Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание

Основная цель этой работы: разработать методы и приемы литературного и общекультурного развития учащихся в процессе проведения уроков внеклассного чтения.
Задачи: изучить психолого-педагогические исследования по проблемам литературного и общекультурного развития учащихся;
-изучить опыт учителей словесников по организации уроков внеклассного чтения;
-изучить отношение учащихся к чтению художественной литературы;
-определить способы формирования читательского интереса учащихся средствами уроков внеклассного чтения.

Содержание

Введение ________________________________________________________3
Глава І. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по проблемам литературного и общекультурного развития современных школьников______________________________________________________6
1.1. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по литературному и общекультурному развитию школьников__________6
1.2.Анализ опыта учителей-практиков по общекультурному развитию учащихся на уроках внеклассного чтения _____________________________10
1.3. Изучение отношения учащихся к проведению уроков внеклассного чтения.__________________________________________________________12
Глава ІІ. Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии современных школьников._________________________________15
2.1.Литературное и общекультурное развитие в процессе уроков внеклассного чтения___________________________________________________________15
2.2. Анализ результатов анкетирования учащихся на предмет выявления читательских интересов и общего уровня читательской культуры_________35
2.3. Средства и приемы повышения эффективности уроков внеклассного чтения.___________________________________________________________38
Заключение ______________________________________________________43
Библиография ___________________________________________________46
Приложения ____________________________________________________48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 95.35 Кб (Скачать документ)

С.Е. Шамаева предлагает тематический подход к подбору произведений для внеклассного чтения: подбираются произведения разных авторов, освещающие определенную тему(«Сказки – родина чувств», «Золотой век русской литературы», «Поклонимся великим тем годам» и т.д.). Практический интерес представляют собой также работы учителей-словесников Заяц С.В., Чередник Л.А., Соловей Т.Г., и др., в которых представлены авторские уроки внеклассного чтения или отдельные приемы работы на таких уроках.          Данные источники помогут учителям средних школ организовать работу по литературоведческому и культурологическому образованию учащихся на уроках внеклассного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Изучение отношения учащихся к проведению уроков внеклассного чтения в школе

Уроки внеклассного чтения давно вошли  в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить  уроки литературы в школе. Яркость  и даже праздничность, проявляющаяся  в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной  работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения  к современной литературе, новым  изданиям классики – это особенности  уроков внеклассного чтения.           Интерес учащихся к урокам внеклассного чтения изменялся на протяжении многих лет. Как указывает В.Г. Маранцман, в 70-80-е гг. наблюдалось некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения, объясняя это их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты.    Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце. 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации. Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остаётся. Говоря об этапах литературного развития, Маранцман отмечает, что в средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствования читательского восприятия, развития художественного вкуса.             В старшем подростковом возрасте важные изменения в восприятии художественных произведений школьниками связаны с формированием у них абстрактного мышления, которое сочетается с всё более углубляющимся интересом к своему внутреннему миру, своему "я". Это нередко приводит к тому, что анализ произведения подменяется анализом собственных переживаний. Школьники вдумываются в сложные взаимоотношения героев с окружающей средой. Их волнуют темы любви и дружбы, появляется потребность высказаться по волнующим их вопросам. На этом уровне восприятия литературы важную роль играют теоретико-литературные знания, позволяющие осмыслять произведение как художественное целое. Необходимо стремиться к тому, чтобы личностные оценки сочетались в ответах учащихся с объективной оценкой произведения как явления искусства.            Возраст ранней юности определяется психологами (И. С. Коном, Л. И. Божович) как период интенсивного формирования духовных ценностей личности.             В этом возрасте происходит перестройка всего содержания мышления школьника. Оно становится более гибким. Учащиеся способны схватывать многозначность слов и понятий. Стиль мышления старшеклассника характеризует тяга к абстракции, теоретизированию. Уровень понятийного мышления открывает ему недоступные ранее стороны и области действительности. Характерной особенностью психологии старшего школьника является то, что процесс формирования мировоззрения– обобщённого, систематизированного представления о мире в целом–тесно связан с потребностью самоопределения.

Исходя из всего вышесказанного, мной составлен пример списка литературы для внеклассного чтения для 5-11 классов  общеобразовательных школ с украинским языком обучения  (см. Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном

                    развитии современных школьников

2.1. Литературное и общекультурное развитие учащихся в процессе уроков внеклассного чтения

Современные задачи образования выдвигают  перед  учителем литерату-ры определённые требования. Очевидным является то, что эффективно организовать читательскую деятельность школьников может высококвалифи-цированный словесник, мотивированный на формирование самостоятельного творческого читателя, способного ориентироваться в книжном просторе и сознательно-эмоционально оценивать художественное произведение. Корректно направленное учителем внеклассное чтение – это процесс сложной индивидуально-творческой деятельности, что в значительной степени способствует развитию интеллектуальных, моральных, эмоциональных и эстетических возможностей  ребёнка, его креативности, способности к анализу и синтезу, соучастию и сопереживанию, воображению и фантазии. Сущностью творческой читательской деятельности во время внеклассного чтения должно стать эстетическое восприятие содержания а пафоса произведения. Это внутренний диалог с автором, на основе чего происходит интерпретация произведения. Именно этого и должен добиваться учитель. Во время чтения происходит активное духовное сотворчество читателя с писателем, поскольку первый повторяет пройденный автором путь, познавая тем самым мир. Известный библиограф  М.Рубакин утверждал по этому поводу следующее: «Мы знаем не книги, и не чужие слова, и не их содержание, - мы знаем наши собственные проекции их и только то содержа-ние, которое в них мы сами вкладываем, а не то, что вкладывал автор. Сколько у книги читателей, столько и толкований». [ , 123]

Уроки внеклассного чтения отличаются специфической структурой по сравнению с уроками изучения программных произведений. Обобщая  исследования методистов и наработки  учителей-словесников, можно выделить такие типы уроков внеклассного чтения:

1) уроки информативного  типа;

2) уроки подготовки  учащихся к самостоятельному  чтению и восприятию литературных  произведений;

3) уроки углублённого  понимания, аналитического изучения  произведений;

4) уроки обобщающего  типа.

Уроки информативного типа имеют своей целью передачу учащимся какой-то конкретной информации, среди них выделяются вступительные уроки, или уроки-рекомендации, на которых словесник знакомит школьников с произведениями, рекомендованными для внеклассного чтения в данном году; а также библиотечные уроки, направленные на обогащение знаний учащихся об истории книги, библиотеке, работе с каталогом, составлению библиографии, особенностей аннотации, рецензии, критического отзыва, эссе о прочитанном произведении и т.д. Чаще всего такие занятия проводятся в форме урока-лекции, главное, чтобы они были интересными, увлекательными, оптимально использовали возможности школьной или местной библиотек, поскольку такие знания должны стать для учащихся своеобразным компасом в длительном путешествии по миру книг.

Примером  фрагмента урока внеклассного чтения информативного типа ниже приводится фрагмент урока на тему «Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы» для 8 класса общеобразовательных школ, план-конспект которого приводится ниже.

Цель:

- обобщить знания учащихся в  области библиографии, заинтересовать  ребят библиографическими пособиями,  научить ими  пользоваться;

- научить школьников ориентироваться  не только в детской, но и  в любой другой библиотеке;

- воспитывать интерес к книге,  самостоятельность, стремление к самообразованию.

Оборудование: выставка лучших рекомендательных библиографических

пособий.

ІІІ.Работа над темой урока

1. Слово учителя  о назначении библиографических пособий

- Сколько раз в своей  жизни читали вы газету «Книжное обозрение»? Боюсь, что ни разу. Вероятно, и название это слышите впервые. Да, это газета для взрослых. Но если вы собираетесь читать книги всерьёз, надо привыкать.

Сначала длинные списки новых книг, напечатанные маленькими буквами, покажутся вам скучноватыми. Но не всё сразу.

Чтобы просмотреть этот список, нужно полчаса. И ни одна книга от вас уже не спрячется.

В каждой библиотеке  для каждого класса в отдельности имеются рекомендательные списки литературы.

( Учитель  демонстрирует список рекомендательной литературы, имеющийся в школьной библиотеке)

  Обязательно нужны библиографические указатели, то есть книги о книгах. Их можно купить, они продаются. Но лучше всего смотреть и читать указатели в библиотеках. Там они обачно собраны вместе: на отдельной полочке или в специальном ящике.

( Учитель  демонстрирует такую полку или ящик в школьной библитеке).

В каждом указателе рассказано о 20, 30, 40, иногда даже о целой сотне книг. Рассказано коротко, но ясно. Чаще всего указатель посвящён какой-нибудь определённой теме: «Море зовёт», «Лучшие книги зарубежных писателей», «Глубины космоса» , «Сто тысяч почему» и др. Это маленькая скромная книжечка, но для умеющего ею пользоваться она может стать настоящей находкой.

Умение вылавливать информацию об интересующих книгах требует несложных навыков.

Например,  вы прочли очень интересную книгу. Не спешите нести её назад в библиотеку. Откройте самую последнюю страницу. Там вы найдёте информацию о новинках литературы, выпущенных данным издательством в последнее время. Такая прикнижная библиография  довольно часто.

Не всегда  в библиотеке есть в наличии выбранная вами книга.В  таком случае необходимо заполнить листок-требование на книгу, библиотекарь согласно этого листка может заказать необходимую книгу в ЦБС, и в следующий раз вы сможете получить нужное вам издание.

 

Библиотечно-библиографические  занятия призваны повышать читательскую культуру школьников, развивать умения пользоваться справочной литературой, свободно ориентироваться в книжных  изданиях, находить необходимую библиографическую  информацию и т.д.  

 Библиотечно-библиографические  знания и навыки могут быть  использованы в приготовлении  самостоятельных учебных заданий  по различным предметам, в общественной  и кружковой работе, в подготовке  к олимпиадам, праздникам и т.д.  Этот тип уроков требует также  тесного контакта учителя-словесника  и школьного библиотекаря, единого  планирования работы с книгой, воспитания библиотечно - библиографической культуры.

Несмотря  на кажущуюся простоту получаемых на таких уроках информации, пренебрегать ими не стоит, поскольку «Наибольшего успеха добиваются там, где программа  библиотечно-библиографических занятий  внедряется в полном объёме: увеличивается  число постоянных читателей библиотеки, …возрастает интерес школьников к чтению, повышается качество знаний»  [ , 4]

 

   Уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию литературных произведений

Уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию литературных произведений направлены на рассмотрение сложных с идейно-эстетической точки зрения  явлений словесного искусства и на стимулирова-ние у школьников стремления к их осмыслению. Одной из разновидностей такого занятия является урок-анонс, на котором учитель настраивает на ознакомление с конкретными  произведениями, заинтересовывает личностью их автора, даёт фоновую информацию, направляет учащихся в нужное русло, ставит проблемные вопросы, над которыми необходимо поразмыслить в ходе дальнейшего чтения произведений и т.д. Например,  в 11 классе после изучения творчества Михаила Булгакова на уроке внеклассного чтения школьники знакомятся с пьесой «Дни Турбиных», посвящённой одной из трагических страниц истории – событиям после революционного переворота 1917 года. Учитель раскрывает исторический фон произведения, документами того времени, мемуарами, свидетельствами очевидцев и участников тех событий, работу писателя над произведением, раскрывает его проблематику и композиционные особенности. Этот урок преследует цель пробудить у учащихся желание прочитать «Дни Турбиных», высказать собственное мнение о событиях, которые и сегодня не имеют однозначной трактовки.

Целесообразно привлекать к проведению таких уроков учащихся, интересующихся литературой, членов литературных кружков. Такие  учащиеся получают задание подготовить  сообщение на ту или иную тему, подобрать  иллюстративный материал, подготовить  выразительное чтение отрывков из произведения,  инсценировать их и т.д.

В качестве примера фрагмента урока подготовки учащихся к самостоятельному чтению ниже приводится фрагмент урока внеклассного чтения  для 8 класса общеобразовательной школы.

Тема: « Волшебный мир восточной поэзии»

Цель: - углубить знания учащихся о восточной поэзии, ознакомить их с творчеством Рудаки, Хафиза, Низами;

- расширять  литературный кругозор школьников, помочь им усвоить новые литературоведческие  понятия – «бейт», «газель», «касида»; стимулировать интерес к литературному наследию Востока;

- способствовать  воспитанию оптимистического мировосприятия  школьников, помочь подросткам в решении морально-этических проблем.

Оборудование: фонозаписи восточной музыки, репродукции с видами восточных памятников архитектуры; выставка произведений восточных поэтов; словарь литературоведческих терминов.

 

III. Формирование новых знаний, умений и навыков

6. Слово учителя.

-Ещё  один поэт, с творчеством которого  мы познакомимся, - Хафиз. Его произведения были необычайно популярны среди ираноязычных народов, и даже время не смогло помешать любви читателей к его лирическим произведениям.

7. Сообщение  подготовленных учеников о поэте  Хафизе.

8. Выразительное  чтение учащимися поэзий Хафиза .

- В каком  жанре написаны стихи Хафиза? (Газели.)

- Каковы  основные темы его произведений?  (Любовь, размышления о жизни,  радость жизни.)

- Каково  общее настроение стихотворений?   (Радостное, оптимистическое.)

- Проанализируйте строение газелей и найдите особенность, присущую творчеству поэта.  (В последнем бейте газелей Хафиза содержится философский вывод-обобщение, выраженный в афористической форме.)

9. Слово учителя.

- Имя выдающегося  азербайджанского поэта Низами  стало известным далеко за  пределами его родины. Тонкий  лирик, он необыкновенно точно  умел передавать человеческие  чувства и переживания. Благодарные  потомки помнят его и поныне.

10. Сообщения  учащихся о Низами.

11. Работа  со словарём литературоведческих  терминов.

Информация о работе Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников