Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:53, курсовая работа
Основная цель этой работы: разработать методы и приемы литературного и общекультурного развития учащихся в процессе проведения уроков внеклассного чтения.
Задачи: изучить психолого-педагогические исследования по проблемам литературного и общекультурного развития учащихся;
-изучить опыт учителей словесников по организации уроков внеклассного чтения;
-изучить отношение учащихся к чтению художественной литературы;
-определить способы формирования читательского интереса учащихся средствами уроков внеклассного чтения.
Введение ________________________________________________________3
Глава І. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по проблемам литературного и общекультурного развития современных школьников______________________________________________________6
1.1. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по литературному и общекультурному развитию школьников__________6
1.2.Анализ опыта учителей-практиков по общекультурному развитию учащихся на уроках внеклассного чтения _____________________________10
1.3. Изучение отношения учащихся к проведению уроков внеклассного чтения.__________________________________________________________12
Глава ІІ. Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии современных школьников._________________________________15
2.1.Литературное и общекультурное развитие в процессе уроков внеклассного чтения___________________________________________________________15
2.2. Анализ результатов анкетирования учащихся на предмет выявления читательских интересов и общего уровня читательской культуры_________35
2.3. Средства и приемы повышения эффективности уроков внеклассного чтения.___________________________________________________________38
Заключение ______________________________________________________43
Библиография ___________________________________________________46
Приложения ____________________________________________________48
Содержание
Введение ______________________________
Глава І. Обзор психолого-педагогических
и методических исследований по проблемам
литературного и общекультурного развития
современных школьников____________________
1.1. Обзор психолого-
1.2.Анализ опыта учителей-
1.3. Изучение отношения учащихся
к проведению уроков
Глава ІІ. Роль внеклассного чтения в
литературном и общекультурном развитии
современных школьников.___________________
2.1.Литературное и
2.2. Анализ результатов
2.3. Средства и приемы повышения эффективности
уроков внеклассного чтения._______________________
Заключение ______________________________
Библиография ______________________________
Приложения ______________________________
Введение
Актуальность исследования: сверхзадача урока литературы заключается во взаимодополнении методики преподавания литературы и «педагогики предмета». В наше время важно совмещать два этих понятия в одном уроке – уроке литературы. Сверхзадача учителя-словесника: воспитывать как нравственную сторону ребенка, так и духовную.
Министерство образования также заботится о целостном развитии личности детей, поэтому в документе «Концепция литературного образования» включены такие пункты:
-основная
цель литературного
-способствует
литературному образованию
-усвоение
учащимися ключевых
-понимание школьниками литературы как искусства слова и как составляющей духовной культуры человечества;
-формирование у учащихся творческих способностей, воображения, самостоятельного мышления;
-развитие специфических эмоций и чувств, связной речи, умения аргументировано, увесисто и образно выражать свои мысли, суждения, оценки [Сайт Министерства].
Программа
для общеобразовательных школ с
русским языком обучения литературы
для 11 классов под редакцией Л.А.
-изучение
русской и мировой литературы
предполагает систематическое
-деятельность учителя должна строиться на основе принципа творческого сотрудничества с учениками, с последовательным возрастанием их самостоятельности от класса к классу. Уроки литературы следует сочетать с широкой внеклассной работой и факультативными занятиями по предмету.
Основная цель этой работы: разработать методы и приемы литературного и общекультурного развития учащихся в процессе проведения уроков внеклассного чтения.
Задачи: изучить психолого-педагогические исследования по проблемам литературного и общекультурного развития учащихся;
-изучить
опыт учителей словесников по
организации уроков
-изучить отношение учащихся к чтению художественной литературы;
-определить
способы формирования
Предмет исследования: процесс организации уроков внеклассного чтения в средних классах.
Объект: процесс читательской деятельности учащихся средних классов.
Структура. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 25 источников, трех приложений.
Практическая значимость: материалы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в школе, на занятиях по методике преподавания литературы в ВУЗе.
Апробация осуществлялась в период педагогической практики в СШ № 52 г. Луганска в период с 7.11.2011 г. по 10.12.2011 г.
Раздел I. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по проблемам литературного и общекультурного развития современных школьников
1.1. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по проблемам литературного и общекультурного развития учащихся
Проблеме литературного и общекультурного развития школьников посвящено достаточно много исследований современных психологов, педагогов и методистов. Данные исследования создают базу для плодотворной работы учителей в данном направлении и обосновывают методику их работы.
Качественные изменения в восприятии художественной литературы
школьниками разного возраста ставят перед методистами задачу определения
понятия "литературное развитие" и его критериев, которые в немалой степени
должны определять направление и методы изучения художественных произведений.
Исследованию проблемы литературного развития посвящены работы
психологов О. И. Никифоровой, Л.Г. Жабицкой, Н.Б. Берхина, методистов
Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана. Общепризнанным в методике 70-90-х годов стало определение содержания литературного развития, данное Н.Д. Молдавской: "Литературное развитие – это возрастной и одновременно
учебный процесс проникновения в условные формы литературы, в ту услов-
ность, которая лежит в самой природе художественного образного познания
жизни и составляет язык искусства».[13, 50]
Содержанием этого процесса является диалектика отношений явлений
жизненного и литературного ряда в сознании читателя-школьника, непосредственности впечатлений реальной действительности и осознания роли творческого вымысла, роли автора, демиурга художественной действительности.
Основными критериями литературного развития учащихся считаетcя понимание читателями процессов образного обобщения и образной конкретизации в художественном произведении.
Младшие школьники воспринимают и осмысливают литературные произведения на уровне эмпирического мышления. Для маленького читателя деталь не является носителем художественного целого и существует сама по себе как деталь окружающего его предметного мира.
В подростковом возрасте заметно расширяются возможности отвлечённого мышления, поэтому школьникам средних классов доступно понимание внутренних художественных связей (далеко не всех), что способствует более глубокому постижению художественной условности искусства. "Однолинейная" связь литературного и жизненного рядов, элементарность ассоциаций, которые связывали только отдельные сюжетные ситуации или отдельные поступки героев с данными личного опыта, присущие младшим школьникам, постепенно уступают место возможности создавать более сложные ассоциативные связи и системы.
В старшем подростковом возрасте главное приобретение школьников –
это укрепление и расширение таких качеств психических функций, как произвольность и осознанность.
У старшеклассников восприятие "конкретностей" художественного текста как явлений действительности связано с их эстетическим осмыслением.
Школьникам понятны средства художественного обобщения в литературном произведении, что позволяет раскрыть глубокие сущностные связи литературного образа. Постижение художественной условности связано с усвоением основ науки о литературе. Освоение таких понятий, как личность автора и способы выявления авторского сознания в произведениях различных родов и жанров, метод, стиль, выводят школьников на более высокий уровень осмысления творчества художника слова.
В соответствии с принципом единства обучения и развития обучение
должно вестись так, чтобы не только вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, но и одновременно с этим целенаправленно развивать их умственные способности.
Теория развивающего обучения в отечественной педагогике опирается на концепцию Л.С.Выготского о двух уровнях умственного развития – "актуальный уровень умственного развития" и "зона ближайшего развития". "Эта "зона ближайшего развития" определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решать самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого". [15, 112] Причём, своеобразие явления умственного развития, как показал Выготский, в том, что при одинаковом уровне актуального умственного развития двух учеников присущая им "зона ближайшего развития" оказывается, как правило, различной.
Введение данного понятия Выготским и дало возможность развить принципиально новое решение проблемы обучения и развития, а именно: обучение должно быть развивающим, а стать таким оно может лишь в случае, если обучение будет ориентироваться не на "актуальный уровень умственного
развития", а на "зону ближайшего развития".
С этой точки
зрения интересна концепция
Он утверждает, что содержание уроков литературы должно принципиально отличаться от содержания уроков по другим предметам, целью которых
является овладение учащимися научными знаниями. Процесс взаимодействия
читателя с художественным произведением психолог называет учебно-художественной деятельностью, которая включает не только познание, но и
эмоциональную
оценку, вызванную личными
Н. Б. Берхин в качестве критериев литературного развития учащихся выдвигает художественные эмоции, которые характеризуют не только правильность понимания замысла автора произведения, но и умение подмечать всё более глубокие, интимные переживания в себе, умение их чётко осознавать, умение говорить о них, ярко, красочно и точно описывать их. Художественная эмоция в отличие от житейской эмоции отличается произвольностью и контролируемостью.
Такое понимание содержания литературного развития, считает психолог, позволяет осознать развивающий характер учебно-художественной деятельности школьников, ибо она направлена на развитие психологического механизма, определяющего полноценность акта восприятия художественного произведения. Развитым художественным сопереживанием может считаться такое, которое, "будучи само вправлено в художественную форму и обретая в той или иной мере выраженные жанровые и стилевые признаки, начинает выступать как развитая специфическая художественная эмоция, как развитой художественный образ переживания".[1, 50] К овладению данным уровнем развития психологического механизма художественной оценки оказываются способными учащиеся старших классов, однако понимание природы процесса литературного развития, как показывает Н. Б. Берхин, открывает возможности для целенаправленной работы на всех этапах обучения, ориентируясь на возрастные "зоны ближайшего развития".
1.2. Анализ опыта учителей-практиков по общекультурному и литературному развитию учащихся на уроках внеклассного чтения
В Законе об Образовании зафиксировано, что основной пафос школьного образования должен быть направлен на формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и обеспечение тем самым интеграции личности в системы мировой и национальной культур.
Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно. Нетрадиционный подход в построении уроков внеклассного чтения предлагает Ильченко Ю.А., учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135» (город не указан). «От простого чтения – рассматривания книги на уроке внеклассного чтения мы перешли к нетрадиционным формам проведения занятий. Как то пришла в голову идея составить кроссворд к сказке. Это очень оживило опрос. Так как слова ответы берутся из всего произведения, то сразу видно кто из детей дочитал книгу до конца. Ребятам понравились кроссворды, они стали самостоятельно составлять и предлагать одноклассникам разгадывать их. Затем я стала «прятать» слово. Буквы открывались в выделенной графе не по порядку, а вразброс, и ученик, который находил спрятанное слово до того, как откроются все буквы, получал пятёрку. Детям это понравилось ещё больше, и разгадывание кроссворда-логогрифа стало неотъемлемой частью уроков внеклассного чтения. Прежде чем записать слово в кроссворд, ученик его чётко проговаривает (осуществляется связь с русским языком). Иногда я не выделяю «спрятанное» слово, а ребята в логогрифе ищут его сами. Найденному слову уделяется особое внимание (подобрать синонимы, антонимы, дать толкование). На следующем этапе дети пересказывают отрывки к иллюстрациям, которые находятся на доске, и наиболее понравившиеся фрагменты, называют пословицы и поговорки из произведения, расставляют картинки в нужном порядке, находят ошибку на рисунке, заполняют литературное пространство, дают характеристики положительным и отрицательным героям. Многие учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания к урокам внеклассного чтения: составляют кроссворды, ребусы, придумывают вопросы, загадки, пишут сказки и стихи, составляют диафильмы, инсценируют отрывки. Определенный интерес с точки зрения работы учителя по общекультурному развитию учащихся представляет опыт С.Е. Шамаевой, которая подчеркивает необходимость реализации на уроках внеклассного чтения межпредметных связей. По ее мнению «Союз литературы с языком, историей, музыкой, живописью, кино делает работу словесника увлекательной, а процесс обучения – интересным и радостным».[24,7]
Информация о работе Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников