Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:13, реферат
Здания общеобразовательных учреждений (далее учреждений) следует размещать на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии не менее 170 м.
Школьная столовая Питание учащихся организуют в зависимости от вместимости учреждения или в школьной столовой, работающей на сырье, или в столовой, работающей на полуфабрикатах, или в буфете-раздаточной, оборудованных согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. При них предусматривают обеденный зал площадью из расчета 0,7 м2 на 1 посадочное место (исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди). При столовых или буфетах-раздаточных обязательно устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. В помещениях столовой допускается отсутствие естественного освещения.
Санитарные узлы. На каждом этаже отдельно для мальчиков и девочек размещают санитарные узлы, оборудованные кабинами. Кабины должны быть отделены перегородками-экранами высотой не менее 1,8 м от пола, не доходящими до пола 0,2 м. Количество санитарных приборов определяют из расчета: 1 унитаз - на 20 девочек, 1 умывальник – на 30 девочек; 1 унитаз и 1 умывальник – на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов определяют из расчета не менее 0,1 м2 на 1 учащегося. Для персонала оборудуют отдельный санитарный узел.
Для девочек организуют комнаты личной гигиены из расчета: 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м2. Входы в санитарные узлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.
На каждом этаже предусматривают помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды (кран на высоте – 0,5 м от пола) для обработки уборочного инвентаря, его хранения; приготовления там же дезинфекционных растворов.
Медицинский пункт включает: кабинет врача площадью 14,0 м2 и длиной не менее 7,0 м2 (для определения остроты зрения и слуха учащихся), кабинет стоматолога площадью не менее 12,0 м2, оборудованный вытяжным шкафом, процедурный кабинет площадью не менее 14,0 м2, санитарный узел. Обязательный и рекомендуемый комплект медицинского оборудования представлен в Приложении 1, 2, 3.
Кабинет психолога (общий для всей школы) - площадью не менее 12,0 м2.
Внутренняя отделка помещений.
Стены учебных помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую влажную уборку и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение. В учебных помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких, холодных тонов (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы горизонта – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый). Отдельные элементы, но не более 25% всей площади, допускается окрашивать в более яркие тона. Стены спортивных залов окрашивают в светлые тона.
Полы учебных и общешкольных помещений должны быть гладкими, не скользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов, плинтуса должны плотно прилегать к стенам и полу. В качестве материала для пола используют дерево (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные). Возможно покрытие полов синтетическими полимерными материалами, утепленным линолеумом, допускающим и обработку влажным способом и дезинфекцию. Полы санитарных узлов и умывальных комнат выстилают керамической или мозаичной шлифовальной плиткой. Для отделки полов не допускается использовать цемент и мрамор.
4. Требования к воздушно-тепловому режиму
В зависимости от ориентации учебных помещений и характера остекления температура воздуха должна соответствовать:
- в классах с обычным остеклением - см. табл. 4.1,
- в классах с ленточным остеклением:
- северная ориентация окон – оптимальная температура должна составлять 21-220С,
допустимая - 18-240С соответственно;
- южная ориентация окон - 19-200С,
восточная ориентация окон – 20-210С.
Температура воздуха в актовом зале должна составлять 18-200С, в спортивном зале – 15-170С, в рекреациях – 16-180С, в вестибюле и гардеробе – 16-190С.
Относительная влажность воздуха в учебных помещениях должна составлять 40-60%.
Таблица 4.1.
Нормативы температуры воздуха в учебных помещениях (с обычным остеклением) в зависимости от климатического района и сезона года
Климатический район | Сезон года | Зона оптимальной температуры, 0С | Зона допустимых температур, 0С |
Холодный Умеренный Жаркий |
Зима | 21-22 18-20 17-19 | 18-23 17-22 16-21 |
Умеренный Жаркий Умеренный Жаркий | Весна
Осень | 18-22 23-24 16-22 24-26 | 17-23 20-26 15-23 20-28 |
Здания учреждений оборудуют системами центрального отопления и вентиляции.
В качестве нагревательных приборов используют радиаторы, трубчатые нагревательные элементы. Температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 800С. Отопительные приборы ограждают съемными деревянными решетками. Не допускается устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов.
При проектировании приточной вентиляции с механическим побуждением для учебных классов необходимо предусмотреть в них оборудование естественной вытяжной вентиляции. Механическая вытяжная вентиляция должна быть рассчитана на автоматическое включение не только во время перемен, но и во время урока (1-2 раза на 5-10 мин). Решетки вентиляционных систем следует систематически очищать от пыли. Не реже 2 раз в год должна производиться очистка вентиляционных каналов.
При воздушном отоплении, совмещенном с вентиляцией, должно быть предусмотрено автоматическое управление системами, в том числе поддержание в рабочее время в помещениях расчетной температуры в зависимости от строительно-климатической зоны и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%, а также обеспечение в ночное время температуры воздуха не ниже 150С. Рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления учебных помещений не допускается.
Минимально необходимой воздухоподачей в учебные помещения следует считать 60 м3/час воздуха на 1 учащегося.
Естественная вентиляция осуществляется через фрамуги и форточки. Фрамуги и форточки должны функционировать круглогодично.
Учебные помещения проветривают во время перемен, рекреации – во время уроков по графику, вывешенному в каждом классе и рекреации. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями (табл. 4.2). В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. При сквозном проветривании достигается больший эффект, но его следует проводить при отсутствии учащихся в помещении.
Таблица 4.2.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений
Наружная температура воздуха, 0С | Длительность проветривания, мин. | |
В малые перемены | В большие перемены и между сменами | |
От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
От -5 до -10 | 1-3 | 5-10 |
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
Для хорошей аэрации помещения спортивного зала при температуре наружного воздуха выше +5ْ С и слабом ветре необходимо открывать одно-два окна с подветренной стороны. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия физической культурой проводят при открытых фрамугах, а сквозное проветривание осуществляют на переменах при отсутствии учащихся.
Тамбуры входа в здание должны иметь воздушно-тепловые завесы. Допускается устройство тепловых завес от приточной системы с установкой во втором тамбуре калорифера догрева и автоматической воздушной заслонки.
Для оптимизации воздушной среды учебных помещений рекомендуется использовать аэрофитомодули (специально подобранные комнатные растения).
5. Требования к водоснабжению и канализации
Здания учреждений оборудуют системами хозяйственно-питьевого, горячего, противопожарного водоснабжения, канализацией и водостоками. В неканализованных районах учреждения оборудуют внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений или биотуалетами.
Учреждения следует обеспечивать централизованным водоснабжением, доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Использование фильтров для очистки питьевой воды следует согласовывать с территориальными органами, уполномоченными проводить санитарно-эпидемиологический надзор.
При отсутствии централизованного водоснабжения организацию питьевого режима учащихся осуществляют только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды. На бутилированную воду должны быть представлены документы, подтверждающие ее качество и безопасность.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, следует проводить замену емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.
При организации питьевого режима на бутилированной воде должно быть обеспечено достаточное количество чистой посуды (стеклянная, фаянсовая - в обеденном зале и одноразовая – в учебных помещениях), а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; наполных контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения.
В течение всего времени пребывания учащихся в учреждении для них должен быть обеспечен свободный доступ к питьевой воде.
В кабинетах, лаборантских, мастерских, медицинском кабинете, столовой, санитарных узлах к умывальным раковинам должна быть подведена холодная и горячая вода. Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов, не должна превышать 600С.
6. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции
6.1 Требования к естественному и искусственному освещению
Нормативы показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения в основных помещениях общеобразовательных учреждений приведены в таблице 6.1.1.
Уровни естественного освещения в школах определяются коэффициентом естественного освещения (далее КЕО), который является процентным отношением внутреннего освещения в классе к наружному освещению. Нормируемый уровень КЕО составляет 1,5%, предельно допустимое значение — 1,35%.
В учебных помещениях должно быть левостороннее светораспределение естественного освещения.
Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами. Использование ламп накаливания для искусственного освещения классов нецелесообразно.
Допускается использовать систему совмещенного освещения с нормируемым КЕО — 1,3%, предельно-допустимым значением — 1,17% в условиях городской застройки повышенной плотности. В этом случае уровень освещенности от искусственных источников света должен составлять не менее 600 лк.
Таблица 6.1.1
Показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений учреждений образования
Помещения | Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м | Естественное освещение | Совмещенное освещение | Искусственное освещение, не менее | ||||||
КЕО ен, % | КЕО ен, % | |||||||||
при верхнем или комбинированном освещении | при боковом освещении | при верхнем или комбинированном освещении | при боковом освещении | Освещенность, лк | Показатель дискомфорта М, не более | Коэффициент пульсации освещенности, Кп, %, не более | ||||
при комби-нированном освещении | при общем освещении | |||||||||
всего | от общего | |||||||||
Классные комнаты, кабинеты, аудитории общеобразователь-ных учреждений, лаборатории, учебные кабинеты физики химии, биологии и прочие | Рабочие столы и парты: Г-0,8 | 4,0 | 1,5 | 2,1 | 1,3 | –– | –– | 500 | 40 | 10 |
Середина доски: В-1,5 | –– | –– | –– | –– | –– | –– | 500 | –– | 10 | |
Кабинеты информатики и вычислительной техники | Г-0,8 | 3,5 | 1,2 | 2,1 | 0,7 | 500 | 300 | 500 | 15 | 10 |
Экран дисплея: В-1; | –– | –– | –– | –– | –– | –– | 200 | –– | –– | |
Учебные кабинеты технического черчения и рисования | Г-0,8 | 4,0 | 1,5 | 2,1 | 1,3 | –– | –– | 500 | 40 | 10 |
Рабочие, чер-тежные доски, рабочие столы | –– | –– | –– | –– | –– | –– | 500 | 40 | 10 | |
Лаборантские при учебных кабинетах | Г-0,8 | 3,5 | 1,2 | 2,1 | 0,7 | 500 | 300 | 400 | 15 | 10 |
Мастерские по обработке металлов и древесины | Верстаки, рабочие столы, Г-0,8 | –– | –– | 3,0 | 1,2 | 1000 | 200 | 300 | 40 | 15 |
Инструментальная, комната мастера-инструктора | Г-0,8 | –– | –– | 1,8 | 0,6 | –– | –– | 300 | 40 | 15 |
Кабинеты обслуживающих видов труда | Г-0,8 | 4,0 | 1,5 | 2,1 | 1,3 | –– | –– | 400 | 40 | 10 |