Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:46, дипломная работа
Актуальность темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.
Введение
Глава I. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности
1.1 Общие и различные стороны профессий артиста и педагога
1.2 Артистизм педагога в учебном процессе
1.3 Театрализация как система личностного развития учащегося
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛаДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ
2.1 Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности
2.2 Способы овладения педагогическим артистизмом
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Так же современный учитель должен учитывать психологические аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития учащегося, его память внимание, волю, собранность, усидчивость. Учет интересов, способностей, темп мышления, подготовки, отношения к учащимся, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря этому неизбежно варьируется и сохраняет свежесть.
[ 21; с. 23 ]
А как же быть со стеснительными детьми? Стеснительных детей веселая импровизация должна сделать более уверенными, помочь им выразить собственное чувство юмора. Дети с большими проблемами также могут извлечь из веселой шутки пользу. Юмор делает приемлемыми некоторый проявления детского поведения: благодаря комедийным ситуациям дети могут найти конструктивный способ выражения своей злости и отдохнуть от скопившихся проблем. [ 1; с. 15 ]
Юмор так же обладает вполне определенной логикой, доказательностью, в силу чего способствует развитию интеллекта, критического мышления, остроты ведения мира, наблюдательности. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который говорил: «Я знал бы смех оборотной стороной мышления. Развивать в ребенке способность смеяться, утверждать чувство юмора – значит и укреплять его умственные силы, способности, учить тонко думать и мудро видеть мир»
Юмор развивает утонченность ума. Мысль, высказанная в юмористической форме, очень тонка, верно, схватывает противоречие, лаконична. Свежестью, образностью мысли юмор оказывает могучее воздействие и на развитие чувственного мира школьника. Яркая эмоциональность юмора делает его весьма притягательным для детей, значительно усиливает его общее воздействие на их психику.
Гёте утверждал, что ни в чем так не проявляется характер человека, как в том, что он находится смешным. Развивая эту мысль, В.А. Сухомлинский писал: «Потому, что считает коллектив смешным, над, чем и как смеются воспитанники, можно сделать безошибочный вывод о моральном здоровье коллектива и в месте с тем о силе как воспитателе». Интересное наблюдение привел Ф.М. Достоевский в романе «Подросток»: «Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь искренно, и весь характер его вдруг окажется, как на ладони… Я понимаю лишь то, что смех есть самая верхняя проба души». Таким образом, по содержанию смеха – как он это делает, можно достаточно достоверно судить о самом человеке, о его достоинствах и недостатках. [ 17; с. 200 ]
Еще Ф. Шиллер сказал
более 200 лет назад: “самая
настоятельная потребность
Чем больше мы вникали
в суть проблемы, тем больше
понимали, что в школе наступил
момент появления такой
Мы будем творить, вернее, создавать самих себя. Как? Вот вы все разные. Кто – то более внимателен, у кого – то богаче воображение, кто – то более наблюдателен, у кого – то лучше память. Всем этим вас одарила природа. Но каких – то качеств у вас недостает, значит, их нужно развить, чтобы стать полноценной личностью. После школы вы будете приобретать различные профессии. Ну, скажите, может ли быть забывчивый врач? Или невнимательный водитель? И что из этого может получиться? Развивать природные качества нашей психики мы и будем на наших уроках при помощи различных игр, заданий и упражнений. [ 12; с.25 ]
Вот здесь – то на помощь и приходит весь опыт, все знания и вся душа, которая годами по капле надо наполнять.
В человеческой культуре
самое древнее искусство –
это искусство общения, из
Именно искусство может
вложить в душу ребенка доброе,
светлое и прекрасное, вежливость,
деликатность и
[ 5; с. 62 ]
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
Проанализировав работы многих исследователей, мы пришли к следующим выводам:
1. Деятельность педагога и артиста близки, но не тождественны. Артист – это художник, «творческая личность, достигшая высокого мастерства» в своем деле, он не зависит ни от какого диктата, его труд – удовольствие, он постоянно стремится обогащать себя наблюдениями над жизнью и впечатлениями. Обе эти профессии характеризуются коммуникативностью, общностью характеристик – учитель и артист действуют публично и в паре с партнерами.
2. Признак удавшегося
урока – деловое ощущение
3. Учение должно быть
веселым. И учитель – режиссер
должен уметь весело проводить
уроки: смех как бы
4. Уроки, построенные на
комедийной импровизации, убеждают,
что те задачи, с которыми раньше
учащиеся едва справлялись,
5. Театрализация личностного развития учащихся зависит от занятий в школьном театре, позволяя ребенку реализовать свои, быть может, невостребованные способности, раскрыться по – новому, снять многие комплексы и «зажимы», почувствовать себя увереннее. Театрализация включает в себя профессиональный театр и элементы психодраматического метода, это способствует формированию духовной целостности, раскрытию потенциала человека, его гармонизации.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛАДЕНИЕ
2.1. Способы применения
педагогического артистизма в
педагогической деятельности
Каждый урок в школе начинается с введения в тему как в новую реальность, которая заставляет работать воображение. Занятие начинается еще в коридоре, по пути в учебную комнату. «Как можно идти осенью? Коридор – осенняя дорога. Под ногами шуршат листья? Или хлопают лужи?...»
А как сложить столбиком 312 и 584? Да просто превратиться в числа: «Я буду цифрой «три» - это сколько сотен в первом числе…. А я буду единицей – десятками… Тогда я буду двойкой – единицами этого числа…» Илья возьмет на себя роль плюса, а Алена – «равно»… Они учатся чувствовать друг друга на уроках математики. А еще ребята могут «зацепляться» мыслью друг за друга. Сначала учитель с помощью настоящей прищепки, цепляет ее одежду продолжившегося мысль, а потом осталась фраза: «Я за тебя зацепляюсь!» Их доставляет удовольствие продлевать замысел. Они «зацепляют» стиль автора.
Эти удивительные перетекания смыслов из предмета в предмет происходят у нас ежедневно. И не стихийно. Перипетии их взаимосвязей продумывается тщательно, как и то, каким способом смыслы эти наполнить близкой ребенку эмоциональной энергией и как создать особую, способствующую этому атмосферу в классе. В этом смысле работа педагогов, пожалуй, близка работе режиссера с актерами в процессе репетиций. Ведь каждый раз, готовя очередной урок, думаешь о том, как поддержать их ожидание чуда, как настроить на тему занятия, а значит продумываешь очень конкретные вещи:
- как перевернуть, изменить пространство класса адекватно атмосфере темы, но чтобы в нем было удобно дышать и работать. А быть может, создать пространство, противоречащее теме, и тогда «провокация» эта «возмутит» детей и подтолкнет к азартной переделки «мира». И начинается работа… Но сначала:
- как войти в класс;
- удивить молчанием или неожиданным примером, рисунком, музыкой сразу, не оговаривая темы, как бы предлагая договориться, о чем сегодня наше представление, чему будут посвящены 40 или 80 минут интенсивной душевной и мысленной работы, а затем;
- как представить тему, чтобы детям было интересно, а значит, точно определить точки пересечения ее содержания их сегодняшних интересов, иначе можно «пройти» со своим знанием мимо них;
- когда, в какой момент
занятий органично ввести
- какие вопросы и в какой последовательности предложить им, чтобы разбередить их воображение и подвести к открытию решения;
- какие игры и в какой момент затеять с детьми, чтобы в процессе их искать решение, моделируя математическую, художественную или компьютерную реальностью. И наконец;
- как завершить урок, оставляя финал открытым, потому что продолжение всегда следуют …
Какое это удовольствие – уметь режиссировать интригу урока! Придумав интересный для ребенка поворот темы, имея замысел занятия, нужно уметь перевести его на язык действия, то есть точно знать, как он реализуется: раскрыть главную идею урока путем решения цепочки проблемных ситуаций, выстроить логику, иными словами, драматургию, режиссерский план урока, выделяяглавное событие, задачи и сверхзадачу (к достижению которой направлены все действия). Событийный подход в организации образования очень важен. Совместный мир отличается особой, спрессованной динамикой событий. И человеку, чтобы выжить и состояться как личности в этой ситуации, необходимо также быстро ориентироваться в череде событий, уметь выходить из них и вовлекаться в их течение , уметь самому создать событие. Все это на самом деле очень не просто воплотить на занятиях. Приходится постоянно держать два плана: содержание программы и метод преподавания. Но в современной педагогической ситуации, наверное, иначе нельзя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание о культуре, которое мы передаем, будет ребенку неинтересно.
Вот театрально – педагогические ракурсы, которые помогут лучше понять учителю как воплотить это все на практике:
1. Как понимается пространство урока, художественного теста, и шире – пространство взаимодействия детей и взрослых. Каково оно.
2. Что такое предлагаемые обстоятельства урока. Как они создаются. Как стать иным – персонажем, даже звуком, словом, числом, цветом…
3. Что такое «вживание» в предмет исследования и как оно осуществляется.
4. Какой может быть логика вопросов, раскрывающих смысл темы, и шире: какова логика ведения творческого процесса на занятии.
5. Как создается праздник – спектакль.
6. Каковы принципы и способы интеграции предметов.
7. Как взаимодействует общее и дополнительное образование. И существует ли точка, где заканчивается одно и начинается другое. [ 14; ст. 8 ]
Также очень важно для педагога уверенность в себе и подьем, которые являются неотъемлемым условием хорошей во всех отношениях речи, голос – второстепенный механизм. В нем не будет мощного выразительного тона, если учитель (педагог) не уверен в себе и «стоит на ногах ни жив ни мертв». Учителю – артисту одной эрудиции мало, в практике встречаются такие педагоги, в которых просматривается «отъединенность от учеников, обходительная недоступность», держание учеников на далеком расстоянии от себя при обширных знаниях, уме, личной нравственности. Такому учителю не хватает обаяния.
Информация о работе Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности