Роль русских пословиц в развитии детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:50, курсовая работа

Описание

Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы - пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы роли русских пословиц в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста…………………… 4
1.1. Пословица как фольклорный жанр и её основные признаки…………..…4
1.2. Педагогические возможности пословиц………………………………..….8
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....11
Глава 2. Экспериментальное изучение роли русских пословиц в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста ……………...…12
2.1. Цель, задачи, методики исследования …...…………………….................12
2.2. Содержание работы по ознакомлению детей с пословицей …………....15
2.3. Контрольный эксперимент ………………..……………………………....27
Выводы по 2 главе………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы ………………………………………………………...30
Приложения

Работа состоит из  1 файл

РОЛЬ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

     Цель: привлечение внимания детей к  происхождению слова, понимания его значения.

     Детям предлагалось вместе с воспитателем медленно произнести слово и, подумав, ответить, почему оно так названо, что обозначает; от какого слова берет начало:

     шиповник - имеет шипы

     голубь - голубоватые перышки

     воробей  - вора бей (того, кто ворует зёрна)

     сердце  - середина тела

     метла  - мету, метель

     завтрак - заутрок, утро

     спасибо            - спаси бог. 

     Дидактические упражнения по выявлению многозначности слов, которые ведут к расширению семантических границ, сопоставлению двух или нескольких значений слова. 

     Упражнение «Сочетания слов».

     Цель: выработать навыки правильного понимания  новых значений известных слов.

     Детям предлагалось назвать возможные  сочетания с выделенными словами.

     Варианты  сочетаний слова: зелёный куст (значение цвета), зелёный персик (значение незрелый); ржавый замок (значение ненадёжности), ржавая вода (грязная, нечистая вода); золотой лист (значение цвета), золотой перстень (украшение), золотой характер (прекрасный); поднять диван (значение взять с места), поднять штангу (удержать в верхнем положении), поднять крик (показать беспокойство» тревогу); поле кукурузное (значение возделанного участка земли), поле футбольное (место для игры), поле на листе бумаги (чистая полоса). 

     Дидактические задания на основе игр и упражнений, заучивание стихотворных строчек, направляющие внимание детей на метафоричность языка. 

     Упражнение  «Докончи пословицу».

     Детям предлагалось припомнить и назвать  слово, завершающее пословицу в стихотворном ритме (с размеренным и правильным чередованием ударных слогов с неударными). Вначале предлагались паремические выражения с открытым слогом, затем - закрытым.

     Без друга на сердце... (вьюга). Без труда не вынешь и рыбку.., (из пруда).

     Сделал  дело, гуляй... (смело).. Старый друг, лучше новых... (двух).

     Еле-еле  душа в... (теле). Рабочие руки не знают... (скуки). Конец - всему... (венец). 

     Когда я ем, я глух и... (нем). 

     Дидактическая игра «Кто внимательный»

     Цель: учить слышать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы), обогащать речь

     детей.

     Ход: Какие вы знаете пословицы`? Я тоже знаю пословицы, в них есть разные, непохожие слова, сейчас посмотрим, кто из вас внимательный и быстро найдет непохожие слова. Слушайте:

         Готовь  сани летом - телегу зимой.

         Труд кормит, а лень" - портит.

         Глазами плачет - сердцем смеется.

         Слушай  больше - говори меньше.

         Умел  начать - умей и кончить. 

    Приём словарной работы - толкование слов, словосочетаний.

    -Наговорил с три короба.

     Воспитатель детям: «Короб (кузовок) - это плетёное из коры дерева изделие, в которое укладывают что-то или переносят. Если говорят «наговорил с три короба», та хотят подчеркнуть, что говорят слишком много или лишнее».

         - Во всю Ивановскую.

     Воспитатель детям: «Так говорят, когда хотят показать, что делается что-то в полную силу: кричат во весь голос, мчатся изо всех сил, бьются с врагом, радуются с друзьями».

         - Рыщет, как голодный волк

     Воспитатель детям: «Рыщет - означает торопливо  бежит, блуждает в поисках добычи. Волк ищет свою добычу на бегу».

         - Когда рак на горе свистнет, а рыба запоёт.

     Воспитатель детям: «Такое выражение показывает шутку, народный юмор. Ни рак, ни рыба не издают звуков, поэтому так говорят, когда хотят показать что-то невозможное».

         - Куй железо пока горячо.

     Воспитатель детям: «Куй железо - означает ковать горячий  металл. По раскалённому металлу бьют большим молотом и придают  железу нужную форму; это можно сделать  только пока железо горячо, когда оно  остынет - изменить ничего нельзя». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль русских пословиц в развитии детей