Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:37, дипломная работа

Описание

Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников. В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников. ...

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Сочинение как средство развития речи у младших школьников диплом.docx

— 215.46 Кб (Скачать документ)

      Самостоятельность учащихся при  выполнении сочинений постепенно  возрастает. В начале рассказы  составляются коллективно, затем  2-3 ученика их повторяют, и только  после повторения дети записывают  их. Постепенно количество повторений  сокращается до 1 и, наконец, коллективно  составленный рассказ учащиеся  записывают без повторений.

      Постепенно, шаг за шагом раскрывали  ребятам способы подготовки к  сочинению. В свои тетради ребята  записывали примерный план, источники  материала (где и в какой  книге можно прочитать нужную  информацию), делали выписки из  книг, выбирали наиболее подходящие  для их сочинения слова, фразы,  подбирали эпиграф или сочиняли  сами на поэтических минутках. Для подготовки пользовались  памятками.  

      Подводя итоги работы по  развитию речи в классе, можно сделать вывод, что у детей не только повысилась культура речи, но и уменьшилось количество речевых недочетов в письменных творческих работах.

      Следить за продвижениями воспитанников  помогает папка, куда заносятся  лучшие  сочинения учащихся, отдельные, составленными ими предложения. Это дает возможность видеть перспективу в работе, устанавливать, как расширился кругозор детей, как накапливался опыт в подборе точных слов, словосочетаний, предложений. Это позволяет проводить анализ сочинений.

 Таким образом, сочинение,  как и связная речь в целом, - это не только и не столько  раздел русского языка и чтения, сколько отражение и результат  характера всего обучения. Система  работы по развитию речи была  отработана. Что позволяет сделать  вывод, что работа над сочинением  в процессе обучения русскому  языку оказало положительное  влияние на развитие у младших школьников внимательного отношения к слову, на становление точности и выразительности речи.

2.3 Определение  уровня развития речи по итогам  проведения работы по написанию  сочинений разных видов.

 По окончании проделанной  работы,  был проведен контрольный  этап эксперимента на базе  и экспериментальной, и контрольной  групп.

    В эксперименте приняли участие  группы в том же количестве. Испытуемым был предложен урок  развития речи «Моя любимая игрушка» Методика проведения этого урока отличалась от проведенного на первом этапе: детям была дана большая самостоятельность при подготовке и в написании сочинения.    

 Цель: учить детей определять тему и озаглавливать ее, применять знания о композиции связного высказывания, отбирать более точные слова для выражения своих мыслей. Учащиеся должны были самостоятельно составить по плану рассказ о своей любимой игрушке. Детям читался план будущего рассказа, предлагалось дома продумать возможный его вариант и на следующий день принести в класс свою любимую игрушку и рассказать о ней товарищам.

      Приведу план рассказа.

1.Кто  и когда подарил тебе эту  игрушку?

2. Её внешний вид: голова, лицо (мордочка), глаза, нос, щеки, выражение лица; туловище, руки, ноги (лапки); костюм (во  что одета).

3. В какие игры ты любишь играть  с этой игрушкой?

4. За что ты ее особенно любишь?     

  На следующий день на уроке  был вывешен план рассказа. Вот  какой рассказ получился у  одного из учеников:

Мой любимый  медвежонок Кузя.    

 Мне  моего мишку подарили на день  рождения, когда мне было пять  лет. Зовут медвежонка Кузя, сделан  он из меха. Голова у него  большая, глаза маленькие, нос  черный, язычок красный, туловище  овальное, лапки толстые. Медвежонок  мягкий, приятный. Его, наверное, сделали  добрые руки мастера. Я люблю  играть с ним в цирк, в школу.  Однажды я носил его в детский  сад. Спать я ложусь вместе  с ним.

      Анализ детских работ, как и  на констатирующем этапе исследования, проводился с целью выявления  уровня развития некоторых речевых  умений.

    Уровень развития каждого умения  оценивался по следующим критериям:

  • «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
  • «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);

«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);    

  Общее количество всех работ   было принято за 100%. Все работы  оценивались по каждому виду  умения отдельно. Результаты анализа  работ были занесены в таблицу  № 2:

Таблица 2

Результаты  формирующего эксперимента (в %)

Класс

Умения

Умение строить описание

Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении

Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения

Уровни развития умений

Экспериментальный класс 2 «А»

Высокий

88%

88%

94%

Средний

11%

11%

5%

Низкий

1%

1%

1%

Контрольный класс 2 «Б»

Высокий

65%

65%

60%

Средний

30%

27%

25%

Низкий

5%

8%

15%


 

      Результаты анализа уровня развития  речевых умений после формирующего  эксперимента получились высокие.  Дети  строили описание (последовательно  и связно описывали), раскрывали  тему и основную мысль в  сочинении (88% класса), отбирали материал  в соответствии с темой сочинения  и использовали прилагательные  в описательном тексте. 
Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне.

Примеры детских  сочинений экспериментального класса:

Алеша Шинкаренко .

      «Моя любимая игрушка - тигр. У  меня есть любимая игрушка.  Это игрушечный тигр. Мне его  подарили на Новый год. 
Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы. Он мне очень нравится!»

Голубцова Лиза.

      «Моя любимая игрушка - кукла Полина. У меня есть кукла. Её зовут Полина. 
У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда заплетаю их в косы. Мне нравится с ней играть».

Примеры детских  сочинений контрольного класса:

Корнилова Даша.

      «Моя любимая игрушка - попугай  Кеша. Мне купили игрушку - попугая  Кешу, как из мультфильма. Мне  он очень нравится. Он маленький,  зелёного цвета. Глаза у него  чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него светло-зелёный.  Я люблю свою игрушку так,  как другой не любил бы».

Кудряшева Диана.

      «Моя любимая игрушка - обезьянка  Тотошка. На 8 марта мне подарили  небольшую обезьянку. Сначала  я думала, что это обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась. Я назвала  его Тотоша. Он очень маленький,  но у него весёлая улыбка. У  него большие чёрные глазки  и маленький носик. На нём  одета шляпа из соломы и  красно-зелёный свитер. 
Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть».

      По этим сочинениям видно, что  те речевые умения, которые развивались  в процессе эксперимента, сформированы  на высоком уровне. Ученики последовательно  и связно описали свои игрушки,  хорошо раскрыли тему и основную  мысль в сочинении, правильно  отбирали материал в соответствии  с темой, часто использовали  прилагательные.

      Уровень развития речевых умения  детей при использовании на  уроках развития речи  работы  над сочинением значительно повысился.  Показатель высокого уровня развития  умения строить описание (последовательно  и связно описывать) у учащихся  экспериментального класса после  формирующего этапа эксперимента  вырос - 88%; умения раскрывать тему  и основную мысль в сочинении  - 88%; умения отбирать материал  в соответствии с темой сочинения  - 94%; У учащихся контрольного класса  после формирующего этапа эксперимента  вырос - 65%; умения раскрывать тему  и основную мысль в сочинении  - 65%; умения отбирать материал  в соответствии с темой сочинения  – 60%.

     

Динамика  развития речи младших школьников

 

 

                  2  «а»  класс           2 «б»  класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Диаграмма  развития  первого критерия

           2  «а»   класс           2  «б»  класс

Рис.3 Диаграмма  развития  второго  критерия  

                 2 «а»  класс         2   «б»  класс  

  Рис.4.  Диаграмма  развития  третьего  критерия 

Проведя статистическую обработку  данных, имеем следующие результаты. В контрольном  классе значительных изменений нет. В экспериментальном  классе произошли изменения. Результаты стали следующими.

     В экспериментальной группе зафиксирован  более высокий уровень при  написании сочинения, чем в  контрольной группе.  В контрольной  группе абсолютное большинство  учащихся так и не умеют  отбирать материал в соответствии  с темой сочинения.

     Учащиеся экспериментальной групп  лучше умеют строить описание, раскрывать тему и основную  мысль в сочинении, отбирать  материал в соответствии с  темой и использовать прилагательные  в описательном тексте.     При этом лишь немногим была  оказана помощь. Мы считаем, что  работа по развитию речи должна  проводится комплексно, планирование  сочинений должно составляться  с учетом интересов детей и  желательно наперед, в таком  случае эффект работы будет  более очевидным. Результаты обучающего  эксперимента показали эффективность  разработанного в исследовании  подхода к развитию речи при  работе с сочинением.   

2.5. Выводы  по 2 главе.

     Научить детей  писать сочинение правильно и  красиво – большой и кропотливый  труд. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, учить выражать свои чувства словом, соблюдать хронологию описываемых событий, выражать свое мнение. По времени подготовки сочинение занимает гораздо больше времени, чем другие виды работ, но для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи.

Во второй главе нашей работы была рассмотрена и использована экспериментально методика написания  сочинений некоторых видов. В  течение года на уроках русского языка  с учащимися 2 «а» класса проводилась  работа по написанию сочинений-описаний, сочинений с элементами рассуждения. Дети писали сочинения по непосредственному  и опосредованному опыту. При  подготовке к сочинениям проводились  упражнения на расширение словаря детей, учили использовать новые слова  в тексте.

Проделав данную работу, можно сделать  вывод, что развивающий эффект обучения будет максимальным, если  работа по подготовке и проведению сочинений  организована так, чтобы каждое сочинение  обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и  чувствами, речь – новыми словами, умением  выражать мысли точно, красиво и  грамотно. Кроме того, подготовка к  сочинению обогащает активный и  пассивный словарь у детей, повышает уровень их грамотности.

Мы считаем, что только систематическая  работа по развитию речи на материале написания сочинений  разных видов даёт положительный  результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку  занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи  именно в начальной школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много новых слов, овладевают учебно-научным стилем речи. Нам нужно дать ученику  возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими. И чем раньше мы начнем развивать у детей речь, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи  младших школьников через сочинительную деятельность.           

Сочинение в начальной школе  является важнейшим методом развития ребенка. Потому что при изложении  своих мыслей он приучается концентрировать  свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно  формулирует свои идеи, приходит к  какому-нибудь выводу. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства  и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, самоутверждает школьников, развивает интерес к  языку и литературному творчеству. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые  правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в  сочинении письмо, причём письмо грамотное, осознаётся учеником не как учебное  упражнение, а как средство правильного  оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении  языковая теория соединяется с речевой  практикой.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются  общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить  своё сочинение определённой мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка  в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют  орфографические  и каллиграфические задачи, делят  текст на абзацы, соблюдают «красную строку», поля и другие требования оформления текста.

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников