Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:37, дипломная работа
Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников. В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников. ...
Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
На
следующем уроке составляется коллективный
отзыв, обсуждается, обычно записывается
на доске, редактируется, а затем
переписывается в тетради с возможными
дополнениями и изменениями. Отзыв
о прочитанной книге – это
свободное сочинение. Здесь была
бы вредна какая- либо общая схема, невозможен
единый образец. Детские отзывы разнообразны.
Тем не менее, можно выделить несколько
типов, которые встречаются в
школе. Самым простым, примитивным
является пересказ содержания книги. Школьники
не умеют еще давать оценку прочитанному.
Ну а такой отзыв «полезен». Часто
дети передают в своих отзывах
не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся
им. Такой отзыв уже содержит простейшую
оценку прочитанного: школьник выделяет
из всего сюжета то, что, по его мнению,
заслуживает наибольшего
Во многих отзывах дается элементарная характеристика одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя. В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей. В отзывах такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и определенно. Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей (С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдар, Г. Скребицкого). Об одном произведении этого писателя говорится подробнее. Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них отражается начитанность школьника, его умение обосновывать свое мнение, обобщать. Выделять главное.
В 3-4 классах учащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи и заметки и обсуждают их, т.е. знакомятся с образцами газетных заметок. Первое же сочинение после такого знакомства – это заметка в газету, например: « Интересный концерт», « Мой любимый рассказ». В газете всегда на первом плане стоит задача воспитания: уважение и любовь к труду, честность, товарищеская взаимопомощь, хорошая учеба, общественная работа.
Заметка – это небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю (иногда и в заглавии). Заметка может также содержать просто сообщение, новую интересную информацию. Проводится специальный урок или фрагмент урока, на котором пишется коллективная заметка, а в дальнейшем эта работа может протекать и во внеурочное время.
1.6.4 Сочинение по данной части
Требования при выборе данной части для написания сочинения таковы:
1. Отрывок должен быть кратким.
2. Начало должно включать завязку.
3. Середина должна включать кульминацию.
4. Конец должен включать развязку.
5. Можно объединить по данному концу и началу.
6. Любая часть
должна направить мысли
Методика работы над сочинением по данному началу.
Однажды рано утром Витя с отцом отправились на охоту. Когда они входили в лес, было совсем темно. Вдруг в кустах раздался треск сучьев…
1. Подготовительная работа.
- Кто был в лесу рано утром?
- Зачем вы ходили в лес?
- Кто из вас был с отцом на охоте?
Расскажите о каком –нибудь интересном случае.
II. Чтение данной части (текст на доске).
III. Сообщение
цели урока. Наша задача
IV. Работа над
текстом, записанном на доске.
Вопросы по содержанию
V. Составление рассказа.
- Что произошло дальше? (проходил лось, медведь, потерявшаяся корова).
- Что делало это животное?
- Что сделали охотники? (притаились).
- Что сделали дальше? (полюбовались и ушли).
- Опишите животных.
Если предлагаете самостоятельную работу, то можно только выслушать версии ребят.
VI. Составление плана.
1. Раннее утро.
2. Треск сучьев.
3. В погоню.
4. Лоси на поляне.
5. Наутек.
При составлении плана и рассказа параллельно нужно вести словарно – орфографическую работу. Строится сочинение по кульминации, завязке.
Сочинение по кульминации
Сочинение очень похоже по содержанию на прочитанный рассказ. Эти сочинения связаны с прочитанным материалом или рассказом учителя. Сочинение дается после прочитанного образца, поэтому работа начинается с чтения и анализа
Содержания рассказа. Эта работа будет подготовкой к сочинению.
Выбирается произведение близкое детям по жизненному опыту.
Ход работы.
1. Чтение произведения. Анализ его содержания. Сообщение темы и цели урока.
2. Подготовительная беседа с целью определения содержание будущего сочинения (опираясь на прочитанное, используя жизненный опыт ребят).
3. Составление
плана и лексико-
4. Рассказывание по плану.
5. Письмо сочинения с самопроверкой.
1.6.5 Сочинения миниатюры.
Широкую популярность в школах
приобрели сочинения малых
развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.
1.7 Выводы по 1 главе.
Период обучения в начальных
классах особенно важен для усвоения
устной и письменной связной речи,
так как “основы речевого навыка
закладываются в начальной
Работа по развитию речи
учащихся в школе многогранна.
Одно из ее направлений –
написание сочинений разных
Сочинение
заставляет ученика
этого обогащает язык и учит грамотности.
В процессе работы над сочинением речь
ребенка совершенствуется, становится
богаче, правильнее, выразительнее, образнее,
чище, что помогает ему быть успешнее как
на уроках русского языка, так и в повседневной
жизни.
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинению.
2.1 Диагностика
уровня развития речи у
С целью практического
Экспериментальная работа
а) констатирующий; б) формирующий; в) контрольный.
Контрольным классом являлся
2 «Б» класс. В эксперименте
принимало участие 24 человека. Как
показали наблюдения и анализ
школьной документации, по уровню
успеваемости все ученики
Экспериментальным классом
Задачей констатирующего этапа
исследования было проведение
диагностики уровня развития
речи у школьников вторых
На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение «Моя любимая игрушка»14 во 2 «А» и «Б» классах школы. Перед проведением урока мы попросили взять с собой любимую игрушку. Урок проводился по схеме, перечисленной ниже.
Сначала дети причитали записанный
на доске текст. «Моя любимая игрушка - заяц. На день рождения
мне подарили зайчика.
Зайчик маленький и очень пушистый. Он
белого цвета с карими глазками и маленьким
розовым носиком. Мой зайчик может сидеть
и лежать.
Я очень люблю играть с ним. Это моя самая
любимая игрушка!»
После этого была проведена беседа по содержанию текста.
- О чём вы узнали из этого текста?
- Можно
ли представить игрушку,
- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).
- Как называется такой текст? (Описание).
- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?
- Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания?
- Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они.
Затем, согласно методике была постановлена учебная задача.
- Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.
Следующим этапом стало обсуждение темы и основной мысли сочинения и структуры текста.
- Что значит
описать игрушку? На какой
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении? (Как игрушка появилась, когда).
- О чём
будет основная часть? (Подробное
описание внешности: цвет, размеры…).
-Как закончить сочинение? (Выразить своё
отношение: «Я люблю свою игрушку, потому
что...», «Играть с моей игрушкой - одно
удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка»...).
Орфографическая подготовка проводилась в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке. Затем дети написали сочинение, провели самопроверку по схеме:
- проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.
- проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.
- проверь,
грамотно ли написано
Этот урок проводился с целью выявления
уровня развития следующих речевых умений:
- умение строить описание (последовательно и связно описывать);
-
умение раскрывать тему и
-
умение отбирать материал в
соответствии с темой
Анализ детских работ
Общее количество всех работ
(49) было принято за 100%.
Все работы оценивались по каждому виду
умения отдельно. Результаты анализа работ
были занесены в таблицу 1:
Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников