Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:37, дипломная работа
Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников. В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников. ...
Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Сочинение как средство развития речи у младших школьников
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение
уровня развития речи по
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение.
Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).
Федеральный государственный
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно - задача учителя.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в связной речи - рассказы, пересказы, сочинения.3 Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
Одним из видов творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии - весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил.
Детское сочинение – это творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход воображению. Школьники любят сочинение за творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать свое.
При анализе УМК «Школа России» и «Школа 2100» мы выяснили, что работа по развитию речи проводится на уроках русского языка в основном на материале изложений и диктантов. Как результат - словарь учащихся младших классов беден, у школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов, ученики не умеют правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли4.
Актуальность нашей работы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся, и напротив повальное увлечение общением через Интернет, путем коротких sms-сообщений, что усугубляется навязыванием средствами массовой информации разговорного стиля речи. Между тем задачи учителя остаются прежними - развивать речь учащихся. Таким образом, возникает проблема, как преодолеть противоречия, возникающие между требованиями программы обучения и задачами развития личности ученика и влиянием социо–культурной среды в которой находятся современные школьники.
Объектом нашего исследования является процесс развития речи у учащихся младших классов.
Предмет исследования: сочинение, как средство развития речи у младших школьников.
Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.
В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.
3. Разработать
и провести эмпирическое
4.Провести
работу по обучению младших
школьников написанию
5. Проверить
эффективность
В нашей работе мы использовали следующие методы:
1. Теоретический анализ научной и методической литературы.
2. Наблюдение за работой учащихся на уроках русского языка.
3. Беседа
с учителями начальных классов.
4. Анализ учебников русского языка.
5.Статистическая обработка данных.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Развитие речи у младших школьников.
Развитие речи учащихся
– процесс овладения речью: средствами
языка и механизмами речи –
ее восприятия и выражения своих
мыслей.5
Основные условия успешного развития
речи учащихся в школе: развитие
1.1 Уровни развития речи у учащихся.
М.Р. Львов выделяет в работе по развитию речи учащихся четыре уровня.6
Направлениями работы на произносительном уровне являются: работа над техникой речи, организация усвоения на практике орфоэпических норм русского языка, совершенствование интонационных умений учащихся.
Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Известно, что словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас - это те слова, которые часто употребляются. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости. Пассивный словарь - это часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в живом повседневном общении; пассивный словарь составляют устаревшие или устаревающие, но не выпавшие из словарного состава языка слова, многие неологизмы, которые еще не вошли в привычное словоупотребление. При изучении языка активный запас пополняется из пассивного, и он, разумеется, меньше. Сначала мы привыкаем понимать какое-то слово, а затем начинаем сами употреблять его.
Грамматический уровень работы по развитию речи предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их в тексте. Это достигается построением словосочетаний и предложений разных типов, установлением связей между словами и др.
Четвертый уровень-это текст. Для этого уровня характерны различные упражнения с текстом: пересказы, выступления, импровизации, сочинения, изложения, драматизации.
Из вышесказанного следует, что сочинение является универсальным видом работы по развитию речи у младших школьников. Речь учащихся начальных классов при работе над сочинением развивается практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и на уровне текста.
1.2 Формы речи.
Различают две формы речи: устная речь и письменная речь.
Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Она создается в ходе беседы. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация или на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее логическая, грамматическая и интонационная прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов, интонационная и грамматическая нерасчлененность: фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений.
Письменная речь
- это речь, созданная с помощью
графических знаков на бумаге,
ином материале, экране
Использование письменной формы позволяет
дольше обдумывать свою речь, строить
ее постепенно, исправляя и дополняя, что
способствует в конечном итоге выработке
и применению более сложных синтаксических
конструкций, чем это свойственно устной
речи. Такие черты устной речи, как повторы,
незаконченные конструкции, в письменном
тексте были бы стилистическими ошибками.
Если в устной речи применяется интонация
как средство смыслового выделения частей
высказывания, то на письме используются
знаки пунктуации, а также различные средства
графического выделения слов, сочетаний
и частей текста для выделения логически
важных частей текста. Устная
речь, включенная в ситуацию, сопровождаемая
жестами, интонацией, семантическими паузами,
допускает сокращения.
Письменная речь по своему строению
это всегда речь в отсутствие собеседника.
Письменная речь не имеет никаких
внеязыковых средств, поэтому она
должна обладать достаточной грамматической
полнотой, и только эта грамматическая
полнота позволяет сделать
Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности- понимание письменной речи, является более трудной операцией, чем понимание устной речи, так как в устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействуют пониманию.
Существуют также формы речи, такие как диалогическая и монологическая. Монологическая форма речи обращена к одному или группе слушателей иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью, наличием распространенных конструкций грамматической их оформленностью. Диалогическая –это такая форма речи при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.7
Письменная монологическая речь —
это речь без собеседника, ее мотив
и замысел полностью
Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников