Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций
- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;
Тесты Дж. Кеттелла были типичными среди большого количества серий тестов, разработанных в последнее десятилетие ХIХ века. Такие серии применялись для школьников, студентов и взрослых людей в Америке повсеместно. В основном они были направлены на измерение простых сенсорных и моторных процессов, хотя их авторы заявляли, что тесты предназначены для измерения интеллекта. Первая проверка этих тестов показала их слабую внутреннюю согласованность и то, что их результаты не соответствовали оценке интеллекта испытуемых независимыми экспертами.
В Европе в это время тесты, например, тесты Э. Крепелина и Г. Эббингауза, были более сложными и объективными.
Дж. Кеттелл активно
Новый этап в развитии тестологии
связан с деятельностью французского
психолога Альфреда Бине (1857 - 1911). Он
разрабатывает оригинальные методики
измерения интеллекта. А. Бине не устраивали
попытки оценить уровень
Шкала Бине-Симона (шкала 1905 года) состояла из 30 заданий, которые были расположены по возрастанию трудности. Уровень трудности был определен по результатам обследования 50 нормальных детей в возрасте от 3 до 11 лет и небольшого числа слабоумных детей. Тесты были рассчитаны на оценку способности к суждению, пониманию и рассуждению, которые, по мнению А. Бине, и являются основными компонентами интеллекта. Вероятность успешного выполнения определялась возрастающей трудностью заданий теста и увеличивалась в зависимости от возраста испытуемого.
В 1908 году появляется новый
переработанный вариант шкалы: увеличивается
количество заданий, убираются неудачные
задания, расширяется выборка
Тесты Бине-Симона привлекли
внимание психологов разных стран. Они
активно переводились и адаптировались.
В Америке появилось много
переработанных вариантов тестов Бине-Симона.
Одним из удачных вариантов признан
тест, разработанный Левисом
Активная работа по созданию, совершенствованию и применению тестов сопровождалась разработкой статистических методов обработки полученных результатов (К. Пирсон, Ч.Спирмен).
В начале возникновения
и становления тест как измерительный
инструмент использовался только в
рамках эксперимента, был предназначен
исключительно для
В 1915 г. американец Р.М. Йеркс предлагает новую систему подсчета результатов испытуемых. Он вводит балльную систему (за правильное решенное задание теста испытуемый получает определенное количество баллов) вместо возрастных долей, которые использовались А.Бине. Полученное количество баллов затем переводилось в коэффициент одаренности или успешности в соответствии с разработанными стандартами [3].
2. Психологические и
В начале ХХ века также возникает идея использования тестирования для измерения уровня учебных достижений. Американский психолог В.А.Макколл предлагает разделить тесты на психологические (определение уровня умственного развития) и педагогические (измерение успешности учащихся по предметам за определенный период обучения). Целью педагогического тестирования, по мысли Макколла, должно быть выделение и объединение учащихся с близкими показателями уровня обученности.
Основоположником
3. Тестология в России
В России интерес к разработке
тестов и практике их использования
формируется в 20-х г. ХХ века. Видные
российские психологи и педагоги
занимались этой проблемой, среди них
С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов,
М.С. Бернштейн, Л.С. Выготский, Г.И. Залкинд
и др. В книге С.М.Василейского
«Введение в теорию и технику
психологического, педологического
и психотехнического
Под руководством П.П.Блонского
осуществлялась проверка шкалы Бине-Симона,
создание школьных тестов и построение
стандартов. В Ленинградском научно-
Постановление ЦКВКП(б) «О педологических
извращениях в системе
Только в 60-е годы в дидактику возвращаются тесты (через систему программированного обучения). Однако следует отметить, что и в 40-60 годы тесты использовались, но в виде «контрольных заданий», «самостоятельных работ», упражнений и т. п.
В 1970-1980 гг. резко критиковалась традиционная система контроля знаний. В бывшем Советском Союзе развитие дидактической тестологии связано с работами Н.Ф. Талызиной по программированному обучению и В.П. Беспалько по проблемам педагогической технологии.
Отмечая, что учебные методы
контроля пригодны для непосредственного
общения учителя со школьниками
на уроке по конкретным изучаемым
на занятии вопросам, В.П. Беспалько
пишет, что для оценки качества знаний
эти методы контроля не годятся, так
как необходимые
В настоящее время в
нашей стране появилось несколько
центров, в которых профессионально
занимаются работой с тестовыми
технологиями. Среди наиболее активных
следует отметить Центр тестирования
Министерства образования Российской
Федерации, занимающийся тестированием
выпускников
4. Современное развитие тестологии
В 10-20 гг. ХХ века тестирование выходит за рамки научного эксперимента и превращается в массовое явление. Для упорядочения работы по разработке и использованию тестов создаются специальные организации и службы государственного уровня. В 1926 г. Совет колледжей США принял тест SAT и утвердил наборы заданий для профессиональной оценки деятельности педагогов.
В 1947 г. в США создается
Служба тестирования в образовании
(Educational Testing Service), которая является
и научно-исследовательским
К 1961 году только в США были созданы 2126 стандартизированных тестов. Здесь существует множество тестовых издательств, общая продукция которых представляет несколько тысяч различных тестов.
Возникло новое направление
педагогического тестирования - международные
сравнительные исследования, с целью
оценки качества образования различных
стран. Проведение международных исследований
предоставляет странам
Россия стала членом IEA
в 1991 г. и с этого времени принимает
активное участие во всех ее исследованиях
(TIMSS - третьем международном
Во второй половине ХХ века
разрабатывается более
В середине 70-х гг. ХХ века разработаны новые критерии, предъявляемые к тесту как способу оценки качества:
· адаптивность систем тестирования к качеству выводов испытуемых;
· объективность педагогических измерений;
· экономия ресурсов и времени проверок;
· ограничение места для записи тестируемых заключений;
· возможность применения различных форм предъявления тестовых заданий. В изложении темы использованы материалы курса лекций Ю.А. Воронина и др. [5].
Тема 7
Психологические тесты: термины
и определения. Психолого-педагогические аспекты тестирования
1. Понятийный аппарат тестологии
1.1. Понятие теста.
1.2. Надёжность и валидность теста.
1.3. Психологические аспекты тестирования.
1.1. Отечественная педагогическая
тестология - очень молодая
наука. В настоящий момент в
различных изданиях по теории
и практике тестирования можно
встретить различное
Термин «тест» (от англ. test
- испытание, исследование) имеет в
русском языке несколько
Существуют различные точки зрения при определении понятия «тест».
1) Тест - это инструмент, состоящий
из квалиметрически выверенной
системы тестовых заданий,
2) В.С. Аванесов предлагает различение теста как метода и теста как инструмента.
Тест как метод предполагает
технологию измерения, которая включает
в себя разработку системы тестовых
заданий с заданными
Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения