Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций
- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;
Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам (варианты реферата, доклада или статьи, список литературы для изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы, интеграция с другими предметными областями, результаты исследования, прогнозы и перспективы и др.). Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы.
Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания.
Для предпрофильной подготовки разработана другая классификация типов портфолио. Предполагается, что портфолио достижений ученика будет складываться из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».
В портфолио документов входят
сертифицированные (документированные)
индивидуальные образовательные достижения
- документы об участии в олимпиадах,
конкурсах и других мероприятиях
(грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства,
вкладыш в аттестат и т. д.). Это
дает возможность как
Портфолио работ - это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой книжки с приложением самих работ (текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей и т.д.). Эта часть портфолио ученика дает качественную оценку по заданным параметрам (полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов, характер предпрофильной подготовки).
Портфолио отзывов - это характеристики
отношения школьника к
2.2. Содержание портфолио
зависит от его вида и цели,
для достижения которой оно
создается. Четкого списка
Все материалы рекомендуется распределять по четырем разделам: портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения.
3. Работа учителя с учащимися по составлению портфолио
3.1. Особенности работы
педагога при использовании
3.2. Оценка портфолио.
3.1. Педагогу необходимо
помнить, что портфолио
А). Педагог сам должен понимать важность создания портфолио обучающимися для их собственного развития (а не только как внедрение новой, модной технологии).
Б). Необходимо провести урок, в ходе которого педагог не только объяснит, каким образом будет проходить работа учащихся и выскажет свои требования, но и обсудит с ними их взгляды на собственное развитие и то, как они видят место преподаваемого им предмета в данном процессе.
В). На вводном уроке очень важно рассказать содержание предмета на ближайшую четверть (семестр, полугодие, год). Только зная основное содержание предмета, сроки и формы контроля, учащиеся по-настоящему смогут поставить цели в разделе «Портрет». Содержание изучаемого материала, сроки и формы контроля, список основной и дополнительной литературы целесообразно представить визуально (в форме краткого текста или схемы) для того, чтобы обучающиеся в любой момент могли обратиться к этому разделу. При постановке учащимися целей необходимо проконтролировать, чтобы цели соответствовали критериям их эффективной постановки. Только в этом случае учащиеся смогут затем определить уровень реализации поставленной цели. При необходимости цель может быть разбита на частные задачи.
Г). Каждый обучающийся сам может выбрать форму создания портрета – эссе, рисунок, коллаж, схема – всего существует более десяти форм портрета. Самостоятельный выбор делает рефлексию более глубокой и повышает уровень творчества.
Д). В раздел «Коллектор»
входят материалы, которыми пользуется
учащийся при работе по предмету –
учебники, список дополнительной литературы,
образцы работ других учащихся, основные
теоретические положения, глоссарий,
статистические данные, другие источники
информации. С одной стороны, нет
необходимости перегружать
Е). Раздел «Рабочие материалы» включает обязательные и дополнительные работы самого обучающегося и именно он в основном подвергается анализу и оценке. При его создании необходимо соблюдать перечисленные ниже правила оценки. Если учащиеся выполняли коллективную работу, например, проект, необходимо договориться о форме его краткого отражения в портфолио каждого из выполнявших.
Ж). Раздел «Достижения» чаще всего бывает самым сложным, так как педагоги не располагают разнообразием методов оценки достижений обучающихся. Кроме дневника и контрольной тетради в этот раздел включаются грамоты, сертификаты, похвальные листы, рефлексивный анализ, листы рейтингового контроля и др. Можно ввести систему взаимной оценки обучающихся, фиксировать ее и вносить в данный раздел, использовать характеристики (со стороны одноклассников, учителей, родителей) и другие формы и методы оценки достижений.
Оценка портфолио проводится
учащимися совместно с
3.2. Оценка портфолио может проходить:
1. В индивидуальной встрече
педагога и обучающихся. В
2. Учащимися в малых
группах. Учитель заранее дает
и разъясняет план работы
3. На основе выступлений
учащихся на конференции по
портфолио. Конференцию
Результатом обсуждения может
быть программа дальнейшего
Приведем пример критериев оценки портфолио учащихся, разработанный Е.В. Лебедевым [5].
1. Внутренняя оценка (самооценка)
портфолио включает группы
- самоорганизация (ответственно
подходить к делу, доводить начатое
до конца, выбирать
- профессиональная ориентация,
- обучение (помогают ли
материалы портфолио в
- самообучение,
- самореализация.
2. Внешняя оценка включает следующие группы критериев:
- оценка качества оформления портфолио,
- оценка структуры портфолио,
- оценка уровня образовательной
деятельности по материалам
Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки.
Тема 6
История развития системы тестирования
в России и за рубежом
1. Возникновение тестирования
1.1. Зарождение тестологии.
1.2. Тесты Дж. Кеттелла, А. Бине, Т. Симона и др.
1.1. Время зарождения тестологии
относят ко второй половине XIX
века, когда психологи стали
В середине ХIХ века особое внимание исследователей уделялось изучению умственной отсталости, которую в этот период впервые стали рассматривать как болезнь. Французский врач Э. Сеген разработал собственную методику и основал первую школу для обучения умственно отсталых. Впоследствии многие из разработанных им приемов вошли в тесты на выявление уровня интеллекта.
Одним из первых, кто начал
использовать тестовые технологии для
измерения индивидуальных особенностей,
стал английский биолог Френсис Гальтон.
Он занимался вопросом наследственности,
при этом разработал ряд методик
для определения зрительной, слуховой
и тактильной чувствительности, а
также для определения
Ф. Гальтон был первым,
кто применил оценочные шкалы, анкетирование
и технику свободных
Он сформулировал три принципа тестирования, эти выводы сохраняют актуальность до сих пор:
1) применение серии
одинаковых испытаний к
2) необходимость накопления
и обработки статистических
3) установление эталонов оценки.
Важнейшим вкладом Ф. Гальтона
в развитие тестологии является разработка
и использование методов
1.2. Особенно заметный вклад
в развитие тестирования
Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения