Шпаргалка по "Педагогике"”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:04, шпаргалка

Описание

1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребенка заложены громадные возможности и потребности.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 208.58 Кб (Скачать документ)

Вопрос о сущности собственного Я волнует и ученых, и каждого  отдельного человека, особенно во время  его становления.

Понятие Я применяется во всех науках о человеке, и при этом оно очень  неопределенно, подвижно, многозначно. В философском плане Я считается  «духовным центром человеческой личности, индивидуальности, относящейся  деятельно к миру и себе самой». Психологи сравнивают его, с одной  стороны, с понятием «личность», с  другой – с понятием «самосознание». Но оно не ограничивается ни тем, ни другим. И. Кон считает, что Я –  не просто личность, а личность, которая  рассматривается изнутри.

Пытаясь размежевать понятия «личность» и «Я», американский психолог У. Джемс  говорит: «О чем бы я ни думал, я  всегда в то же время более или  менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем  ведь это я сознаю, так что мое  самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать  две стороны, из которых для краткости  одну мы будем называть личностью, а  другую – Я».

Наше Я представляет собой отображение  самого себя в сознании человека. Конечно, Я является продуктом самосознания, но воспринимает и осознает себя человек  целостно, во всех своих ипостасях. Есть и физическое Я – тело человека, его внешность, физическое состояние.

Эмоциональное Я заключается в чувствах и переживаниях, настроении индивида. Интеллектуальное или умственное Я представляет собой мир мыслей. Кроме того, человек воспринимает себя как существо социальное, которое находится в системе взаимоотношений с другими людьми, он включен в свою профессиональную деятельность, имеет определенные ценности, интересы, установки. В этом заключается социальное Я.

Таким образом, Я можно считать  результатом сложной интеграции в единое целое разных психических  функций и свойств человека. Другой подход к определению сущности человека дают восточная философия и психология.

Критикуя западную традицию в определении  Я, Роси Дзесю Сасаки в работе «Где находится Я?» говорит о имеющихся двух Я – индивидуальном и абсолютном. Индивидуальное Я представляет собой то, что связано с мироощущением человека, которое выделяет себя из окружающего мира, воспринимающего себя как уникальное, оригинальное, отдельное от других. Абсолютное Я является тем, что связывает человека со всем миром, с другими людьми, растворение себя во время объединения с другим Я, в котором не остается никакого переживаемого Я.

Такое абсолютное Я обнаруживается в моменты медитации,т. е. выхода за пределы индивидуального Я или любви, когда человек растворяется в чувстве духовного единения с другим.

34. ПРИНЯТИЕ СЕБЯ

Жизненная функция самосознания заключается  не просто в предложении человеку достоверных сведений о себе, помощи в выработке позитивной Я-кон-цепции. Она нужна ему для реализации собственных возможностей, осуществления замыслов, раскрытия индивидуальности.

Многие люди не реализуют себя потому, что нет позитивного самовосприятия и представления о себе. Негативная Я-концепция, которая формируется у ребенка благодаря родителям и учителям, чаще всего служит причиной повышенной тревожности, ранимости или агрессивности, которые создают затруднения в обучении и общении с другими людьми. Исследования доказывают, что успехи детей в учебе напрямую зависят от ожидания учителя. «Даже самый незначительный комментарий учителя может восприниматься школьником как тотальное отрицание ценности его личности, разрушительно воздействует на его образ Я», – считает Р. Берне.

Есть тесная связь между Я-концепцией учителя и учащихся. У учителя, у которого есть положительное самовосприятие, ученики имеют более позитивные Я-концепции, чем у наставника с противоположной направленностью.

Таким образом, необходимость позитивного самовосприятия человеком самого себя очевидна, а условием формирования положительной Я-концеп-ции являются принятие себя, любовь к себе.

Общепринято отождествлять понятие  «любовь к себе» со словами  «эгоизм», «себялюбие». Эгоизм не схож с любовью к себе – утверждает гуманистическая психология. Подобное отождествление происходит потому, что  человек неправильно понимает сущность любви. «Подлинная любовь – это выражение  созидательности, и она предполагает заботу, уважение, ответственность». Любовь к человеку, уважение, понимание  его не могут быть без чувства  уважения к собственной целостности  и уникальности. Человек, у которого нет чувства собственного достоинства, не может ценить его в других людях. Так называемая неэгоистичность означает лишь неспособность любить. Э. Фромм приводит пример: «неэгоистичная» мать посвящает всю жизнь ребенку. Она уверена, что ее ребенок благодаря ей узнает, что значит быть любимым, научиться любить. Результат ее «неэгоистичности» в том, что формирующаяся у ребенка тревожность, скрытая вражда к жизни, боязнь материнского неодобрения и того, что он не оправдает надежды матери. Женщина, отказывающаяся от жизни полноценной, эмоционально насыщенной, не научит любви к жизни. Но, с другой стороны, нет ничего более содействующего привитию ребенку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя.

В любом человеке есть то, что ему  нравится в себе, за что он ценит  себя.

Человек обычно более ориентирован на мнение других. Он с детства живет  в системе жестких оценок себя сначала другими людьми, затем  самим собою. И часто не замечает, что самооценка – это копии  чужих оценок. При этом чаще всего  они носят отрицательный характер.

В нашей культуре чаще всего не оценивают себя положительно. Человеку, который нарушает данное правило, часто  приклеивают ярлыки «выскочки», «самоуверенного» и т. п. Необходимо с помощью учителя  преобразовать отрицательные убеждения  в положительные.

35. САМОРАСКРЫТИЕ

Путь к себе, к принятию себя чаще всего проходит через самораскрытие. Открытие своего Я определяется тем, насколько человек является открытым для других. Взаимосвязь между самопознанием и самораскрытием максимально отчетливо представлена в модели, которую принято называть «Окном Джо-гарри» в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма.

Все люди несут в себе как бы четыре «пространства». «Арена» охватывает те стороны содержания своего Я, о  которых известно и самому человеку, и другим. К этой стороне человеческой личности относят то, что человек  выставляет напоказ, пытается навязать как основное содержание своей личности. «Видимость» представляет собой  то, что знает сам человек, а  другие нет. Это то, что человек  скрывает от других в силу тех или  иных причин или не имеет возможности  рассказать. «Слепое» является тем, что  другие знают, а сам человек не знает, например привычка перебивать говорящего на середине слова, которую человек  сам не замечает (закрытое для самого себя, но открытое для других). Эта  сторона человека очень часто  значительно изменяет мнение окружающих о человеке. Притом сам человек  этого не знает. «Неизвестное» –  это то, что неизвестно и для  самого человека, и для других. Неизвестное  включает в себя потенциальные возможности  развития (закрытое и недоступное  и самому себе, и другим людям).

Когда человек ведет себя открыто, другие люди получают возможность знать  об этом человеке больше. Благодаря  этому увеличивается вероятность  как хорошего внимания к человеку со стороны других, так и более  глубокого самопознания – понимания  самого себя. Увеличивается «Арена»  – уменьшается «Неизвестное», его  место занимает «Видимость». Открываясь посторонним, мы приобретаем то, что  другие дают возможность нам увидеть  в себе, то, что до этого человеку было недоступно. Открываясь, человек  способен раскрыть свои скрытые возможности, реализовать их. Конечно, способность  быть открытым зависит как от меры осознания и принятия себя, так  и от собственного доверия к другим людям, их отношения к нам. Было бы неправильно требовать от человека раскрываться перед каждым встречным, но он в любых ситуациях может  быть самим собой, не заползая, как  улитка, в собственную раковину. Тяга к открытости каждого из людей  открывает человеку путь к взаимопониманию  и пониманию себя.

Открыть собственное Я, принять  себя, сформировать целостный образ  в состоянии каждый человек. Стоить только захотеть отправиться в путь к себе.

Для начала следует встречать каждый новый день такими словами.

Каждый день я становлюсь все  лучше и лучше.

Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма.

Я чувствую себя спокойным и расслабленным.

Я здоров и силен как духовно, так и физически.

Я способен добиться того, чего только захочу.

Я обладаю прекрасной памятью.

Я нравлюсь людям, люди любят меня.

Я прощаю себя, я принимаю себя.

Я осуществляю свою мечту.

Я полностью контролирую свои мысли, чувства и радости.

Радость, радость, радость!!!

36. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ

Эмоции, чувства человека наполняют  его жизнь особым трепетом, обогащают  его духовный мир, дают возможность  ему воспринимать окружающее с учетом своих переживаний, наслаждаться и  радоваться, огорчаться, печалиться и  страдать, т. е. жить полноценной жизнью. «Человеческие чувства отражают строение личности, выявляя ее направленность, ее установки: что оставляет человека равнодушным и что затрагивает  его чувства, что его радует и  что печалит, обычно ярче всего выявляет – а иногда и выдает – истинную сущность человека», – считает С.Л. Рубинштейн.

Эмоции представляют собой важнейший  источник активности человека, организатор  его поведения. «Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ  от действия», – пишет Л.С. Выготский. Она активизирует или задерживает  реакции человека.

Если определенные действия вызывают чувство радости, удовольствие, мы будем  стремиться делать и потом то же самое. Если человек что-либо делает с омерзением – он будет стремиться прекратить это занятие. То есть чувства  и эмоции наполняют смыслом человеческую деятельность, служат не только ее побудителем, но и важнейшим результатом: главное  для людей – те чувства удовлетворения и окрыленно-сти, которые человек испытывает, добиваясь своей цели.

Эмоциями называется отношение  человека к окружающей среде, к самому себе, выраженное в форме прямого  переживания.

Эмоции являются непосредственной реакцией человека на что-либо, происходящее с ним.

Чувства выступают как стойкие, продолжительные переживания по поводу различных явлений. Чувства могут быть разными как по содержанию (нравственные, эстетические, интеллектуальные), так и по интенсивности, продолжительности.

Эмоциональные состояния представляют собой длительные эмоциональные переживания, эмоциональный фон, на основе которого проходит жизнедеятельность. К эмоциональным состояниям относят настроения, аффекты, духовные состояния.

Духовные состояния представляют собой нравственные и эстетические переживания человека, которые происходят на уровне сильных положительных эмоций. Они воспринимаются как состояние счастья, откровения. Высшее духовное состояние, по мнению Н.А. Бердяева, – это творческое состояние. Оно связано с трансцендентированием человека. То есть с выходом его из царства «обыденщины», «общеобязательных» форм жизни в творчество, так как «творческий акт есть самооткровение, самоценность, не знающая над собой внешнего суда, есть благодатная энергия, делающая волю свободной от страха».

Эмоции и чувства обогащают  внутренний мир человека, его восприятие окружающего мира. Это наблюдается  тогда, когда у человека преобладают  положительные эмоции и чувства: радость и удовольствие, наслаждение  от созерцания прекрасного и сопереживания  другому человеку, любовь.

Но существуют и другие эмоции и  чувства, среди которых страх, ненависть, обида, гнев, раздражение. Они пагубно  действуют на человека, разрушая его  нервную систему.

Мера в развитии положительных  и отрицательных эмоций и чувств человека, которую определяет гармонизация их, говорит об эмоциональной культуре личности.

37. СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО  САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Человеку, который стремится к  самосовершенствованию, важно установить для себя те шаги, которые ему  необходимо сделать, чтобы двигаться  вперед к своей цели.

Самосовершенствование нельзя ограничивать самотренировками, специальными упражнениями. Работа над собой включает в себя внутреннюю организацию всей жизни  человека, стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, которая направлена на совершенствование  самого себя. И как у любой деятельности, у нее есть строгая структура, логика, последовательность действий.

Работа над собой прежде всего начинается с определения цели: чего человек хочет достичь в своем личностном и профессиональном развитии, каким хочет стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему следует стремиться, человек будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. Определить цель самосовершенствования человеку намного легче, если у него есть идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, чем должен обладать человек.

Идея является основным источником энергии творческой личности. Идеал  представляет собой идею, преобразованную  в мощный энергетический заряд, направляющий энергию личности к будущему. Потеря веры в идею наблюдается прежде всего тогда, когда они подменяются идолами, происходит фетишизация, обожествление какой-то личности, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов становится причиной крушения идеалов.

Будущему учителю нужен профессиональный идеал, который являлся бы для  него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Подобным идеалом может  быть любимый учитель или известный  педагог-мастер, знакомый ему по книгам, телепередачам. В истории педагогической мысли есть память о многих талантливых  педагогах-гуманистах, идеи и жизнь  которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

Выбор профессионального идеала следует  начинать со знакомства с книгами  великих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмысления своих впечатлений  о работе учителя, которые были получены в школе.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"”