Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций
- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;
- шрифт всех заданий и вариантов ответов должен быть одинаков,
- экспериментатор не отвечает
на вопросы, не объясняет
2. Соблюдение одинаковых для всех условий тестирования.
Все тестируемые должны проходить тестирование в одинаковых условиях. Для этого необходимо четко соблюдать инструкцию для испытуемых и инструкцию для экспериментатора. Соответственно, в этих инструкциях должны быть четко указаны все необходимые для тестирования условия (сроки проведения, требования к помещению и оборудованию, требования к уровню квалификации экспериментатора и др.).
3. Объяснение результатов тестирования испытуемым.
Испытуемым необходимо предоставить информацию о полученных результатах, при этом рассказать о результатах необходимо, с одной стороны, объективно, с другой стороны, таким образом, чтобы испытуемый полностью понял всю информацию.
4. Соблюдение этических требований.
Существует несколько
профессиональных этических принципов,
обязательных для представителей всех
профессий, работающих с людьми. Например,
международный этический
Тема 8
Виды тестов и формы тестовых заданий
1. Классификация педагогических тестов
По целям использования выделяют (классификация предложена Гронлундом, ее же придерживаются М.Б. Челышкова, А.Н. Майоров):
1) входное тестирование (обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения);
2) формирующее и диагностическое тестирование (предполагает контроль формирования новых знаний и умений в процессе обучения, обеспечивает текущий контроль);
3) тематическое, итоговое, рубежное
тестирование обеспечивает
Два подхода к разработке тестов
1) нормативно-ориентированный,
2) критериально-ориентированный.
Соответственно различают два вида тестов:
– нормативно-ориентированный (позволяет сравнивать уровень учебных достижений испытуемых друг с другом);
– критериально-ориентированный (служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого-либо предмета, дисциплины, раздела, темы) [5].
Таблица 4
Сравнительный анализ нормативно-ориентированных
и критериально-
НОПТ
КОПТ
Цель тестирования
Сравнение уровня достижений испытуемых друг с другом
Оценка уровня достижений в соответствии со степенью освоения знаний и умений определенной области содержания
Критерий оценки
Стандартизированные нормы
Достаточная доля (%) проверяемого материала
Область содержания
Задания на проверку наиболее значимых элементов содержания
Для более полного охвата содержания составляется детальная спецификация теста (план), отражающая все элементы содержания
Сфера применения
Конкурсные отборы
(вступительные экзамены в вузы)
Оценка итогового уровня обученности (начальное, среднее, высшее образование); оценка эффективности программы обучения
Характеристика тестовых заданий
Задания должны быть среднего уровня трудности (от 0,3 до 0,7) и высокой дифференцирующей способности (больше 0,3)
Задания должны соответствовать спецификации и элементам проверяемого содержания. Задания могут быть различного уровня трудности.
Схема 2
Классификация видов тестов
По средствам предъявления педагогические тесты делятся на:
1) бланочные (испытуемые
отмечают или вписывают
2) компьютерные (задания высвечиваются на мониторе компьютера).
По степени однородности задач:
1) гомогенные (контроль знаний и умений по одному предмету, дисциплине);
2) гетерогенные (измерение
уровня подготовленности по
а) полидисциплинарный (проверка знаний по нескольким дисциплинам)
б) междисциплинарный (проверка знаний и умений в смежных дисциплинах (математика-физика, химия-биология, история-культурология)).
Типы тестов
I. Открытые (испытуемый сам записывает правильный ответ)
Формы тестовых заданий открытого типа
а) задания на дополнение (краткий ответ: формула, числовое выражение, слово и др.).
б) задания со свободно конструируемыми ответами (ответ в свободной, развернутой форме: решение задачи с пояснениями, небольшое сочинение. Должна оговариваться полнота ответа для получения максимального балла).
II. Закрытые (предполагают
выбор правильного ответа из
предложенных вариантов.
Формы тестовых заданий закрытого типа
а) задания альтернативных
ответов (задания с двумя ответами:
да - нет, правильно - неправильно). Имеют
очень высокий процент
б) задания с выбором нескольких правильных ответов;
в) задания на установление соответствия;
г) задания на установление правильной последовательности.
Требования к заданиям на дополнение.
1. Нацеленность каждого задания лишь на одно дополнение, место дополнения обозначается прочерком.
2. Постановка дополнения в конце задания.
3. Равная длина всех прочерков в тексте.
4. Указание единиц измерения после прочерка (при необходимости).
5. Исключение повторов и двойного отрицания в тексте задания.
Требования к заданиям с выбором ответов.
1. Краткая и четкая
формулировка задания и
2. Наличие основной,
полной информации в задании
к тесту, избегание
3. Соблюдение правил грамматики и сочетаемости при формулировании текста задания и ответов.
4. Исключение двойного отрицания.
5. Наличие только одного правильного ответа.
6. Избегание слов:
«все», «ни одного», «никогда»,
7. Одинаковая привлекательность дистракторов, их связь с содержанием тестируемого раздела.
8. Формулирование задания и вариантов ответа исключающих наличие ключа для других заданий.
9. Исключение заданий,
выполнение которых
Требования к заданиям на установление соответствий.
1. Выбор элементов
двух множеств по одному
2. Размещение в
тексте задания названий
3. Наличие нескольких правдоподобных дистракторов в правом списке.
4. Указание в
инструкции к заданию о
5. Число элементов
одного списка не должно
6. Расположение
всех заданий на одной
Тема 9
Компьютерное тестирование
Компьютерное тестирование – разновидность тестирования с использованием современных технических средств, имеющее ряд преимуществ по сравнению с традиционным бланочным тестированием (получение мгновенного результата, исключение предвзятости, нормирование трудности и объёма тестовых заданий, массовость, лёгкость обработки результатов, возможность тестирующих программ работать в режиме обучения).
Функции компьютерного теста
– обучение (в качестве дидактического обучающего средства);
– контроль ЗУНов учащихся;
– самообучение (тренажёр) и самоконтроль;
– дистанционное обучение;
– корректировка учебного процесса.
Инструментальные тестовые оболочки
Для создания тестов по предметной
области разрабатываются
Классы программ-оболочек
1. Универсальные (содержат
тестовую оболочку как
2. Специализированные (предназначены лишь для формирования тестов. Примеры: «Аист» (Москва), «I_now» (Иркутск), «Тест» (Красноярск) и др.
Для того чтобы разработать компьютерный вариант теста с помощью одной из названных выше программ, необходимо уяснить, какие формы тестовых заданий они допускают.
Показатели качественного компьютерного теста
– Восприимчивость к угадыванию тестируемым;
– восприимчивость к
– положительное влияние на тестируемого и педагога, который использует тест.
Компьютерные формы
тестовых заданий
1. Альтернативные вопросы (требуют ответа да – нет).
Закрытая форма вопроса: номер правильного ответа.
2. Задание на соответствие:
требует соотнести элементы
3. Задание на восстановление
правильной последовательности: требует
расположить элементы
4. Вопросы с шаблоном
ответа (предполагают числовой или
текстовой ввод правильного
5. Вопросы с выбором
нескольких вариантов (
6. Конструирование ответа
(шаблонный и бесшаблонный
7. Задание на конструирование
изображений: с помощью
8. Задание на демонстрацию
с движущимися объектами.
Выбор формы представления задания определяется
• особенностями инструментальных тестовых программ (тестовыми оболочками);
• особенностями предметной области;
• опытом и мастерством экспертов.
Рекомендации по разработке вопросов
к компьютерному тесту
1. При выборе того или иного метода ввода ответов следует исходить в первую очередь из специфики учебного материала.
2. Выборочный метод (вопросы
с выбором ответов)
3. Наибольшую объективность
проверки знаний обеспечивает
результативный метод ввода
4. Методы с обозначенным
порядком ввода ответов
5. Вопросы лучше формулировать в форме заданий.
6. При постановке вопросов
и формулировании вариантов
Готовность к компьютерному тестированию
Под общей готовностью к компьютерному тестированию понимается интегративное личностное качество. Становление общей готовности осуществляется в процессе целенаправленной, специально организованной деятельности по подготовке.
Содержание готовности
к компьютерному тестированию:
– мотивационный компонент,
– когнитивный компонент,
– процессуальный компонент.
Мотивационный компонент готовности к компьютерному тестированию включает:
– положительное отношение к компьютерному тестированию;
– четкое и полное осознание значения компьютерного тестирования для системы образования и себя лично;
– понимание роли компьютерного тестирования на современном этапе развития системы образования;
Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения