Содержание и методика проведения массовых внеклассных мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 01:25, курсовая работа

Описание

В работе перечислены и раскрыты виды массовых мероприятий, проводимых по технологии в средней образовательной школе. Разработан план проведения недели технологии и разработаны мероприятия дня технологии.

Содержание

Введение 3
1. Содержание массовых внеклассных мероприятий 5
1.1. Олимпиада 5
1.2. Выставка 8
1.3. Техническая конференция 9
1.4. Тематические вечера 10
1.5. Устный журнал 11
1.6. Конкурс 12
1.7. Технологический турнир 13
1.8. Предметная неделя 13
2. Методика проведения предметной недели образовательной области «Технология» 17
2.1. Подготовительный этап 17
2.2. Проведение предметной недели образовательной области «Технология» 17
2.3. Подведение итогов недели «Технологии» 19
Заключение 20
Литература 21
ПРИЛОЖЕНИЯ 22
Приложение 1 23
Приложение 2 24
Приложение 3 25
Приложение 4 26
Приложение 5 27
Приложение 6 28
Приложение 7 29
Приложение 8 105
Приложение 9 114
Приложение 10 127

Работа состоит из  1 файл

курсовая1 Михеева М..doc

— 8.93 Мб (Скачать документ)

Региональный  этап олимпиады проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему и по заданиям, разработанным центральными предметно-методическими комиссиями.

Победителем регионального этапа олимпиады  является участник, набравший наибольшее количество баллов, составляющее более  половины максимально возможных.

Количество  победителей и призеров регионального  этапа олимпиады ограничено организатором регионального этапа по согласованию с оргкомитетом регионального этапа олимпиады и составляет не более 25 процентов от общего числа участников. Список победителей и призеров регионального этапа утверждается организатором указанного этапа олимпиады. Победители и призеры награждаются дипломами. Список всех участников регионального этапа с указанием набранных баллов заверяется организатором данного этапа олимпиады и отправляется в Рособразование.

Организатором заключительного этапа является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Для проведения данного этапа олимпиады создается  оргкомитет и жюри. В указанном выше этапе олимпиады от всех субъектов Российской Федерации принимают участие:

победители  и призеры заключительного этапа  олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают учиться в образовательных учреждениях;

победители  и призеры регионального этапа, текущего учебного года.

Заключительный  этап олимпиады проводится в соответствии с требованиями к данному этапу олимпиады и по заданиям, разработанным центральной предметно-методической комиссией.

Победители  заключительного этапа олимпиады  определяются жюри в соответствии с  итоговой таблицей, призерами являются участники, следующие за победителями в итоговой таблице. Число победителей и призеров ограничено и не должно превышать 45 процентов от общего числа участников, при этом число победителей не превышает 8 процентов от общего числа участников. Победители и призеры награждаются дипломами, кроме того, они принимаются без вступительных испытаний в государственные высшие учебные заведения.

1.2. Выставка

Не менее значимой и  интересной формой организации массового  внеклассного мероприятия по технологии является выставка технического и декоративно-прикладного творчества.

Выставка – это  публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. 5

В рамках школы выставки отражают результаты творческой деятельности школьников, показывают развитие учащихся в ходе выполнения творческих проектов (повышение уровня знаний, мастерства).

За несколько месяцев до проведения выставки директор школы издает соответствующий приказ с указанием ее проблематики, участников, сроков проведения и ответственных лиц.

В школе организуют разнообразные выставки, это могут быть:

отчетные выставки технических  кружков;

выставки лучших работ, выполненных на уроках «Технологии»;

выставки, приуроченные к знаменательным датам;

в связи с проведением  тематических вечеров, конференций.

При подготовке выставки большое значение имеет выбор помещения, в котором будет организованно данное мероприятие. Выставка может быть размещена в рекреации, коридоре, актовом зале, спортивном зале или одном из классов.

Так же огромное внимание уделяется подбору и оформлению экспонатов. Они должны размещаться в определенной системе: по классам; по кружкам; по видам работ (лабораторная работа, творческий проект и др.).

Экспонаты устанавливают так, чтобы можно было продемонстрировать выставленные изделия в работе.

К сложному прибору или  установке дают чертеж или схему. Каждый экспонат снабжают табличкой  с краткой технической характеристикой  и указанием автора работы.

Экскурсоводами на выставке являются школьники, которые хорошо владеют информацией обо всех экспонатах и могут дать посетителям исчерпывающие разъяснения.

На выставке должна быть книга отзывов, в которую посетители могут записывать свои впечатления от выставки и замечания по отдельным экспонатам.

Перед закрытием выставки подводятся ее итоги – жюри определяют призовые места разных экспонатов и  отмечают лучших из участников выставки.

1.3. Техническая конференция

Во внеклассной работе по технологии уделяется внимание такой  форме проведения массового внеклассного мероприятия как техническая  конференция.

Конференция - форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы6.

Цель проведения технической  конференции в школе – популяризация новейших достижений техники, производства.

С ее помощью удается  глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную  работу с различными источниками знаний большое количество учащихся, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим школьным предметам.

Проведению конференции предшествует длительная работа и включает в себя выполнение следующей работы:

  1. За полтора-два месяца до начала мероприятия учитель предлагает учащимся план конференции, определяются темы и последовательность основных докладов и выступлений учащихся на секционном заседании.
  2. Подбор выступающих по каждой теме. Подбор материала, литературы и прикрепление консультантов к учащимся для помощи в подготовке выступлений. Важным воспитательным моментом является приглашение на конференцию передовиков производства, ученых, знакомящих школьников с различными проблемами.
  3. Подготовка всех учащихся к конференции (проведение бесед, экскурсий, ознакомление с литературой).
  4. Тематическая выставка, плакаты, чертежи, образцы изделий, презентации, видеоролики, оформленные и изготовленные учащимися, будут способствовать наглядному осмыслению вопроса.

Конференция может проводиться в форме игры, когда участвующим в ней предлагается роль журналиста, посла страны, сотрудника НИИ и т. д. В этом случае учащимся приходится под руководством учителя продумывать вопросы и находить по книгам и журналам ответы на них (пресс-конференция) или же самостоятельно от имени какой-либо организации выступать с докладом и защищать поставленную проблему. Такого рода мероприятия играют большую воспитательную роль. Учащимся приходится отстаивать свои взгляды, мнения, у них формируется активная гражданская позиция. Однако проводить конференцию в форме игры можно в том случае, если учащиеся заинтересованы темой и обладают умениями самостоятельной работы. Если учитель сам распределит роли, раздаст необходимый материал, несколько раз отрепетирует «конференцию», польза от такой игры небольшая.

1.4. Тематические вечера

Среди массовых мероприятий  по «Технологии» выделяются тематические вечера, посвящённые знаменательным датам в области науки и техники, определенной теме.

Тематически утренники (вечера) представляют собой мероприятия, главным содержанием которых является сообщение новой для учащихся информации.7 Разделение их на «утренники» и «вечера» и сами эти термины условны и определяются возрастом учащихся. Научно-технические вечера помогают в яркой, занимательной форме приобщить учащихся достижениям в различной области производства. В их программу включаются сообщения, подготовленные учащимися, демонстрация технических устройств, опытов, встречи со специалистами, викторины по технике и т.д. Утренники и вечера могут быть тематическими и комбинированными. Во втором случае в содержание мероприятия включается материал, связанный с различными разделами учебной программы, поэтому такие вечера и утренники специального названия обычно не имеют. Основное назначение тематических вечеров – это углубление, расширение и закрепление знаний школьников по какой-либо теме, это содействие расширению кругозора, формированию мировоззрения, приобретению определённых нравственных качеств. Тематика таких вечеров может быть разнообразна, например: «Рождественские посиделки»; «Шляпный бал»; «Девица краса – русая коса» и другие.

Каждый вечер должен иметь свои конкретные задачи, познавательного и воспитательного характера, обусловленные его темой. Эффективность решения намеченных задач зависит от отобранного материала, от уровня исполнения, от чёткости организации и соответствия формы проведения вечера его содержанию и теме. Тематика вечеров может быть разнообразной. Ученики готовят к вечерам небольшие выступления, цель которых не только сообщить интересные данные, но и вовлечь в активную беседу собравшихся. Учащимся нравятся яркие увлекательные рассказы, содержащие примеры из истории науки, отвечающие стремлению детей к научной фантастике.

Успешное проведение вечеров невозможно без инициативы и самодеятельности учеников. В выборе темы, в составлении плана подготовки и проведения вечера должны активно участвовать сами учащиеся; ответственность за подготовку к вечеру следует возлагать на актив учащихся; шире использовать соревнования за лучшую подготовку к вечеру между отдельными учащимися и классами. При анализе итогов вечера надо выяснить, какое впечатление он произвёл на учеников, какие вызвал отзывы, вопросы, оказал ли позитивное влияние на сплочение коллектива, заинтересовал ли дальнейшей работой в этом направлении и прочее.

1.5. Устный журнал

Еще одной из форм проведения массового внеклассного мероприятия  является – устный журнал.

Устный журнал – это мероприятие, при проведении которого сведения сообщаются в форме отдельных «страниц»8. Он может быть тематическим и комбинированным.

Тематический.

Название тематического  журнала в образной форме отражает его содержание, например, «Загадки железа», «Здравствуй, робот!» и т.п. В этом случае названия страниц раскрывают различные аспекты темы. Так, устный журнал «Здравствуй, робот!» состоит из следующих страниц:

    • «Детство автоматов» (рассказ об автоматических устройствах древнего мира),
    • «На пороге зрелости» (ознакомление учащихся с началом промышленного применения автоматических устройств),
    • «Вездесущая автоматика» (примеры внедрения автоматики в сферу производства, обслуживания, быта),
    • «От андроида к роботу» (история и перспективы развития манипуляторов).

Для того чтобы пробудить у учащихся интерес к чтению, желательно проводить тематические устные журналы, посвященные какому-либо периодическому изданию. В этом случае название устного журнала может повторять название данного издания, например «Юный техник», «Техника – молодежи» и т.п., а страницы устного журнала должны раскрывать его содержание.

Комбинированный устный журнал включает в себя разноплановую информацию – поэтому его название тоже носит общий характер: «В мире техники и труда», «Знай и умей», «Технический вестник» и т.п. В этом случае названия страниц в образной форме отражает характер заложенной в них информации:

  • «Музы и труд» (стихи и песни о труде, профессиях, рассказ о картинах, скульптурах, кинофильмах на тему труда и т.п.);
  • «Передний край» (новости техники и технологии);
  • «Технический калейдоскоп» (занимательные факты из разных областей техники);
  • «Наш телетайп» (короткие сообщения о самых последних новостях техники);
  • «Доблесть предков» (рассказы о знаменитых отечественных мастерах, инженерах, изобретателях);
  • «Гости из будущего» (демонстрация моделей машин, построенных на необычных принципах действия с объяснением);
  • «Записки следопыта» (различные факты из истории технического развития родного села, города, базовых предприятий, об участниках этого процесса);
  • «Наш труд» (сообщение о трудовых успехах какого либо класса);
  • «Компас» (знакомство с новой научно-популярной технической литературой);
  • «Приобщение к творчеству» (рассказ о работе кружков технического творчества, их успехах, демонстрация моделей).

При проведении устного журнала используются различные варианты его оформления. Например, на сцене устанавливают макет журнала большого размера. На обложке – название журнала и его эмблема. Затем ассистенты ведущих переворачивают листы, открывая новые страницы журнала, на которых написаны их названия и нарисованы эмблемы. Можно на сцене укрепить лишь обложку журнала, а отдельные его страницы по мере надобности выносить на сцену.

1.6. Конкурс

Конкурсы – традиционная форма внеклассной работы, которые можно проводить в несколько туров: по теоретическим знаниям и практическим умениям и навыкам. По «Технологии» можно провести такие конкурсы: «А ну–ка, девочки!»; Конкурс юных токарей; «Веселый лоскуток», на лучшую стенную газету, рисунок, фотографию, и др. В последнее время во многих школах, центрах творчества проводятся конкурсы творческих проектов.

1.7. Технологический турнир

Технологический турнир – это публичное состязание команд (классов), которые отчитываются о  выполнении домашних заданий, отвечают на вопросы, решают задачи, выполняют  практические работы, разгадывают тематические кроссворды и ребусы. В турнирах привлекает игровая форма конкурсов, их занимательность, наличие и активное участие болельщиков. Турнирные задания не имеют столь тесной связи с программным материалом, очень часто они рассчитаны на проверку кругозора учащихся, на проявление смекалки.

Информация о работе Содержание и методика проведения массовых внеклассных мероприятий