Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:37, дипломная работа

Описание

Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников. В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников. ...

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Сочинение как средство развития речи у младших школьников диплом.docx

— 215.46 Кб (Скачать документ)

На  следующем уроке составляется коллективный отзыв, обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, а затем  переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями. Отзыв  о прочитанной книге – это  свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая- либо общая схема, невозможен единый образец. Детские отзывы разнообразны. Тем не менее, можно выделить несколько  типов, которые встречаются в  школе. Самым простым, примитивным  является пересказ содержания книги. Школьники  не умеют еще давать оценку прочитанному. Ну а такой отзыв «полезен». Часто  дети передают в своих отзывах  не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся  им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания.

Во  многих отзывах дается элементарная характеристика одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно  рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя. В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью  отрицательных персонажей. В отзывах  такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и определенно. Наиболее развитые и начитанные дети пишут  отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы очень  интересны. В них встречаются  обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей (С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдар, Г. Скребицкого). Об одном произведении этого писателя говорится подробнее. Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них  отражается начитанность школьника, его  умение обосновывать свое мнение, обобщать. Выделять главное.

В 3-4 классах учащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи и заметки и обсуждают  их, т.е. знакомятся с образцами газетных заметок. Первое же сочинение после  такого знакомства – это заметка  в газету, например: « Интересный концерт», « Мой любимый рассказ». В газете всегда на первом плане  стоит задача воспитания: уважение и любовь к труду, честность, товарищеская взаимопомощь, хорошая учеба, общественная работа.

Заметка – это  небольшая статья, посвященная конкретному  факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также  тем, что в ней всегда остро  ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю (иногда и в заглавии). Заметка может  также содержать просто сообщение, новую интересную информацию. Проводится специальный урок или фрагмент урока, на котором пишется коллективная заметка, а в дальнейшем эта работа может протекать и во внеурочное время.

1.6.4 Сочинение по данной части

Требования  при выборе данной части для написания  сочинения таковы:

1. Отрывок должен  быть кратким.

2. Начало должно  включать завязку.

3. Середина должна  включать кульминацию.

4. Конец должен  включать развязку.

5. Можно объединить  по данному концу и началу.

6. Любая часть  должна направить мысли ребенка  по определенному руслу.

Методика работы над сочинением  по данному началу.

Однажды рано утром  Витя с отцом отправились на охоту. Когда они входили в лес, было совсем темно. Вдруг в кустах раздался треск сучьев…

1. Подготовительная  работа.

- Кто был  в лесу рано утром?

- Зачем вы  ходили в лес?

- Кто из вас  был с отцом на охоте?

Расскажите  о каком –нибудь интересном случае.

II. Чтение данной  части (текст на доске).

III. Сообщение  цели урока. Наша задача продолжить  рассказ.(если нужно)

IV. Работа над  текстом, записанном на доске.  Вопросы по содержанию записанной  части (если нужно).

V. Составление  рассказа.

- Что произошло  дальше? (проходил лось, медведь,  потерявшаяся корова).

- Что делало  это животное?

- Что сделали  охотники? (притаились).

- Что сделали  дальше? (полюбовались и ушли).

- Опишите животных.

Если предлагаете  самостоятельную работу, то можно  только выслушать версии ребят.

VI. Составление  плана.

1. Раннее утро.

2. Треск сучьев.

3. В погоню.

4. Лоси на  поляне.

5. Наутек.

При составлении  плана и рассказа параллельно  нужно вести словарно – орфографическую  работу. Строится сочинение по кульминации, завязке.

Сочинение по кульминации

Сочинение очень похоже по содержанию на прочитанный  рассказ. Эти сочинения связаны  с прочитанным материалом или  рассказом учителя. Сочинение дается после прочитанного образца, поэтому  работа начинается с чтения и анализа 

Содержания  рассказа. Эта работа будет подготовкой  к сочинению.

Выбирается  произведение близкое детям по жизненному опыту.

Ход работы.

1. Чтение произведения. Анализ его содержания. Сообщение  темы и цели урока.

2. Подготовительная  беседа с целью определения  содержание будущего сочинения  (опираясь на прочитанное,  используя  жизненный опыт ребят).

3. Составление  плана и лексико-орфографическая  работа.

4. Рассказывание  по плану.

5. Письмо сочинения  с самопроверкой.

1.6.5 Сочинения  миниатюры.

 

Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. К сочинениям –  миниатюрам, которые проводятся в  устной или письменной форме преимущественно  на уроках грамматики, предъявляются  все те же требования, что и к  сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется  подготовке устного текста. Зато нередко  добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении –  миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их. Систематическое  выполнение таких сочинений создает  непрерывность в

развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.

1.7 Выводы  по 1 главе.

Период обучения в начальных  классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как “основы речевого навыка закладываются в начальной школе” и положительный результат будет  только в том случае, если ему  предшествовала “долгая, кропотливая  работа учащихся и учителей”12.

 Работа по развитию речи  учащихся в школе многогранна.  Одно из ее  направлений –  написание сочинений разных видов,  которые классифицируются в зависимости  от источников, по степени самостоятельности,  по жанрам, по стилю, по тематическим  группам. Пробуя писать сочинения  разных видов, ребенок учится  выражать себя, проявлять творческие  способности. Подготовка и написание  сочинения является универсальным  видом работы по развитию речи  у младших школьников, так как  в этом случае  речь учащихся  начальных классов  развивается   практически на всех уровнях:  на лексическом, грамматическом  и на уровне текста.

         Сочинение  заставляет ученика упорядочить  свои мысли в соответствии  с требованиями времени, учит  красиво высказываться, кроме  
этого обогащает язык и учит грамотности. В процессе работы над сочинением речь ребенка совершенствуется, становится богаче, правильнее, выразительнее, образнее, чище, что помогает ему быть успешнее как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни.

 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинению.

2.1 Диагностика  уровня развития речи у школьников  вторых классов.

      С целью практического обоснования  выводов, полученных в ходе  теоретического изучения проблемы  «сочинение как средство развития  речи у младших школьников»  было проведено исследование.

      Экспериментальная работа проводилась  на базе 2 классов МОУ СОШ г.  Мамоново, обучающихся по программе  «Школа 2100» (2 «а»класс) и «Школа  России» (2 «б» класс). Экспериментальная  работа проводилась на базе  экспериментального и контрольного  классов. Эксперимент включал  в себя 3 этапа:

а) констатирующий; б) формирующий; в) контрольный.

      Контрольным классом являлся  2 «Б» класс. В эксперименте  принимало участие 24 человека. Как  показали наблюдения и анализ  школьной документации, по уровню  успеваемости все ученики различаются  между собой, но неуспевающих  учеников в классе нет. Опрос  учащихся показал, что к предмету  русский язык отношение у большинства  школьников положительное.

      Экспериментальным классом являлся  2 «А» класс. В эксперименте  принимало участие 25 человек.  Как показали наблюдения и  анализ школьной документации, неуспевающих  учеников в классе нет, но  уровень успеваемости различный.  Опрос учащихся выявил, что отношение  к предмету русский язык у  большинства учащихся положительное.

      Задачей констатирующего этапа  исследования было проведение  диагностики уровня развития  речи у школьников вторых классов.  Для проведения данного исследования  мы частично использовали  диагностику  Ястребовой А.В., Лазаренко О.И.13

      На данном этапе исследования  был проведён урок развития  речи: сочинение «Моя любимая  игрушка»14 во 2 «А» и «Б» классах школы. Перед проведением урока мы попросили взять с собой любимую игрушку. Урок проводился по  схеме, перечисленной ниже.

Сначала дети причитали записанный на доске текст. «Моя любимая игрушка - заяц. На день рождения мне подарили зайчика. 
Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать. 
Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!»

После этого была проведена беседа по содержанию текста.

- О чём вы узнали из этого текста?

- Можно  ли представить игрушку, которая  описывается в тексте?

- На какой  вопрос отвечает этот текст? (Какой  заяц).

- Как называется  такой текст? (Описание).

- Какие  признаки, названные в тексте, помогают  представить игрушку?

- Приходилось  ли вам в своих сочинениях  использовать описания?

- Послушайте  ещё два описания и скажите,  зачем они.

Затем, согласно методике была постановлена учебная задача.

- Сегодня  мы будем учиться описывать  игрушку.

Следующим этапом стало обсуждение темы и основной мысли сочинения и структуры  текста.

- Что значит  описать игрушку? На какой вопрос  вы должны ответить в сочинении? (Какая игрушка?)

- Что ещё  должно быть понятно из вашего  описания? (Игрушка любимая).

- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении? (Как игрушка появилась, когда).

- О чём  будет основная часть? (Подробное  описание внешности: цвет, размеры…). 
-Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что...», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка»...).

Орфографическая подготовка проводилась  в процессе написания сочинения  в индивидуальном порядке. Затем  дети написали сочинение, провели самопроверку по схеме:

- проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

- проверь,  удалось ли тебе передать своё  отношение к игрушке.

- проверь,  грамотно ли написано сочинение. 
Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:

- умение строить описание (последовательно  и связно описывать);

- умение раскрывать тему и основную  мысль в сочинении;

- умение отбирать материал в  соответствии с темой сочинения;

      Анализ детских работ проводился  с целью выявления уровня развития  некоторых речевых умений. Уровень  развития каждого умения оценивался  по следующим критериям, которые  имеют качественный аспект:

  • «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
  • «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);
  • «низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

      Общее количество всех работ  (49) было принято за 100%. 
Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу 1:

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников