Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:13, реферат
Здания общеобразовательных учреждений (далее учреждений) следует размещать на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии не менее 170 м.
Кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов.
Таблица 9.1.3
Требования к шрифтовому оформлению
текста изданий по математическим дисциплинам для 5–9 классов
Классы | Кегль, пункты, не менее | Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее | Минимальная длина строки | Характеристика шрифта | ||
квадраты | мм | группа | начертание | |||
5–6 | 10 | не регламент. | 2 3/4 | 50 | все группы | нормальное или широкое; светлое; прямое |
9* | 1 | 2 3/4 | 50 | все группы | нормальное | |
7–9 | 9 | 1 | 2 3/4 | 50 | все группы | нормальное или широкое; светлое; прямое |
8* | 1 | 2 3/4 | 50 | все группы | нормальное | |
* Допускается только для дополнительного текста. |
Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул (примеров) верхней строки и надстрочными элементами формул (примеров) нижней строки должно быть не менее 2 пунктов.
Интерлиньяж в тексте, включающем формулы, может быть неодинаковым на полосе.
Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым.
Кегль шрифта в столбцах примеров и задач должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с табл. 9.1.3.
Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях должен быть не менее 8 пунктов.
При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста.
6. В изданиях для 5–9 классов допускается двухколонный набор текста при соблюдении требований табл. 9.1.3.
Расстояние между колонками для основного текста должно быть не менее 9 мм, для дополнительного текста — не менее 6 мм при наличии разделительной линии.
Таблица 9.1.4
Требования к шрифтовому оформлению
текста изданий по естественным дисциплинам для 5–9 классов
Классы | Кегль, пункты, не менее | Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее | Длина строки | Характеристика шрифта | ||||
минимальная | максимальная | |||||||
квадраты | мм | квадраты | мм | группа | начертание | |||
5–6 | 10 | 2 | 2 3/4 | 50 | 8 1/2 | 153 | все группы | нормальное светлое прямое |
9* | 1 | 2 3/4 | 50 | не регламент. | все группы | нормальное | ||
7–9 | 10 | 1 | 2 3/4 | 50 | 8 1/2 | 153 | все группы | нормальное светлое прямое |
8* | 1 | 2 3/4 | 50 | не регламент. | все группы | нормальное | ||
* Допускается только для дополнительного текста, таблиц, подписей к иллюстрациям объемом на странице не более 1000 знаков в изданиях для 5–6 классов, не более 1500 знаков — для 7–9 классов. |
Длина строки в колонке должна быть не менее 63 мм, расстояние между колонками — не менее 9 мм.
3. В текстовых таблицах изданий для 5–6 классов длина строки должна быть не менее 50 мм при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7–9 классов — не менее 32 мм при расстоянии между колонками не менее 6 мм.
4. Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и др.) рекомендуется применять не более трех красок, в том числе черной.
Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях должен быть не менее 8 пунктов.
5. В изданиях для 5–9 классов кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений должны соответствовать требованиям, изложенным в табл. 9.1.4.
Кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов.
Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул (примеров) верхней строки и надстрочными элементами формул (примеров) нижней строки должно быть не менее 2 пунктов.
Интерлиньяж в тексте, включающем формулы, может быть неодинаковым на полосе.
Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул верхней строки и надстрочными элементами формул нижней строки должно быть не менее 4 пунктов.
Увеличение интерлиньяжа в тексте, включающем химические формулы, может быть неодинаковым на полосе.
Гигиенические требования к наглядным пособиям
В настоящее время широко применяются в учебном процессе демонстрационные материалы, в том числе наглядные пособия.
Шрифтовое оформление текста (знаков) в наглядных пособиях определяется в зависимости от расстояния наблюдения и независимо от учебной дисциплины с учетом небольших объемов текста.
Требования к шрифтовому оформлению наглядных пособий представлены в табл. 9.1.5
Наглядные пособия, расстояние наблюдения которых не более 30 см, обычно располагают на парте (как учебное издание).
Наглядные пособия, расстояние наблюдения которых не более 50 см, располагают на стенах кабинетов (классов).
Наглядные пособия, расстояние наблюдения которых не более 300 см, располагают
на доске, и их шрифтовое оформление должно обеспечивать возможность прочтения учащимися, сидящими на последних партах.
Таблица 9.1.5
Требования к шрифтовому оформлению наглядных пособий
Класс | Расстояние наблюдения, см, не более | Размер шрифта, пункты, не более |
5–6 классы | 30 | 9 |
50 | 19 | |
300 | 112 | |
7–9 классы | 30 | 8 |
50 | 17 | |
300 | 100 |
Требования к весу учебных изданий
Вес учебного издания для учащихся 5–6 классов не должен превышать 400 г, учащихся 7–9 классов — 500 г.
Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%.
9.2. Компьютерные средства обучения (КСО)
Удобочитаемость текстов на электронных страницах КСО обеспечивается за счет:
– увеличение размера шрифта по сравнению с традиционными учебниками;
– ограничения объемов текста единовременного прочтения в пределах пороговых величин времени развития утомления школьников различного возраста;
– регламентации яркостных характеристик экрана и цветового сочетания фона экрана и знака.
Соблюдение гигиенических нормативов к оформлению электронных страниц КСО снижает перенапряжение зрительной системы, а также негативные сдвиги в нервно-эмоциональном статусе организма учащегося при чтении с экрана дисплея.
Гигиенические требования
к оформлению электронных страниц КСО для 5–9 классов
1. Яркостные характеристики электронных страниц должны соответствовать следующим параметрам:
– яркость — не менее 35 кд/м2 и не более 120 кд/м2;
– отрицательная и положительная неравномерность распределения яркости — не более ±20%.
2. Соотношение яркостей знаков и фона должно быть не менее 1:3 для позитивного изображения и 3:1 для негативного изображения (выворотки).
3. Для снижения негативного влияния на зрение учащихся пульсации дисплея следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне.
При использовании жидкокристаллического дисплея следует применять позитивное изображение (темные знаки на светлом фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом фоне.
Цветовое сочетание красные знаки на зеленом фоне является благоприятным для любых типов дисплеев.
4. Параметры шрифтового оформления текстовой и/или знаковой информации на электронных страницах КСО для учащихся 5–9 классов в зависимости от объема текста единовременного прочтения должны соответствовать требованиям, изложенным в табл. 9.2.1.
5. Длина строки в текстовой информации на электронной странице не должна быть менее 100 мм.
Таблица 9.2.1
Объем текста единовременного прочтения, количество знаков, не более | Кегль шрифта, пункты, не менее
|
Высота прописной буквы, мм, не менее
| Группа шрифтов (примеры гарнитур)* |
150 | 12 | 3,00 | рубленые или с засечками (Georgia, Times New Roman и др.) |
200 | 12 | 3,00 | рубленые |
250 | 14 | 3,50 | рубленые |