Современные средства оценивания результатов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций

Описание

- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

Работа состоит из  1 файл

Совр ср оцен..docx

— 108.43 Кб (Скачать документ)

 

Тесты Дж. Кеттелла были типичными  среди большого количества серий  тестов, разработанных в последнее  десятилетие ХIХ века. Такие серии  применялись для школьников, студентов  и взрослых людей в Америке  повсеместно. В основном они были направлены на измерение простых  сенсорных и моторных процессов, хотя их авторы заявляли, что тесты  предназначены для измерения  интеллекта. Первая проверка этих тестов показала их слабую внутреннюю согласованность  и то, что их результаты не соответствовали  оценке интеллекта испытуемых независимыми экспертами.

 

В Европе в это время  тесты, например, тесты Э. Крепелина  и Г. Эббингауза,  были более сложными и объективными.

 

Дж. Кеттелл активно пропагандировал  новые методы измерения. В течение 1895 - 1896 гг. в Америке создаются  два национальных комитета, с целью  организации тестологов в области  теоретических исследований и практики создания качественных тестов и их применения.

 

Новый этап в развитии тестологии связан с деятельностью французского психолога Альфреда Бине (1857 - 1911). Он разрабатывает оригинальные методики измерения интеллекта. А. Бине не устраивали попытки оценить уровень интеллекта через измерение элементарных психических  процессов. Он идет по пути измерения  сложных интеллектуальных функций. Работа в Комиссии по изучению методов  обучения умственно отсталых детей  с 1904 года дала возможность А. Бине реализовать  свои идеи на практике. Совместно с  Теодором Симоном А. Бине создает  тестовые задания, направленные на дифференциацию детей способных к обучению, но ленивых или отстающих, и на детей  умственно отсталых.

 

Шкала Бине-Симона (шкала 1905 года) состояла из 30 заданий, которые  были расположены по возрастанию  трудности. Уровень трудности был  определен  по результатам обследования 50 нормальных детей в возрасте от 3 до 11 лет и небольшого числа слабоумных детей. Тесты были рассчитаны на оценку способности к суждению, пониманию  и рассуждению, которые, по мнению А. Бине, и являются основными компонентами интеллекта. Вероятность успешного  выполнения определялась возрастающей трудностью заданий теста и увеличивалась  в зависимости от возраста испытуемого.

 

В 1908 году появляется новый  переработанный вариант шкалы: увеличивается  количество заданий, убираются неудачные  задания, расширяется выборка стандартизации. Бине и Симон заявляют и новую  цель шкалы: теперь это не только дифференциация детей на нормальных и умственно  отсталых, но и выделение среди  нормальных детей  различных возрастных  уровней интеллектуального развития. Группировка тестов по возрастным уровням  позволила определить нормы для  детей разных возрастных категорий. Дальнейшая модификация шкалы была сосредоточена на ее стандартизации и определении ее валидности.

 

Тесты Бине-Симона привлекли  внимание психологов разных стран. Они  активно переводились и адаптировались. В Америке появилось много  переработанных вариантов тестов Бине-Симона. Одним из удачных вариантов признан  тест, разработанный Левисом Мадисоном  Терменом (Странфордская шкала интеллекта Бине). В этом варианте был впервые  использован коэффициент интеллектуальности - показатель умственного развития (IQ).

 

Активная работа по созданию, совершенствованию и применению тестов сопровождалась разработкой  статистических  методов обработки  полученных результатов (К. Пирсон, Ч.Спирмен).

 

В начале  возникновения  и становления тест как измерительный  инструмент использовался только в  рамках эксперимента, был предназначен исключительно для индивидуального  измерения. Групповые тесты впервые  появились в США в 1917 году, когда  Америка вступила в Первую мировую  войну, и возникла необходимость  быстро определить интеллектуальный уровень  полутора миллионов вступающих в  ряды армии. С этой целью использовались тесты интеллекта Артура Синтона  Отиса. Тесты Отиса включали два  вида: альфа-вербальный тест для владеющих  английским языком и бета-тест –  невербальный, рассчитанный на неграмотных  и новобранцев иностранного происхождения. По окончании Первой мировой войны  после некоторой переработки  эти тесты стали повсеместно  использоваться как групповые тесты  интеллекта в образовательных учреждениях, среди взрослого населения.

 

В 1915 г. американец Р.М. Йеркс  предлагает новую систему подсчета результатов испытуемых. Он вводит балльную систему (за правильное решенное задание теста испытуемый получает определенное количество баллов) вместо возрастных долей, которые использовались А.Бине. Полученное количество баллов затем переводилось в коэффициент  одаренности или успешности в  соответствии с разработанными стандартами [3].

 

 

 

2. Психологические и педагогические  тесты

 

В начале ХХ века также возникает  идея использования тестирования для  измерения уровня учебных достижений. Американский психолог В.А.Макколл  предлагает разделить тесты на психологические (определение уровня умственного  развития) и педагогические (измерение  успешности учащихся по предметам за определенный период обучения). Целью  педагогического тестирования, по мысли  Макколла, должно быть выделение и  объединение учащихся с близкими показателями уровня обученности.

 

Основоположником педагогических измерений считается американский психолог Эдуард Ли Торндайк, который  создал первый педагогический тест (ability tests). Первые тесты учебных достижений представляли собой тесты на решение  арифметических задач, правописание, оценку почерка, рассуждение. Свои выводы по использованию  тестовых методов в педагогике Торндайк обобщает в книге «Введение в  теорию психологии и социальных измерений» (1904).

 

 

 

3. Тестология в России

 

В России интерес к разработке тестов и практике их использования  формируется в 20-х г. ХХ века. Видные российские психологи и педагоги занимались этой проблемой, среди них  С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, Л.С. Выготский, Г.И. Залкинд  и др. В книге С.М.Василейского «Введение в теорию и технику  психологического, педологического  и психотехнического исследования» (1927) изложены основные теоретические  и практические принципы создания и  использования тестов. В работе также  были освещены вопросы статистической обработки результатов, проведения тестирования, методы изучения различных  профессий. В 1925 году при педагогическом отделе Института методов школьной работы была создана особая Тестовая комиссия, которая способствовала организации  деятельности педагогов и психологов по разработке тестов для советской  школы. На основе американских были разработаны  тесты по счету, решению задач, на понимание чтения, на правописание, на знание географической карты. Тесты  сопровождались инструкциями по его  проведению и выполнению заданий, а  также личными карточками учета  роста учебных достижений учащегося.

 

Под руководством П.П.Блонского  осуществлялась проверка шкалы Бине-Симона, создание школьных тестов и построение стандартов. В Ленинградском научно-педагогическом институте им. А.И.Герцена и Детском  обследовательском институте им. А.С. Грибоедова разрабатывались тесты  диагностики одаренности и тесты  школьной успешности для массовых обследований детей нормальных школ.

 

Постановление ЦКВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) запрещает использование тестов в педагогической практике советской  школы. Тестология как наука и  тестирование как метод измерения  также прекращает свое существование  в нашей стране на долгие годы.

 

Только в 60-е годы в дидактику  возвращаются тесты (через систему  программированного обучения). Однако следует отметить, что и в 40-60 годы  тесты использовались, но в виде «контрольных заданий», «самостоятельных работ», упражнений и т. п.

 

В 1970-1980 гг. резко критиковалась  традиционная система контроля знаний. В бывшем Советском Союзе развитие дидактической тестологии связано  с работами Н.Ф. Талызиной по программированному обучению и В.П. Беспалько по проблемам  педагогической технологии.

 

 

Отмечая, что учебные методы контроля пригодны для непосредственного  общения учителя со школьниками  на уроке по конкретным изучаемым  на занятии вопросам, В.П. Беспалько  пишет, что для оценки качества знаний эти методы контроля не годятся, так  как необходимые диагностичность, точность и воспроизводимость результатов  в них не заложены. Аналогичными недостатками страдают и обычные  письменные контрольные работы. Поэтому  необходима специальная разработка материалов тестов, ориентированных  на уровни решения тех или иных учебных задач. Сейчас такой подход разделяется многими педагогами.

 

В настоящее время в  нашей стране появилось несколько  центров, в которых профессионально  занимаются работой с тестовыми  технологиями. Среди наиболее активных следует отметить Центр тестирования Министерства образования Российской Федерации, занимающийся тестированием  выпускников общеобразовательных  учреждений, Центр тестирования профессионального  образования, Центр психологического и профессионального тестирования МГУ и целый ряд других.

 

4. Современное развитие  тестологии

 

В 10-20 гг. ХХ века тестирование выходит за рамки научного эксперимента и превращается в массовое явление. Для упорядочения работы по разработке и использованию тестов создаются  специальные  организации и службы государственного уровня. В 1926 г. Совет  колледжей США принял тест SAT и  утвердил наборы заданий для профессиональной оценки деятельности педагогов.

 

В 1947 г. в США создается  Служба тестирования в образовании (Educational Testing Service), которая является и научно-исследовательским центром, и организацией, контролирующей проведение тестирования на всех уровнях образования  в стране.

 

К 1961 году только в США  были созданы 2126 стандартизированных  тестов. Здесь существует множество  тестовых издательств, общая продукция  которых представляет несколько  тысяч различных тестов.

 

Возникло новое направление  педагогического тестирования - международные  сравнительные исследования, с целью  оценки качества образования различных  стран. Проведение международных исследований предоставляет странам возможность  всесторонней оценки эффективности  своих образовательных программ и сравнения подготовки своих  учащихся с международными стандартами. Лидирующая роль в проведении подобных исследований принадлежит Международной  ассоциации по оценке учебных достижений (IEA - International Association for the Educational Achievement) - независимой организации, объединяющей научные центры более 50 стран мира, и проводящей сравнительные исследования по оценке эффективности образовательных систем стран мира, осуществляющих различную политику в области образования. Первые исследования IEA  проводились совместно с ЮНЕСКО. За 35 лет существования, начиная с 1959 года, IEA проведено более 15 исследований. Во многих странах мира результаты исследований IEA  дали толчок или явились основой для проведения реформ в области образования.

 

Россия стала членом IEA в 1991 г. и с этого времени принимает  активное участие во всех ее исследованиях (TIMSS - третьем международном исследовании по естественно-математическому образованию, LES - исследовании по иностранным языкам и CIVIC - исследовании по социальным наукам).

 

Во второй половине ХХ века разрабатывается более совершенная  модель анализа полученных результатов - современная теория тестов (IRT). В  этот период теория тестов из описательной науки начинает превращаться в науку  об отношениях, о законах функционирования и оценивания поведения испытуемых. Параллельно разрабатывались компьютерные программы для обработки тестовых результатов с помощью моделей IRT.

 

В середине 70-х гг. ХХ века разработаны новые критерии, предъявляемые  к тесту как способу оценки качества:

 

·   адаптивность систем тестирования к качеству выводов  испытуемых;

 

·   объективность педагогических измерений;

 

·   экономия ресурсов и  времени проверок;

 

·   ограничение места  для записи тестируемых заключений;

 

·   возможность применения различных форм предъявления тестовых заданий. В изложении темы использованы материалы курса лекций Ю.А. Воронина и др. [5].

 

 

 

Тема 7

 

Психологические тесты: термины

 

и определения. Психолого-педагогические аспекты тестирования

 

 

 

1. Понятийный аппарат тестологии

 

1.1. Понятие теста.

 

1.2. Надёжность и валидность  теста.

 

1.3. Психологические аспекты  тестирования.

 

 

 

1.1. Отечественная педагогическая  тестология  -  очень молодая  наука. В настоящий момент в  различных изданиях по теории  и практике тестирования можно  встретить различное толкование  и определение одних и тех  же понятий, для обозначения  одного явления может использоваться  несколько синонимических терминов, основная группа терминов имеет  иноязычное происхождение. 

 

Термин «тест» (от англ. test - испытание, исследование) имеет в  русском языке несколько значений (см. словарь иностранных слов). Но нас интересует только значение, которое  используется в тестологии.

 

Существуют различные  точки зрения при определении  понятия «тест».

 

1) Тест - это инструмент, состоящий  из квалиметрически выверенной  системы тестовых заданий, стандартизированной  процедуры проведения и заранее  спроектированной технологии и  анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений,  изменение которых возможно в процессе систематического обучения [8].

 

2) В.С. Аванесов предлагает  различение теста как метода  и теста как инструмента.

 

Тест как метод предполагает технологию измерения, которая включает в себя разработку системы тестовых заданий с заданными качественными  и количественными характеристиками для объективного и надежного  оценивания учебных достижений испытуемых, стандартизированную процедуру  проведения тестирования, методы статистической обработки, анализа и интерпретации  полученных результатов.

Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения