Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:37, дипломная работа

Описание

Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников. В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников. ...

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Сочинение как средство развития речи у младших школьников диплом.docx

— 215.46 Кб (Скачать документ)

                                                                                                            Таблица 1

Результаты  констатирующего эксперимента

Класс

Умения

Умение строить описание

Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении

Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения

Уровни развития умений

Экспериментальный класс 2 «А»

Высокий

59%

53%

53%

Средний

35%

35%

29%

Низкий

6%

12%

18%

Контрольный класс 2 «Б»

Высокий

55%

50%

45%

Средний

35%

35%

27%

Низкий

10%

15%

28%


     

      Результаты анализа уровня развития  речевых умений показали, что  умеют строить описание (последовательно  и связно описывать) - в экспериментальном  классе 59%, в контрольном классе 55%, раскрывать тему и основную  мысль в сочинении и отбирать  материал в соответствии с  темой сочинения - в экспериментальном  классе 53%, в контрольном классе 45 % и 50%.

  Примеры детских сочинений (экспериментальный  класс):

  1. Тимохина Полина .

      «Моя любимая игрушка - мама-зайчиха.  Мне подарили зайчиху на Новый  год. Она была в сарафане. Сарафан  был красный, жёлтый, багровый. Был  и фартук. Он был похож на  радугу. Сарафан, фартук, всё хорошо. Но нет чего-то. Я забыла про  бант. Он красивый. Я полюбила  её».

      Из сочинения видно, что Полина  не вполне грамотно строит  описание игрушки. Её мысли  перескакивают с одной детали  на другую, и связного текста  не получается. Материал был отобран  правильно, но ученица сконцентрировала  своё внимание только на описании  одежды зайчихи. В тексте были  использованы 4 прилагательных. Девочка  попыталась раскрыть основную  мысль в последнем предложений,  но оно практически не связано  с предыдущими: «Я полюбила  её», - не понятно, кого девочка  полюбила.

2. Сутямов Денис.

      «Моя любимая игрушка - человек-паук. Мне купили человека-паука. 
Он красиво раскрашен, на груди - паук. Одет в красные сапоги. Выпускает паутину длиной в 4 метра. Мы с братом играем в наших пауков.  
В руках он держит автомат, сзади у него портфель, в портфеле у него фонарик, лодка, подводное снаряжение, подводная лодка. 
Мне нравится моя игрушка».

      Денис очень непоследовательно  строит описание основной части  и неумело пользуется разделением  текста на абзацы. Тема и основная  мысль раскрыты, материал отобран  верно, а прилагательные мальчик  практически не использует.

      Рассматриваемые речевые умения  в данном классе сформированы  на высоком уровне у 1/2 учащихся  класса; на среднем уровне - у 1/3, а на низком - примерно у 1/5 класса.

Примеры детских сочинений (контрольный  класс):

1. Вова  Кочетков.

      «Моя любимая игрушка - акулка. На 23 февраля мама мне подарила  игрушечную акулку. Она очень  красиво раскрашена в синий  цвет. 
Когда ты отодвинешь плавник назад, она откроет рот, а когда отодвинешь плавник вперёд, она его закроет. Мне она очень нравится, играть с ней одно удовольствие».

      В сочинении у Вовы два основных  недочёта: текст неправильно разделён  на абзацы и мало используются  прилагательные.

2.Куваева Ирина .

«Моя любимая  игрушка - Король лев. Мне подарили на 8 марта игрушечного льва. Я его  назвала Король лев. Львиный рост 8 см. Однажды мы пошли гулять. Была зима. Я построила ему дом из снега. 
Я его очень люблю, потому что он коричневый да ещё король. Он ещё у меня умеет рисовать своей коричневой кистью. Рисует он хорошо. А когда нарисует, улыбается. Мы очень дружим».

      Ирина крайне разрозненно строит  описание. В её сочинении нет  целостности. Тема раскрыта плохо,  т.к. материал подобран не в  соответствии с темой (нет описания  как такового). В тексте мало  прилагательных. 
      Рассматриваемые речевые умения в контрольном классе сформированы на высоком уровне у 1/2 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/3, а на низком - примерно у 1/4 класса.  
      Мы предположили, что повысить уровень развития речевых умений будет возможно при обучении детей написанию сочинений разных видов. 
С целью проверки этого предположения был проведён формирующий этап исследования.

  2.2  Обучение  написанию учениками второго  класса 

сочинений разных видов.

После получения результатов констатирующего  эксперимента нами был проведен формирующий  этап исследования. Его основной задачей  было проведение  работы по обучению младших школьников написанию сочинений  видов различных по источникам материала  и по тематике.

      Формирующий эксперимент проводился  так же в контрольном и экспериментальном  классах.

      На формирующем этапе исследования  было проведено несколько уроков  русского языка для развития  речи при работе над сочинением.

      Темы экспериментальных уроков:

1. Моё домашнее животное.

2. Мой лучший друг.

3. Сочинение по серии картинок  «На горке».

4. Сочинение по картине А.А.Пластова  «Первый снег».

      Цели этих уроков одинаковые: сформировать речевые умения  младших школьников при помощи  работы с сочинением разных  видов. Вот по какому плану  проходила работа над сочинением-описанием  «Моё домашнее животное». При  подготовке к написанию данного  сочинения детям было дано  задание -нарисовать своё домашнее  животное так, чтобы другому  человеку, который не видел его,  по рисунку можно было легко  представить вашего питомца и  принести на урок свой рисунок.

Ход урока.

1. Повторение особенностей описательного  текста.

- Сейчас я прочту сочинение-описание  домашнего животного. Вы внимательно  послушайте и скажите, что это  за текст и почему вы так  решили. Учитель зачитывает сочинение.  «На день рождения мне подарили  маленького попугая. Я его назвала  Кешей. Кеша всего боялся, пока  не привык ко мне. Сначала  он был маленький, но, со временем, вырос и стал большим. Кеша - разноцветный. На шее у него  синие пятнышки, животик у него  жёлтый, крылья - зелёные, хвост голубовато-зелёный,  а лапки - красные. Кеша любит  сидеть на столе и на моём  пальце. Ещё он очень красиво  поёт. Мы с Кешей очень любим  друг друга!»

- О чём вы узнали из этого  текста?

- Можно ли представить домашнее  животное, которое описывается в  тексте?

- На какой вопрос отвечает этот  текст? (Какое домашнее животное).

- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить домашнее  животное? 
- Какова роль описаний в тексте?

- А теперь послушайте 2 текста и  определите, какой из них является  описанием животного, а какой  - нет.

«У  меня есть котёнок. Его зовут Стёпка. Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка очень много гулял. Однажды он долго не возвращался  со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс настоящую  мышку. Мы очень удивились, что такому маленькому котёнку удалось поймать  мышку. А теперь Стёпка подрос, и  этим летом поймает много мышей!»

«У  меня есть рыбка. Она появилась у  меня давно. Когда мне было 4 года, её купили на рынке. Рыбка очень красивая: небольшая, с маленьким хвостом, оранжевого цвета. Она живёт в  аквариуме в ракушке. В аквариуме  много воды, и у неё большое  пространство, чтобы плавать. Плавает  рыбка быстро. 
Я очень её люблю и забочусь о ней».

- Какой текст является описанием  животного? (Второй)

- А первый? (Это описание события).

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы будете учиться  описывать домашнее животное. В  этом вам помогут ваши рисунки.  Достаньте их.

3. Обсуждение темы и основной  мысли сочинения. (Формирование умения  раскрывать тему и основную  мысль в сочинении).

- Что значит описать домашнее  животное? На какой вопрос вы  должны ответить в своём сочинении? (Какое домашнее животное?)

- Что мы сейчас определили? (Тему  сочинения).

- Посмотрите на свои рисунки  и скажите, помогают ли они  ответить на вопрос «Какой  мой кот, рыбка, черепаха, собака, хомяк?».

- Что ещё должно быть понятно  из вашего описания? (Что животное  любимое).  
- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).

- Посмотрите на рисунки. Из них  понятно, что вы любите своих  питомцев? 
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой, какая, какое? и выражать своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.

4. Обсуждение структуры текста. (Формирование  умения строить описание (последовательно  и связно описывать) и отбирать  материал в соответствии с  темой сочинения).

- Вспомните, из каких частей  состоит описание?

- С чего вы начнёте сочинение?  О чём можно сказать в водной  части? (Как и когда домашнее  животное появилось в доме, как  его зовут).

- Какая будет следующая часть? (Основная).

- Что должно быть в основной  части? (Описание домашнего животного).

- Посмотрите на свои рисунки,  как можно написать про вашего  любимца? (Можно описать внешность,  повадки; написать, что он любит  или не любит, где спит, где  ест, с чем любит играть…).

- Глядя на рисунки, скажите,  как именно вы опишите внешность? (Можно написать, какого он цвета,  размера, описать части тела…).

- Какие части тела можно описать? (Голову: глаза, уши, усы, нос;  туловище, лапы, хвост…).

- Вспомните, какие повадки у  ваших домашних животных? Взгляните  на рисунки, у кого по рисунку  видно, какие повадки, любимые  занятия они имеют? Как это  можно описать? («Мой попугай любит  сидеть на столе», «Моя кошка  любит наблюдать за воронами  в окно», «Моя собака любит  играть с мячиком»…).

- Как закончить сочинение? (Выразить  своё отношение). 
- Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли по ним определить, как вы относитесь к вашим домашним животным?

- Какими словами это можно выразить? («Я люблю своего кота, потому  что...», «Мне нравится мой попугай», «Я забочусь о своей собаке. Я гуляю с ней и кормлю  её»…).

5. Наблюдение над ролью имён  прилагательных в описании и  обсуждение речевого оформления  сочинения (формирование умения  использовать прилагательные в  описательном тексте).

- Послушайте 2 описания и скажите,  чем они отличаются друг от  друга: 
«Мне подарили хомяка на день рождения. Сначала он всего боялся, а потом, когда понял, что это его дом, стал крутить колесо. Он много ел. Когда он ел у него раздувались щёки. Я люблю своего хомяка».

«Однажды  папа принёс в дом маленького котёнка. Мы его назвали Ласка, потому что  он был очень добрый и ласковый. Ласка вся белая с чёрным пятнышком  на груди. На лапках у неё - розовые  подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими зелёными глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком  и спать, свернувшись клубочком. Я очень люблю мою ласковую кошку».

- Кого вы представили себе лучше:  хомяка или кошку? Почему?

- Какие части речи делает описание  более полным, точным и образным? (Прилагательные) 
- Посмотрите на свои рисунки и назовите те прилагательные, которые вы будете использовать в описании.

6. Орфографическая подготовка проводится  в процессе написания сочинения  в индивидуальном порядке.

7. Сочинение. - Теперь можно приступить  к написанию сочинения. Не убирайте  ваши рисунки. Во время работы  пользуйтесь ими, чтобы яснее  и точнее представить того, кого  вы описываете.

8. Проверка. - Проверь, можно ли по  твоему описанию представить  твоего любимца. Какие слова  тебе в этом помогли?

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников