Современные средства оценивания результатов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций

Описание

- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

Работа состоит из  1 файл

Совр ср оцен..docx

— 108.43 Кб (Скачать документ)

 

- шрифт всех заданий  и вариантов ответов должен  быть одинаков,

 

- экспериментатор не отвечает  на вопросы, не объясняет содержания  заданий, не комментирует варианты  ответов и задания. 

 

2. Соблюдение одинаковых  для всех условий тестирования.

 

Все тестируемые должны проходить  тестирование в одинаковых условиях. Для этого необходимо четко соблюдать  инструкцию для испытуемых и инструкцию для экспериментатора. Соответственно, в этих инструкциях должны быть четко  указаны все необходимые для  тестирования условия (сроки проведения, требования к помещению и оборудованию, требования к уровню квалификации экспериментатора и др.).

 

3. Объяснение результатов  тестирования испытуемым.

 

Испытуемым необходимо предоставить информацию о полученных результатах, при этом рассказать о результатах  необходимо, с одной стороны, объективно, с другой стороны, таким образом, чтобы испытуемый полностью понял  всю информацию.

 

4. Соблюдение этических  требований.

 

Существует несколько  профессиональных  этических  принципов, обязательных для представителей всех профессий, работающих с людьми. Например, международный этический стандарт психологов включает в себя принципы ответственности (за свою работу и принимаемые  решения), компетентности, этической  и юридической правомочности, квалифицированной  пропаганды профессии психолога, конфиденциальности (сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента, информирования клиента о целях обследования, морально-позитивного эффекта исследования, гражданственности и патриотизма.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8

 

Виды тестов и формы  тестовых заданий

 

 

 

1. Классификация педагогических  тестов

 

 

 

По целям использования  выделяют (классификация предложена Гронлундом, ее же придерживаются М.Б. Челышкова, А.Н. Майоров):

 

1) входное тестирование (обеспечивает  проверку знаний и умений в  начале обучения);

 

2) формирующее и диагностическое  тестирование (предполагает контроль  формирования новых знаний и  умений в процессе обучения, обеспечивает  текущий контроль);

 

3) тематическое, итоговое, рубежное  тестирование обеспечивает определение  итоговых достижений [16].

 

 

 

Два подхода к разработке тестов

 

 

 

1) нормативно-ориентированный, 

 

2) критериально-ориентированный.

 

Соответственно различают  два вида тестов:

 

– нормативно-ориентированный (позволяет сравнивать уровень учебных  достижений  испытуемых друг с другом);

 

– критериально-ориентированный (служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого-либо предмета, дисциплины, раздела, темы) [5].

 

 

 

Таблица 4

 

Сравнительный анализ нормативно-ориентированных

 

 и критериально-ориентированных  тестов

  НОПТ 

КОПТ

 

Цель тестирования 

Сравнение уровня достижений испытуемых друг с другом 

Оценка уровня достижений в соответствии со степенью освоения знаний и умений  определенной области  содержания

 

Критерий оценки  

Стандартизированные нормы 

Достаточная доля (%) проверяемого материала

 

Область содержания 

Задания на проверку наиболее значимых элементов содержания 

Для более полного охвата содержания составляется детальная  спецификация теста (план), отражающая все элементы содержания

 

Сфера применения 

Конкурсные отборы

 

(вступительные экзамены  в вузы) 

Оценка итогового уровня обученности (начальное, среднее, высшее образование); оценка эффективности  программы обучения

 

Характеристика тестовых заданий 

Задания должны быть среднего уровня трудности (от 0,3 до 0,7) и высокой  дифференцирующей способности (больше 0,3) 

Задания должны соответствовать  спецификации и элементам проверяемого содержания. Задания могут быть различного уровня трудности.

 

 

Схема 2

 

Классификация видов тестов

 

 

 

 

 

 

По средствам предъявления педагогические тесты делятся на:

 

1) бланочные (испытуемые  отмечают или вписывают правильные  ответы на бланке);

 

2) компьютерные (задания высвечиваются  на мониторе компьютера).

 

 

 

По степени однородности задач:

 

1) гомогенные (контроль знаний  и умений по одному предмету, дисциплине);

 

2) гетерогенные (измерение  уровня подготовленности по нескольким  учебным предметам).

 

а) полидисциплинарный (проверка знаний по нескольким дисциплинам) 

 

б) междисциплинарный (проверка знаний и умений в смежных дисциплинах (математика-физика, химия-биология, история-культурология)).

 

 

 

Типы тестов

 

I. Открытые (испытуемый сам  записывает правильный ответ)

 

 

 

Формы тестовых заданий открытого  типа

 

а) задания на дополнение (краткий ответ: формула, числовое выражение, слово и др.).

 

б) задания со свободно конструируемыми  ответами (ответ в свободной, развернутой  форме: решение задачи с пояснениями, небольшое сочинение. Должна оговариваться  полнота ответа для получения  максимального балла).

 

 

 

II. Закрытые (предполагают  выбор правильного ответа из  предложенных вариантов. Оптимальное  количество альтернативных ответов  - 4-5. Неправильные, но правдоподобные  ответы, то есть похожие на  правильные, называются дистракторами  (от англ. distract - отвлекать).

 

 

 

 

 

Формы тестовых заданий закрытого  типа

 

а) задания альтернативных ответов (задания с двумя ответами: да - нет, правильно - неправильно). Имеют  очень высокий процент угадывания (50%), их одиночное использование  в тесте считается неэффективным;

 

б) задания с выбором  нескольких правильных ответов;

 

в) задания на установление соответствия;

 

г) задания на установление правильной последовательности.

 

 

 

Требования к заданиям на дополнение.

 

1.    Нацеленность  каждого задания лишь на одно  дополнение, место дополнения обозначается  прочерком.

 

2.    Постановка дополнения  в конце задания.

 

3.    Равная длина  всех прочерков в тексте.

 

4.    Указание единиц  измерения после прочерка (при  необходимости).

 

5.    Исключение повторов  и двойного отрицания в тексте  задания.

 

 

 

Требования к заданиям с выбором ответов.

 

1.    Краткая и четкая  формулировка задания и вариантов  ответа, исключение двусмысленности.

 

2.    Наличие основной, полной информации в задании  к тесту, избегание повторяющихся  слов и выражений в вариантах  ответа.

 

3.    Соблюдение правил  грамматики и сочетаемости при  формулировании текста задания  и ответов.

 

4.    Исключение двойного  отрицания.

 

5.    Наличие только  одного правильного ответа.

 

6.    Избегание слов: «все», «ни одного», «никогда»,  «всегда» и выражений «все  перечисленные», «ни один из перечисленных» (могут способствовать угадыванию  правильного ответа).

 

7.    Одинаковая привлекательность  дистракторов, их связь с содержанием  тестируемого раздела.

 

8.    Формулирование  задания и вариантов ответа  исключающих наличие ключа для  других заданий.

 

9.    Исключение заданий,  выполнение которых основывается  на субъективном мнении испытуемого.

 

 

 

Требования к заданиям на установление соответствий.

 

1.    Выбор элементов  двух множеств по одному основанию.

 

2.    Размещение в  тексте задания названий каждого  столбца (обобщающее определение  множества).

 

3.    Наличие нескольких  правдоподобных дистракторов в  правом списке.

 

4.    Указание в  инструкции к заданию о наличии  дистракторов и о количестве  возможных использований элементов  второго списка.

 

5.    Число элементов  одного списка не должно превышать  10.

 

6.    Расположение  всех заданий на одной странице, недопущение переноса отдельных  элементов. В изложении темы  использованы материалы курса  лекций Ю.А. Воронина и др. [3].

 

 

 

Тема 9

 

Компьютерное тестирование

 

 

 

Компьютерное тестирование – разновидность тестирования с  использованием современных технических  средств, имеющее ряд преимуществ  по сравнению с традиционным бланочным  тестированием (получение мгновенного  результата, исключение предвзятости, нормирование трудности и объёма тестовых заданий, массовость, лёгкость обработки результатов, возможность  тестирующих программ работать в  режиме обучения).

 

 

 

Функции компьютерного теста

 

 

 

– обучение (в качестве дидактического обучающего средства);

 

– контроль ЗУНов учащихся;

 

– самообучение (тренажёр) и  самоконтроль;

 

– дистанционное обучение;

 

– корректировка учебного процесса.

 

 

 

Инструментальные тестовые оболочки

 

 

 

Для создания тестов по предметной области разрабатываются специальные  инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий.

 

 

 

Классы программ-оболочек

 

 

 

1. Универсальные  (содержат  тестовую оболочку как составную  часть. Примеры: «Адонис» (Москва), «Linkway» (Microsoft), «Фея» (Томск), «Радуга» (Москва) и т. п.

 

 

 

2. Специализированные (предназначены  лишь для формирования тестов. Примеры: «Аист» (Москва), «I_now» (Иркутск), «Тест» (Красноярск) и др.

 

 

 

Для того чтобы разработать  компьютерный вариант теста с  помощью одной из названных выше программ, необходимо уяснить, какие  формы тестовых заданий они допускают.

 

 

 

Показатели качественного  компьютерного теста

 

 

 

– Восприимчивость к угадыванию тестируемым;

 

– восприимчивость к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого;

 

– положительное влияние  на тестируемого и педагога, который  использует тест.

 

 

 

Компьютерные формы представления

 

 тестовых  заданий

 

 

 

1. Альтернативные вопросы  (требуют ответа да – нет).

 

Закрытая форма вопроса: номер правильного ответа.

 

2. Задание на соответствие: требует соотнести элементы двух  множеств.

 

3. Задание на восстановление  правильной последовательности: требует  расположить элементы множества  в определённом порядке. 

 

4. Вопросы с шаблоном  ответа (предполагают числовой или  текстовой ввод правильного ответа).

 

5. Вопросы с выбором  нескольких вариантов (ключевых  слов, изображений, обозначений).

 

6. Конструирование ответа (шаблонный и бесшаблонный варианты): ответ формируется путем последовательного  выбора его элементов из инструментария  по типу меню.

 

7. Задание на конструирование  изображений: с помощью графредактора,  меню изображений (аналогично  предыдущему примеру).

 

8. Задание на демонстрацию  с движущимися объектами. Ответ  в виде действия тестируемого (определенный набор клавиш). (Пример: клавиатурный тренажер на время.)

 

 

 

Выбор формы представления  задания определяется

 

 

 

• особенностями инструментальных тестовых программ (тестовыми оболочками);

 

• особенностями предметной области;

 

• опытом и мастерством  экспертов.

 

 

 

Рекомендации по  разработке вопросов

 

 к компьютерному тесту

 

 

 

1. При выборе того или  иного метода ввода ответов  следует исходить в первую  очередь из специфики учебного  материала.

 

2. Выборочный метод (вопросы  с выбором ответов) целесообразно  применять только в тех случаях,  когда характер   учебного материала  не позволяет применять другие  методы ввода ответов.

 

3. Наибольшую объективность  проверки знаний обеспечивает  результативный метод ввода ответов.  Его желательно применять всегда, когда позволяет характер материала.

 

4. Методы с обозначенным  порядком ввода ответов относительно  сложны, и их целесообразно использовать  только для проверки знаний  подготовленных соответствующим  образом проверяемых.

 

5. Вопросы лучше формулировать  в форме заданий.

 

6. При постановке вопросов  и формулировании вариантов ответов  необходимо избегать двусмысленностей, двояких толкований, вопросов в  отрицательной форме, формулировок,    несущих в себе элемент подсказки,  а также явно абсурдных.

 

 

 

Готовность к компьютерному  тестированию

 

 

 

Под общей готовностью  к компьютерному тестированию понимается интегративное личностное качество. Становление общей готовности осуществляется в процессе целенаправленной, специально организованной деятельности по подготовке.

 

 

 

 

 

Содержание готовности

 

к компьютерному  тестированию:

 

– мотивационный компонент,

 

– когнитивный компонент,

 

– процессуальный компонент.

 

 

 

Мотивационный компонент  готовности к компьютерному тестированию включает:

 

– положительное отношение  к компьютерному тестированию;

 

– четкое и полное осознание  значения компьютерного тестирования для системы образования и  себя лично;

 

– понимание роли компьютерного  тестирования на современном этапе  развития системы образования;

Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения