Роль русских пословиц в развитии детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:50, курсовая работа

Описание

Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы - пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы роли русских пословиц в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста…………………… 4
1.1. Пословица как фольклорный жанр и её основные признаки…………..…4
1.2. Педагогические возможности пословиц………………………………..….8
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....11
Глава 2. Экспериментальное изучение роли русских пословиц в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста ……………...…12
2.1. Цель, задачи, методики исследования …...…………………….................12
2.2. Содержание работы по ознакомлению детей с пословицей …………....15
2.3. Контрольный эксперимент ………………..……………………………....27
Выводы по 2 главе………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы ………………………………………………………...30
Приложения

Работа состоит из  1 файл

РОЛЬ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

     Спустя  несколько дней дети отображали в  театрализованной игре персонажи Кота, Коровы, Собаки, Петуха и Лошади, к  которым в гости приходят Лиса Патрикеевна, Волк и Почтальон (по аналогии с персонажем из деревни Простоквашино). При увлечённом разыгрывании постоянно меняющихся сюжетных линий, в речи детей были отмечены некоторые поговорки, пословицы:

     - Не всё коту масленица;

  • За добро плати добром;
  • Чья бы корова мычала (современное выражение);

     - Чем богаты, тем и рады (в обучении  не использовалась).

     Таким образом, дети показывали определенное знание паремических выражений, инициировали их употребление в речи без участия взрослых. Употребление пословиц и поговорок включало также те выражения, которые в специальном обучении не использовались, а были привнесены из речевого окружения детей.

     При общении с детьми по ходу обучения оценка их деятельности носила доброжелательный характер, поддерживающий интерес ребят  к мудрым изречениям. Предвосхищающая  положительная оценка активности дошкольников помогала раскованному участию в диалоговых формах обучения, в представлении собственной модели рассуждения о взаимомотивированных значениях слов в пословицах, поговорках, поиске выявления общих моментов в сравниваемых выражениях.

       Таким образом, предложенная поэтапная система работы была комплексной, где углубление лексических знаний дошкольников сочеталось с общим развитием, а знание пословиц и поговорок служило индикатором не только лексико-семантического, но и общего развития детей. 

2.3. Контрольный эксперимент

     Критериями  оценки выполнения задания выступили  устойчивость употребления пословиц и  поговорок, т.е. правильность называния  всех лексем, составляющих выражение, и адекватность употребления, т.е. правильное соотношение лексической формы  с выделением семантики всего выражения применительно к речевой ситуации, теме.

     I уровень (высокий): для детей характерно отражение семантической связи компонентов, входящих в состав пословицы, поговорки, осознание выражений как целостных и устойчивых словосочетаний; правильная интерпретация иносказательного значения пословиц и поговорок, выделение различных семантических отношений между словами: антонимические, синонимические, полисемические.

     II уровень (средний): дети фиксировали «колеблющиеся» признаки значений слов, их подвижность и переходность. Наблюдался поиск противоположных (антонимов) и эквивалентных (синонимов) слов при комментировании обобщенного значения пословицы, поговорки. Проявлялись попытки увидеть смысловую отвлеченность хорошо известного паремического выражения.

     III уровень (низкий): дети выделяли  предметное значение слов, входящих  в изречение, отмечали реальные  свойства объекта и характер  взаимоотношений его с другими свойствами объектов, известными по собственному опыту ребенка. Значение пословиц, поговорок интерпретировалось узко, нечетко, часто с применением неопределенного значения известных слов. Дополнительный смысл значений известных слов, как правило, детьми не осознавался.

     Таблица 1. Сравнительные  суммарные данные обучения детей пословицам и поговоркам (%)

Этапы

эксперимента

Уровни
низкий средний высокий
Констатирующий 95,8 4,2 -
Контрольный 24,0 49,4 27,6

     Проведенное исследование показало, что под влиянием целенаправленной образовательной  работы у детей произошли положительные  изменения в усвоении пословично-поговорочных выражений, сформировалось осознание пластичности, подвижности родного языка. Разработанные условия развивающей речевой работы способствовали обогащению лексико-фразеологического состава речи детей. 
 
 

     Выводы  по главе 2

     Итак, проведенное исследование показало, что под влиянием целенаправленной образовательной работы у детей произошли положительные изменения в усвоении пословично-поговорочных выражений, сформировалось осознание пластичности, подвижности родного языка. Разработанные условия развивающей речевой работы способствовали обогащению лексико-фразеологического состава речи детей. 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

     Ребёнок оценивает факты своей жизни  по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл.

     Глубокие  исторические корни, то, что пословицы  впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на занятиях сегодня, когда ведущим направлением работы стала гуманизация процесса обучения, введение ребёнка в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.

     Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Список  литературы 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 400с.
  2. Арутюнова Н.Д. Проблемы морфологии и словообразования: На материале испанского языка. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 288 с.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. -255с.
  4. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616.
  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.-М., 1955.
  6. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под редакцией О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. - М.: Владос, 2003.
  7. Основы структурной паремиологии / Г.Л. Пермяков. – Москва : Наука , 1988
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина - М.: Просвещение, 1984. - 223с.
  9. Снегирев И.М. Русские народные пословицы и притчи. – М.: Эксмо, 2010. – 576с.
  10. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. - 1995. -№1. - С.59-66.
  11. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. -1998.- №9.- С.71-78.
  12. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1977. - 239с.
 
 
 

Приложение 1

Фрагменты содержания занятий.

     Занятие №1

     Воспитатель, обращаясь к детям: «Вы уже называли потешки, пестушки, а знаете ли вы чем они отличаются друг от друга? Слово «потеха» означает развлечение, забаву, что-то смешное. Вспомните, как радуются малыши, когда играют с их пальчиками, носиком, ручками, ножками. Слово «пестовать» означает заботливо и ласково нянчить, воспитывать. Попробуйте теперь определить, что за форма народной речи у текста:

     «Вода текучая, дитя растучее. С гуся вода, с тебя худоба!

       Вода книзу, а дитя кверху!» 

     Занятие №2.

     В ходе занятия экспериментатор задаёт детям вопросы: «Почему в приговорке обращались к мыши, чтобы она дала крепкий зуб?», «Чему могут научить скороговорки?», «Что самое важное в считалке?». 

     Занятие № 3.

     После рассматривания картинок с изображением места обитания животных, экспериментатор читает детям загадку:

     «Теремок  ползёт,

         На  себе его везёт

         Хозяюшка  богатая,

         Богатая, рогатая»,

     После того, что дети назвали улитку хозяйкой домика, с которым она никогда не расстаётся, их внимание концентрируется на том, что в загадке всегда содержится иносказание, то есть выражение со скрытым смыслом. Так говорят, когда хотят убедиться, что человек может догадаться, понять, о чём на самом деле идёт речь. Такой скрытый смысл есть и у пословиц и поговорок». 

     Занятие № 4. Тема: «Кто с кем дружит».

     Цель: учить детей сравнивать слова  и словосочетания, активизировать фразеосочетания в речи, ознакомить детей с отличием пословиц и поговорок.

     Материал: куклы - Петрушка и Карлсон, предметные картинки, иллюстрации словосочетаний.

     Ход занятия: 1. К детям пришли гости (Петрушка и Карлсон), которые вместе с детьми составляют словосочетания: день (светлый, длинный, удачный), барашки (облаков, волн, волос), сильный (ливень, мороз, топот), сладкий (сон, мед, запах). 2. Знакомство детей е отличиями пословиц и поговорок. 3. Классификация и обобщение картин. Карлсон называет любимые лакомства: малиновое варенье, шоколад, мармелад. Затем дети продолжают называние слов с выделением обобщающего - лакомство. Петрушка сообщает, что есть продукты, которые едят прежде, чем сладости, просит назвать их. Затем предлагает назвать, что лишнее изображено на картинках.

     Воспитатель: «Вы уже знаете, что пословицы  и поговорки - это особые формы народной речи. Поговорки - это яркие, меткие изречения, в которых есть особая выразительность. Послушайте: «Хвалилась синица море зажечь». Эта поговорка означает, что кто-то хвастая, наобещал многого, а выполнить не смог. А вот ещё пример: «Когда рак свистнет и рыба запоёт» . Ребята, а вам удалось слышать как свистит рак и поёт рыба? Конечно, нет. Эта поговорка показывает шутливость речи, невозможность осуществления того, о чём говорят.

     В пословице тоже есть яркие, красочные  слова, но в них есть какое-то поучение, наставление: как себя вести, чего не надо делать или что лучше выбрать. Только часто это наставление, указание выражается не прямо, а в особой форме, со скрытым смыслом. Понять пословицу не трудно, но надо знать в какой ситуации её употреблять. Вот послушайте пословицу: «Дорога ложка к обеду». Сама ложка может быть не дорогой, не серебряной, но она будет вам дороже красивой открытки, игрушки, когда придёт время еды. Эта пословица означает, что ценно то, что получено вовремя, в нужный момент. Пословицы - это мудрое изречение о чем-либо; если поговорки развлекают и украшают нашу речь, то пословицы поучают и наставляют нас в жизни: «поговорка - цветочек, а пословица - ягодка». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2. Упражнения

Стилистические  упражнения для развития лексической восприимчивости 

     Упражнение  «Подбери слова».

     Цель: обогащение словаря разнообразными и точными наименованиями объектов, действий.

     Детям предлагалось подобрать к одному из стилистических нейтральных слов подходящие по смыслу знакомые слова «Давайте подберем к слову «дом» слова близкие по смыслу, но обозначающие различные оттенки слова: дом - здание - домик - домина - изба - хибара - хата; звать (кричать, сказать, приглашать, орать, кликать); дело (занятие, работа, дельце, труд); есть (кушать, лопать, чавкать, питаться). 

     Упражнения этимологического характера, способствующие глубокому и осознанному усвоению слов, а также аналитическим способностям детей. 

     Упражнение  «Что обозначает слово?».

Информация о работе Роль русских пословиц в развитии детей