Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:46, дипломная работа

Описание

Актуальность темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.

Содержание

Введение
Глава I. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности
1.1 Общие и различные стороны профессий артиста и педагога
1.2 Артистизм педагога в учебном процессе
1.3 Театрализация как система личностного развития учащегося
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛаДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ
2.1 Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности
2.2 Способы овладения педагогическим артистизмом
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

артистизм педагога2.docx

— 97.75 Кб (Скачать документ)

Значит, надо уметь выделять то или иное из всего окружающего, но массу остального чувствовать. Это  не так просто. Оказывается, нужен  тренинг внимания, несмотря на то, что  нет ни одной минуты в жизни  человека, чтобы внимание его не было привлечено каким-либо объектом. Учение Станиславского о непрерывной линии внимания прямо обращено к учителю — на уроке утешай, ласкай, поддерживай, смейся, шути, импровизируй, но главную линию не прерывай! Иначе нет урока.

У каждого свое средство, но главное, что ученик чувствует  не формальное отношение, а искреннюю заинтересованность. Нет на это времени на уроке? Пусть после урока, но чтобы диалог состоялся.

Кто виноват в том, что  детей не затрагивает искусство художников? Конечно, мы, учителя. Почему? Потому что с одинаковой задачей входим в класс к ним и с таблицей прилагательных, и с репродукцией Репина. С одинаковым качеством внимания. Разве можно картину художника рассматривать с формальным вниманием? А ведь часто бывает именно так! Надо все сделать, чтобы детей охватило творческое внимание. Но для этого надо суметь самому им заразиться.

Формальные вопросы: Что  изображено на картине? Какого цвета  больше? Кто главный герой картины? Какое время года? и т. д. Формальный вопрос — формальный ответ. А может, лучше бы было подключить фантазию, ведь дети так любят фантазировать, а это уже творчество, уже согретое, чувственное внимание:

1. Какое настроение передает  художник?

2. Сочините все, что  могло, было до этого момента?  Почему именно так вам кажется?  Что могло бы быть после?  и т. п.

Получается соавторство, художник становится ближе и понятнее. Яснее его трудности и удача. И ведь при гаком внимании тоже выходим и на изображение, цвет, композицию, только уже не формально. Особенно часто на уроках может возникать вдруг ситуация, когда дети смеются — иногда беспочвенно. Что делать? Чем больше приказывать себе или учащихся, тем смех еще более усилится. Средство единственно верное — это сосредоточить внимание на любом объекте, не имеющем отношения к смеху. Смех прекратится сам по себе.

 

Очень бы хотелось донести  до всех предложения   по   улучшению  преподавания предмета:

1)  Побольше культурных мероприятие для учителей, чтобы они не были «зациклены» на своем предмете, а были 6ы  широкообразованными, эрудированными   разбирающимися в искусстве;                   

2)  Времени для общения учителя с учащимися должно быть больше — надо прочитать, обсудить, посмотреть, поговорить передать свой жизненный опыт, погулять посмотреть фильм, спектакль, разобрать     жизненный случай, учить думать, увлечь  психологией своей, своих товарищей, рассказать об НЛО, ясновидении, вечности  и т. д.;

3)  В  классе   нужно   иметь   не   боле 15 учеников, тогда хватит на всех тепла и ласки.[ 8; с. 62  ]

 
 
                             

 Выводы по II главе

 

1.                 Как же применяется педагогический артистизм в педагогической деятельности? Каждый урок в школе  начинается с введения в тему как в новую реальность, которая заставляет работать воображение.

Придумав интересный для  ребенка поворот темы, имея замысел  занятия, нужно уметь перевести  его на язык действия, то есть точно  знать, как он реализуется: раскрыть главную идею урока путем решения  цепочки проблемных ситуаций, выстроить  логику, иными словами, драматургию, режиссерский план урока, выделяя главное событие, задачи.

2. Внешность, голос, жест, выражение лица – все имеет  огромное значение в облике  учителя – артиста. Но все  – таки выражение лица сосредотачивается  в глазах.

3. Возможности юмора в  работе с детьми широко используются  многие учителя. Остроумная шутка,  подобно сильнодействующему лекарству,  позволяет довольно эффективно  «излечить» многие недостатки  в поведении школьников, избегая  при этом обострения отношений.  

4. Овладение педагогического  артистизма в первую очередь  зависит от овладения начальными  приемами педагогической техники  и основами педагогического мастерства  для решения важнейших педагогических  задач.

5. Овладение профессией  учителя и развитие творческой  индивидуальности должно предполагать  воспитание ряда личностных качеств,  которые в свою очередь становятся  профессиональными.

6. Для развития этого  качества нужно соответствующие  условия – внешние и внутренние, нужна благоприятная атмосфера,  стимулирующая среда для формирования  и проявления артистизма. Обучать  педагогическому артистизму, следует  комплексно, т. е. развивать не  отдельные приемы и навыки, а  логически обоснованную, взаимосвязанную  систему.      

 

Заключение

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили  потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Поэтому одним из актуальных вопросов и явился вопрос о формировании такого качества личности педагога как артистизм. Для более наглядного представления  этого качества мы в нашем исследовании попытались сравнить и выявить наиболее общие и различные стороны  двух творческих профессий – педагога и артиста.

Профессии артиста и педагога характеризуются коммуникативностью, общностью процессуальных характеристик – они действуют публично и в паре с партнерами. Объект их воздействия является одновременно и субъектом, сотворцом. Деятельность обоих регламентирована во времени, к обоим предъявляются особые требования – стабильность творческой формы; оперативность в управлении своим самочувствием; динамичность эмоционально-волевых процессов; развитое воображение; выразительная внешность. Наиболее сближает учителя и артиста стадия общения, взаимодействия, которая является основой движущей силой и педагогического, и театрального творчества.

В своей работе мы раскрыли несколько вопросов о применении педагогического артистизма, в том  числе и в учебном процессе, на уроках. Мы заметили, что для эффективного осуществления приемов артистизма учителю необходимо владеть некоторыми умениями. Например держать паузу.  Войдя в класс и оказавшись в поле зрения десятков глаз, учитель не начинает сразу свою речь, а делает небольшую «психологическую» паузу. В эти секунды класс привыкает к появлению учителя, к новому образу перед собой, формируется первое впечатление; педагог стремится установить зрительный контакт с классом, который под воздействием взгляда учителя успокаивается, настраивается на рабочий лад. 

Добиваясь высокой информативности, учитель использует зрительные и  логические смысловые фиксаторы, находит  правильное соотношение между темпом и информационной плотностью текста, темп сочетает с ритмом (темпоритм), информационную плотность варьирует с учетом физического состояния и настроя учеников.

Так же современный учитель  должен учитывать психологические  аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития учащегося, его память внимание, волю, собранность, усидчивость. Учет интересов, способностей, темп мышления, подготовки, отношения  к учащимся, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря  этому неизбежно варьируется  и сохраняет свежесть.

Человеку, чтобы выжить и  состояться как личности, необходимо быстро ориентироваться в череде событий, уметь выходить из них и  вовлекаться в их течение, уметь  самому создать событие. Все это  на самом деле очень не просто воплотить  на занятиях. Приходится постоянно  держать два плана: содержание программы  и метод преподавания. Но в современной  педагогической ситуации, наверное, иначе  нельзя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике, иначе контакт с  ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание о культуре, которое мы передаем, будет ребенку неинтересно.        

 Чем больше мы вникали  в суть проблемы, тем больше  понимали, что в школе наступил  момент появления такой деятельности, которая бы способствовала сближению  детей, раскрытию их внутреннего  мира, приближению к знаниям не  только через разум, а через  чувства и эмоции. Такой деятельностью  могла бы стать игровая методика  театральной педагогики! Ведь она  включает в себе и простейшие, общедоступные задания, развивающие  психофизические процессы индивидуальности, и более сложные ситуативные  игры, игры – импровизации, помогающие  проникать во внутренний мир  товарища, поиску новых средств  самовыражения и многое другое. И все это через игру –  любимое дело детей!

Кто – то более внимателен, у кого – то богаче воображение, кто – то более наблюдателен, у кого – то лучше память. Всем этим детей одарила природа. Но каких  – то качеств у них недостает, значит, их нужно развить, чтобы стать  полноценной личностью. Именно искусство  может вложить в душу ребенка  доброе, светлое и прекрасное, вежливость, деликатность и доброжелательность к окружающим.

Какое это удовольствие –  уметь режиссировать интригу  урока! Придумав интересный для ребенка поворот темы, имея замысел занятия, нужно уметь перевести его на язык действия, то есть точно знать, как он реализуется: раскрыть главную идею урока путем решения цепочки проблемных ситуаций, выстроить логику, иными словами, драматургию, режиссерский план урока, выделяяглавное событие, задачи и сверхзадачу (к достижению которой направлены все действия). Можно сказать, что артистичный  учитель реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками.

Овладение профессией учителя  и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые в свою очередь становятся профессиональными. Среди них – характеристики, лежащие  в основе педагогического артистизма: эмоциональность, интуиция эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации. Если педагог не владеет необходимой долей актерского мастерства, если в его творческой деятельности не проявляется художественное начало, он вряд ли успешно будет выполнять свои обязанности. Для развития этого качества нужно соответствующие условия – внешние и внутренние, нужна благоприятная атмосфера, стимулирующая среда для формирования и проявления артистизма. Обучать педагогическому артистизму, следует комплексно, т. е. развивать не отдельные приемы и навыки, а логически обоснованную, взаимосвязанную систему.  

Таким образом, проанализировав  необходимый для нашего исследования  объем литературы, мы решили, поставленные нами в начале работы задачи и достигли намеченной нами цели исследования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы

1.    Бафайл К. Веселое обучение – самое запоминающееся // Управление шк. – 2002 № 8

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2001.

3.          Ваганова Ж. Пед. артистизм. Можно ли им овладеть? // Народное образование – 1999, № 1-2,

4.           Воробьев Г. Г. Школа и театр – родственники. // Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня – Москва, 1991г.

5.           Гайнутдинова Л. Режиссер пришел в школу // Искусство в шк. – 1993 № 4

6.           Григорь И. Станиславский нам поможет. // Уч. Газета. – 2000 № 11

7.           Загорсий В. Сыграем на «Бис?» // Сельская школа. – 2005 - № 7-9

8.           Зязюн И. А. Если хочешь – научись! // Народное образование 1990 № 3

9.           И.Репьева. Умейте властвовать собой! //Учительская газета. – 2002. – № 32-33.

10.      Иванихин В.В. Школе нужен учитель -  артист //Наука и шк. 2001 г № 2 ст.

11.     Каменский С.Е.  актер или педагог? // наука и школа – 2000 № 5

12.       Колчеев Ю. Игровая театральная педагогика. // Воспит. Школьников – 1998 № 4

13.      Макарова Н.Я .”Театрализация как система личного развития студ. педагог.” . Школьн. Технологии – 2001 - №3

14.      Наталья Басина, Продолжение урока следует! 2000 г. // Учит. Газета – 2000 г № 11

15.      Никитина А. “Станиславский нам поможет” //Учительская газета – 2000 №11

16.      О.С. Булатова Педагогический артистизм Москва 2001 г.

17.      Прокопенко В. Возможности юмора // народное образование 2000 № 8

18.      Розниченко Ю. Секреты режиссуры – учителю. // Народное образование – 2002 № 2

19.      Самойлова Е. Учитель – это стильно // Управление школой. – 2004, № 4.

20.       Степанов С. Шутки уместны // управление шк. 2004  № 4

21.      Шиян Л.К. Режиссура урока // Веч. сред. Шк. 1994 - № 4.


Информация о работе Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности