Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:46, дипломная работа
Актуальность темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.
Введение
Глава I. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности
1.1 Общие и различные стороны профессий артиста и педагога
1.2 Артистизм педагога в учебном процессе
1.3 Театрализация как система личностного развития учащегося
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛаДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ
2.1 Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности
2.2 Способы овладения педагогическим артистизмом
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Работа над уроком и ролью происходит в трех периодах:
Репетиционный – у актера, доурочный – у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя – у актера, образ урока – у учителя.
Технический. Период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, «обкатывается» на репетициях роль актера, у учителя «репетируется» урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план.
Период воплощения творческого замысла. Работа актера на спектакле, учителя – в классе.
6. Концептуальн
наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации, самостоятельного и свободного творчества;
осуществление социальной функции – функции воспитания;
присутствие интуиции, чутья, вдохновения;
специфические профессиональные эмоции;
необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и «над предметом»).
7. Требования к личности творца.
На известное сходство актерских и педагогических способностей указывал в свое время А.С. Макаренко, а также исследователи В.Н, Гоноболин, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, Ю.Л. Львова, В.А. Канн – Калик и др. На эту же особенность указывал К.С. Станиславский. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творца педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.
Актерская деятельность
1. Наличие зрителя
Присутствует
2. Предмет представления
Показывается герой.
Происходит перевоплощение в учителя; образ, о котором идет
другую личность
диктуемое ролевой позицией
педагога
3. Границы сферы деятельности
Деятельная жизнь на сцене
происходит в ином слое бытия в границах реально
по сравнению с обычной
жизнью
4. Особенности чувственной сферы деятеля
Чувство деятеля не возникает в Чувство деятеля рождается
результате реального
раздражителя. Деятельность должна Деятельность более «открыт» в
быть «настроен» на эмоциональную выявлении чувств
волну героя
5. Специфика общения в деятельности
Если есть актер, рядом Ожидается реальный человек с
мыслится публика,
ожидающая маски,
маскировки. Общение тяготеет
к монологу
6. Продолжительность деятельности
В 5 – 6 раз меньше, чем у В 5 – 6 раз больше, чем у
учителя
7. Возможность импровизации в деятельности
Допустима в момент
Подготовки к спектаклю,
Концерту и в малой степени во творчества шире
Время самой деятельности
8. Особенность
программы деятельности
В один день репертуар, как В один день может быть
правило, представлен одной разное
ролью, одним спектаклем
9. Зависимость от «черного зала» (зрителей, учеников)
Чем меньше присутствует, в Чем больше присутствует в
воображении деятеля, тем воображении деятеля, тем
лучше, правдивее, органичнее лучше результат деятельности,
результат деятельности.
Хорошие актеры во время сотрудничества
игры «забывают» о зрителе,
сосредотачиваются на
Общении с партнером по
сцене
10. Наличие помощников в деятельности
Присутствуют), аматург, Отсутствуют, хотя объективно
Режиссер, гример, костюмер, учитель не одиночка, а
Суфлер и др.). Театральные участник ансамбля педагогов
средства воздействия сложны: школы. Школьно - классный
планшет сцены, цветовое реквизитор достаточно прост:
оформление, декорации,
голос за сценой, костюмы пособия, ТСО
11. Ответственность за результат деятельности
Коллективная
результаты актерских неудач
Назначенные черты, показывающие различия педагогической и актерской деятельности, безусловно, не перечеркивают отмеченные ранее сближающие их признаки, а лишь позволяют обратить внимание на то, что актерская и педагогическая деятельность не простые разновидности одного и того же, и необходимо осознавать специфичность каждого вида труда, в частности, эстетическую направленность актерской деятельности.
Будущим учителям необходимо не столько развить умение предъявлять себе, сколько умение видеть, и оценивать себя и других, что в первую очередь предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Важно осознать то, что целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является не воспитание актера, но педагога с качествами актера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.
Характеристики деятельности учителя |
Требования к учителю |
Способности, необходимые для деятельности |
Триединство творца, материала и Инструмента в од – ной личности |
Связь внутренних и внешних проявлений личности; стабильность творческой формы |
Способность находить резервы
для поддержания творческой формы
в рабочем состоянии, обладание
знанием собственных |
Публичность и заданность творчества (регламентация во времени) |
Оперативность в создании творческого самочувствия; противостояние стрессу; «владение» вдохновением |
Быстрая реакция, развитая воля; способность к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения; способность к рефлексии |
Коллективный характер деятельности |
Необходимость сделать ученика сотворцом, соучастником урока, равноправным собеседником учителя |
Способность к эмпатии,; заразительность, способность к перевоплощению, фасилитаторские способности (облегчение взаимодействия педагога и учащегося); способность к написанию «партитуры произведения», осуществлению трансляции своего замысла, к передаче мотивационно – ценностного отношения к сообщаемому, к изменению темпоритма урока; образное мышление |
Оценивание окружающими внутренних и внешних проявлений личности даже за пределами деятельности |
Высокий уровень самосознания, рефлексии; физической, психической и социальной культуры. Осознание ответственности за свои действия и слова. Внутренняя готовность к ситуации постоянного контроля со стороны окружающих
|
Способность к самосовершенствованию, непрерывному повышению квалификации, необходимым внутренним «перестройкам»; постановке и решению сверхзадачи своих действий |
Режиссер театра «Современник», доктор педагогических наук А.Савостьянов, сравнивая деятельность актера и педагога, говорит, что учитель, так же как и актер не может без эмоциональных затрат. Почему? Ученики индуцируются, как и зрители в театре. Это значит, что если актер мыслит на сцене, то и зритель мыслит. Если мыслит учитель, то мыслит и ученик. Вот говорят: «В зрительном зале создана атмосфера дома Карамзиных»; полное ощущение, что зритель следует по сцене вслед за актерами. Это и есть индукция. Создание такого впечатления и есть самое трудное в деле актера. То же самое в деле учителя, заразить своей увлеченностью учеников. Вахтангов говорил, что «бессознательное увлечение подсознания воспринимающего и есть признак таланта». То есть, талантлив именно тот, кто способен увлекать за собой, заражать своей личностью, делом, мыслями. С этим талантом можно родиться, а можно его развить. Педагогика, если перевести это слово с греческого, - «детовождение». Если учитель не способен увлечь, то он не способен и повести за собой. [ 9; с. 16-17. ]
Артистизм, по мнению профессора В.В.Иванихина, под силу любому учителю. Своим поведением на уроке, способностью нетрадиционно излагать материал, он может объеденить учащихся, увлечь и повести за собой. Более того, артистическое поведение учителя положительно влияет на учащихся: он делает их более эмоциональными, открытыми, отзывчивыми и тихими. Недаром восточная пословица гласит : «Дерево, на котором много фруктов, его ветви всегда опущены». Артистичный учитель – это не только способный импровизатор, но и своеобразный мастер, владеющий драматургией урока, то есть особым умением расставлять акценты, паузы, диалоги и монологи на протяжении всего урока. Очень важно, на наш взгляд, чтобы учитель умел «вкусно» говорить. Однако, чтобы вкусно рассказывать о жизни, о предмете, надо очень любить жизнь. Она интереснее, чем любая наша профессия, в ней неизмеримое количество красок и граней. [ 10; с. 52 -54 ]
Антон Павлович Чехов говорил
М. Горькому: «Учитель должен быть артист,
художник, горячо влюбленный в свое
дело!» Как видим, писатель, много
думавший о школьном учителе, понятие
«артист» распространил на всех педагогов
независимо от того, какой предмет
они преподают. Ему хотелось, чтобы
все науки – будь то математика
или биология, история или география
– преподавались как искусство.
Артист в широком смысле слова
– это виртуоз, мастер своего дела.
Артистизм – это деятельность,
поднятая до уровня искусства, это высший
уровень совершенства в работе. Без
него учеников на уроке не поднимешь
на желаемую духовную высоту. У педагога
нет никаких театральных
1.2 Артистизм педагога в учебном процессе
Главная опасность обучения
педагогов элементам актерско-
В работе учителя большое внимание уделяется выбору, определению цели урока или отдельного его этапа. Но при этом часто отсутствует ориентация на синтез планируемых целей с объективными мелочами поведения, на их диалектическую взаимосвязь, на возможные сюопризы в соотношении целей учителя с интересами учеников.
Реальная подготовка урока реже всего происходит по схеме: определение цели – постановка задач – выбор методов – подбор заданий – и упражнений. Этой дидактической цепочкой лучше проверять уже интуитивно сложившийся в уме урок, а не планировать с нуля.
Замысел урока включает:
1) Представление о том, на что будет направлено главное усилие учителя, в каком задании оно проявится в наибольшей степени, и возможно вызовет необходимый поворот в понимании темы учащимися, на что будут прямо или косвенно работать все задания урока. Это близко к определению цели, но менее формально.
2) Представление о том, какая работа необходима перед главным заданием, чтобы оно выполнялось учащимися с интересом.
3) Какие задания потребуются учителю для развития нового интереса, с которым столкнутся учащиеся.
Признак удавшегося урока – деловое ощущение учащихся, что они научились чему–то новому для себя. Эти положительные эмоции совсем не обязательно должны быть словесно сформулированы. Учителю вполне достаточно помнить, что после удачного урока у учащегося складывается «образ» нового чувства: «Я раньше не мог (не знал), а теперь могу (знаю)».
Кстати, «театрально-режиссерский» подход вовсе не означает, что традиционный план – конспект урока стал лишним – грамотно сделанная шпаргалка всегда придает уверенность. Осталось этот урок интересно провести. Тот интерес, с которым урок подготовлен, обязательно должен проявиться в поведении самого учителя.
Учитель знает, что он «принес» в класс интересный урок, готов помочь учащимся получить новые знания. «Помочь кому-то трудиться зачастую гораздо труднее, чем все сделать самому. Именно труд помощника и требуется от учителя, вставшего на позиции педагогики доверия».
Для возникновения «рабочего» самочувствия необходимо сосредоточиться не только на ведущей задаче урока, его идейно-познавательном и воспитательном замысле, но не забывать и о сверхзадаче обучения. Задача любого конкретного урока – лишь звено в сложном, длительном процессе обучения школьников. Сверхзадача позволяет понимать учебные факты с точки зрения их перспектив и потому более тонко, разумно их осуществлять. [ 2; с.21 ]
Информация о работе Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности