развитию интеллекта, критического мышления, остроты ведения мира, наблюдательности. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который говорил: «Я знал бы смех оборотной стороной мышления.  Развивать в ребенке способность смеяться, утверждать чувство юмора – значит и укреплять его  умственные силы, способности, учить тонко думать и мудро видеть мир»

Юмор развивает утонченность ума. Мысль, высказанная в юмористической форме, очень тонка, верно, схватывает противоречие, лаконична. Свежестью, образностью  мысли юмор оказывает могучее  воздействие и на развитие чувственного мира школьника. Яркая эмоциональность  юмора делает его весьма притягательным для детей, значительно усиливает  его общее воздействие на их психику.

Гёте утверждал, что ни в чем так не проявляется характер  человека, как в том, что он находится смешным. Развивая эту мысль, В.А. Сухомлинский писал: «Потому, что считает коллектив смешным, над, чем и как смеются воспитанники, можно сделать безошибочный вывод о моральном здоровье коллектива и в месте с тем о силе как воспитателе». Интересное наблюдение привел Ф.М. Достоевский в романе «Подросток»: «Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь искренно, и весь характер его вдруг окажется, как на ладони… Я понимаю лишь то, что смех есть самая верхняя проба души». Таким образом, по содержанию смеха – как он это делает, можно достаточно достоверно  судить о самом человеке, о его достоинствах и недостатках. [ 17; с. 200    ]        

 Еще Ф. Шиллер сказал  более 200 лет назад: “самая  настоятельная потребность времени  – развитие способности чувствовать…  потому, что оно служит средством  к внедрению лучшего понимания,…  Чем больше разовьется впечатлительность, чем она подвижнее, тем большую часть мира охватит человеком, тем больше способностей разовьет он в себе. Человек поймет тем больше мировых явлений, тем больше форм создаст он вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, чем большую свободу приобретет его разум”.         

 Чем больше мы вникали  в суть проблемы, тем больше  понимали, что в школе наступил  момент появления такой деятельности, которая бы способствовала сближению  детей, раскрытию их внутреннего  мира, приближению к знаниям не  только через разум, а через  чувства и эмоции. Такой деятельностью  могла бы стать игровая методика  театральной педагогики! Ведь она  включает в себе и простейшие, общедоступные задания, развивающие  психофизические процессы индивидуальности, и более сложные ситуативные  игры, игры – импровизации, помогающие  проникать во внутренний мир  товарища, поиску новых средств  самовыражения и многое другое. И все это через игру –  любимое дело детей!        

 Мы будем  творить, вернее, создавать самих себя. Как? Вот вы все разные. Кто – то более внимателен, у кого – то богаче воображение, кто – то более наблюдателен, у кого – то лучше память. Всем этим вас одарила природа. Но каких – то качеств у вас недостает, значит, их нужно развить, чтобы стать полноценной личностью. После школы вы будете приобретать различные профессии. Ну, скажите, может ли быть забывчивый врач? Или невнимательный водитель? И что из этого может получиться? Развивать природные качества нашей психики мы и будем на наших уроках при помощи различных игр, заданий и упражнений. [ 12; с.25  ]        

 Вот здесь – то  на помощь и приходит весь  опыт, все знания и вся душа, которая годами по капле надо  наполнять.        

 В человеческой культуре  самое древнее искусство –  это искусство общения, из него  родились все искусства: театр,  живопись, музыка. Вот и надо учить  детей общению с друзьями, старшими, умению вести разговор. Большинство  детей следят за своей одеждой  и прической, чтобы быть красивыми,  но при этом у них речь  небрежная, примитивная. Необходимо  научить ребят правильно говорить, а уж как необходимо, чтобы  они научились чувствовать!! Потому  что эмоции – это ядро личности. Начало нравственности лежит в отношениях с близкими, и как важно, чтобы ребенок, учащийся мог заметить, какие близкие сейчас: радостные они или грустные, огорченные или задумчивые; еще труднее научиться сопереживать. Но и это еще не все. У каждого из нас в жизни бывают обычные дни и праздники, события незначительные и важные. Но будни становятся праздниками, если день чем – то воодушевлен! Без воодушевления нет творчества. Воодушевление – это не просто возбуждение энергии коллектива призывами или приказами. Воодушевление – это самочувствие, настроения коллектива, «команды» в выполнении той или иной задачи, в данном случае любой творческой задачи. На каждом уроке необходимо создавать это воодушевление. Чтобы правильно, красиво говорить нужно, освоить ряд правил дикции и орфоэпии, по которым ученики с удовольствием постигают премудрости речи так, чтобы «трудно сделать легким», а  «легкое привычным.». играя, мы постигаем сложнейшие упражнения на постановку голоса и дыхания. Развиваем коллективные сказки, рассказы, детективы.        

 Именно искусство может  вложить в душу ребенка доброе, светлое и прекрасное, вежливость, деликатность и доброжелательность  к окружающим. «Уважение – это  застава для родителей и детей.  Первых она охраняет от огорчений,  вторых – от угрызения совести». На то и назван урок театром,  чтобы все незаметно постигать  в игре. На каждом уроке театральные игры обязательны, и вот тут – то появляется желание выполнить творческую задачу.  

[ 5; с. 62   ]

 
                               

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ  

Проанализировав работы многих исследователей, мы пришли к следующим  выводам:

1. Деятельность педагога  и артиста близки, но не тождественны. Артист – это художник, «творческая личность, достигшая высокого мастерства» в своем деле, он не зависит ни от какого диктата, его труд – удовольствие, он постоянно стремится обогащать себя наблюдениями над жизнью и впечатлениями. Обе эти профессии характеризуются коммуникативностью, общностью характеристик – учитель и артист действуют публично и в паре с партнерами.

2. Признак удавшегося  урока – деловое ощущение учащихся, что они научились чему–то  новому для себя. Эти положительные  эмоции совсем не обязательно  должны быть словесно сформулированы. Учителю вполне достаточно помнить,  что после удачного урока у  учащегося складывается «образ»  нового чувства: «Я раньше не  мог (не знал), а теперь могу (знаю)».

3. Учение должно быть  веселым. И учитель – режиссер  должен уметь весело проводить  уроки: смех как бы незаслуженно  вытеснен с урока.

4. Уроки, построенные на  комедийной импровизации, убеждают, что те задачи, с которыми раньше  учащиеся едва справлялись, становились  для них легкими. Результаты  тестов были выше по тем  предметам, где появлялась комедийная  импровизация.

5.  Театрализация личностного развития учащихся зависит от занятий в школьном театре, позволяя ребенку реализовать свои, быть может, невостребованные способности, раскрыться по – новому, снять многие комплексы и «зажимы», почувствовать себя увереннее. Театрализация включает в себя профессиональный театр и элементы психодраматического метода, это способствует формированию духовной целостности, раскрытию потенциала человека, его гармонизации. 

 

 

  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛАДЕНИЕ                        ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ        

                            

2.1. Способы применения  педагогического артистизма в  педагогической деятельности                               

 

Каждый урок в школе  начинается с введения в тему как в новую реальность, которая заставляет работать воображение. Занятие начинается еще в коридоре, по пути в учебную комнату. «Как можно идти осенью? Коридор – осенняя дорога. Под ногами шуршат листья? Или хлопают лужи?...»

А как сложить столбиком 312 и 584? Да просто превратиться в числа: «Я буду цифрой «три» - это сколько  сотен в первом числе…. А я  буду единицей – десятками… Тогда я буду двойкой – единицами этого числа…» Илья возьмет на себя роль плюса, а Алена – «равно»… Они учатся чувствовать друг друга на уроках математики. А еще ребята могут «зацепляться» мыслью друг за друга. Сначала учитель с помощью настоящей прищепки, цепляет ее одежду продолжившегося мысль, а потом осталась фраза: «Я за тебя зацепляюсь!» Их доставляет удовольствие продлевать замысел. Они «зацепляют» стиль автора.

Эти удивительные перетекания  смыслов из предмета в предмет  происходят у нас ежедневно. И  не стихийно. Перипетии их взаимосвязей продумывается тщательно, как и  то, каким способом смыслы эти наполнить  близкой ребенку эмоциональной  энергией и как создать особую, способствующую этому атмосферу  в классе. В этом смысле работа педагогов, пожалуй, близка работе режиссера с  актерами в процессе репетиций. Ведь каждый раз, готовя очередной урок, думаешь о том, как поддержать их ожидание чуда, как настроить  на тему занятия, а значит продумываешь очень конкретные вещи:

- как перевернуть, изменить  пространство класса адекватно  атмосфере темы, но чтобы в  нем было удобно дышать и  работать. А быть может, создать пространство, противоречащее теме, и тогда «провокация» эта «возмутит» детей и подтолкнет к азартной переделки «мира». И начинается работа… Но сначала:

- как войти в класс;

- удивить молчанием или  неожиданным примером, рисунком, музыкой  сразу, не оговаривая темы, как бы предлагая договориться, о чем сегодня наше представление, чему будут посвящены 40 или 80 минут интенсивной душевной и мысленной работы, а затем;

- как представить тему, чтобы детям было интересно,  а значит, точно определить точки  пересечения  ее содержания их сегодняшних интересов, иначе можно «пройти» со своим знанием мимо них;

- когда, в какой момент  занятий органично ввести тренинговые упражнения, будь то счет, правописание слов, ритмические диктанты, освоение клавиатуры компьютера … Ведь без них невозможно двигаться дальше. Это наши «ноги», которые мы должны научить быстро ходить чтобы многое успеть ;

- какие вопросы и в какой последовательности предложить им, чтобы разбередить их воображение и подвести к открытию решения;

- какие игры и в какой момент затеять с детьми, чтобы в процессе их искать решение, моделируя математическую, художественную или компьютерную реальностью. И наконец;

- как завершить урок, оставляя  финал открытым, потому что продолжение  всегда следуют …

Какое это удовольствие –  уметь режиссировать интригу  урока! Придумав интересный для ребенка поворот темы, имея замысел занятия, нужно уметь перевести его на язык действия, то есть точно знать, как он реализуется: раскрыть главную идею урока путем решения цепочки проблемных ситуаций, выстроить логику, иными словами, драматургию, режиссерский план урока, выделяяглавное событие, задачи и сверхзадачу (к достижению которой направлены все действия). Событийный подход в организации образования очень важен. Совместный мир отличается особой, спрессованной динамикой событий. И человеку, чтобы выжить и состояться как личности в этой ситуации, необходимо также быстро ориентироваться в череде событий, уметь выходить из них и вовлекаться в их течение , уметь самому создать событие. Все это на самом деле очень не просто воплотить на занятиях. Приходится постоянно держать два плана: содержание программы и метод преподавания. Но в современной педагогической ситуации, наверное, иначе нельзя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание о культуре, которое мы передаем, будет ребенку неинтересно.

Вот театрально – педагогические ракурсы, которые помогут лучше  понять учителю как воплотить это все на практике:

1.                Как понимается пространство урока, художественного теста, и шире – пространство взаимодействия детей и взрослых. Каково оно.

2.                Что такое предлагаемые обстоятельства урока. Как они создаются. Как стать иным – персонажем, даже звуком, словом, числом, цветом…

3.                Что такое «вживание» в предмет исследования и как оно осуществляется.

4.                Какой может быть логика вопросов, раскрывающих смысл темы, и шире: какова логика ведения творческого процесса на занятии.

5.                Как создается праздник – спектакль.

6.                Каковы принципы и способы интеграции предметов.

7.                Как взаимодействует общее и дополнительное образование. И существует ли точка, где заканчивается одно и начинается другое. [ 14; ст. 8   ] 

 Также очень важно  для педагога уверенность в  себе и подьем, которые являются неотъемлемым условием хорошей во всех отношениях речи, голос – второстепенный механизм. В нем не будет  мощного выразительного тона, если учитель (педагог) не уверен в себе и «стоит на ногах ни жив ни мертв». Учителю – артисту одной эрудиции мало, в практике встречаются такие педагоги, в которых просматривается «отъединенность от учеников, обходительная недоступность», держание учеников на далеком расстоянии от себя при обширных знаниях, уме, личной нравственности. Такому учителю не хватает обаяния.

Информация о работе Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности