Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:37, дипломная работа

Описание

Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников. В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников. ...

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Сочинение как средство развития речи у младших школьников диплом.docx

— 215.46 Кб (Скачать документ)

- Проверь, удалось ли тебе передать  своё отношение к домашнему  животному. - Грамотно ли построено  твоё описание (все ли части  текста у тебя есть). - Проверь,  грамотно ли написано сочинение.

9. Д/з. К следующему сочинению  нарисовать рисунок лучшего друга,  отразить в нём все особенности  внешности и, по возможности,  характера.

Этот  урок очень понравился детям, сочинение  писали с удовольствием, так как  эта тема была им интересна. Процесс  написания увлек всех детей. Работы получились интересные и разнообразные.

Следующее сочинение было тоже описанием  с элементами рассуждения на тему «Мой лучший друг». Работа проводилась  по следующему сценарию:

Повторение  особенностей описательного текста. Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте).

- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет,  человек, выражает отношение автора  к описываемому, помогает нам  ясно и чётко представить то, о чём говорит автор).

- Послушайте 2 текста и скажите,  какой текст является описанием  человека, а какой - нет.

Учитель зачитывает 2 сочинения: «У меня есть друг. Её зовут Даша. Мы познакомились  с ней в детском саду. У Даши зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза. Роста она небольшого. Характер у моей подруги хороший, добрый. Она всегда меня выручит. Я  хочу дружить с Дашей ещё очень  долго». «Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже 2 года. Мы вместе ходим в школу. На переменах  мы играем в дочки-матери. Я люблю  гулять с её собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат. Его зовут Паша. Он часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой  похожи, как сёстры. Мы всегда будем  с ней дружить, потому что мы любим  друг друга».

- Докажите, что первый текст является  описанием друга, а второй - нет.  Какие части речи помогли автору  первого сочинения более точно  описать своего друга? (Имена прилагательные).

- Перечислите прилагательные в  1 тексте (зелёные глаза, чёрные  густые волосы, весёлые глаза,  роста небольшого, характер хороший,  добрый), во 2 тексте (младший брат).

- Какую роль играют прилагательные  в описании человека? (Они помогают  ярко и точно описать внешность,  характер, поведение, привычки…)

2. Постановка учебной задачи. - Сегодня  вы будете учиться описывать  людей - ваших друзей. В этом  вам помогут ваши рисунки. Достаньте  их.

3. Обсуждение темы и основной  мысли сочинения. (Формирование умения  раскрывать тему и основную  мысль в сочинении).- Что значит  описать человека? На какой вопрос  вы должны ответить в своём  сочинении? (Какой он?) 
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).

- Посмотрите на свои рисунки  и скажите, помогают ли они  ответить на вопрос «Какой  мой друг?».

- Что ещё должно быть понятно  из вашего описания? (Что эта  девочка, этот мальчик - мой  лучший друг).

- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).

- Когда вы будете раскрывать  тему и основную мысль в  вашем сочинении, т. е. отвечать  на вопросы какой мой друг  и выражать своё отношение,  вам нужно будет внимательно  посмотреть на ваши рисунки,  они вам помогут.

4. Обсуждение структуры текста. (Формирование  умения строить описание (последовательно  и связно описывать) и отбирать  материал в соответствии с  темой сочинения).

- Вспомните, из каких частей  состоит описание?

- С чего вы начнёте сочинение?  О чём можно сказать в водной  части? (Как и когда мы познакомились  с другом, как его зовут).

- Какая будет следующая часть? (Основная).

- Что должно быть в основной  части? (Описание друга). 
- Посмотрите на свои рисунки, как можно описать вашего друга? (Можно описать внешность, характер, привычки, написать, что он любит или не любит). 
- Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно описать рост, лицо (волосы, глаза, черты лица), походку, голос, жесты…)

- Как закончить сочинение? (Выразить  своё отношение к другу, написать  о том, что я хочу с ним  дружить очень долго или всегда.)

5. Орфографическая подготовка проводится  в процессе написания сочинения  в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

- Теперь можно приступить к  написанию сочинения. Не убирайте  ваши рисунки, они должны помогать  вам. Во время работы пользуйтесь  ими, чтобы яснее и точнее  представить того, кого вы описываете.

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему  описанию представить твоего  друга. Какие слова тебе в  этом помогли?

- Проверь, удалось ли тебе передать  своё отношение к другу.

- Грамотно ли построено твоё  описание (все ли части текста  у тебя есть).

- Проверь, грамотно ли написано  сочинение.

8. Д/з. К следующему сочинению  нарисовать рисунок твоей комнаты.

      Для выработки у школьников  практических умений и навыков  в области языка и речи нужно  использовать и  комплексные  упражнения, позволяющие развивать  у детей языковые, речевые и  интеллектуальные способности.

      Представляю один из вариантов  такой комплексной работы. Она  строится на основе тематических  групп слов и позволяет органически  соединить лексическую, лексико-грамматическую  и речевую работу. Правильно организованная  беседа способна обеспечить выбор  слов, соответствующих заданной  теме, наполнение слов реальным  содержанием.

      Удачный вид работы - устные коллективные  сочинения. Для этой цели нужно  собрать серии книжек-раскладушек  по разным темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Птицы», «Отдых»,  «Хлеб – всему голова», «Звери».  Учащиеся смотрят на картинки  и «рисуют» словами животных, деревья, погоду. Эти упражнения  приближают учащихся к связному  рассказу.

      Письменное сочинение во 2 классе  – это коллективно составленные  рассказы об играх, забавах.  Работая над ними, учащиеся учатся  осмысливать свою деятельность, при подборе тематики сочинений  нужно учитывать интересы учащихся.

Работа проводится  по такому плану:

1.      Устное рассказывание по теме сочинения (дети высказывают свои личные впечатления по теме).

2.      Чтение плана, записанного до урока или коллективная работа над планом.

3.      Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.

4.      Связный рассказ по плану.

5.      Запись сочинения с доски или под руководством учителя.

6.      Проверка написанного.

      Со 2 полугодия  в сочинения и рассказы включаются элементы описания. Это работа по серии картин или картинному плану (например, на тему «Весенние цветы». Работа над таким сочинением начинается от накопленного материала к теме.

      Учащиеся очень любят сочинения-миниатюры. Они очень удобны, т.к. подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени, длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста.

Котенок.

В корзинке сидел маленький котенок. У него ушки остренькие, а сам он беленький  как пушок. Глазки черненькие точно  бусинки.

      Систематическое выполнение подобных  сочинений создает  непрерывность  в развитии связной речи, повышает  самостоятельность учащихся, высказывания  становятся более точными, увеличивается  словарный запас.

      При определении последовательности  обучения сочинениям каждый учитель  должен предусмотреть постепенное  их усложнение в зависимости  от тех умений, которых они  требуют. А это возможно при  системе планирования. Для этого  составила таблицу, в которой были отражены все виды сочинений в начальных классах: по источнику материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. По этой таблице видно было, какие виды сочинений выпали из поля зрения, какие повторяются.

 

Тема

Источник материала

Способ подготовки

Язык (стиль)

Жанр (тип, вид)

Примечание

Дата

1

2

3

4

1

2

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

Источник материала:

1) на материале труда, экскурсий,  походов, наблюдений, личного опыта;

2)по картине,  фильму, спектаклю, на книжном материале;

3) материал  разных источников (например, книжные сведения и личные наблюдения);

4)на основе творческого воображения  (по сюжетной картине, по данному  началу или   концу, импровизация сказок и пр.)

 

 
                         

Способ подготовки:

1)коллективный;

2)индивидуальный (самостоятельный).

                           

Язык (стиль)

1)эмоционально-образный (художественный);

2)деловой (близкий научному).

                           

Жанр (тип, вид)

1.Повествование;

2.описание;

3.рассуждение;

4.смешанные;

5.миниатюры;

6.отзыв;

7.заметка (статья) в газету;

8.письма, поздравления.


 

      В начале обучения восстанавливаются  навыки работы над сочинением  приобретенные учащимися ранее.  Работа начинается с коллективного  составления рассказов на темы  летних впечатлений. Где это  возможно, в сюжеты включаются  элементы описания. Но в сложных  описаниях нередки логические  недочеты. Чтобы их предупредить,  вводили описание единичных предметов и несложных действий: описание рисунков в сочинении.

      В описаниях обычно широко  используются прилагательные. Учащимся  необходимо указать на это  и помочь подобрать нужные  слова в каждом отдельном случае. Для этого приводили ряды прилагательных  в сочетании с наименованием  тех предметов, которые ребята  будут описывать. Например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная. Листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записывали на доске и, работая с ними, показывали детям как из многих слов, следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.

      Работа над сочинением предусматривает  обогащение словаря учащихся. Словарную  работу в связи с  сочинениями проводили в такой системе:

1.     Ввожу в устные рассказы и в сочинения детей новые слова, только что объясненные на уроках чтения (половодье, хлынуло,  заснеженный и др.).

2.     Подбираем синонимы или выбираем из синонимического ряда слово, наиболее подходящее для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются).                                 

                    День          

 Удивительный                         чудесный          

 дивный                                     волшебный          

 чудный                                     изумительный           

 поразительный                       восхитительный           

 необыкновенный                   таинственный

      Обогащается словарный запас  при подборе глаголов к существительному. Например, к слову  снег при работе над сочинением «Первый снег» ребята подобрали несколько глаголов: сыплется, шуршит, падает, искрится, идет, лежит, тает, кружится, устилает.

3.     Включаю в рассказы и тексты сочинений, фразеологические обороты наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением.     

  Проводили работу над усвоением  сочетаемости слов. Учащимся необходимо  как можно чаще давать слова  в их связи с другими словами.  При составлении сочетания предлагали  словосочетания, из которых нужно  выбрать те, которые более других  подходят по смыслу. Слова могут  иметь очень широкую сочетаемость, (травка зеленеет,  показалась, пробивается).

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников