Современные средства оценивания результатов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций

Описание

- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

Работа состоит из  1 файл

Совр ср оцен..docx

— 108.43 Кб (Скачать документ)

 

Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный  с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой  набор материалов по определенным рубрикам  (варианты реферата, доклада или  статьи, список литературы для изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы, интеграция с другими  предметными областями, результаты исследования, прогнозы и перспективы  и др.). Сбор и систематизация материала  в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает  их познавательные интересы.

 

Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются  заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания.

 

Для предпрофильной подготовки разработана другая классификация  типов портфолио. Предполагается, что  портфолио достижений ученика будет  складываться из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

 

В портфолио документов входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения - документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, вкладыш в аттестат и т. д.). Это  дает возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио.

 

Портфолио работ - это собрание творческих, исследовательских и  проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его  учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется  в виде творческой книжки с приложением  самих работ (текстов, бумажных или  электронных документов, видеозаписей и т.д.). Эта часть портфолио  ученика дает качественную оценку по заданным параметрам (полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность  на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов, характер предпрофильной подготовки).

 

Портфолио отзывов - это характеристики отношения школьника к различным  видам деятельности, представленные учителями, родителями и др., а также  письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио  дает возможность включить механизмы  самооценки ученика, что повышает степень  осознанности процессов, связанных  с обучением и выбором профильного  направления.

 

2.2. Содержание портфолио  зависит от его вида и цели, для достижения которой оно  создается. Четкого списка материалов (называемых артефактами), необходимых  для включения в портфолио,  не существует. Каждый из людей,  использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы  показа своих работ и достижений. Если портфолио создается всеми  учащимися, то педагогу совместно  с ними необходимо определить  и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления  в портфолио, с целью получения  той или иной оценки.  Например, к артефактам относятся копии  заданий, контракты, результаты  оценки компетентности на разных  уровнях и этапах учебы, выполненные  тесты и вопросники, примеры регулярной  работы обучающегося (рефлексивные  дневники). Можно использовать электронные  портфолио, разработанные по установленным  критериям. При этом приветствуется  любая инициатива, расширяющая данный  список или предлагающая равноценную  замену перечисленным материалам.

 

Все материалы рекомендуется  распределять по четырем разделам: портрет, коллектор, рабочие материалы  и достижения.

 

 

 

3. Работа учителя с учащимися  по составлению портфолио

 

3.1. Особенности работы  педагога при использовании технологии  портфолио.

 

3.2. Оценка портфолио.

 

3.1. Педагогу необходимо  помнить, что портфолио создается   обучающимися для оценки своего  прогресса. Учитель лишь помогает  им организовать этот процесс  и оценить свои достижения. Следовательно,  мотивация обучающихся в начале  создания и в процессе работы  над портфолио должна быть  высокой. Для повышения уровня  мотивации необходимо, чтобы и  педагог и учащиеся творчески  подошли к процессу. Выскажем  несколько советов, помогающих  повысить уровень мотивации. 

 

А). Педагог сам должен понимать важность создания портфолио  обучающимися для их собственного развития (а не только как внедрение новой, модной технологии).

 

Б). Необходимо провести урок, в ходе которого педагог не только объяснит, каким образом будет  проходить работа учащихся и выскажет свои требования, но и обсудит с  ними их взгляды на собственное развитие и то, как они видят место  преподаваемого им предмета в данном процессе.

 

В). На вводном уроке очень  важно рассказать содержание предмета на ближайшую четверть (семестр, полугодие, год). Только зная основное содержание предмета, сроки и формы контроля, учащиеся по-настоящему смогут поставить  цели в разделе «Портрет». Содержание изучаемого материала, сроки и формы  контроля, список основной и дополнительной литературы целесообразно представить  визуально (в форме краткого текста или схемы) для того, чтобы обучающиеся  в любой момент могли обратиться к этому разделу. При постановке учащимися целей необходимо проконтролировать, чтобы цели соответствовали критериям  их эффективной постановки. Только в этом случае учащиеся смогут затем  определить уровень реализации поставленной цели. При необходимости цель может  быть разбита на частные задачи.

 

Г). Каждый обучающийся сам  может выбрать форму создания портрета – эссе, рисунок, коллаж, схема  – всего существует более десяти форм портрета.  Самостоятельный  выбор делает рефлексию более  глубокой и повышает уровень творчества.

 

Д). В раздел «Коллектор»  входят материалы, которыми пользуется учащийся при работе по предмету –  учебники, список дополнительной литературы, образцы работ других учащихся, основные теоретические положения, глоссарий, статистические данные, другие источники  информации. С одной стороны, нет  необходимости перегружать данный раздел. С другой стороны, учитель  должен помогать детям при составлении  данного раздела, обучать их основам  поиска информации, ее классификации, фиксации, конспектированию и т. д.

 

Е). Раздел «Рабочие материалы» включает обязательные и дополнительные работы самого обучающегося и именно он в основном подвергается анализу  и оценке. При его создании необходимо соблюдать перечисленные ниже правила  оценки. Если учащиеся выполняли коллективную работу, например, проект, необходимо договориться о форме его краткого отражения  в портфолио каждого из выполнявших.

 

Ж). Раздел «Достижения» чаще всего бывает самым сложным, так  как педагоги не располагают разнообразием  методов оценки достижений обучающихся. Кроме дневника и контрольной  тетради в этот раздел включаются грамоты, сертификаты, похвальные листы, рефлексивный анализ, листы рейтингового контроля и др. Можно ввести систему взаимной оценки обучающихся, фиксировать ее и вносить в данный раздел, использовать характеристики (со стороны одноклассников, учителей, родителей) и другие формы и методы оценки достижений.

 

 

Оценка портфолио проводится учащимися совместно с учителем  примерно один раз в четверть. Для  того чтобы в ходе оценки у обучающихся  развивались навыки самооценки и  рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке портфолио каждый учащийся должен проделать подготовительную работу. В ходе ее ученик еще раз просматривает  поставленные цели и задачи и подбирает  материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Можно разложить  материал в соответствующем порядке  или сделать закладки в тетради. Самый эффективный способ – письменный анализ достижений в соответствии с  поставленными целями, с приложением  рабочих материалов, необходимо предлагать именно его для  работы обучающихся.

 

3.2. Оценка портфолио может  проходить:

 

1. В индивидуальной встрече  педагога и обучающихся. В этом  случае выделяется время для  индивидуальных встреч, или встречи  организуются на уроке во время  выполнения творческих заданий. 

 

2. Учащимися в малых  группах. Учитель заранее дает  и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна  заслушать и обсудить каждого  ученика и дать каждому рекомендации  в течение 5-8 минут. Оценки и  рекомендации фиксируются и помещаются  в портфолио. Учитель в процессе  такого урока перемещается из  группы в группу. Если портфолио  оценивается в баллах, то после  такого урока учитель выставляет  отметку на основе рекомендаций  группы и содержания портфолио. 

 

3. На основе выступлений  учащихся на конференции по  портфолио. Конференцию целесообразно  организовывать в том случае, если портфолио собирались по  различным темам (например, в предпрофильной  подготовке или портфолио познавательного  интереса). Каждый ученик имеет  не более двух-трех минут на  выступление и столько же - на  ответы по вопросам. В ходе  выступления необходимо отразить  цели работы, их реализацию, основные  достижения. Заранее организованная  комиссия оценивает содержание  портфолио, выступления и ответы  на вопросы (по заранее определенным  критериям). 

 

Результатом обсуждения может  быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса ученика  или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного  интереса. Педагог предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а ученик выбирает.

 

Приведем пример критериев  оценки портфолио учащихся, разработанный  Е.В. Лебедевым [5].

 

1. Внутренняя оценка (самооценка) портфолио включает группы критериев:

 

- самоорганизация (ответственно  подходить к делу, доводить начатое  до конца, выбирать оптимальную  структуру и содержание для  представления себя),

 

- профессиональная ориентация,

 

- обучение (помогают ли  материалы портфолио в процессе  обучения, полезность навыков, приобретенных  в процессе обучения, самооценка  полученных знаний и умений),

 

- самообучение,

 

- самореализация.

 

2. Внешняя оценка включает  следующие группы критериев:

 

- оценка качества оформления  портфолио,

 

- оценка структуры портфолио,

 

- оценка уровня образовательной  деятельности по материалам портфолио.

 

Оценку портфолио можно  заносить в специальный лист оценки.

 

 

 

Тема 6

 

История развития системы  тестирования

 

в России и за рубежом

 

 

 

1. Возникновение тестирования

 

1.1. Зарождение тестологии.

 

1.2. Тесты Дж. Кеттелла, А.  Бине, Т. Симона и др.

 

1.1. Время зарождения тестологии  относят ко второй половине XIX века, когда психологи стали исследовать  индивидуальные различия физических, физиологических и психических  особенностей человека.

 

В середине ХIХ века особое внимание исследователей уделялось  изучению умственной отсталости, которую  в этот период впервые стали рассматривать  как болезнь.  Французский врач Э. Сеген разработал собственную  методику и основал первую школу  для обучения умственно отсталых. Впоследствии многие из разработанных  им приемов вошли в тесты на выявление уровня интеллекта.

 

Одним из первых, кто начал  использовать тестовые технологии для  измерения индивидуальных особенностей, стал английский биолог Френсис Гальтон. Он занимался вопросом наследственности, при этом разработал ряд методик  для определения зрительной, слуховой и тактильной чувствительности, а  также для определения мускульной силы, скорости реакции и др. В  ходе сбора эмпирических данных Гальтон  обследовал множество учреждений в  системе образования с целью  получить систематические измерения  антропометрических характеристик  учащихся. В 1884 году он организовал  антропометрическую лабораторию на Всемирной выставке  в Лондоне, где каждый желающий за небольшую  плату мог измерить свои физические возможности по 17 показателям: рост, вес, сила кисти, сила удара, различения цвета, острота зрения и др.  Таким  образом, накапливались первые систематические  данные по индивидуальным особенностям простых психофизических функций. По мнению Ф.Гальтона, тесты сенсорного различения можно использовать как средство оценки интеллекта человека.

 

Ф. Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетирование  и технику свободных ассоциаций.

 

Он сформулировал три  принципа тестирования, эти выводы сохраняют актуальность до сих пор:

 

1)  применение серии  одинаковых испытаний к большому  количеству испытуемых;

 

2)  необходимость накопления  и обработки статистических результатов;

 

3)  установление эталонов  оценки.

 

Важнейшим вкладом Ф. Гальтона в развитие тестологии является разработка и использование методов математической статистики для обработки полученных данных по индивидуальным различиям. Он вводит метод сравнения двух рядов  переменных, для оценки этого соотношения  используется особая величина – индекс-коэффициент  корреляции. Он также изучает взаимосвязь  переменных, для чего впервые использует построение линий регрессии одной  переменной на другую.

 

1.2. Особенно заметный вклад  в развитие тестирования внесли  работы Джеймса Кеттелла (1860 - 1944). Американский психолог разработал  около пятидесяти наборов заданий,  которые назывались «умственными  тестами», практически же это  были тесты сенсорного различения  и скорости реакции, которые,  по мнению Дж. Кеттелла, можно  было использовать для измерения  интеллекта. Дж. Кеттелл рассматривал  тестирование как научный метод  и выдвигал ряд требований  к проведению тестирования, чтобы  результаты были приближены к  объективным.

Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения