Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:50, курсовая работа
Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы - пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы.
Введение ……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы роли русских пословиц в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста…………………… 4
1.1. Пословица как фольклорный жанр и её основные признаки…………..…4
1.2. Педагогические возможности пословиц………………………………..….8
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....11
Глава 2. Экспериментальное изучение роли русских пословиц в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста ……………...…12
2.1. Цель, задачи, методики исследования …...…………………….................12
2.2. Содержание работы по ознакомлению детей с пословицей …………....15
2.3. Контрольный эксперимент ………………..……………………………....27
Выводы по 2 главе………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы ………………………………………………………...30
Приложения
Спустя несколько дней дети отображали в театрализованной игре персонажи Кота, Коровы, Собаки, Петуха и Лошади, к которым в гости приходят Лиса Патрикеевна, Волк и Почтальон (по аналогии с персонажем из деревни Простоквашино). При увлечённом разыгрывании постоянно меняющихся сюжетных линий, в речи детей были отмечены некоторые поговорки, пословицы:
- Не всё коту масленица;
- Чем богаты, тем и рады (в обучении не использовалась).
Таким образом, дети показывали определенное знание паремических выражений, инициировали их употребление в речи без участия взрослых. Употребление пословиц и поговорок включало также те выражения, которые в специальном обучении не использовались, а были привнесены из речевого окружения детей.
При общении с детьми по ходу обучения оценка их деятельности носила доброжелательный характер, поддерживающий интерес ребят к мудрым изречениям. Предвосхищающая положительная оценка активности дошкольников помогала раскованному участию в диалоговых формах обучения, в представлении собственной модели рассуждения о взаимомотивированных значениях слов в пословицах, поговорках, поиске выявления общих моментов в сравниваемых выражениях.
Таким образом, предложенная
2.3. Контрольный эксперимент
Критериями оценки выполнения задания выступили устойчивость употребления пословиц и поговорок, т.е. правильность называния всех лексем, составляющих выражение, и адекватность употребления, т.е. правильное соотношение лексической формы с выделением семантики всего выражения применительно к речевой ситуации, теме.
I уровень (высокий): для детей характерно отражение семантической связи компонентов, входящих в состав пословицы, поговорки, осознание выражений как целостных и устойчивых словосочетаний; правильная интерпретация иносказательного значения пословиц и поговорок, выделение различных семантических отношений между словами: антонимические, синонимические, полисемические.
II уровень (средний): дети фиксировали «колеблющиеся» признаки значений слов, их подвижность и переходность. Наблюдался поиск противоположных (антонимов) и эквивалентных (синонимов) слов при комментировании обобщенного значения пословицы, поговорки. Проявлялись попытки увидеть смысловую отвлеченность хорошо известного паремического выражения.
III
уровень (низкий): дети выделяли
предметное значение слов, входящих
в изречение, отмечали
Таблица 1. Сравнительные суммарные данные обучения детей пословицам и поговоркам (%)
Этапы
эксперимента |
Уровни | ||
низкий | средний | высокий | |
Констатирующий | 95,8 | 4,2 | - |
Контрольный | 24,0 | 49,4 | 27,6 |
Проведенное
исследование показало, что под влиянием
целенаправленной образовательной
работы у детей произошли
Выводы по главе 2
Итак,
проведенное исследование показало, что
под влиянием целенаправленной образовательной
работы у детей произошли положительные
изменения в усвоении пословично-поговорочных
выражений, сформировалось осознание
пластичности, подвижности родного языка.
Разработанные условия развивающей речевой
работы способствовали обогащению лексико-фразеологического
состава речи детей.
Заключение
Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл.
Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на занятиях сегодня, когда ведущим направлением работы стала гуманизация процесса обучения, введение ребёнка в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.
Используя
в своей речи пословицы и поговорки,
дети учатся ясно, лаконично, выразительно
выражать свои мысли и чувства, интонационно
окрашивая свою речь, развивается умение
творчески использовать слово, умение
образно описать предмет, дать ему яркую
характеристику.
Список
литературы
Приложение 1
Фрагменты содержания занятий.
Занятие №1
Воспитатель, обращаясь к детям: «Вы уже называли потешки, пестушки, а знаете ли вы чем они отличаются друг от друга? Слово «потеха» означает развлечение, забаву, что-то смешное. Вспомните, как радуются малыши, когда играют с их пальчиками, носиком, ручками, ножками. Слово «пестовать» означает заботливо и ласково нянчить, воспитывать. Попробуйте теперь определить, что за форма народной речи у текста:
«Вода текучая, дитя растучее. С гуся вода, с тебя худоба!
Вода книзу, а дитя кверху!»
Занятие №2.
В
ходе занятия экспериментатор задаёт
детям вопросы: «Почему в приговорке
обращались к мыши, чтобы она дала крепкий
зуб?», «Чему могут научить скороговорки?»,
«Что самое важное в считалке?».
Занятие № 3.
После рассматривания картинок с изображением места обитания животных, экспериментатор читает детям загадку:
«Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая»,
После
того, что дети назвали улитку хозяйкой
домика, с которым она никогда не расстаётся,
их внимание концентрируется на том, что
в загадке всегда содержится иносказание,
то есть выражение со скрытым смыслом.
Так говорят, когда хотят убедиться, что
человек может догадаться, понять, о чём
на самом деле идёт речь. Такой скрытый
смысл есть и у пословиц и поговорок».
Занятие № 4. Тема: «Кто с кем дружит».
Цель: учить детей сравнивать слова и словосочетания, активизировать фразеосочетания в речи, ознакомить детей с отличием пословиц и поговорок.
Материал: куклы - Петрушка и Карлсон, предметные картинки, иллюстрации словосочетаний.
Ход занятия: 1. К детям пришли гости (Петрушка и Карлсон), которые вместе с детьми составляют словосочетания: день (светлый, длинный, удачный), барашки (облаков, волн, волос), сильный (ливень, мороз, топот), сладкий (сон, мед, запах). 2. Знакомство детей е отличиями пословиц и поговорок. 3. Классификация и обобщение картин. Карлсон называет любимые лакомства: малиновое варенье, шоколад, мармелад. Затем дети продолжают называние слов с выделением обобщающего - лакомство. Петрушка сообщает, что есть продукты, которые едят прежде, чем сладости, просит назвать их. Затем предлагает назвать, что лишнее изображено на картинках.
Воспитатель: «Вы уже знаете, что пословицы и поговорки - это особые формы народной речи. Поговорки - это яркие, меткие изречения, в которых есть особая выразительность. Послушайте: «Хвалилась синица море зажечь». Эта поговорка означает, что кто-то хвастая, наобещал многого, а выполнить не смог. А вот ещё пример: «Когда рак свистнет и рыба запоёт» . Ребята, а вам удалось слышать как свистит рак и поёт рыба? Конечно, нет. Эта поговорка показывает шутливость речи, невозможность осуществления того, о чём говорят.
В
пословице тоже есть яркие, красочные
слова, но в них есть какое-то поучение,
наставление: как себя вести, чего не надо
делать или что лучше выбрать. Только часто
это наставление, указание выражается
не прямо, а в особой форме, со скрытым
смыслом. Понять пословицу не трудно, но
надо знать в какой ситуации её употреблять.
Вот послушайте пословицу: «Дорога ложка
к обеду». Сама ложка может быть не дорогой,
не серебряной, но она будет вам дороже
красивой открытки, игрушки, когда придёт
время еды. Эта пословица означает, что
ценно то, что получено вовремя, в нужный
момент. Пословицы - это мудрое изречение
о чем-либо; если поговорки развлекают
и украшают нашу речь, то пословицы поучают
и наставляют нас в жизни: «поговорка -
цветочек, а пословица - ягодка».
Приложение 2. Упражнения
Стилистические
упражнения для развития
лексической восприимчивости
Упражнение «Подбери слова».
Цель: обогащение словаря разнообразными и точными наименованиями объектов, действий.
Детям
предлагалось подобрать к одному
из стилистических нейтральных слов подходящие
по смыслу знакомые слова «Давайте подберем
к слову «дом» слова близкие по смыслу,
но обозначающие различные оттенки слова:
дом - здание - домик - домина - изба - хибара
- хата; звать (кричать, сказать, приглашать,
орать, кликать); дело (занятие, работа,
дельце, труд); есть (кушать, лопать, чавкать,
питаться).
Упражнения
этимологического характера,
способствующие глубокому
и осознанному усвоению
слов, а также аналитическим
способностям детей.
Упражнение «Что обозначает слово?».