Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:04, шпаргалка
1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребенка заложены громадные возможности и потребности.
Известный педагог конца XIX в. П.Ф. Каптерев видел главное условие становления учителя как свободного и самостоятельного деятеля в его работе над собственным развитием и усовершенствованием. Он считал, что учитель, стоящий в стороне от культуры, от трудов по ее усвоению и личному совершенствованию, не развивающийся сам, не может способствовать развитию других и в личностном плане находится значительно ниже ученика, постоянно ищущего себя и работающего над собой.
Нельзя полагаться на то, что высшее педагогическое образование автоматически сделает студента личностью.
24. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Самоопределение представляется процессом и результатом выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; кроме того, это основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Такое определение дает возможность выявить множественность смыслов и граней данного сложного явления.
Самоопределение является динамичным явлением как процесс, как механизм становления личности и соотносится в этом своем значении с понятиями «выбор», «принятие решения», «поступок». Кроме этого, является статичным, стабильным состоянием субъекта (результат выбора), связанным с определением границ своего Я, своего места в мире и в жизни, получения определенной устойчивой системы ценностей, смыслов, позиций, установок, которые характеризуют отношение человека к окружающему миру и самому себе.
Следует отметить относительность
самоопределения как
Следующая особенность самоопределения
заключается в его
Также самоопределение, с одной стороны, может являться достаточно длительным, непрерывным процессом, а с другой – одномоментным актом, описывающим конкретные действия человека во время принятия решения в определенной проблемной ситуации.
Неоднозначность понятия «самоопределение» определяется множественностью векторов его направленности: на себя, на самопознание и определение своей сущности; и вне себя – на определение места в мире и отношения к нему, включения в разные сферы жизнедеятельности. Самоопределение, которое направлено на себя, обычно рассматривается как личностное самоопределение, а все другие его виды соотносятся с теми сферами жизнедеятельности, в которых самоопределяется человек.
Специфика личностного самоопределения
состоит в том, что данный процесс
– результат осознания
Профессиональное
25. САМОРАЗВИТИЕ. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Саморазвитие представляет собой процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, являющегося результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие может рассматриваться и как деятельность личности, направленная на изменение тех своих психических и личностных свойств, которые уже существуют, заложены в природе человека или предшествующим этапом его развития, к примеру памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей и задатков и т. д.
Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспитания) является деятельностью человека, направленной на формирование у себя новых и усиление существующих позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию имеющихся недостатков.
Понятие «самосовершенствование»
содержит в себе более гуманный смысл,
так как, в отличие от самовоспитания,
которое предполагает воздействие
на самого себя, означает опору человека
на лучшее в себе, расширение имеющегося
лучшего и продвижение к
Интенсивно развивающаяся в
последнее время наука
Еще одна составляющая процесса, ведущего
к личностному и
Таким образом, самообразование несводимо к простому накоплению информации. «Образоваться – значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой. Следовательно, для развивающегося человека культура – и непосредственная форма существования (жизнь, энергия, общение), и основание для самоопределения, для сознательного делания себя». Русский философ начала XX в. В.В. Розанов возражал против самообразования, направленного на обременение сознания, памяти большим числом ненужных сведений, его цель он видел в духовном развитии человека, возведении его к свободному и сознательному состоянию. «Сознательность эта должна состоять в свободном окидывании взором разных миров, в полном отчете себе, что именно оставляешь и чего ищешь, когда переходишь от одного к другому».
26. СМЫСЛОЖИЗНЕННОЕ
Профессиональное становление педагога во многом зависит от проведения поиска и обретения им смысла жизни, от осознания профессиональной работы как своего жизненного призвания.
Для человека, который произвел смысложизненное самоопределение, выбор в определенных ситуациях жизни и трудовой деятельности не вызывает долгих раздумий, а становится самопроявлением его сущности. А точнее, он действует в этих ситуациях с позиции ведущих смыслов и целей своей жизни.
Проблема поиска смысла жизни волнует не только юношей, находящихся в ситуации жизненного самоопределения, но и взрослых людей, особенно в кризисных ситуациях, связанных с потерей возможности реализации жизненного замысла в результате определенных событий.
Состояние, в котором находится в этом случае человек, характеризуется психологами как жизненный, или личностный, кризис: кризис мотивационно-целе-вой стороны жизнедеятельности «для чего жить дальше?» и кризис смысловой стороны занятия «зачем жить дальше?».
Итогом утраты смысла жизни служит потеря человеком жизнеспособности, воли к жизни, интереса к ее процессу и итогу. Понимание человеком смысла своей жизни является необходимым условием его нормального существования.
Наличие смысла жизни является также
ведущим критерием
Попытка дать человеку смысл жизни извне В. Франк-лом расценивалась как «моральное зомбирование»: его нельзя дать, его необходимо найти, и для каждого – свой. Смысл жизни всегда представляет собой личностный смысл. Идеология, навязывая человеку смысл жизни извне, лишает способности размышлять, мыслить, искать свой собственный жизненный путь, иметь свою жизненную концепцию. В периоды разрушения старой идеологии наблюдается потеря смысла жизни тех, кто полностью зависел от нее. Поэтому одной из важнейших задач образования является помочь растущему человеку найти свой смысл жизни. Он конечно же связан с объективно значимыми (общечеловеческими), но личностно обретенными и принятыми ценностями, выступающими в качестве высшей цели деятельности и устремлений человека.
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, «смысл жизни – это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления». В смысле жизни всегда есть три аспекта:
1) целевой – определяет
2) эмоциональный – отражает удовлетворенность человека своей жизнью, ее эмоциональную насыщенность;
3) волевой – является движущей силой активности личности, обеспечивает ее готовность к достижению жизненных целей.
Следует помнить о том, что поиск и обретение смысла жизни представляет собой не одномоментный акт, а долгий процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека. Самым интенсивным периодом жизненного самоопределения считается юношеский.
27. ФИЛОСОФИЯ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ
Философия долженствования – это философия, по которой человечество жило и мыслило до сегодняшнего времени, некоторые живут и по сей день. Одним из множества направлений этой философии является марксизм, и только в ней марксизм нашел свое олицетворение.
Здесь личность рассматривается как
совокупность социальных взаимоотношений,
продукт социального
С.Л. Франк подмечает, что тенденция к социализации жизни была господствующей как в Советском Союзе, так и в странах Запада в 30-е гг. ХХ в. Эта тенденция соединена с утратой интереса к личности и к индивидуальности человека. Мышление общества было направлено к коллективным формам жизни в качестве единственного шанса в победе над природой. Основная идея этого времени – «абсолютная ценность внешнего социального строительства».
Характерность проявления этой тенденции в обществе определяется как «социальный фанатизм».
«Социальный фанатизм» практически использует внутренние духовные силы человека, такие как: веру, мечту, нравственное чувство, энтузиазм. Тот огонь, которым горит личность. «Социальный фанатизм» предполагает использование этой силы в социальном строительстве.
Философия долженствования убирает индивидуальность и самобытность на жизненном пути человека. Главным чувством человека становится чувство «долга», которым заменяются личные интересы и потребности, а подлинным побудителем активности – запросы общества и государства. Однако в данной концепции можно проследить антигуманный характер, который ярко выражен в тоталитарных системах государства. Политика этих систем была направлена на исполнение абстрактной идеи – революционной борьбы за построение идеального справедливого общества (коммунизм) или завоевания господства над миром для своей нации (фашизм).
Философия долженствования лежит
в основании «педагогики
Государство заказывает исполнителя,
при этом не учитываются ни внутренние
потребности, ни самобытность личности.
Из всего этого выходит, что человек
перестает ощущать себя личностью,
носителем самобытного
Философия долженствования не только пренебрегает духовными силами человека, но и снимает с него ответственность за его дела и поступки.
28. ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (
Экзистенциализм представляет собой направление современной философии, которое появилось в начале XX в. в России (И.А. Бердяев, Л. Шестов), позже получило развитие в Германии (О. Больнов, М. Хайдеггер, К. Ясперс) и во Франции (А. Камю, Ф. Кафка, Ж.П. Сартр). Сегодня экзистенциализм объединяет разные философские и психологические концепции, которые концентрируют свое внимание на личности как индивидуальности, на постижении смысла человеческого существования. Отправная точка зрения этой концепции – признание уникальности, индивидуальности, исключительности любого единичного человеческого бытия, каждой личности.
Человек реализует себя как личность в той степени, в которой он сумеет в течение своей жизни сохранить и развить данную ему от природы уникальность. Взрослея, он утрачивает свою индивидуальность, ориентируясь на других («я как все»). Иногда он сознательно отказывается от своей индивидуальности. Отказ от полноценного собственного существования становится причиной крушения личности. В утверждении ценности самого человеческого бытия, реальных, переживаемых в настоящий момент чувств, мыслей, поступков проявляется гуманистическая сущность этой философской концепции.
Центральными понятиями