Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:37, дипломная работа

Описание

Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников. В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников. ...

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Сочинение как средство развития речи у младших школьников диплом.docx

— 215.46 Кб (Скачать документ)

Исходя из положения, что развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в  наибольшей мере способствует организация  самостоятельной деятельности, связанной  с эмоциями, переживаниями, в своей  эмпирической работе мы давали  возможность  детям  проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Мы использовали систему работы по подготовке и  написанию сочинений разных видов, старались  вызвать у ребят  интерес к работе, проявление эмоционально-оценочного суждения, важного для мотивации  речевого творчества. Работали над  формированием умения строить в  устной форме связные высказывания. Работали над словом, словосочетанием, предложением, составление связных  высказываний. Осуществляли обучение по составлению  второклассниками текстов - повествований с элементами описания по заданному или коллективно  составленному плану; составлению  текстов – повествований с  элементами описания и рассуждения.

В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: что  развитие речи идет параллельно с  развитием личности ребенка. Учащиеся на уроках по написанию сочинений  разных видов учатся грамотно излагать свои мысли. Это помогает им быть успешными  не только на уроках русского языка  и других уроках, но и в жизни  в целом. Развитие речи у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми словами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Сочинение – это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас несомненно одно: обучение приемам работы над сочинениями разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда  учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Кроме того, учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их.

         В работе была проанализирована  методическая, педагогическая  литература, труды выдающихся педагогов и  психологов, детские работы, традиционная  и развивающая  программы и  методика работы с детьми, разработано   примерное планирование уроков  – сочинений, несколько разработок  сочинений разных видов, которые   могут быть использованы педагогами  – практиками.

         В основной части нашей работы  мы показали этапы работы над  сочинениями в начальной школе.  Вся работа строилась по принципу  постепенного наращивания трудности,  с учетом программных требований  по развитию речи в последующих  классах. Такая система работы  позволила ученикам овладеть  различными способами изложения  мысли, воспитала сознательное  отношение к языку и интерес  к слову. 

Систематическая работа над сочинениями  разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой  культуры, развитию творческого мышления, совершенствует как письменную, так и устную речь, делает ее правильной, точной, богатой способствует развитию самостоятельности, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азимов Э. Г. , Щукин А. И.  Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).- СПб.: Златоуст, 1999.
  2. Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного //  Начальная школа. – 1998.-№ 10 . – с.70.
  3. Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка. – Р.: Феникс, 2002.- 384 с. 
  4. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. - 2003. - N 4. - С. 47-51. 
  5. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа. - 2002. - N 6. - С. 76-79
  6. Бондаренко А. А. Русский язык для современного ученика // Начальная школа. - 2006. - N 1. - С. 35-45.
  7. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //А.Н.Васильева //– М., 1990.
  8. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы: Метод. рекоменд. для учителя. – Изд. 2_е, доп. – М.: Баласс, 2007.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, 1999. 352 с
  10. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты : энцикл. слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. - М. : Флинта : Наука, 2005. – 479 с.
  11. Головин Б. Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи/ Б. Н. Головин. – 3-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 1988. – 160 с.
  12. Гуськов Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9.- 1981.- с. 23-27.
  13. Елисеева М.Т. Работа над изложением и сочинением.// Начальная школа.1991. №5 – с.26.
  14. Еремеева А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста: пособие для учителя.- М.: НИИ школ МП РСФСР,1982.-119 с.
  15. Концепция и программы для начальных классов в 2-х частях «Школа России». - М.: Просвещение, 2010.
  16. Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. – 1997. – с. 30-35.
  17. Купров В. Д. Образно – эмоциональное описание предмета // Начальная школа. - № 2. – 1989. – с. 20–23.
  18. Кустарева В. А., Назарова, Л. К., Рождественский, Н. С. и др. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982.- 400 с.
  19. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991.
  20. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
  21. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. -М., 1985.
  22. Львов М.Р.Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие. -М.: Академия,2004.-464 с.
  23. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
  24. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития.- М., 1975.
  25. Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения // Начальная школа. - 1984.- № 3. –с. 32-36.
  26. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.- М.: Просвещение, 1971 .
  27. Микерова Г. Г. Развитие мышления, речи и творческих способностей младших школьников при обучении русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц // Научное обозрение. - 2007. - № 1. - с. 173-178.
  28. Молодежная галактика : ежегодный альманах.-2009. – № 5.
  29. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.- М., 1986.
  30. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. институтов/Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение. 1985. - 272 с.
  31. Методика развития речи / Под  ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.
  32. Немов  Р.С. Психология: Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с.
  33. Нуруллина Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Начальная школа. -   1998. -№ 3. – с. 80.
  34. Побединская Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению // Начальная школа. - 1987.-№ 6. – с. 23-24.
  35. Политова Н.И. - Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1984.- 191с.
  36. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - 1998.- № 9. - с. 50-53.
  37. Потурьева Л. В. Обучение сочинению в начальных классах // Начальная школа. - 1988. -№ 2. -с. 30-35.
  38. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
  39. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.
  40. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.:Просвещение, 1979.
  41. Решетаров А.А. Обучение первоклассников умению строить текст: Автореф. дис.  канд.пед.наук. - М.: 1984. - 15 с.
  42. Розенберг Л. А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников //Начальная школа. – 1995.–№ 2.
  43. Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова // Начальная школа. – 1994.- № 8. – с. 50-55.
  44. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. //Начальная школа. – 2003. - №2. – с.10.
  45. Сочинение как основной вид творческой работы на уроках русского языка и развития речи// Образование в современной школе.- 2001.- №8. 
  46. Тарасова С. А. Роль вопросов в понимании текста младшими школьниками// Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - с. 40-47.
  47. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы/ В.И.Яшина, М.М.Алексеева, В.Н.Макарова, Е.А. Ставцева.- М.: Академия, 2005.-192 с.
  48. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач.шк. - М.: Просвещение, 1980.-176 с.
  49. Уидзенкова А.К., Сагирова О.С. Русский с увлечением: Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД. 1999.-304с.
  50. Уроки развития связной речи в начальной школе. - СПб.: Специальная Литература, 1998. - 159 с.
  51. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
  52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г.
  53. Харченко О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением. // Начальная школа. - 2002.- №1. – с.18.
  54. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления: учебное пособие.- М.: Издательcтво Московского университета, 1981.- 400 с.
  55. Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах.– М.: Просвещение, 1986.-176 с.
  56. Щеголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе: Методическое пособие для преподавателей начальных классов. - СПб.- Современник, 2001.-158 с.

Интернет.

  1. http://www.school2100.ru/upload/iblock/285/285c5a8352bd686e417e040c416f0dfe.pdf    (2010-05-12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

План беседы с учителями начальных  классов.

 

  1. ФИО.
  2. Образование.
  3. Педагогический стаж.
  4. В каком классе сейчас работаете?
  5. По какой программе?
  6. Как вы считаете, достаточно ли развита речь у младших школьников?
  7. Если нет- каковы причины этого?
  8. Выберите  наиболее привычный для вас вид работы по развитию речи:
    • диктант
    • сочинение
    • изложение
    • словарный диктант
  9. Почему вы используете (не используете) сочинение, как основной вид работы по развитию речи?
  10. Считаете ли вы, что именно в сочинении раскрываются характер, склонности, индивидуальные черты ребенка?
  11. Считаете ли вы что школьную программу нужно расширить написанием сочинений различных видов?
  12. Сочинения каких видов (повествования, описания, рассуждения) вызывают у детей наибольшие трудности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

«Работа над  сочинением, как средство развития речи».

Сочинение в начальной школе  является важнейшим методом воспитания ребенка. На начальной ступени школы  все сочинения носят обучающий  характер, поэтому отрицательная  оценка за них не выставляется и  в классный журнал не заносится. Во 2-3 классах за обучающие сочинения  выставляется одна отметка – за содержание. В 4 классе  оценки выставляются за содержание и грамматику. В журнал оценки выставляются через дробь.

Нормы оценки за сочинения

За содержание:

- оценка  «5»  ставится за последовательное и логически оправданное раскрытие темы, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности.

- оценка «4»    тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мысли, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых неточностей в содержании и построении текста.

- оценка «3» ставится за отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мысли, построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустимо не более пяти речевых неточностей в содержании и построении текста.

- оценка «2» ставится за несоответствие работы теме, нарушение последовательности изложения мысли, отсутствие между частями текста, бедность словаря. В работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

 За грамотность:

- оценка  «5»  отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно - два исправления.

- оценка «4»    не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно - два исправления.

- оценка «3» три-пять орфографических и одна - две пунктуационные ошибки, одно – два исправления.

- оценка «2» шесть и более орфографических и три-четыре пунктуационных ошибки, три-четыре исправления.

 

 

Приложение 3

Конспекты уроков. 
1.Сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

  Цель: ознакомление с особенностями  описательного текста.

Ход урока.

1. Наблюдение над особенностями  описательного текста. На доске: 
Моя любимая игрушка - заяц. На день рождения мне подарили зайчика. 
Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать. 
Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!

- О чём вы узнали из этого  текста?

- Можно ли представить игрушку,  которая описывается в тексте?

- На какой вопрос отвечает этот  текст? (Какой заяц).

- Как называется такой текст? (Описание).

- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?

- Приходилось ли вам в своих  сочинениях использовать описания?

- Послушайте ещё два описания  и скажите, зачем они нужны.  Автор первого- ученица 2 класса.

«На восьмое марта мне подарили леопарда. Мой леопард маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными  пятнами и белым животиком. У  него очень смешная мордочка и  чёрные усы. Хвост у леопарда не как  у всех кошек длинный, а короткий. Он очень мне нравится».

-Второе  описание  взяли из произведения  В.Ф. Одоевского «Городок в  табакерке»: «Какая прекрасная табакерка!  пестренькая, из черепахи. А что  на крышке то! Ворота, башенки,  домик, другой, третий, четвёртый, - и  счесть нельзя, и все мал мала  меньше, и все золотые, а деревья  то так же золотые, а листики  на них серебряные; а за деревьями  встаёт солнышко, и от него  розовые лучи расходятся по  всему небу».

- Какова же роль описаний в  тексте?

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы будем учиться описывать  игрушку.

3. Обсуждение темы и основной  мысли сочинения.

- Что значит описать игрушку?  На какой вопрос вы должны  ответить в сочинении? (Какая игрушка?)

- Что ещё должно быть понятно  из вашего описания? (Игрушка любимая).

4. Обсуждение структуры текста.

- С чего вы начнёте сочинение?  О чём можно сказать в введении? (Как игрушка появилась, когда).

- О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности:  цвет, размеры…). 
-Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что...», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка»...).

5. Орфографическая подготовка проводится  в процессе написания сочинения  в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему  описанию представить игрушку.

- Проверь, удалось ли тебе передать  своё отношение к игрушке.

- Проверь, грамотно ли написано  сочинение.

2.Сочинение-описание  «Моё домашнее животное».

Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста, формирование умения отличать описание предмета от других видов текста. 2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.

Задание на дом перед уроком: Нарисуйте своё домашнее животное так, чтобы другому человеку, который не видел его, по рисунку можно было легко представить вашего питомца. Принесите на урок ваш рисунок.

Ход урока.

1. Повторение особенностей описательного  текста.

- Сейчас я прочту сочинение-описание  домашнего животного. Вы внимательно  послушайте и скажите, что это  за текст и почему вы так  решили. Учитель зачитывает сочинение.  «На день рождения мне подарили  маленького попугая. Я его назвала  Кешей. Кеша всего боялся, пока  не привык ко мне. Сначала  он был маленький, но, со временем, вырос и стал большим. Кеша - разноцветный. На шее у него  синие пятнышки, животик у него  жёлтый, крылья - зелёные, хвост голубовато-зелёный,  а лапки - красные. Кеша любит  сидеть на столе и на моём  пальце. Ещё он очень красиво  поёт. Мы с Кешей очень любим  друг друга!»

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников