Современные средства оценивания результатов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций

Описание

- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

Работа состоит из  1 файл

Совр ср оцен..docx

— 108.43 Кб (Скачать документ)

 

3. Составить тестовые задания  открытой формы (в соответствии  с профилем специальности).

 

4. Составить задания в  тестовой форме на установление  правильной последовательности.

 

 

 

 

 

 

 

(9) Компьютерное тестирование  и обработка результатов. 

Разработать документ в формате Microsoft Excel, обеспечивающий компьютерное тестирование школьников.

 

(10) Единый государственный  экзамен. Организационно-технологическое  обеспечение ЕГЭ. 

Проанализировать задания  ЕГЭ по изучаемой специальности (типы тестовых заданий, критерии оценивания, знания и умения учащихся, подлежащие контролю).

 

 

 

 

Перечень вопросов к зачету (экзамену)

 

 

 

1.      Расскажите  о понятии «качество образования». Охарактеризуйте оценку как элемент  управления качеством.

 

2.      Сравните  традиционные и новые средства  оценки результатов обучения. Опишите  их достоинства и недостатки.

 

3.      Расскажите  историю возникновения тестирования  в России.

 

4.      Назовите  функции контроля в современном  учебном процессе.

 

5.      Назовите  традиционные формы контроля. Укажите  их достоинства и недостатки.

 

6.      Какие современные  средства контроля выделяются  в учебном процессе? В чем их  преимущество по сравнению с  традиционными формами контроля?

 

7.      Укажите  место психологических и педагогических  измерений в современном образовании.

 

8.      Расскажите  об основных подходах к качеству  знаний.

 

9.      Охарактеризуйте  мониторинг как средство оценки  результатов обучения.

 

10.   Назовите основные  свойства мониторинга качества  образования.

 

11.   Охарактеризуйте  виды мониторинга.

 

12.   Назовите методы  педагогического мониторинга.

 

13.   Опишите достоинства  и недостатки «портфолио» как  средства оценки результатов  обучения.

 

14.   Охарактеризуйте  цели и задачи педагогического  и психологического тестирования.

 

15.     Сходство  и различие педагогических и  психологических тестов в учебном  процессе.

 

16.     Назовите  психологические тесты, применимые  в учебном процессе.

 

17.     Охарактеризуйте  основные подходы к структуре  учебных достижений.

 

18.     Дайте определение  следующим понятиям: тест, тестовое  задание, валидность теста, надежность  теста.

 

19.   Расскажите о  видах тестов.

 

20.   Опишите виды  педагогического контроля (текущий,  тематический, рубежный, итоговый контроль).

 

21.   Дайте классификацию  тестов по разным основаниям.

 

22.   Раскройте понятие  гомогенных и гетерогенных тестов.

 

23.   Расскажите о  применении компьютерного тестирования.

 

24.   Назовите основные  виды заданий в тестовой форме.

 

25.   Как определяются  цели тестов?

 

26.   Расскажите о  структуре тестового задания.

 

27.   На какие принципы  необходимо опираться при отборе  содержания тестового задания?

 

28.   Как производится  экспертиза качества содержания  теста?

 

29.   Расскажите о  задачах ЕГЭ. Каковы преимущества  и недостатки ЕГЭ перед другими  формами контроля?

 

30.   Проанализируйте  нормативные документы, регулирующие  проведение ЕГЭ (Положение о  проведении ЕГЭ, утвержденной  приказом Министерства образования  РФ от 09.04.2002. № 1306; Положение о  государственной экзаменационной  комиссии субъекта РФ (ГЭК); Положение  о конфликтной комиссии; Положение  о системе общественного наблюдения).

 

31.   Опишите организацию  проведения ЕГЭ.

 

32.   Опишите структуру  заданий ЕГЭ.

 

33.   Расскажите о  порядке создания контрольно-измерительных  материалов  для ЕГЭ.

 

34.   Каков порядок  проверки тестовых заданий ЕГЭ?

 

35.   Расскажите о  требованиях к пунктам проведения  ЕГЭ.

 

36.   Охарактеризуйте  особенности тестовых заданий  и проведения ЕГЭ по вашей  специальности. 

 

37.   Охарактеризуйте  понятие «рейтинговая оценка»,  расскажите о ее преимуществах  и недостатках, причинах использования  рейтинговой оценки в практике  преподавания.

 

38.   Расскажите о  правилах рейтингового оценивания, видах рейтинга, методах методической  поддержки рейтинга

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

1.      Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий  [Текст]. - М., 2002.

 

2.      Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование [Текст]. – СПб., 2002.

 

3.      Воронин,  Ю.А., Трубина Л.А., Васильева, Е.В., Козлова, О.В. Курс лекций «Современные  средства оценивания результатов  обучения» [Текст] : учебное пособие.  – Воронеж: ВГПУ. - 2004.

 

4.      Гаврилова,  Т. Н., Кузнецов, А. Н. Теория  обучения [Текст] : учебное пособие.  – Ярославль, Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003.

 

5.      Золотарёва, А.В. Мониторинг  результатов деятельности  учреждений дополнительного образования  детей [Текст]. – Ярославль, Изд-во  ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006.

 

6.      Калужская,  М.В., Уколова, О.С., Каменских, И.Г.  Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? [Текст] –  М. : Чистые пруды, 2006

 

7.      Концепция  модернизации российского образования  на период до 2010 года. Приложение  к приказу Минобразования России  от 11.02.2002  N 393 [Текст] // Российская  газета. –  2002. – 15 ноября.

 

8.      Майоров,  А.Н. Теория и практика создания  тестов для системы образования  [Текст]. – М., 2000.

 

9.      Математика  и информатика [Текст] : курс лекций. - Уссурийск : Изд-во Уссурийского  государственного педагогического  института, 2005

 

10.   Петрухин, В. В.  Проблема организации и апробации  системы педагогического мониторинга  в образовательном учреждении [Электронный  ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-7.htm.

 

11.   Поташник, М.М., Моисеев,  А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах) [Текст] : пособие для руководителей образовательных  учреждений и органов образования.  – М., 2000

 

12.   Равен, Д. Педагогическое  тестирование: Проблемы, заблуждения,  перспективы [Текст].  – М. : Когито-Центр, 2001

 

13.   Статистический  анализ данных и способы представления  результатов исследования [Текст] : учебно-методическое пособие к  лекционно-практическому курсу «Психодиагностика» / сост. Е. Г. Заверткина, Н. К.  Рукавишникова. – Ярославль, Изд-во  ЯГПУ, 2000

 

14.     Устинова, Л.  Г. Развитие творческого потенциала  студентов в условиях рейтинговой  технологии обучения [Текст]. – Волгоград, 2000.

 

15.     Циммерман,  Н.В. Условия подготовки студентов  педагогических вузов к компьютерному  тестированию // Региональная образовательная  информационная среда [Текст] :сборник  научно-методических статей.  - М. : Прометей, 2006

 

16.     Челышкова,  М. Б. Разработка педагогических  тестов на основе современных  математических моделей [Текст]. – М., 1995.

 

17.     Чернявская, А.П. Становление партнерской  позиции педагога [Текст]. – Ярославль  : Изд-во ЯГПУ,2007.

 

18.     Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества  образования в школе [Текст]. - М., 1998

 

 

 

Рекомендуемая литература

 

 

 

Основная

 

 

 

1.      Глас, Дж., Стенли, Дж. Статистические методы  в педагогике и психологии [Текст]. - М., 1976.

 

2.      Годфруа,  Ж. Что такое психология [Текст]. Т. 2. – М. : Мир, 1999

 

3.      Гузеев, В.В.  Планирование результатов образования  и образовательная технология [Текст]. – М. : Народное образование, 2001.

 

4.      Дьяченко, В.К. Новая дидактика [Текст]. –  М. : Народное образование, 2001

 

5.      ЕГЭ. Сборник  нормативных документов [Текст]. –  М., 2002.

 

6.      Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и  методы психолого-педагогического  исследования [Текст]. – М., 2003

 

7.      Зверева,  В.И.  Образовательная программа  школы: структура, содержание, технология  разработки [Текст]. – М. : Образовательный  центр «Педагогический поиск», 1998.

 

8.      Майоров,  А.Н. Теория и практика создания  тестов для системы образования  [Текст]. – М., 2000.

 

9.      Мельникова, М.Б. Теория и практика конструирования  педагогических тестов [Текст]. –  М., 2002.

 

10.   Сергеева, В.П., Каскулова,  Ф. В., Гричненко, И.С.. Современные  средства оценивания результатов  обучения [Текст] : учебно-методическое  пособие. – М. : АПКиППРО, 2005.

 

11.   Челышкова, М.Б.  Теория и практика конструирования  педагогических тестов [Текст]. - М., 2002.

 

12.   Управление качеством  образования [Текст] : практикоориентированная  монография и методическое пособие  / под ред. М.М. Поташника. –  М. : Педагогическое общество России, 2000.

 

13.   Энциклопедия современного  учителя [Текст]. – М. : Издательство  «Астрель», «Олимп», фирма «Издательство  АСТ», 2000.

 

 

 

Дополнительная

 

 

 

1.      Валеев, Г.  Х. Методология и методы психолого-педагогического  исследования [Текст]. - Стерлитамак, 2002.

 

2.      Гребенкина, Л.К., Анциперова, Н.С. Технология  управленческой деятельности заместителя  директора школы [Текст]. – М  : Центр «Педагогический поиск», 2000.

 

3.      Калинин,  С.И. Компьютерная обработка данных  для психологов [Текст]. – СПб, 2002.

 

4.      Клайн,  П. Введение в психометрическое  программирование  Справочное руководство  по конструированию тестов [Текст]. - Киев, 1994.

 

5.      Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]. – М. : Педагогическое общество  России, 2000.

 

6.      Майоров,  А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование  [Текст]. – СПб., 1996.

 

7.      Лизинский,  В.М. О методической работе  в школе [Текст]. - М. : Центр «Педагогический  поиск», 2001.

 

8.       Нардюжев, В.И., Нардюжев, И.В. Модели и алгоритмы  информационно-вычислительной системы  компьютерного тестирования [Текст]. – М., 2000.

 

9.      Поташник, М.М., Моисеев, А.М. Управление современной  школой (в вопросах и ответах) [Текст] : пособие для руководителей  образовательных учреждений и  органов образования. – М., 2000

 

10.   Равен, Д. Педагогическое  тестирование: Проблемы, заблуждения,  перспективы [Текст].  – М. : Когито-Центр, 2001.

 

11.   Родионов, Б.У., Татур,  А.О. Стандарты и тесты в  образовании [Текст]. – М., 1995.

 

12.   Селевко, Г.К. Современные  образовательные технологии [Текст] : Уч. пособие. – М., 1998.

 

13.   Симонов, В. П.  Урок: Планирование, организация и  оценка эффективности [Текст] : Учебное  пособие. – М., 2005

 

14.   Симонов, В. П., Черненко, Е.Г. Десятибалльные шкалы  оценок обученности по предмету [Текст] : Учебно-справочное пособие.  – М., 2002

 

15.   Скок, Г. Б. Как  проанализировать собственную педагогическую  деятельность [Текст]. – М., Педагогическое  общество России, 2000.

 

16.   Устинова, Л. Г.  Развитие творческого потенциала  студентов в условиях рейтинговой  технологии обучения [Текст]. – Волгоград, 2000.

 

17.   Федоров, В. А.  Теория развития профессионально-педагогического  образования в современных условиях [Текст]. –  Екатеринбург, 2002

 

18.   Челышкова, М.  Б., Хлебников, В. А. Основные  подходы к оценке качества  подготовки обучаемых [Текст] // Проблемы  качества, его нормирования и  стандартов в образовании. Сб. науч. ст. – М., 1999.

 

19.   Челышкова, М.  Б. Разработка педагогических  тестов на основе современных  математических моделей [Текст]. – М., 1995.

 

20.   Челышкова, М.  Б., Савельев, Б. А. Методические  рекомендации по разработке педагогических  тестов для комплексной оценки  подготовленности студентов в  вузе [Текст]. - М., 1995.

 

21.   В помощь организаторам  единого государственного экзамена: Учебно-методическое пособие [Текст]. В 2-х ч. / МО РФ; Рос. ун-т дружбы  народов. – М., 2002.

 

22.   Единый государственный  экзамен [Текст] : Сборник нормативных  документов / Министерство образования  Российской Федерации. – М. : Интеллект  – центр, 2003.

 

23.   Инструктивные материалы  для организаторов ЕГЭ в 2003 году [Текст]. – М. : Центр тестирования  Минобразования России, 2003.

 

24.   Ковалева, Г.С. Подходы  к разработке контрольно-измерительных  материалов для ЕГЭ [Текст] // Школьные  технологии. – 2003. - №4.

 

25.   Макарова, Т.Н. Рекомендации  заместителям директоров образовательных  учреждений по учебно-воспитательной  работе по подготовке школы  и учащихся к проведению единого  государственного экзамена  [Текст] // Завуч. – 2003. – №4.

 

26.    Мендель, В.В.  О критериях оценки заданий  с развернутыми ответами при  проверке экзаменационных работ  по математике при проведении  ЕГЭ [Текст] // МИФ. – 2003. – №1.

 

27.   Об утверждении  Положения и состава Совета  по организации подготовки и  проведения эксперимента по введению  ЕГЭ: Приказ МО РФ ОТ 7.10.03Г.  №3804 [Текст] // Вестник образования.  – 2003. – №22.

Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения