Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:53, курсовая работа
Основная цель этой работы: разработать методы и приемы литературного и общекультурного развития учащихся в процессе проведения уроков внеклассного чтения.
Задачи: изучить психолого-педагогические исследования по проблемам литературного и общекультурного развития учащихся;
-изучить опыт учителей словесников по организации уроков внеклассного чтения;
-изучить отношение учащихся к чтению художественной литературы;
-определить способы формирования читательского интереса учащихся средствами уроков внеклассного чтения.
Введение ________________________________________________________3
Глава І. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по проблемам литературного и общекультурного развития современных школьников______________________________________________________6
1.1. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по литературному и общекультурному развитию школьников__________6
1.2.Анализ опыта учителей-практиков по общекультурному развитию учащихся на уроках внеклассного чтения _____________________________10
1.3. Изучение отношения учащихся к проведению уроков внеклассного чтения.__________________________________________________________12
Глава ІІ. Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии современных школьников._________________________________15
2.1.Литературное и общекультурное развитие в процессе уроков внеклассного чтения___________________________________________________________15
2.2. Анализ результатов анкетирования учащихся на предмет выявления читательских интересов и общего уровня читательской культуры_________35
2.3. Средства и приемы повышения эффективности уроков внеклассного чтения.___________________________________________________________38
Заключение ______________________________________________________43
Библиография ___________________________________________________46
Приложения ____________________________________________________48
Касида – одна из форм большого лирического стихотворения, панегиричес-кого или дидактического характера.
12. Слово учителя (продолжение).
- Низами
прославился своими поэмами.
…Седьмой век нашей эры. Аравийский полуостров. Юноша Кайс из племени Бену Амир слагает стихи о своей несчастной любви к Лейле, которая отдана в жёны другому. Бедуинские поэты Аравии издавна воспевали любовь. Но не знающая пределов страсть к одной-единственной и никем не заменимой женщине, охватившая Кайса и воплотившаяся в его стихах, - нечто дотоле неслыханное, не имевшее аналогов ни в жизни, ни в поэзии.
Любовь эта представляется современникам поэта безумным наваждением, тяжёлой болезнью души. Родичи увозят Кайса для исцеления в Мекку, к священному чёрному камню –Каабе. Но вместо мольбы об избавлении от недуга поэт обращается к богу со стихами, в которых просит не лишать его любви к Лейле «не исцелять больного», не отлучать от самого важного, по его убеждению, священного завета – любить, от самого бесценного дара, какой может выпасть на долю смертного, ибо он не в силах – не может и не желает – отречься от своего чувства. «Болезнь» неизлечима, она остаётся с поэтом до самой кончины. Кайс навсегда входит в арабскую поэзию, а затем и в литературу множества народов под именем Меджнуна – «обезумевшего от любви».
Финал произведения трагичен. Лейла заболела и умерла. Меджнун приходит на её могилу, где, рыдая, тоже умирает. Его тело охраняют хищники, с которыми он дружил, скитаясь в безлюдных горах Неджу.
Низами
использовал легенду для
13. Выразительное
чтение учителем отрывка из
поэмы Низами «Лейла и Меджнун»
14. Анализ текста. Вопросы к учащимся.
- Найдите
в тексте поэмы строки, которые
раскрывают глубину чувств
- Как относится
к своим героям автор?
- Почему, по вашему мнению, сюжет поэмы стал популярен в литературе Востока?
- Определите
главную мысль прочитанного
- Какие традиционные
символы восточной поэзии
- Какие особенности
восточной поэзии вы заметили?
(Много пышных обращений,
На данном уроке учащиеся не только пополняют свои знания информацией о поэтах Востока и жанрах, в которых они писали свои произведения, но и получают представление об особенностях литературы Востока вообще, о культуре и обычаях народов Востока в средние века, обогащают своё представление о жизни и культурном наследии других народов, учатся понимать и анализировать философскую лирику, понимать своебразие и колорит восточной лирики.
Наиболее целесообразно проводить уроки внеклассного чтения такого типа, когда в задачи учителя входит ознакомление учащихся с серией произведений одного автора ( поэтические циклы, серия рассказов и т.д.) или предварительная работа перед ознакомлением учащихся с объёмным и многоплановым произведением. Учитель имеет в таком случае возможность скорректировать внимание школьников, нацелив его на ключевые моменты и образы произведения.
Наиболее широко и полно такие уроки дают возможность использовать произведения других видов искусства ( репродукции картин, кадры кинофильмов или мультипликационных фильмов, отрывки из музыкальных произведений, фотоизображения архитектурных строений, произведения графического искусства, видеозаписи эпизодов театральных постановок и т.д.)
Уроки углублённого понимания,
аналитического изучения
Урок углублённого понимания и аналитического изучения литератур-ного произведения предусматривает его предварительное прочтение и коллективный разбор. Чтобы стимулировать читательскую активность школьников, можно подготовить памятку-путеводитель, который нацелит их восприятие произведения и работу с литературно-критическими источниками. Готовя урок такого типа, учитель должен осознавать, что анализ произведения на уроке внеклассного чтения имеет свои особенности: прежде всего предусматривает выяснение непосредственного восприятия учащимися произведения, осознание его проблематики, образно-композиционной структуры, жанрового и эстетического своеобразия. Из-за ограниченности во времени произведение рассматривается менее детально, внимание акцентируется лишь на ключевых моментах. Углубление анализа возможно при помощи групповых и индивидуальных домашних заданий – наблюдение читателей за эстетическим воплощением авторской позиции в центральных проблемах, конфликтах, образах, композиционных компонентах художествен-ного целого. Эти конкретные выводы отдельных школьников обогатят представления о произведении их одноклассников, дадут возможность сопоставить впечатления и размышления каждого, будут способствовать рождению полилога.
Такое занятие можно провести в форме урока-беседы, семинара, диспута, урока-исследования, ролевой игры («Интервью писателя или литературных героев», «Заседание редакционного совета», пресс-конферен-ции, ток-шоу, очной, заочной или виртуальной экскурсии) и т.д.
В качестве примера фрагмента урока углублённого понимания можно предложить фрагмент урока по роману Ф.Х.Бёрнетт «Маленький лорд Фаунтлерой»
Тема: « Добро, истина и красота побеждают»
Цель: - дать краткие сведения о Ф.Х.Бёрнетт, формировать интерес учащихся к её творчеству; расширить знания по теории литературы о разнообразии жанров прозы;
- раскрыть
богатство внутреннего мира
- учить детей мыслить, анализировать текст.
Оборудование: портрет писательницы, текст романа, иллюстрации к роману, выставка книг Ф.Х.Бёрнетт, аудиозапись песни «Моя мама лучшая на свете», фильм «Радости и огорчения маленького лорда».
Это великое счастье…если человек может
немного пользы окружающим его людям.
Ф.Бёрнетт
Ещё в XVI веке С.Брандт писал:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
4. Работа с текстом произведения (продолжение).
- Наш герой Седрик Эрол не жил в изоляции от всего мира. Его внешняя красота, чистота помыслов, искренность и доброта подкупают окружающих. У Седрика есть друзья и приятели и среди детей, и среди взрослых. Кто же эти люди, которых мальчик любит, чьим мнением дорожит, кого не может обидеть и разочаровать? ( Мистер Гобс, Дик, Бриджит и др.)
- Совершенно неожиданно в жизни Седрика Эрола «произошла удивительная перемена». С чем это было связано?
- Как отнёсся Седрик к таким переменам в своей жизни?
- Перед своим отъездом Седрик совершил немало благородных поступков. Каких?
5. Комментарий учителя.
- Граф Хэвишем поражён тем, что Седрик совершенно не думает о себе. Все помыслы мальчика чисты. Интересен такой диалог.
Поверенный желал узнать, имеет ли Седрик понятие о силе денег.
- Приятно иметь много денег, - наивно сказал Седрик,- я хотел бы быть богатым.
- Неужели? Но для чего?
- Да для того, что деньгами можно сделать много добра…
Трогательное простодушие мальчугана, «который забывал о себе и был занят только своими друзьями», забавляло Хэвишема, но он хорошо понимает, что ожидает Седрика по приезде в Англию. Отправимся и мы вслед за ним в далёкую страну.
6. Работа с текстом произведения.
- Первое потрясение ожидало нашего героя уже во время плавания. Что это за потрясение? (Он узнал, что не будет в одном доме с матерью.)
- Седрик не знает истинной причины предстоящей разлуки с Дорогой, а мать отказывается открыть её. Почему? Найдите ответ в тексте.
- Дорогая старалась выставлять только блестящую сторону его будущей жизни, говорила о том, что дедушка очень добр и любит Седрика. Так ли было на самом деле?
7. Работа с иллюстрацией (момент первой встречи деда и внука).
- Посмотрите
на иллюстрацию. Каким
- Как он смотрит на своего деда?
( Демонстрируется фрагмент фильма «Радости и огорчения маленького лорда» (первая встреча).
-Какие испытания устраивает старый граф своему внуку?
- А Седрик в имении графа снискал себе добрую славу. Чем? Какими поступками?
- Какие изменения
происходят с графом под
- И тут
обрушивается неожиданное
- Как друзья Седрика пришли к выводу, что женщина, заявляющая права своего сына на титул лорда – самозванка?
8. Выразительное чтение отрывка из романа ( разговор Седрика с дедом после решения вопроса о титуле).
- И поспешил упрямый старик к матери чудного ребёнка, которую ранее он так ненавидел.
9. Демонстрация фрагмента фильма «Радости и огорчения маленького лорда» (поездка в Корт-Лодж).
- Расскажите о маме Седрика.
10. Выразительное чтение наизусть отрывка из текста ( подготовленным заранее учеником).
Когда мне очень грустно без неё, я вечером подхожу к моему окну, там просека между деревьями. Дорогая далеко, но как стемнеет, она ставит свечку на окно, и я вижу издали огонёк и понимаю, что это значит.
- Что же это значит? – спросил дед.
-
Значит, что дорогая говорит: «Прощай!
Храни тебя Бог! Спи спокойно!»
11. Прослушивание фрагмента аудиозаписи песни «Моя мама лучшая на свете».
С помощью привлечения различных видов искусства ( иллюстрации к книге, музыкальные произведения, поэзия) учитель на уроке создаёт неповторимую атмосферу добра, понимания, сострадания, таким образом развивая духовную сферу учащихся, помогая им осваивать морально-этические нормы, знакомиться с общечеловеческими моральными ценностями, вырабатывать к ним своё собственное отношение. Тем самым учитель добивается цели формирования общекультурного и социокультурного развития учащихся.
Уроки обобщающего типа
Уроки обобщающего типа – итоги читательской деятельности учащихся на протяжении изучения определённой темы или на протяжении учебного года – могут иметь разновидности, например, урок -творческий отчёт, на котором дети будут рассказывать о своих впечатлениях о прочитанных книгах и демонстрировать письменные творческие работы, настенные газеты, посвящённые юбилейным писательским датам, иллюстрации к произведени-ям. Это может быть также урок – защита читательского формуляра, урок – соревнование на звание самого активного читателя, урок – конкурс выразительного чтения, урок – концерт, урок – драматизация по коллективно написанному сценарию и т.д. Будет нелишним привлекать к проведению таких занятий родителей, продолжая тем самым традиции семейного чтения, библиотекаря, что даст возможность усилить взаимосвязь и работу школы и библиотеки по пропаганде книги. На уроках обобщающего типа может проводиться работа по совершенствованию навыков рецензирования и аннотирования прочитанных произведений, написанию творческих работ разного типа ( сочинение – миниатюра «Моя любимая книга», письмо автору или литературному герою, эссе, полемическая статья, ответ на критическое выступление, составление рекламного ролика о книге или книгах какого-либо автора, написание сценария к мультфильму или комиксу по прочитанному произведению, рецензия на экранизацию или театральную постановку литературного произведения и т.д.)
Ниже приводятся в качестве примера фрагменты уроков внеклассного чтения обобщающего типа для учащихся 5 и 6 классов общеобразовательной школы.
Тема: «Весёлое лукавство ума». Басни
Цель: - обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова и современных поэтов; показать отражение в них народной мудрости, их связь с живым разговорным языком;
- развивать
творческие способности
- воспитывать любовь и интерес к чтению.
Оборудование: портреты И.А.Крылова, С.В. Михалкова, рисунки учащихся.
Информация о работе Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников