Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:50, курсовая работа
Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы - пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы.
Введение ……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы роли русских пословиц в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста…………………… 4
1.1. Пословица как фольклорный жанр и её основные признаки…………..…4
1.2. Педагогические возможности пословиц………………………………..….8
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....11
Глава 2. Экспериментальное изучение роли русских пословиц в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста ……………...…12
2.1. Цель, задачи, методики исследования …...…………………….................12
2.2. Содержание работы по ознакомлению детей с пословицей …………....15
2.3. Контрольный эксперимент ………………..……………………………....27
Выводы по 2 главе………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы ………………………………………………………...30
Приложения
Цель: привлечение внимания детей к происхождению слова, понимания его значения.
Детям предлагалось вместе с воспитателем медленно произнести слово и, подумав, ответить, почему оно так названо, что обозначает; от какого слова берет начало:
шиповник - имеет шипы
голубь - голубоватые перышки
воробей - вора бей (того, кто ворует зёрна)
сердце - середина тела
метла - мету, метель
завтрак - заутрок, утро
спасибо
- спаси бог.
Дидактические
упражнения по выявлению
многозначности слов,
которые ведут к расширению
семантических границ,
сопоставлению двух
или нескольких значений
слова.
Упражнение «Сочетания слов».
Цель: выработать навыки правильного понимания новых значений известных слов.
Детям предлагалось назвать возможные сочетания с выделенными словами.
Варианты
сочетаний слова: зелёный куст (значение
цвета), зелёный персик (значение незрелый);
ржавый замок (значение ненадёжности),
ржавая вода (грязная, нечистая вода); золотой
лист (значение цвета), золотой перстень
(украшение), золотой характер (прекрасный);
поднять диван (значение взять с места),
поднять штангу (удержать в верхнем положении),
поднять крик (показать беспокойство»
тревогу); поле кукурузное (значение возделанного
участка земли), поле футбольное (место
для игры), поле на листе бумаги (чистая
полоса).
Дидактические
задания на основе
игр и упражнений,
заучивание стихотворных
строчек, направляющие
внимание детей на метафоричность
языка.
Упражнение «Докончи пословицу».
Детям предлагалось припомнить и назвать слово, завершающее пословицу в стихотворном ритме (с размеренным и правильным чередованием ударных слогов с неударными). Вначале предлагались паремические выражения с открытым слогом, затем - закрытым.
Без друга на сердце... (вьюга). Без труда не вынешь и рыбку.., (из пруда).
Сделал дело, гуляй... (смело).. Старый друг, лучше новых... (двух).
Еле-еле душа в... (теле). Рабочие руки не знают... (скуки). Конец - всему... (венец).
Когда
я ем, я глух и... (нем).
Дидактическая игра «Кто внимательный»
Цель: учить слышать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы), обогащать речь
детей.
Ход: Какие вы знаете пословицы`? Я тоже знаю пословицы, в них есть разные, непохожие слова, сейчас посмотрим, кто из вас внимательный и быстро найдет непохожие слова. Слушайте:
Готовь сани летом - телегу зимой.
Труд кормит, а лень" - портит.
Глазами плачет - сердцем смеется.
Слушай больше - говори меньше.
Умел
начать - умей и кончить.
Приём словарной работы - толкование слов, словосочетаний.
-Наговорил с три короба.
Воспитатель детям: «Короб (кузовок) - это плетёное из коры дерева изделие, в которое укладывают что-то или переносят. Если говорят «наговорил с три короба», та хотят подчеркнуть, что говорят слишком много или лишнее».
- Во всю Ивановскую.
Воспитатель детям: «Так говорят, когда хотят показать, что делается что-то в полную силу: кричат во весь голос, мчатся изо всех сил, бьются с врагом, радуются с друзьями».
- Рыщет, как голодный волк
Воспитатель детям: «Рыщет - означает торопливо бежит, блуждает в поисках добычи. Волк ищет свою добычу на бегу».
- Когда рак на горе свистнет, а рыба запоёт.
Воспитатель детям: «Такое выражение показывает шутку, народный юмор. Ни рак, ни рыба не издают звуков, поэтому так говорят, когда хотят показать что-то невозможное».
- Куй железо пока горячо.
Воспитатель
детям: «Куй железо - означает ковать горячий
металл. По раскалённому металлу бьют
большим молотом и придают
железу нужную форму; это можно сделать
только пока железо горячо, когда оно
остынет - изменить ничего нельзя».