Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:04, шпаргалка
1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребенка заложены громадные возможности и потребности.
Известно, что для большинства
студентов педвуза ориентиром в
профессиональном самосовершенствовании
являются их школьные учителя. Они же
во многом определяют выбор того предмета,
который хочет изучать и
Профессиональный идеал
На основе данных требований определены качества личности, знания, умения, которыми следует обладать педагогу, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики – про-фессиограммы. Профессиограмма дает возможность каждому установить развитость у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.
38. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
Многофункциональная педагогическая деятельность проявляется в ее многоаспектности: направленности не только на усвоение школьниками знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление человека, на построение отношений в классе, которые создают условия для реализации данных целей, на организацию внеклассной воспитательной работы школьников, на создание в школе образовательной и развивающей среды и т. д.
Основные направления и
Среди различных видов педагогической
деятельности ведущей является преподавательская
и воспитательная деятельность. Особенность
преподавательской деятельности состоит
в организации процесса обучения
и в управлении познавательной деятельностью
учеников. Так как обучение представляет
собой совместную деятельность обучающегося
и обучаемого, учитель не является
центральной фигурой в процессе
обучения, а поддерживающим развитие
ученика помощником. При отсутствии
учителя или недостаточной
Таким образом, преподавание представляет собой организацию педагогом активной познавательной деятельности учеников, направленной на решение ими новых познавательных задач. При этом решение этих задач не представляет собой самоцель обучения, а является средством реализации его основных образовательных задач. Основной целью преподавательской работы является обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, который предусматривает формирование компетентности учеников в преподаваемой учителем предметной области и одновременно их личностное развитие и становление.
К примеру, образовательный стандарт среднего общего образования по иностранному языку включает в себя такие требования к задачам и итогам преподавательской деятельности учителя иностранного языка:
– формирование у выпускника школы иноязычной компетентности в совокупности всех ее составляющих;
– развитие эмоционального отношения к миру;
– образование способности к самонаблюдению, самооценке;
– развитие таких личных качеств, как целеустремленность, толерантность, ответственность, самостоятельность, творческая активность;
– развитие интеллектуальных и познавательных возможностей старшеклассников;
– обеспечение личного
– совершенствование опыта
39. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
К категориям педагогики относятся общие понятия, которые отражают суть науки и ее типичные свойства. В каждой науке категории играют главную роль, они проходят сквозь все научное знание и связывают его в единую систему.
Воспитание – создание социальных условий (материальных, духовных, организационных) для изучения детьми общественно-исторического опыта, для подготовки их к общественной жизни. Воспитание – одна из главных категорий в педагогике. Воспитание в социальном смысле – это влияние на личность социума в целом, а воспитание в узком смысле – это процесс формирования системы качеств личности, ее взглядов и убеждений. Можно сделать вывод, что воспитание – это целенаправленный процесс становления личности на основе формирования: 1) особых отношений к предметам и явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения. Выделяются виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.
Педагогика изучает суть воспитания, его закономерности, тенденции, вырабатывает теории воспитания, находит его принципы, формы и методы.
Воспитание – историческое явление,
оно связано с социально-
Развитие каждой личности происходит через воспитание, передачу собственного опыта и опыта предков.
Развитие – процесс внутреннего количественного и качественного преобразования физических и духовных сил личности. Выделяются психическое, физическое, социальное и духовное развитие. Развитие личности происходит под влиянием некоторых факторов: внешних, внутренних, социальных, природных, управляемых и неуправляемых.
Уровень воспитания в процессе развития влияет на человека, изменяя его. Образование представляет собой систему внешних условий, которые общество создает для человека и его развития. Образовательная система состоит из специальных учебно-воспитательных учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. Ее задача состоит в передаче и приеме опыта поколений по определенным программам с помощью специальных педагогов. В систему образования государства входят все образовательные учреждения. Так управляется развитие человека.
Образование – это заключительная стадия воспитания в соответствии с возрастной ступенью. Отсюда, образование можно назвать процессом усвоения человеком опыта поколений в виде знаний, умений и навыков.
Ядром образования является обучение.
Обучение – вид педагогического процесса, во время которого под предводительством педагога реализуется образовательная задача общества.
Обучение – это передача и прием опыта предыдущих поколений во время общения педагога и учащихся. Процесс обучения состоит из преподавания и учения.
Однако человек способен сам приобретать опыт и делать что-то новое. Значит, главные причины развития человека – это самовоспитание, самообразование, самообучение. Самовоспитание – усвоение человеком опыта предков через внутренние душевные факторы, обеспечивающие развитие.
В процессе воспитания люди вступают в воспитательные отношения, это разновидность отношений людей, направленных на развитие человека через воспитание, образование, обучение. В результате этого общения происходит развитие человека и формируется личность.
40. ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Процесс образования можно рассматривать в разных смыслах: как систему, как науку и как результат.
1. Как система образование имеет особое строение, а также иерархическую систему ее элементов в виде различных научных и учебных заведений(дошкольное, начальное, среднее, среднеспециальное, высшее образование, постдипломное образование).
2. Как процесс образование
3. Об образовании как результате
указывает сертификат, подтверждающий
окончание какого-либо
Конечным результатом
Более подробное рассмотрение этих понятий позволяет составить точное представление о внутреннем содержании категории «образование». Что позволит нам ответить на вопрос: «Что образование содержит и из чего же оно состоит?»
Современное понимание образования можно прочитать в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.):
«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Общие требования к содержанию образования изложены в ст. 14 этого Закона.
1. Содержание образования
– на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
– на развитие гражданского общества;
– на укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
– адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
– интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
– формирование человека-гражданина,
интегрированного в современное
ему общество и нацеленного на
совершенствование этого
– воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.
41. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Задачи педагогики можно разделить на два типа: научные и практические. Задачей педагогической науки является ведение исследований. К практическим задачам школы или вуза сводится осуществление воспитания, образования школьников и студентов.
Главная задача педагогики заключается
в раскрытии закономерностей
в сферах воспитания, образования, а
также управления образовательными
и воспитательными
К постоянным задачам педагогической науки относится и задача прохождения и обобщения практики и опыта педагогической деятельности. Любая образовательно-воспитательная работа – это творческий процесс, поэтому каждый педагог-практик накапливает в своем опыте эффективные средства воздействия на учащихся. Зачастую педагоги создают свои собственные педагогические технологии. Но далеко не каждая педагогическая технология может найти свое место в системе педагогических ценностей, так как ее следует теоретически объяснить с научной точки зрения. Задача науки заключается в изучении находок, индивидуальных свойств педагога-новатора, которые можно превратить во всеобщее достояние.
К задачам науки принадлежит разработка новых методов, средств, форм обучения, воспитания и управления образовательными структурами. В словарном запасе педагогики возникает новое понятие – педагогическая инноватика. Так как в России нет законов, закрепляющих авторские права за создателями педагогических открытий, то делаются попытки создания законного авторства на результаты педагогического творчества.
К стабильным задачам педагогической
науки причисляют прогнозирование
образования на ближайшее или
отдаленное будущее. Без этих прогнозов
нельзя управлять педагогической политикой,
экономикой образования, усовершенствованием
самой педагогической деятельности,
системами управления. Педагогическая
система определяется двумя параметрами:
функционированием и
Не последней задачей является и задача внедрения итогов исследований в педагогическую практику.
Целью педагогической науки является
создание теоретических и