Шпаргалка по "Педагогике"”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:04, шпаргалка

Описание

1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребенка заложены громадные возможности и потребности.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 208.58 Кб (Скачать документ)

Это и есть постоянные задачи педагогической науки. Наука изучала и всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все более новые и идеальные модели обучения, рассматривать педагогический опыт, вводить появляющиеся научные разработки, а также прогнозировать будущее образования.

Гораздо интереснее задачи, которые  возникают под влиянием надобностей  практики и теории. Некоторые нельзя предугадать, но их нужно быстро решать. Это такие задачи, как создание библиотек электронных учебников, анализ конфликтов в отношениях «учитель – ученик» и т. п.

42. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

О степени развития каждой науки  можно узнать по количеству исследований в ней и по количеству межпредметных связей между науками, из-за которых и возникают различные пограничные научныедисциплины.

Система педагогических наук состоит из следующих дисциплин.

1. Общая педагогика, которая изучает  основы закономерностей воспитания.

2. История педагогики, которая учит  о формировании педагогических  идей и воспитания в разные  исторические периоды.

3. Сравнительная педагогика изучает  функции, законы и развитие  образовательных и воспитательных  систем в разнообразных странах  через сравнение их сходств  и отличий.

4. Возрастная педагогика, исследующая  характерные черты воспитания  человека на различных возрастных  стадиях. Эта педагогика делится  на преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования и педагогику взрослых.

5. Специальная педагогика –  это наука, создающая теорию, принципы, методы, формы и средства воспитания  и образования человека, у которого  есть отклонения в физическом  или умственном развитии. Специальная  педагогика (дефектология) состоит  из ряда разделов: вопросами воспитания  и образования глухонемых и  глухих людей занимается сурдопедагогика,  слепых и слабовидящих – тифлопедагогика,  умственно отсталых – олигофренопедагогика, людей с расстройствами речи  – логопедия.

6. Методика преподавания разных  дисциплин содержит специфичные  частные закономерности обучения  конкретным наукам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливает технический опыт, который  дает оптимальные методы и  средства для усваивания какой-либо  дисциплины, приобретение опыта  в предметной деятельности.

7. Профессиональная педагогика  учит о законах, теоретически  обосновывает и создает принципы, технологии образования человека, направленного на какую-либо сферу  профессиональной действительности. Во время профессиональной подготовки  происходит развитие трудового  потенциала человека. Трудовой потенциал  человека – это его уровень  общего и профессионального развития, который определяет успех его  дела в определенной специальности.  Формирование этого потенциала  происходит через профессиональное  воспитание, образование и обучение.

Исходя из рода профессии педагогика может быть военной, инженерной, производственной, медицинской и др.

8. Социальная педагогика изучает  теорию разработки в области  внешкольного воспитания и образования  человека. Различные учреждения, такие  как клубы, спортивные секции, различные студии музыкального  и театрального искусства, –  это средства повышения социальной  культуры, воспитания и развития  личности, выявления творческих  способностей людей.

9. Исправительно-трудовая педагогика  состоит из теории, практики перевоспитания  лиц, находящихся в местах заключения.

10. Лечебная педагогика – это  образовательно-воспитательная деятельность  педагогов с ослабленными и  больными школьниками. Появляется  смешанная медико-педагогическая  наука, задачей которой является  лечение и обучение в щадящем  режиме.

43. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ  С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Зачастую для изучения педагогических проблем требуется междисциплинарный  подход, данные других наук о человеке, что в целом составляет наиболее полное знание изучаемого.

Педагогика связана с психологией. Имеются несколько важных узлов связи между этими науками. Основной из них – это объект исследования этих наук, если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика создает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека – это целенаправленное развитие психики человека.

Одним из узлов также является единство методов исследований педагогики и  психологии. Некоторые приемы психологического поиска с успехом служат решению  чисто педагогических проблем. О  существовании связи между педагогикой  и психологией говорят и основные понятия психологии, которые, если их применить в педагогической лексике, более точно определят явления, факты воспитания, образования, обучения, помогут определить главное в  данной проблеме.

Педагогика как наука употребляет  психологические знания с целью  раскрытия, отображения, истолкования, классификации педагогических фактов. Итоги педагогической деятельности исследуются с использованием психологических  диагностик(тестов, анкет и т. д.).

Также связью между педагогической и психологической науками является педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности и многие психологические  исследования других областей образования.

Также педагогика связана с физиологией. Чтобы осознать механизмы управления физическим и психическим воспитанием  обучаемых, необходимо знать закономерности жизнедеятельности организма и  функциональных систем. Познание закономерностей  работы высшей нервной деятельности позволяет педагогике создавать  развивающие, обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию человека.

Социологические исследования являются ответом на педагогические задачи, которые объединены с созданием  студенческого досуга, профессиональной ориентацией и т. д.

Социология также занимается проблемами образования и воспитания, так  как является наукой, изучающей общество. Социологическая наука включает в себя такие аспекты, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т. д.

В педагогической науке одну из главных  ролей играет философия. Философия  используется для постижения целей  воспитания и образования на современном  этапе развития педагогического  знания. Теория познания дает нам возможность  опосредованно определить законы учебно-познавательной деятельности и способы управления ею. Философские категории необходимости, общего, единичного и особенного, закономерности взаимосвязи и взаимозависимости и т. д. способствуют развитию познавательной педагогической мысли. В настоящее время особо изучается феномен образования. Исходя из этого стремительно развивается философия образования.

В завершение добавим, что в исследованиях  педагогики активно используются сведения и многих других наук. Таких как  юриспруденция, экономика, информатика, экология, история и многих других.

44. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ

На сегодняшний день педагогические исследования реализовываются с  помощью разнообразных методов, таких как педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов  деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение  передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей. Разберем несколько методов.

Педагогическое наблюдение. Это метод, используемый почти в каждом педагогическом исследовании. Во время освоения педагогического явления необходимо прямое наблюдение, накопление и регистрация материала, нужного для педагогической работы.

Исследовательская беседа. Это метод для выяснения отношения воспитателей и воспитуемых к каким-либо фактам или проявлениям, составляющий при этом представление о сути и факторах этих явлений.

Изучение школьной документации, результатов деятельности учащихся. Во время изучения педагогических явлений немалым значением обладает исследование школьной документации и результатов деятельности учащихся. Например, при изучении стимулирующей роли оценки знаний учеников на их успеваемость используют анализ классных журналов или ведомостей успеваемости.

Педагогический эксперимент. Цель эксперимента (от лат. eksperimentum – проба, опыт) в качестве метода – это организация педагогической деятельности учителей и учеников с целью обоснования ранее созданных теорий или гипотез. Если гипотеза или предположение не опровергаются на практике, то исследователь делает должные теоретические выводы.

Исходя из поставленных задач эксперименты бывают констатирующие, созидательно-преобразующие и контрольные. Констатирующий эксперимент проводится в начале педагогической практики, он позволяет оценить ситуацию по какой-либо изучаемой проблеме.

Созидательно-преобразующий эксперимент  заключается в разработке теоретической  основы и приемов выхода из сложившейся  проблемы. Создается иная психологическая  ситуация для изменения данной ситуации в лучшую сторону. В зависимости  от результата гипотеза либо подтверждается, а результаты анализируют и делают выводы, либо опровергается и гипотеза забывается.

Далее исследуются выводы созданной  методики в школьной практике. В  этом случае применяется контрольный  эксперимент с целью употребления проверенной методики. При подтверждении  сделанных выводов экспериментатор  обобщает полученные данные, которые  затем становятся теоретическим  и методическим достоянием педагогики.

Важную роль в педагогике играет естественный эксперимент, созданный А.Ф. Лазурским. Целью этого метода является исследование и рассмотрение педагогического явления, создавая при этом ситуацию, не изменяя при этом привычный вид деятельности учащихся и учителей, чтобы исследования носили естественный характер.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Метод состоит из изучения лучших практических результатов других педагогов. Во время практических опытов часто встречаются с результатами, не известными в педагогике. Если данные новшества не обобщить и не подтвердить теоретически, то ими будут пользоваться только их создатели.

45. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Педагогическое дело состоит из разных видов деятельности. Главный из них – это деятельность преподавателя, обучающего детей непосредственно. Педагог-предметник ограничен своим предметом, осуществляя заданные ему функции. Следующие виды деятельности предназначены для обслуживания главной из них. Обобщение опыта обучения заключается в сравнении процесса обучения и выделении самых эффективных методов обучения. Это задача методиста, создающего методы обучения. Третий вид деятельности – методическая, она обращена на конструирование учебных средств и учебных предметов. Четвертый вид деятельности заключается в обобщении учебных предметов в одно целое, т. е. программирование учебных программ.

Для программирования нужно иметь  точное представление о целях  обучения, хотя часто при построении программы ориентируются на общие  цели. Эти цели были сделаны политиками или культурными деятелями, а  не педагогами.

Сегодня социальная задача образования  требует, чтобы проектированием  целей обучения занимался специальный  педагог-методолог. Во-первых, сегодня  производственно-практическая деятельность задает определенные цели, которые могут найти лишь специально подготовленные люди. Во-вторых, современное методологическое мышление успешно проектирует учебные процессы, однако это требует от заказчика четко поставленных целей. В-третьих, сегодня современное технологическое общество требует от системы образования надзора за профессиональным рынком сбыта, быстрого и регулярного описания свойств человека, нужного обществу, и быстрого проектирования согласно задаче учебных программ. В общем итогом этого телеологического мышления выступает проект человека, в частном смысле – проект специалиста, т. е. нужно описать и сравнить интеллектуальные функции, знания, способности, которые должен иметь человек будущего.

Обучение – это общение обучающего и обучаемого, после чего у обучаемого создаются определенные знания и  умения на основе собственной активности. Моделью обучения является общение  учителя и ученика, ученик стремится  повторить деятельность учителя, учитель  оценивает деятельность ученика  как правильную или неправильную. Так проявляется непосредственность учебного процесса.

Учебные знания применяются, когда  деятельность не передается напрямую, тогда занятия исполняют функцию  передачи деятельности.

Развитие системы обучения состоит  из анализа сложной деятельности и выделения ее составляющих.

Первый принцип педагогической рефлексии – это обозначение  легких видов деятельности и их передачи. Второй принцип является проектированием  передачи знаковых средств, разрешающих  проектировать сложную деятельность из усвоенных элементов. Знаковые средства – это средства проектирования деятельности.

Система обучения является чередой  технологических процессов, через  которые проходит личность (с определенными  качествами), и в итоге мы имеем  личность, усвоившую все необходимые  обществу социокультурные способности.

Важным в работе педагога является понимание состояния ученика. Понимание  – работа с сознанием. Однако педагог  обязан также доносить до ученика  нечто важное. Но понимание можно  достигнуть лишь на понимании личного  опыта.

46. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АКТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

При рассмотрении учебного процесса управление представляется в нем  как целенаправленное, часто повторяющееся  действие преподавателя на обучаемых и отдельного ученика с целью получения поставленных целей обучения.

Управлять – не одно и то же, что и подавлять, нельзя навязывать процессу ход, перечащий его природе, напротив, надо максимально учитывать природу процесса, сообразовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Можно выделить главные черты управления учебным процессом:

– предпочтение осмысленного и планомерного воздействия, стихийной регуляции;

– существование между распоряжающейся  подсистемой (преподаватель) и объектом управления (обучаемый) причинно-следственных взаимоотношений;

– динамичность, или, иными словами, умение, управляемой подсистемы (преподавателя) переключаться из одного качественного  состояния в другое;

– надежность, по-другому, способность, системы управления (обучаемым) осуществлять заданные функции при обусловленных  обстоятельствах протекания процесса;

– устойчивость, или, иначе, возможность, сохранения системой движения по запланированной  траектории, поддерживать запланированный  режим функционирования, невзирая на всевозможные внешние и внутренние препятствия. Управление одновременно можно рассматривать как процесс  цикличный, так и непрерывный. Это  получается при одновременном и  последовательном воплощении в жизнь  многих циклов управления. Управленческий цикл берет свое начало с определения  целей и постановки задач, а заканчивается  нахождением их решения и достижением  установленной цели. После достижения поставленной цели появляется новая, при решении которой цикл повторяется.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"”