Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:37, дипломная работа
Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников. В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников. ...
Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
- О чём вы узнали из этого текста?
- Можно ли представить домашнее животное, которое описывается в тексте?
- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какое домашнее животное).
-
Какие признаки, названные в тексте,
помогают представить домашнее
животное?
- Какова роль описаний в тексте?
- А теперь послушайте 2 текста и определите, какой из них является описанием животного, а какой - нет.
«У меня есть котёнок. Его зовут Стёпка. Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка очень много гулял. Однажды он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс настоящую мышку. Мы очень удивились, что такому маленькому котёнку удалось поймать мышку. А теперь Стёпка подрос, и этим летом поймает много мышей!»
«У
меня есть рыбка. Она появилась у
меня давно. Когда мне было 4 года,
её купили на рынке. Рыбка очень красивая:
небольшая, с маленьким хвостом,
оранжевого цвета. Она живёт в
аквариуме в ракушке. В аквариуме
много воды, и у неё большое
пространство, чтобы плавать. Плавает
рыбка быстро.
Я очень её люблю и забочусь о ней».
-
Какой текст является
- А первый? (Это описание события).
2. Постановка учебной задачи.
-
Сегодня вы будете учиться
описывать домашнее животное. В
этом вам помогут ваши рисунки.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
-
Что значит описать домашнее
животное? На какой вопрос вы
должны ответить в своём
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какой мой кот, рыбка, черепаха, собака, хомяк?».
-
Что ещё должно быть понятно
из вашего описания? (Что животное
любимое).
- А что мы теперь определили? (Основную
мысль сочинения).
-
Посмотрите на рисунки. Из них
понятно, что вы любите своих
питомцев?
- Когда вы будете раскрывать тему и основную
мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать
на вопросы какой, какая, какое? и выражать
своё отношение, вам нужно будет внимательно
посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4.
Обсуждение структуры текста. (Формирование
умения строить описание (последовательно
и связно описывать) и
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? (Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
-
Что должно быть в основной
части? (Описание домашнего животного)
- Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про вашего любимца? (Можно описать внешность, повадки; написать, что он любит или не любит, где спит, где ест, с чем любит играть…).
-
Глядя на рисунки, скажите,
как именно вы опишите
-
Какие части тела можно
- Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных? Взгляните на рисунки, у кого по рисунку видно, какие повадки, любимые занятия они имеют? Как это можно описать? («Мой попугай любит сидеть на столе», «Моя кошка любит наблюдать за воронами в окно», «Моя собака любит играть с мячиком»…).
-
Как закончить сочинение? (Выразить
своё отношение).
- Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли
по ним определить, как вы относитесь к
вашим домашним животным?
-
Какими словами это можно
5.
Наблюдение над ролью имён
прилагательных в описании и
обсуждение речевого
-
Послушайте 2 описания и скажите,
чем они отличаются друг от
друга:
«Мне подарили хомяка на день рождения.
Сначала он всего боялся, а потом, когда
понял, что это его дом, стал крутить колесо.
Он много ел. Когда он ел у него раздувались
щёки. Я люблю своего хомяка».
«Однажды папа принёс в дом маленького котёнка. Мы его назвали Ласка, потому что он был очень добрый и ласковый. Ласка вся белая с чёрным пятнышком на груди. На лапках у неё - розовые подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими зелёными глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком и спать, свернувшись клубочком. Я очень люблю мою ласковую кошку».
-
Кого вы представили себе
-
Какие части речи делает
- Посмотрите на свои рисунки и назовите
те прилагательные, которые вы будете
использовать в описании.
6.
Орфографическая подготовка
7.
Сочинение. - Теперь можно приступить
к написанию сочинения. Не
8. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего любимца. Какие слова тебе в этом помогли?
-
Проверь, удалось ли тебе
9.
Д/з. К следующему сочинению
нарисовать рисунок лучшего
3.Сочинение с элементами
Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста и формирование умения отличать описание человека от других видов описания. 2. Формирование умения строить описание, вводя элементы расуждения 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.
Ход урока.
1.
Повторение особенностей
-
Какие особенности имеет
-
Послушайте 2 текста и скажите,
какой текст является
Учитель зачитывает 2 сочинения: «У меня есть друг. Её зовут Даша. Мы познакомились с ней в детском саду. У Даши зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза. Роста она небольшого. Характер у моей подруги хороший, добрый. Она всегда меня выручит. Я хочу дружить с Дашей ещё очень долго». «Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже 2 года. Мы вместе ходим в школу. На переменах мы играем в дочки-матери. Я люблю гулять с её собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат. Его зовут Паша. Он часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой похожи, как сёстры. Мы всегда будем с ней дружить, потому что мы любим друг друга».
-
Докажите, что первый текст является
описанием друга, а второй - нет.
Какие части речи помогли
- Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер хороший, добрый), во 2 тексте (младший брат).
-
Какую роль играют
2.
Постановка учебной задачи. - Сегодня
вы будете учиться описывать
людей - ваших друзей. В этом
вам помогут ваши рисунки.
3.
Обсуждение темы и основной
мысли сочинения. (Формирование умения
раскрывать тему и основную
мысль в сочинении).- Что значит
описать человека? На какой вопрос
вы должны ответить в своём
сочинении? (Какой он?)
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какой мой друг?».
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что эта девочка, этот мальчик - мой лучший друг).
- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).
-
Когда вы будете раскрывать
тему и основную мысль в
вашем сочинении, т. е.
4.
Обсуждение структуры текста. (Формирование
умения строить описание (последовательно
и связно описывать) и
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? (Как и когда мы познакомились с другом, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
-
Что должно быть в основной
части? (Описание друга).
- Посмотрите на свои рисунки, как можно
описать вашего друга? (Можно описать внешность,
характер, привычки, написать, что он любит
или не любит).
- Глядя на рисунки, скажите, как именно
вы опишите внешность? (Можно описать рост,
лицо (волосы, глаза, черты лица), походку,
голос, жесты…)
-
Как закончить сочинение? (Выразить
своё отношение к другу,
5.
Орфографическая подготовка
6. Сочинение.
-
Теперь можно приступить к
написанию сочинения. Не
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего друга. Какие слова тебе в этом помогли?
-
Проверь, удалось ли тебе
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8.
Д/з. К следующему сочинению
нарисовать рисунок твоей
4.Сочинение-повествование по серии картинок «На горке».
Цель: повторить признаки текста, учить составлять и записывать связный повествовательный текст по серии сюжетных картинок; способствовать развитию образного мышления, устной и письменной речи; активизации словарного запаса; воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: сюжетные картинки, опорные слова, таблицы-памятки.
Ход урока:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Сегодня на уроке мы будем писать сочинения по серии картинок.
II. Подготовительная беседа.
- Какая разница между словами изложение и сочинение?
«Изложение – это пересказ того, что услышали или прочитали».
«Сочинение – это составление своего рассказа».
- Я повешу картинки, а рассказ не прочитаю, вы сами его составите, сочините.
- Рассмотрите картинки. Вам надо будет ответить на вопросы.
1. Какое время года наступило?
2.Где катались ребята?
3. Что случилось с Олей?
4. Кто ей помог? Что он сделал?
5. Что можно сказать о его поступке?
III. Работа по повторению терминов.
- Итак, вы должны составить рассказ текст. - Что такое текст?
Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников