Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание

Основная цель этой работы: разработать методы и приемы литературного и общекультурного развития учащихся в процессе проведения уроков внеклассного чтения.
Задачи: изучить психолого-педагогические исследования по проблемам литературного и общекультурного развития учащихся;
-изучить опыт учителей словесников по организации уроков внеклассного чтения;
-изучить отношение учащихся к чтению художественной литературы;
-определить способы формирования читательского интереса учащихся средствами уроков внеклассного чтения.

Содержание

Введение ________________________________________________________3
Глава І. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по проблемам литературного и общекультурного развития современных школьников______________________________________________________6
1.1. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по литературному и общекультурному развитию школьников__________6
1.2.Анализ опыта учителей-практиков по общекультурному развитию учащихся на уроках внеклассного чтения _____________________________10
1.3. Изучение отношения учащихся к проведению уроков внеклассного чтения.__________________________________________________________12
Глава ІІ. Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии современных школьников._________________________________15
2.1.Литературное и общекультурное развитие в процессе уроков внеклассного чтения___________________________________________________________15
2.2. Анализ результатов анкетирования учащихся на предмет выявления читательских интересов и общего уровня читательской культуры_________35
2.3. Средства и приемы повышения эффективности уроков внеклассного чтения.___________________________________________________________38
Заключение ______________________________________________________43
Библиография ___________________________________________________46
Приложения ____________________________________________________48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 95.35 Кб (Скачать документ)

- лишь 10% опрошенных ответили, что читают книги ежедневно. Это очень низкий показатель, но о его причинах говорилось ранее (трата свободного времени на ИКТ). Лишь каждый десятый школьник открывает художественную книгу ежедневно, тогда как подавляющее большинство делают это изредка (65% отвечающих на вопросы анкеты выбрали именно этот вариант ответа).

- 22,5% учащихся  ответили, что читают 1-2 раза в  неделю, а один из опрошенных  указал, что никогда не читает  художественную литературу.

- довольно показательными оказались  ответы  учащихся на вопрос о любимом авторе. 17,5%  отвечающих не смогли указать, кого из авторов считают любимыми, а подавляющее большинство указали имена писателей, изучаемых по школьной программе ( 10 человек назвали А.С.Пушкина, 6 человек – Т.Г.Шевченко, 3 человека – М.Ю.Лермонтова), при этом в устной беседе назвать произведения любимого автора не смогли. Этот факт говорит о формальном характере ответов некоторых школьников, которые называют первое пришедшее на ум имя. Причиной такого явления считаю просто отсутствие у таких респондентов любимого писателя или поэта, признаться в чём дети считают по каким-либо причинам недопустимым.

- аналогичная картина сложилась и по поводу вопроса о книге, которую дети могли бы порекомендовать для чтения своим ровесникам. 10% опрошенных не смогли ничего порекомендовать для чтения, а 15 человек из сорока (37,5%) предложили книги, с содержанием которых они знакомы из школьного курса литературы.

- 12 человек  (30%) из 40 опрошенных ответили, что  не любят поэзию. Получается, что  большинство школьников поэзию  любят, ведь 70% - показатель неплохой. Но в устной беседе школьники  редко когда могут назвать  кого-либо из поэтов кроме Пушкина  с Лермонтовым, а на вопрос, чем именно привлекает их поэзия, отвечают, что небольшим объёмом произведений. Такие ответы свидетельствуют о низкой читательской культуре современных школьников и недостаточном общекультурном уровне как городских, так и сельских учащихся.

- среди произведений, рекомендованных учащимися для чтения, преобладает литература приключенческой тематики, детективы, фантастика, т.е. можно сделать вывод, что читающие школьники предпочитают литературу развлекающего характера. Само по себе это уже неплохо, важно лишь правильно направить читательский интерес – порекомендовать книги  лучших авторов данных литературных жанров, предложить лучшие образцы книг данной тематики, чтобы интерес школьников к чтению не угас.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Средства и приёмы повышения  эффективности уроков внеклассного  чтения.

Чтобы решать задачи культурологического и литературного  развития учащихся, уроки внеклассного чтения (как и всё чтение) должны быть творческими, это форма творческого  общения, заочное обсуждение заложенных автором мыслей и чувств, это «  движение двух личностей навстречу  друг другу, диалог, который требует особенных усилий, неутомимой работы ума и сердца» [ 7 , 79], даёт читателю новые знания, впечатления и ощущения. Психологической основой чтения как творческой деятельности является воображение. С развития воссоздающего воображения начинается читатель, он мысленно представляет объекты, события, ситуации, персонажей литературного произведения. Очень важным является умение внимательно, вдумчиво читать (иногда даже с паузами и перечитыванием). Благодаря такому чтению в нашем воображении воссоздаются  литературные образы. Возникновение представлений в ответ на слово требует в три раза больше времени, чем на понимание семантики слова. Поэтому для полноценного восприятия идейно-эстетического содержания словесных образов необходимо определённое время, а то и возвращение к прочитанному. Поэтому учителю необходимо всегда отслеживать, полностью ли понимают его ученики прочитанное, успевают ли воссоздать образы в своём воображении.

Внимательное, вдумчивое чтение можно культивировать у школьников при помощи таких  приёмов:

- приём антиципации (предвидения) содержания произведения по его названию и другим надтекстовым  компонентам: эпиграфу, подзаголовку, посвящению, прологу и т.д.;

- вопросы  проблемного характера, которыми  учитель направляет учеников  на восприятие ключевых эпизодов  художественного произведения, особенностей  образов персонажей, поэтики;

- устное  рисование, при котором ученики  устно описывают представленные  события, героев, их поступки;

- игра «Вглубь  строки», которая предусматривает  стилистический анализ прочитанного  текста или его отрывка;

- сравнение  литературного текста и иллюстраций  к нему с целью определения,  удалось ли художнику адекватно  воплотить замысел  писателя  и т.д.

Уроки внеклассного чтения должны отличаться особенной  эмоциональностью, разнообразными методическими  приёмами, частотным использованием игр. Этим творческий словесник стимулирует  читательскую деятельность своих учеников, воспитывает интерес и уважение к художественному слову. Ниже приводятся примеры литературных игр и заданий, которые могут быть использованы на уроках внеклассного чтения в средних классах общеобразовательных школ.  Эти виды заданий универсальны, учитель может применять их неоднократно, меняя лишь содержательную часть в зависимости от того, произведения какого автора  (или на какую тему) изучаются на уроке.

Виды заданий  на уроках внеклассного чтения, направленных на формирование  навыков культуры речи, культуры общения, культуры письменной  и устной коммуникации:

- Составить  вопросы для викторины по определённой  книге, биографии автор, для  кроссвордов, игр: «Что? Где? Когда?»,  «Счастливый случай», «Брейн-ринг» и т.д. Указать предполагаемые ответы.

- «Наградить»  эпитетами, сравнениями героев  литературного произведения.

- Сравнить  литературного героя с представителем  растительного мира, объяснить собственные  ассоциации.

- Заменить  персонажей-людей персонажами- животными. Объяснить аналогии.

- Составить  синкан, используя схему:

- Имя  существительное.

- Имя  прилагательное.

- Глагол.

- Фраза,  раскрывающая позицию автора.

- Синоним  к имени существительному.

- Дать названия  разделам книги.

- Подобрать  эпиграф к рассматриваемому на  уроке произведению.

- Написать  комментарий к рисункам «диафильма»  по изученному произведению.

- Сформулировать  в виде фразеологизмов идеи  произведения.

- Составить  словарик афоризмов определённого  автора (определённого произведения).

- Подобрать  пословицы, поговорки, крылатые  выражения, которые мог бы использовать  в своей речи литературный  герой, раскрывающие суть его  характера, воссоздают обстоятельства, в которые он попал.

- Исправить  ошибки «деформированного» текста  литературного произведения.

- Составить  словарик к определённому литературному  произведению.

- Описать  одежду литературного героя, представить  его наряд в «Салоне литературной  моды».

- Придумать  другое начало, концовку произведения, подбирая эпизоды так, чтобы  не нарушить логический ход  уже изображённых событий, придерживаясь  авторского стиля.

- Рассказать  о своих поступках, приключениях, мыслях в роли литературного  персонажа.

- Придумать  выступление от имени литературного  героя перед учениками класса.

- Пофантазировать  о детстве и юности персонажа-взрослого,  или же о будущем героя-ребёнка.

- Придумать  монолог от имени образа-детали  рассматриваемого произведения (диалог  образов-деталей).

- Внести  такие изменения в содержание  произведения, чтобы герой стал  счастливым.

- Рассказать  ещё одно удивительное приключение  известного литературного произведения.

- Пофантазировать,  как вёл бы себя определённый  герой в другом литературном  произведении.

- Написать  письмо литературному герою или  от его имени.

- Составить  «вопросник» для интервью с  героем художественного произведе-ния и наметить предполагаемые ответы.

- Поделиться  впечатлениями от книги в форме  письма (телеграммы) её автору.

- Написать  стихотворение, используя художественные  образы и приёмы, присущие творчеству  определённого поэта.

- Зарифмовать  ответ на вопрос литературного  характера.

- Подобрать  поэтические строки известных  зарубежных авторов, которые,  по вашему мнению, отображают  психологическое состояние определённого  литературного персонажа, ход  его рассуждений.

- Составить  сборник поэтических произведений  на предложенную тему. Во «Вводном  слове составителя» мотивировать  свой выбор произведений.

- Написать  пролог (эпилог) к определённой книге.

- Подготовить  материал для литературной стенгазеты.

- Рецензировать  письменную работу одноклассника.

- Описать  воображаемый памятник любимому  литературному герою (автору).

- Составить  текст рассказа «экскурсовода»  о литературных местах ( о месте действия литературного произведения).

- Используя  уже известное название, попробовать  написать собственное литературное  произведение.

- Составить  сценарий «видеоклипа» по определённому  художественному произведению (при  условии небольшого объёма самого  произведения).

-  Словесно  «оживить» иллюстрации к литературным  произведениям.

- Написать  рецензию фильма (спектакля) по  изученному литературному произведению.

- «Отправить»  литературного героя в историческое  прошлое или будущее, описать  его действия.

- Написать  рассказ о жизненном и творческом  пути (об определённом этапе) писателя (поэта) от имени его самого, его друга, его современника.

- Дать короткий  и точный ответ на вопрос  литературного диктанта. (Продолжить  фразу, начатую учителем).

- Подготовить  текст страниц «Устного литературного журнала».

Применяя  названные приёмы, учитель  литературы сможет организовать занятия по внеклассному чтению, учитывая интересы своих учеников, уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности, а также характер изучаемого произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе была рассмотрена проблема путей  и способов формирования культурной и литературной компетентностей  учащихся в процессе проведения уроков внеклассного чтения.

Результат данной работы и практика преподавания учителей – словесников говорят  о том, что эффективность процесса формирования читательских интересов  во многом зависит от умения преподавателя  правильно пропагандировать чтение художественной литературы и грамотно выбрать те или иные виды и приёмы работы при проведении занятий по внеклассному чтению.

Известно, что усвоение литературных текстов  влияет на личность школьника. А это  значит, что необходимо организовывать работу с текстами, которые бы способствовали воспитанию культуры поведения, выработке  морально-социальных норм.

Постепенное познание ребёнком разнообразных людских  судеб и взглядов, отображённых в  литературных произведениях, поможет школьнику глубже вникать в разнообразные стороны человеческого существования. Именно в процессе познания жизни формируется отношение и к людям, и к окружающей действительности, к природе и др. А формирование представлений, идей, утверждение реальностей – это и цель обучения, и способ, основа культурологического образования и воспитания детей.

Важно, чтобы  учащиеся на уроках внеклассного чтения под руководством учителя учились  осознавать содержание, замечали  художест-венные приёмы, выделяли главное, сопереживали, высказывали отношение к прочитанному, вели диспуты, обсуждения, правильно оценивали литератур-ных персонажей, задумывались над мотивами их поступков, умели редактировать и критиковать анализируемые произведения.

Цель  уроков внеклассного чтения – формирование у учащихся потребности самостоятельно, осознанно выбирать и  систематически читать книги, применяя знания, умения, навыки, которыми они овладели на уроках чтения – может быть достигнута через полицентрический подход к  изучению литературы. Учитель презентует культурное разнообразие мира, мировой литературный процесс с точки зрения взаимообогащения литератур разных стран и времён, то есть формирует культурологические знания, т.к. «…Организация учебного процесса как диалога культур даёт возможность рассматривать художественное произведение на культурологическом фоне – в контексте исторических, политических, социальных, психологических явлений, в органических связях искусства слова с музыкой, живописью, театром, архитектурой и другими видами искусства». [9, 6]

Информация о работе Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников