Современные средства оценивания результатов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций

Описание

- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

Работа состоит из  1 файл

Совр ср оцен..docx

— 108.43 Кб (Скачать документ)

– о количестве учащихся, освоивших менее 50% содержания образования.

 

2. Сравнение результатов  с рейтинг-листами учащихся предыдущих  лет обучения.

 

3. Характеристика  (на основе  сравнения и анализа):

 

– уровня обучаемости учащихся;

 

– уровня образовательной  системы в учебном заведении ;

 

– качества учебного процесса;

 

– эффективности РСК.

 

4. Решения коррекции учебного  процесса, технологии рейтинга.

 

 

 

Этапы проектирования рейтинговой  системы

 

контроля по дисциплине:

 

1. Формулировка целей обучения  по учебному предмету (внутренних  и внешних, диктуемых теми дисциплинами, которые опираются на данную).

 

2. Отбор и подготовка  учебного материала.

 

3. Определение содержания  контроля, то есть выделение основополагающей  части учебного материла.

 

4. Разработка структуры  системы контроля.

 

5. Назначение средств измерения  (распределение заданий-измерителей  по учебным темам программы  курса).

 

6. Разработка системы оценивания (оценивание каждого задания - измеряется в баллах).

 

 

 

 

 

Основные понятия рейтинговой  системы оценивания

 

 

 

Кумулятивный (эталонный) балльный показатель – обобщенный показатель качества обучения, характеризуемый  максимально возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин  учебного плана. Разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. При сравнении  его с нормативным (эталонным) показателем  характеризует степень полноты  освоения содержания образования.

 

 

 

Рейтинг-шкала – унифицированная  шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин. Полученный учащимся рейтинговый показатель в процентах  от максимально возможной величины баллов по дисциплине вносится в интегральную рейтинг-шкалу обучаемого.

 

Шкала содержит информацию о  ее предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих  привычным пятибалльным оценкам, а  также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается  к экзамену, зачету и т. д.

 

 

 

Повышающие коэффициенты дисциплин. Так как дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования, существует система определения  «весовых» значений дисциплин. В  дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать ее балльный показатель в соответствии с ее значимостью  по эталонной шкале качества. Сумма  рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин.

 

Критерии дифференциации учебных предметов (с целью определения  повышающих коэффициентов):

 

1. Степень усваиваемости  учебной информации (субъективное  деление на «сложные» и «простые»  предметы);

 

2. Дисциплины по их значимости  в предстоящей учебной и профессиональной  деятельности выпускников.

 

 

 

Контрольно-оценочные циклы. Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы  последовательных блоков, так называемых контрольно-оценочных циклов.

 

Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала  или «порции» знаний и умений, включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки.

 

Преподаватель для контроля «порции» содержания обучения выполняет  следующие процедуры:

 

• обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный опрос, письменная работа и т. д.);

 

• проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее  установленным критериям фактический  результат;

 

• оценивает, то есть сравнивает полученный результат с эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону;

 

• выставляет отметку.

 

Знание эталона соответствует  норме баллов, раннее установленной  для «порции» материала. Отметка  может соответствовать норме  или быть ниже ее. Полученные в результате баллы суммируются в кумулятивный балльный показатель учащегося. По мере накопления баллов определяется текущий  рейтинг учащегося - место учащегося  в группе по уровню усвоения им учебного материала. По рейтингу устанавливается  уровень достижений обучаемого.

 

В течение полугодия идет непрерывное повышение кумулятивного  показателя учащегося и изменение  его рейтинга. Именно рейтинг и  является критерием для организации  самокоррекции учения.

 

В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально  возможной оценке. Тем самым преподаватель  приводит кумулятивный показатель к  унифицированной шкале.

 

В качестве заданий - измерителей  обученности могут использоваться тесты, контрольные работы, коллоквиумы  и т. п. [3]

 

 

 

Технология рейтинга

 

(по М.В. Калужской, О.С.  Уколовой, И.Г. Каменских)

 

 

 

Ранжирование учащихся происходит на основе кумулятивного балльного  показателя по всем видам рейтинга (академический, олимпийский, лидерский, званий и сертификатов).

 

При формировании рейтинга академических  достижений складываются средние баллы  учащегося по всем предметам (а также  баллы за поведение и прилежание) за определённый период, умноженные на весовой коэффициент дисциплины. Для простоты подсчёта во многих учебных  учреждениях профилирующим предметам (в их число входят, например, русский  язык, литература, алгебра, английский язык, история) присваивается весовой  коэффициент, равный 1,5. Перечень предметов, которым присваивается повышающий коэффициент, должен определяться профилем учебного учреждения.

 

При формировании олимпийского рейтинга складываются баллы учащегося  за участие в конкурсах и соревнованиях, назначаемые из расчёта: 3 место – 1 балл, 2 место – 2 балла, 1 место – 3 балла. Баллы за соревнования различных  уровней умножаются на весовые коэффициенты из расчёта: городской уровень – 2, областной уровень – 3, общероссийский уровень  - 4.

 

При формировании лидерского рейтинга складываются баллы, назначаемые  классным руководителем или консилиумом  педагогов за регулярное, систематическое  участие:

 

– в социальных акциях (сбор вещей для детского дома и др., шефство над младшими школьниками);

 

– в органах классного  и школьного самоуправления (совет  класса, совет школы);

 

– в праздничных школьных спектаклях;

 

– в воспитательных мероприятиях (КВН, редколлегия стенгазеты и др.).

 

В зависимости от их уровня, баллы за эти достижения могут  умножаться на повышающие коэффициенты, например, достижения общешкольного  уровня умножаются на повышающий коэффициент, равный 2.

 

Олимпийский, лидерский, сертификатов рейтинги являются накопительными, то есть балльные показатели по ним накапливаются  в течение последних лет обучения учащегося в школе и переносятся  на следующий год.

 

Балльные показатели по всем видам рейтинга складываются, образуя  показатель итогового рейтинга [6].

 

Приведём таблицу, наглядно представляющую формирование итогового  рейтинга (таблица 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Формирование итогового  рейтинга

Фамилия учащегося 

Профильные предметы (коэффициент k=1,5) 

Базовые предметы 

академический рейтинг 

K=1 

K=2 

K=3 

K=4 

олимпийский рейтинг 

K=1 

k=2 

лидерский рейтинг 

Итоговый рейтинг

 

русский 

литература 

история 

алгебра 

английский 

информатика 

обществознание 

география 

биология 

физика 

химия 

физкультура 

поведение 

район 

город 

область 

Россия 

совет класса 

стенгазета класса 

классные спектакли 

совет школы 

редколлегия школьной газеты 

школьные спектакли

 

Иванов

 

  

70,5 

2*2=4 

  

  

  

  

  

  

10 

87,5

 

7,5 

7,5 

7,5 

6

 

Петров

 

  

65 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

66

 

7,5 

7,5 

6

 

Сидоров

 

  

51,5 

  

3*2=6 

  

  

  

  

  

5*2=10 

5*2=10 

5*2=10 

30 

81,5

 

4,5 

4,5 

4,5

 

 

 

 

Тема 5

 

ПОРТФОЛИО КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ

 

НАКОПИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

 

 

 

1. Портфолио как средство  накопительной оценки

 

1.1. Особенности портфолио  как средства оценки.

 

1.2. Понятие портфолио и  его функции.

 

1.1. Одним из средств  индивидуальной накопительной оценки  знаний учащегося является портфолио  достижений ученика. Портфолио  в переводе с итальянского  означает «папка с документами». Благодаря ему можно судить  об учебных, творческих, коммуникативных  способностях школьника. 

 

Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника  в определенный период его обучения. Оно выступает важным элементом  практико-ориентированного подхода  к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину  конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального  прогресса в широком образовательном  контексте, продемонстрировать его  способности практически применять  приобретенные знания и умения.

 

 

В зарубежной образовательной  практике портфолио активно применяется  уже достаточно долгое время.

 

Портфолио предназначено  для того, чтобы систематизировать  накапливаемый опыт, знания, четче  определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование – со стороны преподавателей или  более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать  более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения  данной технологии не существует.

 

1.2. Определения портфолио  (по материалам американских исследований).

 

1. Коллекция работ учащегося,  которая демонстрирует усилия, прогресс  и достижения в определенной  области.

 

2. Антология работ учащегося,  предполагающая его непосредственное  участие в выборе работ, представляемых  на оценку, а также их самооценку  и самоанализ.

 

3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной  оценки и самооценки учебных  результатов учащегося. 

 

4. Выставка учебных достижений  учащегося по данному предмету  за данный период обучения.

 

5. Систематический и специально  организованный сбор доказательств,  используемый учителем и учащимися  для мониторинга знаний, навыков  и отношений обучаемых.

 

Функции портфолио.

 

·     Диагностическая  – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

 

·     Целеполагания  – поддерживает учебные цели.

 

·     Мотивационная  – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

 

·     Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых  работ.

 

·     Развивающая  – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

 

·     Рейтинговая  – показывает диапазон навыков и  умений.

 

Философия учебного портфолио  предполагает:

 

-        смещение  акцента с того, что учащийся  не знает и не умеет, на  то, что он знает и умеет  по данной теме и данному  предмету;

 

-         интеграцию количественной и  качественной оценок;

 

-         перенос педагогического ударения  с оценки педагога на самооценку  школьника [3].

 

Основной смысл портфолио - дать возможность каждому школьнику  показать все, на что он способен, создать  для ученика стимул роста. Достоинства  портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. Цель портфолио  для предпрофильной подготовки - выполнять  роль индивидуальной накопительной  оценки и наряду с результатами экзаменов  определять рейтинг выпускников  основной школы.

 

 

 

2. Типы портфолио, его  структура

 

2.1. Типы портфолио.

 

2.2. Структура портфолио. 

 

2.1. В зависимости от  целей создания портфолио бывают  разных типов. 

 

Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика, и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).

 

Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного  развития ученика, помогающее отследить  результативность его деятельности, как в количественном, так и  качественном плане. В эту папку  собираются все контрольные и  творческие работы ученика, которые  делались в течение определенного  срока, например, года (сочинения, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских  и психологических обследований и т. д.).

Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения