Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.

Содержание

Введение
Глава I. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности
1.1 Общие и различные стороны профессий артиста и педагога
1.2 Артистизм педагога в учебном процессе
1.3 Театрализация как система личностного развития учащегося
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛаДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ
2.1 Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности
2.2 Способы овладения педагогическим артистизмом
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

артистизм педагога2.docx

— 97.75 Кб (Скачать документ)

Работа над уроком и  ролью происходит в трех периодах:      

Репетиционный – у актера, доурочный – у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя – у актера, образ урока – у учителя.

Технический. Период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, «обкатывается» на репетициях роль актера, у учителя «репетируется» урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план.

Период воплощения творческого замысла. Работа актера на спектакле, учителя – в классе.

6.                Концептуальные признаки:

наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации, самостоятельного и свободного творчества;

осуществление социальной функции  – функции воспитания;

присутствие интуиции, чутья, вдохновения;

специфические профессиональные эмоции;

необходимость непрерывной  внутренней работы (тренировочной и  «над предметом»).

7.                Требования к личности творца.      

На известное сходство актерских и педагогических способностей указывал в свое время А.С. Макаренко, а также исследователи В.Н, Гоноболин, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, Ю.Л. Львова, В.А. Канн – Калик и др. На эту же особенность указывал К.С. Станиславский. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творца педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.  

 

 

                                                Различия

 

Актерская деятельность                                  Педагогическая деятельность

 

1.     Наличие зрителя

Присутствует                                                           Отсутствует

 
 

2.     Предмет представления

Показывается герой.                                    Показывает личность

Происходит перевоплощение в                  учителя; образ, о котором идет

другую личность                                          речь; отношение к ситуации,                                                                   

    диктуемое ролевой позицией                                                                                  

 педагога

3.     Границы сферы деятельности

Деятельная жизнь на сцене                           Деятельность происходит

происходит в ином слое бытия                      в границах реально

по сравнению с обычной                                существующего

жизнью 

4.     Особенности чувственной сферы деятеля

Чувство деятеля не возникает в             Чувство деятеля рождается 

результате реального                              реальными обстоятельствами.

раздражителя. Деятельность должна     Деятельность более «открыт» в

быть «настроен» на эмоциональную     выявлении чувств

волну героя   

5.     Специфика общения в деятельности

Если есть актер, рядом                            Ожидается реальный человек с               

мыслится публика,                                   реальными чувствами.

ожидающая маски,                                   Общение тяготеет к диалогу

маскировки. Общение тяготеет

к монологу

6. Продолжительность  деятельности

В 5 – 6 раз меньше, чем  у                       В 5 – 6 раз больше, чем у

учителя                                                     актера

 

7.  Возможность импровизации в деятельности

Допустима в момент                               Не только допустима, но

Подготовки к спектаклю,                       необходима. Границы

Концерту и в малой  степени во             творчества шире

Время самой деятельности            

8. Особенность  программы деятельности          

В один день репертуар, как                    В один день может быть

правило, представлен одной                      разное

ролью, одним спектаклем

9. Зависимость  от «черного зала» (зрителей, учеников)

Чем меньше присутствует, в                   Чем больше присутствует в

воображении деятеля, тем                      воображении деятеля, тем

лучше, правдивее, органичнее               лучше результат деятельности,

результат деятельности.                         Ибо важно организация

Хорошие актеры во время                      сотрудничества

игры «забывают» о зрителе,

сосредотачиваются на

Общении с партнером по

сцене

10. Наличие помощников  в деятельности

Присутствуют), аматург,                     Отсутствуют, хотя объективно

Режиссер, гример, костюмер,                 учитель не одиночка, а

Суфлер и др.). Театральные                    участник ансамбля педагогов

средства воздействия  сложны:               школы. Школьно - классный

планшет сцены, цветовое                       реквизитор достаточно прост:

оформление, декорации,                         стол, стул, доска, наглядные 

голос за сценой, костюмы                       пособия, ТСО

11. Ответственность  за результат деятельности

Коллективная                                            Личная. Последствия ошибок    

                                                                более драматичны, чем                                                                   

 результаты актерских  неудач

Назначенные черты, показывающие различия педагогической и актерской  деятельности, безусловно, не перечеркивают  отмеченные ранее сближающие их признаки, а лишь позволяют обратить внимание на то, что актерская и педагогическая деятельность не простые разновидности  одного и того же, и необходимо осознавать специфичность каждого вида труда, в частности, эстетическую направленность актерской деятельности.

Будущим учителям необходимо не столько развить умение предъявлять  себе, сколько умение видеть, и оценивать  себя и других, что в первую очередь  предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Важно осознать то, что целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является не воспитание актера, но педагога с качествами актера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.   

 

 Характеристики        

 деятельности            

 учителя

 Требования к      

 учителю

Способности, необходимые        

 для деятельности

Триединство творца, материала  и

Инструмента в од –

ной личности

Связь внутренних и внешних  проявлений личности; стабильность творческой формы

Способность находить резервы  для поддержания творческой формы  в рабочем состоянии, обладание  знанием собственных потенциальных  возможностей и путей их развития    

Публичность и заданность творчества (регламентация во времени)

Оперативность в создании творческого самочувствия; противостояние стрессу; «владение» вдохновением

Быстрая реакция, развитая воля; способность к продолжительной  и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения; способность  к рефлексии

Коллективный характер деятельности

Необходимость сделать ученика  сотворцом, соучастником урока, равноправным собеседником учителя

Способность к эмпатии,; заразительность, способность к перевоплощению, фасилитаторские способности (облегчение взаимодействия педагога и учащегося); способность к написанию  «партитуры произведения», осуществлению трансляции своего замысла, к передаче мотивационно – ценностного отношения к сообщаемому, к изменению темпоритма урока; образное мышление

Оценивание окружающими  внутренних и внешних проявлений личности даже за пределами

деятельности

Высокий уровень самосознания, рефлексии; физической, психической  и социальной культуры. Осознание  ответственности за свои действия и  слова. Внутренняя готовность к ситуации постоянного контроля со стороны  окружающих 

 

Способность к самосовершенствованию, непрерывному повышению квалификации, необходимым внутренним «перестройкам»; постановке и решению сверхзадачи  своих действий


 
 

 

Режиссер театра «Современник», доктор педагогических наук А.Савостьянов, сравнивая деятельность актера и  педагога, говорит, что учитель, так  же как и актер не может без  эмоциональных затрат. Почему? Ученики  индуцируются, как и зрители в  театре. Это значит, что если актер  мыслит на сцене, то и зритель мыслит. Если мыслит учитель, то мыслит и ученик. Вот говорят: «В зрительном зале создана  атмосфера дома Карамзиных»; полное ощущение, что зритель следует  по сцене вслед за актерами. Это  и есть индукция. Создание такого впечатления и есть самое трудное в деле актера. То же самое в деле учителя, заразить своей увлеченностью учеников. Вахтангов говорил, что «бессознательное увлечение подсознания воспринимающего и есть признак таланта». То есть, талантлив именно тот, кто способен увлекать за собой, заражать своей личностью, делом, мыслями. С этим талантом можно родиться, а можно его развить. Педагогика, если перевести это слово с греческого, - «детовождение». Если учитель не способен увлечь, то он не способен и повести за собой. [ 9; с. 16-17.  ] 

Артистизм, по мнению профессора В.В.Иванихина, под силу любому учителю. Своим поведением на уроке, способностью нетрадиционно излагать материал, он может объеденить учащихся, увлечь и повести за собой. Более того, артистическое поведение учителя положительно влияет на учащихся: он делает их более эмоциональными,  открытыми, отзывчивыми и тихими. Недаром восточная пословица гласит : «Дерево, на котором много фруктов, его ветви всегда опущены». Артистичный учитель – это не только способный импровизатор, но и своеобразный мастер, владеющий драматургией урока, то есть особым умением расставлять акценты, паузы, диалоги и монологи на протяжении всего урока. Очень  важно, на наш взгляд, чтобы учитель умел «вкусно» говорить. Однако, чтобы вкусно рассказывать о жизни, о предмете, надо очень любить жизнь. Она интереснее, чем любая наша профессия, в ней неизмеримое количество красок и граней. [ 10; с. 52 -54    ]

Антон Павлович Чехов говорил  М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много  думавший о школьном учителе, понятие  «артист» распространил на всех педагогов  независимо от того, какой предмет  они преподают. Ему хотелось, чтобы  все науки – будь то математика или биология, история или география  – преподавались как искусство. Артист в широком смысле слова  – это виртуоз, мастер своего дела. Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в работе. Без  него учеников на уроке не поднимешь  на желаемую духовную высоту. У педагога нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия: ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра. Школьно –  классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это – реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве  учителя, его артистизме. [ 19; с. 19 -21   ]         

1.2 Артистизм педагога  в учебном процессе        

 

Главная опасность обучения педагогов элементам актерско-режиссерского  искусства – в возможном культивировании  наигранного и неискреннего поведения  учителя. актеров учат играть роль, воспитывают умение выражать себя в образе. Учителю же в основном следует научиться «читать» и понимать свое и ученическое поведение и уметь использовать эту «грамоту» для создания условий, раскрывающих, раскрепощающих, окрыляющих ученика на уроке. [ 2; с.21 ]

В работе учителя большое  внимание уделяется выбору, определению  цели урока или отдельного его  этапа. Но при этом часто отсутствует  ориентация на синтез планируемых целей  с объективными мелочами поведения, на их диалектическую взаимосвязь, на возможные сюопризы в соотношении целей учителя с интересами учеников.

Реальная подготовка урока  реже всего происходит по схеме: определение  цели – постановка задач – выбор  методов – подбор заданий –  и упражнений. Этой дидактической  цепочкой лучше проверять уже  интуитивно сложившийся в уме  урок, а не планировать с нуля.

Замысел урока включает:

1)     Представление о том, на что будет направлено главное усилие учителя, в каком задании оно проявится в наибольшей степени, и возможно вызовет  необходимый поворот в понимании темы учащимися, на что будут прямо или косвенно работать все задания урока. Это близко к определению цели, но менее формально.

2)     Представление о том, какая работа необходима перед главным заданием, чтобы оно выполнялось учащимися с интересом.

3)     Какие задания потребуются учителю для развития нового интереса, с которым столкнутся учащиеся.

Признак удавшегося урока  – деловое ощущение учащихся, что  они научились чему–то новому для себя. Эти положительные эмоции совсем не обязательно должны быть словесно сформулированы. Учителю вполне достаточно помнить, что после удачного урока у учащегося складывается «образ» нового чувства: «Я раньше не мог (не знал), а теперь могу (знаю)».

Кстати, «театрально-режиссерский»  подход вовсе не означает, что традиционный  план – конспект урока стал лишним – грамотно сделанная шпаргалка  всегда придает уверенность. Осталось этот урок интересно провести. Тот интерес, с которым урок подготовлен, обязательно должен проявиться в поведении самого учителя.

Учитель знает, что он «принес» в класс интересный урок, готов  помочь учащимся получить новые знания. «Помочь кому-то трудиться зачастую гораздо труднее, чем все сделать  самому. Именно труд помощника и  требуется от учителя, вставшего  на позиции педагогики доверия».

Для возникновения «рабочего» самочувствия необходимо сосредоточиться  не только на ведущей задаче урока, его идейно-познавательном и воспитательном замысле, но не забывать и о сверхзадаче  обучения. Задача любого конкретного  урока – лишь звено в сложном, длительном процессе обучения школьников. Сверхзадача позволяет понимать учебные факты с точки зрения их перспектив и потому более тонко, разумно их осуществлять. [ 2; с.21 ]

Информация о работе Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности