Самостоятельные работы по "Основам изобразительного искусства с методикой руководства изобразительной деятельностью "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:20, практическая работа

Описание

Газетная бумага рассчитана на кратковременное пользование, имеет желтоватый оттенок, непрочна на разрыв, так как изготовляется из небеленой целлюлозы и древесной массы. Такая бумага, для аппликации непригодна, вернее, ее пользование ограничено выполнением лишь некоторых изображений. Например, из газетной бумаги сложно вырезать или сделать методом обрыва силуэт зебры, курочки-пеструшки фактуру поверхности их тела помогает передать своеобразное расположение газетного текста.

Работа состоит из  1 файл

Аппликация .doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)


Севастопольский городской  гуманитарный университет

Психолого-педагогический факультет

Кафедра дошкольного  и начального образования

 

 

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

 

 

Дисциплина

"Основы  изобразительного искусства с  методикой руководства изобразительной  деятельностью ".

 

Раздел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь

2012

 

ТЕМА 1. АППЛИКАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

 

  1. Виды бумаги, используемых в дошкольном учреждении:

 

Бумага  для  печати

Газетная бумага рассчитана на кратковременное пользование, имеет желтоватый оттенок, непрочна на разрыв, так как изготовляется из небеленой целлюлозы и древесной массы. Такая бумага, для аппликации непригодна, вернее, ее пользование ограничено выполнением лишь некоторых изображений. Например, из газетной бумаги сложно вырезать или сделать методом обрыва силуэт зебры, курочки-пеструшки фактуру поверхности их тела помогает передать своеобразное расположение газетного текста.

Книжно-журнальная бумага, как говорит само название, предназначается для печатания книг, журналов, нот, цветных литографий, эстампов. Поэтому этот вид бумаги подразделяется на типографскую, нотопечатную, литографическую, эстампную и т. д, В розничной продаже такой бумаги нет. В аппликациях типа коллажа можно использовать старые журналы, иллюстрации с красочным рисунком, глянцевой бумагой. Таким же образом используют в детском; саду картографическую бумагу, на которой печатают географические, гидрографические и топографические карты. Эта бумага гладкая, прочная на разрыв и излом, не деформируется после увлажнения и высушивания.

Обложечная, или  упаковочная, бумага выпускается для книжных, журнальных, тетрадных обложек. К этому же виду можно отнести и форзацную бумагу. Из нее дети вырезают разнообразные фигуры или используют обложки как фон для получения разнообразных аппликационных композиций.

Крашеная  бумага

Настольная  бумага изготовляется из обложечной или оберточной бумаги, имеет одностороннюю окраску. Ее применяют для создания крупных аппликаций оформительского характера. Кроме того, она может служить фоном, так как имеет окраску мягких тонов.

Глянцевая бумага получается из писчей путем одностороннего крашения с последующим лощением, что создает блестящую, яркую поверхность. Она является прекрасным материалом для аппликаций различного содержания и цвета.

Мраморная бумага отличается от глянцевой лишь своеобразием обработки ее поверхности мраморным рисунком — разводами, смывами разных тонов одного и того же цвета, что напоминает мрамор. Из такой бумаги делают декоративные композиции, вырезки колонн, ваз» лестниц и т. д. Можно выполнить украшения столешниц яркими цветами, гирляндами, букетами на мраморной плоскости, вырезанной в форме круга, овала, прямоугольника со срезанными углами. Красиво получаются композиции городецких узоров на фоне желтоватой бумаги с рисунком среза дерева.

Шагреневая  бумага производится так же, как и мраморная, но еще дополнительно подвергается тиснению для придания ей вида кожи. Эта бумага плохо складывается, сгибы получаются нечеткими, они расходятся. Поэтому она непригодна для симметричных аппликаций.

Шагреневая бумага может  быть рекомендована для фона в  декоративных аппликациях по мотивам  народного орнамента, а также для украшений из кожи. Так, можно вырезать различные сосуды с характерными формами и орнаментами тувинцев казахов, башкир, силуэты кожаной обуви с аппликациями казанских татар, бурят и др. При этом надо дифференцированно подходить и к цветовому решению этих изделий, конфигурации узорных композиций. Например, у казахов главный мотив орнамента — это рогообразный завиток с крупными отростками, а у татарских изделий из кожи главным образом узор состоит из стилизованных растительных форм.

Обойная бумага с рисунчатой поверхностью может найти применение в оформительских аппликациях большого масштаба как фон для разнообразных сюжетных и орнаментальных композиций и как материал для аппликационных изображений. Например, из этой бумаги можно вырезать сарафан для кукол, матрешек, образующих хоровод, украсить стены интерьерным панно и т. д.,

Бумага упаковочная  и оберточная бывает общего и специального назначения. Бумага общего назначения используется как упаковочный материал, различающийся по составу: целлюлозная, бурая, древесная, соломенная, макулатурная, тряпичная (из отходов), сучковая. Оберточная специальная бумага различается по назначению: фруктовая, чайная, сахарная, мануфактурная, мешочная, спичечная и т. д. Сюда же относится оберточная бумага с тисненым рисунком, текстом, фирменным знаком.

Все эти разновидности  бумаги могут найти широкое применение в коллективных аппликациях, а также в совместной оформительской деятельности воспитателя и детей.

Бумага  для  письма

Писчая, потребительская, почтовая — это наиболее высококачественная бумага, изготовляемая из тряпья и целлюлозы. Выпускается трех сортов — от 0 до № 3.

Писчая бумага хорошо поддается обработке: легко складывается, скручивается, склеивается, прекрасно окрашивается. Эти качества и свойства бумаги позволяют рекомендовать ее для широкого применения в детских аппликациях.

Бумага чертежно-рисовальная  выпускается как высшего качества, так и обыкновенная. В аппликации используют обыкновенную чертежную бумагу как основу для предметных, сюжетно-тематических и декоративных композиций. Рисовальную бумагу после машинной обработки прессуют грубым сукном, чтобы получить зернистую поверхность.

Калька — бумага, пропитанная  для прозрачности воском и маслом. Ее используют для аппликации с просвечивающим фоном как элемент украшения  праздника Нового года. Выразительно смотрятся такие витражи в специально оформленных фонариках и елочных украшениях. Этой же цели служит окрашенная папиросная бумага. Ее также применяют для изготовления объемных аппликаций путем наклеивания нескольких слоев бумаги разного цвета, чтобы получить рельефные изображения птиц, цветков, животных.

Бумага  впитывающая

К этому виду относятся  такие разновидности бумаги, как фильтровальная, промокательная, пергаментная, салфеточная,отличающиеся мягкостью, даже пушистостью, приглушенными цветовыми оттенками. Они могут найти применение также при изготовлении цветков, которые получаются приемом вырезания и наклеивания нескольких слоев изображений друг на друга для рельефной передачи многолепестковых форм (ноготки, маргаритки, ромашки, хризантемы, астры, цинии, георгины).

  1. Cпособы окраски бумаги:

Тонирование бумаги начинается с подбора краски определенного тона. Лучше всего брать анилиновые краски (для окраски тканей). Их разводят в горячей воде до получения нужной насыщенности и разливают в плоские ванночки. Когда краска остынет, в нее погружают лист бумаги и быстро снимают его, держа пальцами или пинцетом за два угла с одной стороны, и помещают на наклонную, лучше стеклянную поверхность. Так быстрее стекает вода, и бумага получается ровноокрашенной. Окрашенную бумагу можно также развесить для просушки. Когда она просохнет, ее проглаживают горячим утюгом с обеих сторон, чтобы не осталось никаких морщин и складок.

Один и тот же раствор краски можно использовать несколько раз для того, чтобы получить несколько тонов бумаги разной насыщенности, начиная от более темного до все более и более светлого тона. Для этого надо раствор краски разбавлять горячей водой.

Тонировать бумагу можно  и по-другому, используя жидкую цветную  тушь. Ею равномерно покрывают лист белой бумаги в одном направлении , крупной мягкой кистью или ватным тампоном на палочке. Тонируют также крепко заваренным чаем или кофе. При изменении концентрации раствора получают коричневые, золотистые, охристые оттенки.

При окраске бумаги надо помнить, что различные красители сильно окрашивают пальцы рук и отмыть их бывает трудно. Поэтому следует надевать детям, если они принимают участие в окраске, резиновые перчатки или напалечники. Чтобы избежать этого, иногда окрашивают бумагу из пульверизатора в несколько приемов, прикрепляя бумагу кнопками на горизонтальной поверхности. После просушки бумагу проглаживают теплым утюгом.

Декоративная обработка  бумаги. Для получения рисунчатой поверхности бумаги применяют разные декоративные способы обработки ее поверхности. Это делают для того, чтобы приблизить заготовку к внешней характеристике создаваемого образа. Например, для вырезания жирафа на желтую бумагу наносят характерные коричневые пятна. Специфические полосы изображают на бумаге, предназначенной для вырезания зебры или тигренка. Такую обработку педагог вместе с детьми проводит при помощи .оттиска разных штампов, трафаретов, окрашенных в тот или иной цвет. Рисунок можно также нанести кисточкой либо наклеить какие-то детали, вырезанные из цветной бумаги.

Текстурный лист создают  способом печатания мятой бумаги, имитирующей определенный рисунок. Бумагу (писчая, газетная, оберточная), не впитывающую воду, комкают в руке, наполовину опускают в красочный раствор и оттискивают на фоне в определенном порядке, чтобы красиво и равномерно оформилась рисунком вся поверхность. При этом можно чередовать оттиски по величине, цвету, рисунку.

Легко получается на бумаге рисунок под мрамор. Надо взять  масляную краску двух-трех цветов, развести ее до консистенции жидкой сметаны растворителем и разбрызгать по поверхности воды, налитой в плоскую посуду, до образования сплошной пленки. Затем на эту пленку осторожно кладут лист бумаги, снимают ее и просушивают.

Окрашивают бумагу и способом набрызга жидкой краски. Делают это так: берут щетку или щетинистую плоскую кисть, смачивают ее краской и проводят палочкой по щетине в направлении к плоскости бумаги. Из такой бумаги затем вырезают аппликации, отображающие курочку-пеструшку, жабу, бабочку, птиц, меняя каждый раз цвет заготовки и краски для набрызга. Можно менять направление движения рукой: по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно и т. д.

  1. Способа приготовления клейстера:

1 способ: Тщательно взбейте чашку муки с тремя чашками воды, чтобы не было комков. Поместите полученную смесь в кастрюлю и поставьте на плиту, доведите до кипения, при этом не забывайте непрерывно помешивать. После остывания, клей готов к использованию.  
    2 способ: Залить небольшим количеством воды крахмал (картофельная мука) и тщательно размешать до получения сметанообразного состояния. Далее в полученный раствор необходимо добавить кипяток, при этом постоянно помешивая. При получении прозрачной массы, клейстером готов к использованию. 
    3 способ: В приготовлении клея используется ржаная или пшеничная мука. Муку необходимо просеять и засыпать в кипящую воду. После этого готовить на малом огне до загустения.

  1. Требования к ножницам, используемым детьми:

Средний дошкольный возраст Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм.

Старший дошкольный возраст. Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы.

Леворукие дети. В ножницах для левшей лезвия перевернуты зеркально. Благодаря этому они легко режут бумагу именно левой рукой, а не мнут и сгибают ее. Как правило, ножницы для леворуких детей имеют мягкие резиновые рукоятки и безопасные закруглённые концы.

  1. Оборудование, необходимое для аппликационной деятельности: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается  тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб — на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания  фигур, вырезанных из бумаги, берут  в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших Поверхностей используют широкие плоские кисти — флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Информация о работе Самостоятельные работы по "Основам изобразительного искусства с методикой руководства изобразительной деятельностью "