Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание

Основная цель этой работы: разработать методы и приемы литературного и общекультурного развития учащихся в процессе проведения уроков внеклассного чтения.
Задачи: изучить психолого-педагогические исследования по проблемам литературного и общекультурного развития учащихся;
-изучить опыт учителей словесников по организации уроков внеклассного чтения;
-изучить отношение учащихся к чтению художественной литературы;
-определить способы формирования читательского интереса учащихся средствами уроков внеклассного чтения.

Содержание

Введение ________________________________________________________3
Глава І. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по проблемам литературного и общекультурного развития современных школьников______________________________________________________6
1.1. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по литературному и общекультурному развитию школьников__________6
1.2.Анализ опыта учителей-практиков по общекультурному развитию учащихся на уроках внеклассного чтения _____________________________10
1.3. Изучение отношения учащихся к проведению уроков внеклассного чтения.__________________________________________________________12
Глава ІІ. Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии современных школьников._________________________________15
2.1.Литературное и общекультурное развитие в процессе уроков внеклассного чтения___________________________________________________________15
2.2. Анализ результатов анкетирования учащихся на предмет выявления читательских интересов и общего уровня читательской культуры_________35
2.3. Средства и приемы повышения эффективности уроков внеклассного чтения.___________________________________________________________38
Заключение ______________________________________________________43
Библиография ___________________________________________________46
Приложения ____________________________________________________48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 95.35 Кб (Скачать документ)

Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод о принципах построения системы уроков внеклассного чтения : чтобы целенаправленно решать все задачи поликультурного  и литературоведческого образования учащихся на таких уроках, необходимо строить систему таких уроков на следующих принципах:

- перспективности  и системности;

- связи с  уроками изучения программного  материала;

- высокого  художественного качества и морально-педагогического  потенциала отобранных произведений;

- актуальности  их проблематики и личностной  значимости для учеников;

- соответствия  их психолого-возрастным особенностям;

- добровольности  и заинтересованности школьников;

- разнообразия  типов уроков и методики их проведения;

- творческого  взаимодействия учителя и учащихся.

Построенные на таких принципах уроки развивают  творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала, развивают креативные способности ученика и коммуникативную культуру. А все эти способности помогают быть успешным и социально адаптированным членом социума, самореализовываться молодым людям, быть востребованными на рынке труда.

В ходе работы была достигнута поставленная цель. Была показана возможность использования  различных видов и форм работы на уроках внеклассного чтения в современной школе, направленных на решение задачи  формирования культурологической компетенции учащихся. Также были выполнены поставленные задачи:

- определены  и рассмотрены пути  и способы  литературного и культурологи-ческого развития школьников в условиях уроков внеклассного чтения;

- описаны  различные формы проведения таких  уроков в зависимости от поставленных  целей и их места в системе  уроков зарубежной литературы.

Материалы работы могут быть использованы в  работе учителей – словесников в  средних школах, а также для  студентов педагогических вузов  в процессе обучения зарубежной литературе в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.    Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. –М. :Прометей, 1989.

2.    Библитечно-библиографические знания – школьникам: Практ. пособие.-   

       М.: изд-во «Кн.  палата», - 1989. – 216 с.     

3.    Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.,  

       1968.        

4.    Бутейко И.А. Читатели и чтение на исходе ХХ в.: социологические   

       аспекты.  –  М., 1997.

5.    Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит. – М.:  

Педагогика, - 1991.

6.     Зарубіжна література. Программа для ЗНЗ. 5 – 12 класи. – Київ:

Видавництво „Перун”, - 2005. – 111 с.

7.    Заяц С.В. „Твори добро – нет большей радости» // Русская словесность в

школах Украины. -  2009. - № 1. – С.25 – 29.

8.    ІЗ МОНУ  Інструктивно-методичні рекомендації щодо вивчення шкільних 

дисциплін у  основній та старшій школі у 2011-2012 навчальному році. – 

2011. - № 19 – 20 – 21. – С. 3-24.

9.    Ильин Е.Н.  Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982.

10.   Куцевол О. Позакласне читання як творча діяльність учнів // Українська

       мова й література  в середніх школах, гімназіях,  ліцеях та колегіумах. – 

       2008. - № 3. –  С.70 – 82.

11.   Макаренко Л.А. Литература. 6 класс. Планы-конспекты уроков. –

       Харьков: Веста: Издательство „Ранок”, 2001. – С. 82 – 85.

12.  Маранцман

13.  Молдавская Н.Д.  Литературное развитие школьников в процессе

        обучения. – М.: Педагогика, 1976.

14.  Післядипломна педагогічна освіта: професійний розвиток учителів

       російської мови  і літератури. Навчальний посібник  для самостійної

       роботи слухачів  курсів підвищення кваліфікації / Уклад.: І.П.Зайцева,

       В.Л.Лоповок, Т.Б.Недайнова, О.М.Теплицька. – Луганськ, - 2008. – 80 с.

15.  Психологический словар. – М.:  1983. – с.112.

16.  Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. – М., 1929.

17.  Сімакова Л.А., Снєгірьова В.В. Література (російська та зарубіжна).

       Інтегрований  курс: Програма для 5 – 12 класів  ЗНЗ з російською мовою

       Навчання. – Чернівці: Видавничий дім „Букрек”, -2005. – 192 с.

18.   Симакова Л.А. Выработать осознанное  отношение к искусству.// Русская

        словесность в школах Украины.- 2008. - №6. – С.7-9.

19.   Симакова Л.А. Усваивать опыт переживаний и ценности жизни. //

        Русская словесность в школах Украины. – 2006. - №6. - с.11-13.

20.   Соловей Т.Г. «Все звёзды до единой тепло и кротко в душу смотрят

        вновь». Урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Майская ночь

        или Утопленница». // Русская словесность в школах Украины.- 2008.-

        № 6. – С. 19-25.

21.  Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка.  – М., 1978.

22.  Чередник Л.А. Вивчення зарубіжної літератури. 5 клас. – Х.: Веста:

       Видавництво „Ранок”, 2007. – С.33 – 36.

23 . Чередник Л.А. Зарубіжна література. 8 клас: Авторські уроки. – Х. :

       Веста: Видавництво „Ранок”, 2007. – С. 32 – 35.

24.  Шамаева С.Е. Классная и внеклассная по зарубежной литературе

       в 5-8 классах.-  М.: Просвещение, 1989. – 128 с.

25.   Якобсон П.М.  Психология художественного восприятия. – М.:

        Искусство, 1964.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Списки литературы для  внеклассного чтения

по зарубежной литературе учащихся 5 – 11 классов 

общеобразовательных школ

5 класс

А.С.Пушкин. Сказки.

П.Ершов. «Конёк – Горбунок».

Г.К.Андерсен. «Дикие лебеди», «Русалочка».

Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес».

Дж.Родари. «Сказки по телефону».

А.П. Чехов. «Каштанка»

А.Линдгрен. «Расмус – бродяга».

Саша Чёрный. «Остров детства» ( по выбору детей).

В. Короленко. «Слепой музыкант».

Ф.Бёрнетт. «Маленький лорд Фаунтлерой».

Г.Мало. «Без семьи».

Э. Сэтон – Томпсон. Рассказы о животных.

С.Лагерлёф. «Удивительное путешествие  Нильса Хольгерсона с дикими гусями».

Дж. Даррелл. «Моя семья и другие животные» и т.д.

6 класс

Н.Кун. «Легенды и мифы Древней Греции».

О.Генри. «Дары волхвов».

К.Паустовский. «Телеграмма».

Р.Бредбери. «Марсианские хроники».

Э. Хемингуэй. «Старик и море».

Ж.Верн. «Вокруг света за 80 дней».

Майн Рид «Квартеронка».

Д.Барри. «Питер Пен и Венди».

Д.Крюс. «Том Таллер, или Проданный смех».

Ф.Купер. «Последний из могикан», «Зверобой».

О.Уайльд. «Кентервильское привидение».

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и т.д.

7 класс

Ж.Верн «Дети капитана Гранта».

А.Конан Дойл. «Затерянный мир».. «Приключение Шерлока Холмса».

Р.Бёрнс. «Кузнецу», «В горах моё  сердце» и др.

О.Генри. Новеллы по выбору учителя.

Р.Фраерман. «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви».

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».

Ж.Сименон. «Мегре и другие».

А.Кристи. «Случай  с итальянским  вельможей».

А.Вампилов. «Простите нас».

В.Крапивин. «Острова и капитаны», «Я иду встречать брата».

А.П.Чехов. Юмористические рассказы по выбору учителя и др.

8 класс

Геродот. История.

О.Хайям. Рубаи (по выбору учащихся).

Л.Н.Толстой. «Хаджи – Мурат».

Стихи В.Высоцкого, Я.Смелякова, Н.Заболоцкого, Ю.Визбора ( по выбору учащихся).

Еврипид. «Медея».

Софокл. «Эдип-царь».

Ф.Петрарка. Сонеты.

Дж.Бокаччо. «Декамерон» ( по выбору учителя).

Шекспир. «Король Лир», «Сон в летнюю ночь».

Дж.Чосер. «Кентерберийские рассказы».

9 класс.

Вольтер. «Кандид, или Оптимизм».

Бомарше. «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Ж.Б.Мольер. «Тартюф».

М.Булгаков. Повесть или пьеса  о Мольере ( по выбору учащихся).

И.В.Гёте. «Страдания молодого Вертера».

П.Шелли. «Гимн интеллектуальной красоте».

В.Гюго. «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеётся»

10 класс

В.Шекспир  « Отелло», «Леди Макбет»

Ф.Стендаль «Пармская обитель»

О.де Бальзак «Евгения Гранде», «Отец Горио»

Г. Флобер «Воспитание чувств»

Ч.Диккенс «Домби и сын», «Холодный дом»

И. Гончаров «Обыкновенная история», «Обрыв»

Н. Лесков «Очарованный странник»

А. Островский (пьесы по выбору учителя)

Ф. Тютчев и А.Фет (стихи по выбору учащихся)

В. Астафьев (рассказы по выбору учащихся)

П. Коэльо «Вероника решает умереть»

П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

11 класс

Д. Лондон «Морской волк»

А. Ахматова и Осип Мандельштам (стихи  по выбору учащихся)

Э.М.Ремарк «Три товарища»

Э.Хемингуэй «Прощай, оружие!»

Л. Фейхтвангер «Гойя»

А. Камю «Посторонний»

Ф. Саган «Здравствуй, грусть»

А. Моруа «Прометей, или Жизнь  Бальзака»

Зюскинд «Парфюмер»

Г.Маркес «Осень патриарха»

П. Коэльо «Дневник мага

Приложение 3

 

Вопросы для конкурса-блица  по сказкам А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане»

  1. Для кого собиралась приготовить пир одна из девиц? (на весь крещёный мир)
  2. Почему Салтан покинул молодую жену? (вона была)
  3. Чья помощь позволила Гвидону с матерью оказаться на острове? (волны)
  4. Из чего Гвидон сделал тетиву для своего лука? (со креста снурок шелковый)
  5. Как погиб чародей? (в море топит)
  6. Чем торговали купцы, первыми посетившие Салтана? (соболями, лисами)
  7. Какую песню пела белка? («Во саду ли в огороде»)
  8. Какое поручение дала лебедь братьям? (дозором обходить)
  9. Почему Гвидон не ужалил Бабариху в глаз? («…жалеет он очей старой бабушки своей»)
  10. Кем обернулся Гвидон во второй раз? (мухой)
  11. Какой символ княжеской власти вручили горожане Гвидону? (княжья шапка)
  12. Кто вёл учёт орехов? (дьяк)
  13. Какое применение нашли скорлупе? (льют монету)
  14. Какого глаза лишилась повариха? (правого)
  15. Почему витязи не могли находиться у стен города постоянно? («…тяжек воздух нам земли»)
  16. Сколько богатырей под началом Черномора? (33)

 

«Сказка о рыбаке и рыбке»

  1. Где жили старик и старуха? ( в ветхой землянке)
  2. С чем пришёл невод во второй раз? (с травою морскою)
  3. Чем обычно занималась старуха? (пряла пряжу)
  4. Сколько ещё рыбок, кроме золотой, было в неводе в третий раз? (ни одной)
  5. Как поступила с мужем столбовая дворянка? ( на конюшне служить его послала).
  6. Почему, по мнению старика, старуха не может быть царицей? («…ни ступить, ни молвить не умеешь»).
  7. Что почувствовал старик, когда рыбка заговорила? ( удивился, испугался).
  8. Каким был последний ответ рыбки? (лишь хвостом по воде плеснула).

 

 

 

 

«Сказка о золотом петушке»

  1. Где жил Дадон? ( в тридевятом царстве, в тридесятом государстве).
  2. Что кричал петушок во время опасности? («Царствуй, лёжа на боку!»).
  3. С какой стороны света пришла беда? (с востока).
  4. Как Дадон переживал неприятности? (плакал, забывал и сон).
  5. Кто подарил Дадону петушка? (мудрец звездочёт)
  6. В какой местности произошло роковое сражение? (в горах).
  7. На каком транспорте возвращался Дадон домой? (на колеснице).
  8. Предлагал ли Дадон мудрецу взамен шамаханской царицы боярский чин? (да).
  9. Было ли море в царстве Дадона? (Да. «…Лихие гости идут от моря…»).
  10. Предлагал ли Дадон мудрецу взамен шамаханской царицы одну из своих дочерей? (нет).
  11. Какой звук сопровождал полёт петушка к царской колеснице? (звон).
  12. Куда клюнул петушок неблагодарного царя? (в темя).

 

«Сказка о попе и работнике его  Балде»

  1. Куда направлялся Балда, когда встретился с попом? (сам не зная куда).
  2. Сколько детей было у попа? (двое).
  3. В качестве кого поп нанимал Балду? (повар, конюх и плотник).
  4. Как относилась к Балде попадья? (не нахвалится).
  5. Кто подсказал попу, как не платить Балде? (пнопадья).
  6. Какого цвета была кобыла, которую предложил таскать Балда? (сивая).
  7. Кто из чертей первым разговаривал с Балдой? (старый Бес).
  8. Что произошло с попом после второго щелчка? (лишился языка).
  9. Какое соревнование придумал старый Бес? (бег наперегонки).
  10. Какой конкурс придумал бесёнок? (метание палки).
  11. Как Балда выиграл последний конкурс? (сел на кобылу верхом).
  12. За чем не велел попу гоняться Балда? (за дешевизной).

 

«Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях»

1. Откуда у царицы волшебное  зеркальце? (в приданое).

2. Кто встретил царевну на  подворье богатырей? (пёс).

3. Как звали собаку богатырей? (Соколко).

4. Как богатыри догадались, что  принимают царевну? (по речи).

5. Чем богатыри угощали царевну? (пирожком и вином).

6. Чем занималась царевна перед  приходом черницы? (пряла).

7. К кому второму обратился  Елисей за помощью? (к месяцу).

8. Как Елисей разбудил царевну? ( «…о гроб …ударился»).

 


Информация о работе Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников