Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание

Основная цель этой работы: разработать методы и приемы литературного и общекультурного развития учащихся в процессе проведения уроков внеклассного чтения.
Задачи: изучить психолого-педагогические исследования по проблемам литературного и общекультурного развития учащихся;
-изучить опыт учителей словесников по организации уроков внеклассного чтения;
-изучить отношение учащихся к чтению художественной литературы;
-определить способы формирования читательского интереса учащихся средствами уроков внеклассного чтения.

Содержание

Введение ________________________________________________________3
Глава І. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по проблемам литературного и общекультурного развития современных школьников______________________________________________________6
1.1. Обзор психолого-педагогических и методических исследований по литературному и общекультурному развитию школьников__________6
1.2.Анализ опыта учителей-практиков по общекультурному развитию учащихся на уроках внеклассного чтения _____________________________10
1.3. Изучение отношения учащихся к проведению уроков внеклассного чтения.__________________________________________________________12
Глава ІІ. Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии современных школьников._________________________________15
2.1.Литературное и общекультурное развитие в процессе уроков внеклассного чтения___________________________________________________________15
2.2. Анализ результатов анкетирования учащихся на предмет выявления читательских интересов и общего уровня читательской культуры_________35
2.3. Средства и приемы повышения эффективности уроков внеклассного чтения.___________________________________________________________38
Заключение ______________________________________________________43
Библиография ___________________________________________________46
Приложения ____________________________________________________48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 95.35 Кб (Скачать документ)

Касида – одна из форм большого лирического стихотворения, панегиричес-кого или дидактического характера.

12. Слово  учителя (продолжение).

- Низами  прославился своими поэмами. Ещё  при жизни поэта вышел сборник  «Хамса», куда вошли пять поэм  разных жанров. Наиболее популяр-ной стала поэма «Лейла и Меджнун». В основе произведения – широко известная арабская сказка о несчастной любви поэта Кайса к Лейле.

…Седьмой  век нашей эры. Аравийский полуостров. Юноша Кайс из племени Бену Амир слагает стихи о своей несчастной любви к Лейле, которая отдана в жёны другому. Бедуинские поэты Аравии издавна воспевали любовь.  Но не знающая пределов страсть к одной-единственной и никем не заменимой женщине, охватившая Кайса и воплотившаяся в его стихах, - нечто дотоле неслыханное, не имевшее аналогов ни в жизни, ни в поэзии.

Любовь  эта представляется современникам  поэта безумным наваждением, тяжёлой  болезнью души. Родичи увозят  Кайса для исцеления в Мекку, к священному чёрному камню –Каабе. Но вместо мольбы об избавлении от недуга поэт обращается к богу со стихами, в которых просит не лишать его любви к Лейле «не исцелять больного», не отлучать от самого важного, по его убеждению, священного завета – любить, от самого бесценного дара, какой может выпасть на долю смертного, ибо он не в силах – не может и не желает – отречься от своего чувства.  «Болезнь» неизлечима, она остаётся с поэтом до самой кончины. Кайс навсегда входит в арабскую поэзию, а затем и в литературу множества народов под именем Меджнуна – «обезумевшего от любви».

    Финал произведения трагичен. Лейла заболела и умерла. Меджнун приходит на её могилу, где, рыдая, тоже умирает. Его тело охраняют хищники, с которыми он дружил, скитаясь в безлюдных горах Неджу.

Низами  использовал легенду для создания поэмы о безграничной и трагической  любви, о счастье, которого невозможно достичь в условиях  суровых  обычаев. Поэт выступает против духовного  насилия, защищая право человека на счастье.

13. Выразительное  чтение учителем отрывка из  поэмы Низами «Лейла и Меджнун»  («Письмо Лейлы к Меджнуну»).

14. Анализ  текста. Вопросы к учащимся.

- Найдите  в тексте поэмы строки, которые  раскрывают глубину чувств героев.

- Как относится  к своим героям автор? Докажите  свою мысль.

- Почему, по вашему мнению, сюжет поэмы стал популярен в литературе Востока?

- Определите  главную мысль прочитанного отрывка.  (Любовь – высшее благо.)

- Какие традиционные  символы восточной поэзии использует  автор?  (Сравнения: любимая – заря, любимый – солнце; с драгоценным камнем, с бабочкой, с жемчугом.)

- Какие особенности  восточной поэзии вы заметили?  (Много пышных обращений, сравнений,  эпитетов, восклицательных предложений,  с помощью которых передаётся  взволнованность повествования  героев.)

На данном уроке учащиеся не только пополняют  свои знания информацией о поэтах Востока и жанрах, в которых  они писали свои произведения, но и  получают представление об особенностях литературы Востока вообще, о культуре и обычаях  народов Востока  в средние века, обогащают своё представление о жизни  и культурном наследии других народов, учатся понимать и анализировать философскую  лирику, понимать своебразие и колорит восточной лирики.

  Наиболее целесообразно проводить уроки внеклассного чтения такого типа, когда в задачи учителя входит  ознакомление учащихся с серией произведений одного автора ( поэтические циклы, серия рассказов и т.д.) или предварительная работа перед ознакомлением учащихся с объёмным и многоплановым произведением. Учитель имеет в таком случае возможность скорректировать внимание школьников, нацелив его на ключевые моменты и образы произведения.

Наиболее  широко и полно такие уроки  дают возможность использовать произведения других видов искусства ( репродукции картин, кадры кинофильмов или мультипликационных фильмов, отрывки из музыкальных произведений, фотоизображения архитектурных строений, произведения графического искусства, видеозаписи эпизодов театральных постановок и т.д.)

  Уроки углублённого понимания,  аналитического изучения произведений.

Урок  углублённого понимания и аналитического изучения литератур-ного произведения предусматривает его предварительное прочтение и коллективный разбор. Чтобы стимулировать читательскую активность школьников, можно подготовить памятку-путеводитель, который нацелит их восприятие  произведения и работу с литературно-критическими источниками. Готовя урок такого типа, учитель должен осознавать, что анализ произведения на уроке внеклассного чтения имеет свои особенности: прежде всего предусматривает выяснение непосредственного восприятия учащимися произведения, осознание его проблематики, образно-композиционной структуры, жанрового и эстетического своеобразия. Из-за ограниченности во времени произведение рассматривается менее детально, внимание акцентируется лишь на ключевых моментах. Углубление анализа возможно при помощи групповых и индивидуальных домашних заданий – наблюдение читателей за эстетическим воплощением авторской позиции в центральных проблемах, конфликтах, образах, композиционных компонентах художествен-ного целого. Эти конкретные выводы отдельных школьников обогатят представления о произведении их одноклассников, дадут возможность сопоставить впечатления и размышления каждого, будут способствовать рождению полилога.

Такое занятие  можно провести в форме урока-беседы, семинара, диспута, урока-исследования, ролевой игры («Интервью писателя или литературных героев», «Заседание редакционного совета»,  пресс-конферен-ции, ток-шоу, очной, заочной или виртуальной экскурсии) и т.д.

В качестве примера фрагмента урока углублённого понимания можно предложить фрагмент урока по роману Ф.Х.Бёрнетт «Маленький лорд Фаунтлерой»

Тема: « Добро, истина и красота побеждают»

Цель: - дать краткие сведения о Ф.Х.Бёрнетт, формировать интерес учащихся к её творчеству; расширить знания по теории литературы о разнообразии жанров прозы;

- раскрыть  богатство внутреннего мира ребёнка,  раскрыть роль матери в его  формировании; обогатить эмоциональную  сферу учащихся; продолжить работу над расширением словарного запаса учащихся;

- учить  детей мыслить, анализировать  текст.

Оборудование: портрет писательницы, текст романа, иллюстрации к роману, выставка книг Ф.Х.Бёрнетт, аудиозапись песни «Моя мама лучшая на свете», фильм «Радости и огорчения маленького лорда».

               Это великое счастье…если  человек может   

    немного пользы окружающим его  людям.    

Ф.Бёрнетт

 

Ещё в XVI веке С.Брандт писал:

Ребёнок учится тому,

Что видит  у себя в дому:

Родители  пример ему…

Коль видят  нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

4. Работа  с текстом произведения (продолжение).

- Наш  герой Седрик Эрол не жил в изоляции от всего мира. Его внешняя красота, чистота помыслов, искренность и доброта подкупают окружающих. У Седрика есть друзья и приятели и среди детей, и среди взрослых. Кто же эти люди, которых мальчик любит, чьим мнением дорожит, кого не может обидеть и разочаровать?  ( Мистер Гобс, Дик, Бриджит и др.)

- Совершенно  неожиданно в жизни Седрика Эрола «произошла удивительная перемена». С чем это было связано?

- Как  отнёсся Седрик к таким переменам в своей жизни?

- Перед  своим отъездом Седрик совершил немало благородных поступков. Каких?

5. Комментарий  учителя.

- Граф  Хэвишем поражён тем, что Седрик совершенно не думает о себе. Все помыслы мальчика чисты. Интересен такой диалог.

Поверенный желал узнать, имеет  ли Седрик понятие о силе денег.

- Приятно иметь много денег, - наивно  сказал Седрик,- я хотел бы быть богатым.

- Неужели? Но для чего?

- Да для того, что деньгами можно  сделать много добра…

Трогательное  простодушие мальчугана, «который забывал  о себе и был занят только своими друзьями», забавляло Хэвишема, но он хорошо понимает, что ожидает Седрика по приезде в Англию. Отправимся и мы вслед за ним в далёкую страну.

6. Работа  с текстом произведения.

- Первое потрясение ожидало нашего героя уже во время плавания. Что это за потрясение? (Он узнал, что не будет в одном доме с матерью.)

- Седрик не знает истинной причины предстоящей разлуки с Дорогой, а мать отказывается открыть её. Почему? Найдите ответ в тексте.

- Дорогая  старалась выставлять только  блестящую сторону его будущей  жизни, говорила о том, что  дедушка очень добр и любит  Седрика. Так ли было на самом деле?

7. Работа  с иллюстрацией (момент первой  встречи деда и внука).

- Посмотрите  на иллюстрацию. Каким изображён  мальчик? 

- Как он  смотрит на своего деда?

 ( Демонстрируется фрагмент фильма «Радости и огорчения маленького лорда» (первая встреча).

-Какие испытания  устраивает старый граф своему  внуку?

- А Седрик в имении графа снискал себе добрую славу. Чем? Какими поступками?

- Какие изменения  происходят с графом под влиянием  маленького Седрика?

- И тут  обрушивается неожиданное известие  – титул мальчика под угрозой.  С чем это связано?

- Как друзья  Седрика пришли к выводу, что женщина, заявляющая права своего сына на титул лорда – самозванка?

8. Выразительное  чтение отрывка из романа ( разговор Седрика с дедом после решения вопроса о титуле).

- И поспешил  упрямый старик  к матери чудного  ребёнка, которую ранее он так  ненавидел.

9. Демонстрация  фрагмента фильма «Радости и  огорчения маленького лорда» (поездка  в Корт-Лодж).

- Расскажите  о маме Седрика.

10. Выразительное  чтение наизусть отрывка из  текста ( подготовленным заранее учеником).

Когда мне очень грустно без  неё, я вечером подхожу к моему  окну, там просека между деревьями. Дорогая далеко, но как стемнеет, она ставит свечку на окно, и я  вижу издали огонёк и понимаю, что  это значит.

- Что же это значит? – спросил  дед.

- Значит, что дорогая говорит: «Прощай!  Храни тебя Бог! Спи спокойно!»  Именно то, что она всегда мне  говорила вечером, а утром она  говорила: «Храни тебя Бог на  весь день!» И Бог меня хранил…

11. Прослушивание  фрагмента аудиозаписи песни  «Моя мама лучшая на свете».

С помощью  привлечения различных видов  искусства ( иллюстрации к книге, музыкальные произведения, поэзия) учитель на уроке создаёт неповторимую атмосферу добра, понимания, сострадания, таким образом  развивая духовную сферу учащихся,  помогая им осваивать морально-этические  нормы, знакомиться с общечеловеческими моральными ценностями, вырабатывать к ним своё собственное отношение. Тем самым учитель добивается цели формирования общекультурного  и социокультурного развития учащихся.

  Уроки обобщающего типа

Уроки обобщающего  типа – итоги читательской деятельности учащихся на протяжении изучения определённой темы или на протяжении учебного года – могут иметь разновидности, например, урок -творческий отчёт, на котором дети будут рассказывать о своих впечатлениях о прочитанных книгах и демонстрировать письменные творческие работы, настенные газеты, посвящённые юбилейным писательским датам, иллюстрации к произведени-ям. Это может быть также урок – защита читательского формуляра, урок – соревнование на звание самого активного читателя, урок – конкурс выразительного чтения, урок – концерт, урок – драматизация по коллективно написанному сценарию и т.д. Будет нелишним привлекать к проведению таких занятий родителей, продолжая тем самым традиции семейного чтения, библиотекаря, что даст возможность усилить взаимосвязь и работу школы и библиотеки по пропаганде книги. На уроках обобщающего типа может проводиться работа по совершенствованию навыков рецензирования и аннотирования прочитанных произведений, написанию творческих работ разного типа ( сочинение – миниатюра «Моя любимая книга», письмо автору или литературному герою, эссе, полемическая статья, ответ на критическое выступление, составление рекламного ролика о книге или книгах какого-либо автора, написание сценария к мультфильму или комиксу по прочитанному произведению, рецензия на экранизацию или театральную постановку литературного произведения и т.д.)

Ниже  приводятся в качестве примера фрагменты уроков внеклассного чтения обобщающего типа для учащихся 5 и 6 классов общеобразовательной школы.

Тема: «Весёлое лукавство ума». Басни

Цель: - обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова  и современных поэтов; показать отражение  в них народной мудрости, их связь  с живым разговорным языком;

- развивать  творческие способности учащихся;

- воспитывать  любовь и интерес к чтению.

Оборудование: портреты И.А.Крылова, С.В. Михалкова, рисунки  учащихся.

Информация о работе Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников