Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:53, курсовая работа
Основная цель этой работы: разработать методы и приемы литературного и общекультурного развития учащихся в процессе проведения уроков внеклассного чтения.
Задачи: изучить психолого-педагогические исследования по проблемам литературного и общекультурного развития учащихся;
-изучить опыт учителей словесников по организации уроков внеклассного чтения;
-изучить отношение учащихся к чтению художественной литературы;
-определить способы формирования читательского интереса учащихся средствами уроков внеклассного чтения.
Введение ________________________________________________________3
Глава І. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по проблемам литературного и общекультурного развития современных школьников______________________________________________________6
1.1. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по литературному и общекультурному развитию школьников__________6
1.2.Анализ опыта учителей-практиков по общекультурному развитию учащихся на уроках внеклассного чтения _____________________________10
1.3. Изучение отношения учащихся к проведению уроков внеклассного чтения.__________________________________________________________12
Глава ІІ. Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии современных школьников._________________________________15
2.1.Литературное и общекультурное развитие в процессе уроков внеклассного чтения___________________________________________________________15
2.2. Анализ результатов анкетирования учащихся на предмет выявления читательских интересов и общего уровня читательской культуры_________35
2.3. Средства и приемы повышения эффективности уроков внеклассного чтения.___________________________________________________________38
Заключение ______________________________________________________43
Библиография ___________________________________________________46
Приложения ____________________________________________________48
И.А.Крылов
II. Работа над темой урока
1. Конкурс «Знатоки басен»
-Прежде,
чем мы отправимся в
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Я буду читать стихотворные строки, а вы номера тех отрывков, которые являются баснями, обводите кружочком.
1) Лев пёстрых невзлюбил овец,
Их просто бы ему перевести не трудно,-
Но это было бы неправосудно –
Он не на то в лесах носил венец,
Чтоб подданных душить, но им давать расправу;
А видеть пёструю овцу терпенья нет.
(И.А.Крылов. «Пёстрые овцы»)
2) От пяток до ушей дрожа,
Зайчишка налетел в потёмках на Ежа
И только тут остановился…
«Откуда ты, Косой? – Колючий удивился.-
Как лист осиновый дрожишь!
Куда и от кого бежишь?»
(С.Михалков. «Преступление без наказания»)
3) Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано;
По лазури весело играя.
( М.Ю.Лермонтов. «Утёс»)
4) И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хвосте,
Ревел – и хищный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали.
( М.Ю.Лермонтов. «Кавказский пленник»)
5) Однажды где-то под кустом
Свалила зайца лихорадка.
Болеть, известно, как не сладко:
То бьёт озноб, то пот с него ручьём,
Бредёт он в забытьи, зовёт кого-то в страхе…
( С.Михалков. «Заяц и Черепаха»)
6) Старик Крестьянин с Батраком
Шёл под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И
повстречали вдруг Медведя
( И.А.Крылов. «Крестьянин и Работник»)
7) Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
(Н.А.Заболоцкий. «Журавли»)
8) Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
(И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя»)
9) Меркнут знаки Зодиака
Над постройками села,
Спит животное Собака,
Дремлет рыба Камбала…
Над землёй большая плошка
Опрокинутой воды.
Леший вытащил бревёшко
Из мохнатой бороды…
( Н.А.Заболоцкий. «Знаки Зодиака»)
10) Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её
И дельно! Это, Щука, тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.
(И.А.Крылов. «Щука и Кот»)
Правильные ответы: 1,2,5,6,8,10.
(Желательно,
там, где учащиеся знают басню,
2. Инсценирование басен И.А.Крылова (каждый ряд готовит инсценировку басни. Возможный вариант: «Ворона и Лисица», «Квартет», «Мартышка и Очки»).
3. Викторина «Узнай героя» ( домашнее задание).
Проводят сами учащиеся.
4. Пантомима «Немое кино» ( по басням И.А.Крылова)
Желательно, чтобы участие в ней приняло 10-12 человек. Выходят сразу все участники, перед началом выступления каждая группа (один участник) объявляет номер кадра и, быстро сменяя друг друга, изображает героев басен.
Учащиеся в ходе просмотра «Немого кино» записывают номера кадров м название басни. Затем происходит «озвучивание», и награждение «Оскаром» пяти её лучших участников.
5. Художественная галерея.
Учащиеся
работают с рисунками своих
Даже из небольшого отрывка видно, что учитель ставит своей задачей развитие творческих способностей учащихся, с помощью использования различных видов искусства учащиеся демонстрируют своё понимание особенностей такого литературного жанра, как басня, знание басен, понимание заложенного в них смысла. Творческие задания различной сложности и направленности помогают всем учащимся проявить себя, т.е. развивают творческую культуру школьников, помогают развить в них креативность, умение донести до слушателя или зрителя свою мысль, своё видение предмета художественного произведения, дают возможность осмыслить содержание басен И.А.Крылова.
В пятом классе можно провести урок -интеллектуальную игру по сказкам А.С.Пушкина.
Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
Цель: - расширить, углубить и систематизировать знаний пятиклассников о пушкинских сказках;
-формировать умение работать в группе ; развивать поисковые умения, скорость мышления, мысленные и речевые реакции;
- совершенствовать
умения выразительно читать
- воспитывать уважительное и внимательное отношение к авторскому тексту, интерес и любовь к литературе.
Оборудование: фонограмма песни Е.Птичкина «Сказки гуляют по свету».
Оформление: на доске – слова А.С.Пушкина : «Добрым молодцам урок»
Ход урока
Звучит фонограмма песни Е.Птичкина на стихи М.Пляцковского «Сказки гуляют по свету».
1. Вступительное слово учителя.
- Вряд ли найдётся на свете хоть один человек, не слыхавший и не читавший ни одной сказки. Все вы затаив дыхание слушали бабушек и мам, которые вдохновенно рассказывали вам о приключениях волшебных героев. Вы пробовали сами сочинять сказки – и у вас получилось! Пройдут годы – и ваши дети и внуки с таким же замиранием и трепетом откроют для себя этот прекрасный мир. Давайте же вслед за величайшим русским сказочником А.С.Пушкиным воскликнем: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма!» Давайте войдём в эту гостеприимную и щедрую страну!
А чтобы попасть туда, нам нужно отгадать названия сказок Пушкина – тогда распахнутся Двери в сказку.
2. Конкурс
для болельщиков «Двери в
- В этой
сказке главный герой, следуя
лучшим традициям шпионского
детектива, маскируется под
- У героини
этой сказки было всё, чего
душа ни пожелает. Для полного
счастья не хватало лишь
- В этой
сказке герой смог заставить
тёмные силы служить себе, найдя
нестандартное применение
- В этой сказке неблагодарность стоила жизни главному герою. («Сказка о золотом петушке»)
- В этой
сказке нашла поэтическое
3. Выступление членов жюри с подведением итогов конкурса.
4. Конкурс-представление «В некотором царстве…» ( представление сказок, выпавших по жребию, устно и в рисунке). Подведение итогов конкурса.
6. Конкурс
«Толковый словарь учёного
Команды получают задание найти в толковом словаре значение слов из сказок А.С.Пушкина и время для его выполнения.
Варианты заданий:
1) Недоимка, кичка.
2) Сочельник, не привальный.
3) Полба, ратный.
4) Верста, булат.
Подведение итогов конкурса.
8. Конкурс-блиц «Скоро дело делается»
Вопросы для команд (см. Приложение 3).
9. Конкурс «Превращение»
- А почему
бы нам самим не попробовать
себя в роли добрых
Задания для конкурса «Превращение»:
1) Тьма их, занавес, молчи,
Но часть обмана утаи. (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи)
2) Штиль в горах лежит,
Но
самолёт тормозит. (Ветер по
морю гуляет да кораблик
3) Под крышей лежит мой юноша,
И за ним – шикарная джакузи. (На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто).
4) И умник помалкивал без поощрения:
«Убегал бы я сатанист, от подорожания!»
( А Балда поговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»
5) Быль – правда, и за ними откровение,
Злым девицам перемена. (Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»).
Как и
в предыдущем фрагменте, здесь
чётко просматривается
2.2.
Анализ результатов
С целью выявления читательских интересов и предпочтений среди детской аудитории, а также общего уровня читательской культуры, мною было проведено анкетирование среди учащихся среднего звена ( 7-8 классы) в количестве 40 человек.
Место и время проведения анкетирования:
1) 11.11.2011. – СШ № 52 г. Луганска – учащиеся 7-В класса (20 человек).
2) 13.11.2011. – Золотарёвская ООШ I-II ст. Попаснянского района Луганской области – учащиеся 7-8 классов (20 человек).
Вопросы анкеты составлены таким образом, что не требуют предварительного продумывания и предполагают однозначный ответ ( в большинстве вопросов предлагаются варианты ответов, а респонденты лишь выбирают подходящий им вариант). Анкета проводилась анонимно, что должно было способствовать большей искренности респондентов и большей объективности полученной информации.
Вопросы следующие:
1. Любите ли вы читать художественную литературу?
Да
2. Читаете ли вы книги кроме обязательных по школьной программе?
Да
3. Как часто вы читаете художественную литературу?
ежедневно
1-2 раза в неделю
изредка
никогда
4. Любите ли вы поэзию?
Да
5. Назовите своего любимого автора
______________________________
6. Какую книгу вы порекомендовали бы прочесть другим?
______________________________
Результаты анкетирования
- 37,5% опрошенных ответили, что не любят читать художественную литературу; считаю этот показатель достаточно высоким и предполагаю, что причиной такого низкого интереса учащихся среднего звена к чтению является массовое увлечение подростков информационными технологиями, в частности, интернетом, что способствует значительному снижению количества свободного времени у школьников и развитию у них «клипового» восприятия;
- 35% респондентов признались, что не читают книг кроме обязательных по школьной программе. В данном случае нет смысла говорить о любви к чтению, так как чтение только необходимого по программе является чтением по принуждению ради получения необходимого балла по предмету и свидетельствует лишь о старательности ребёнка, а не о его пристрастиях и интересах.
Информация о работе Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников