Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 14:28, реферат
Сам феномен воспитания дан человечеству изначально и навечно. Люди всегда, независимо от уровня развития своего сознания и созидательной цели, даже если они вообще не осознают этот процесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке неуловимых воспитательных взаимодействий и воздействий. Истина воспитания, как объективного родового и вечного общественного явления, в самой общей абстрактной форме состоит в том, что оно изначально, с момента появления социума, полно идеями, скрытыми до времени реальными возможностями и сознательного и эффективного вмешательства взрослых в подготовку подрастающих поколений.
Понятие о воспитании. Диалектика и движущие силы воспитательного процесса
Идея национального воспитания
Психолого-педагогические проблемы семьи
Гуманистический характер воспитания предусматривает построение его содержания и форм на основе глубокого понимания воспитателем природы воспитанников, их индивидуальных черт и возможностей, уважения к личности ребенка, заботы о его гармоническом развитии, установления сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.
Такой подход предусматривает отношение к каждому воспитаннику как к неповторимой личности, субъекта свободного развития, признание его прав, исходя из совокупности знаний о человеке. В связи с этим первоочередного значения приобретает деятельность социальных и психологических служб, которые способны на профессиональном уровне обеспечить дифференциацию и индивидуализацию воспитательного влияния.
Данная концепция имеет своей целью определить приоритетные задачи воспитания в национальной системе образования и основные направления их реализации на современном этапе развития украинского общества.
Идеалом национального воспитания является гармонически развит, высокообразованный, социально активен и национально сознательный человек, который наделен глубокой гражданственной ответственностью, высокими духовными качествами, семейными и патриотическими чувствами является носителем лучших достижений национальной и мировой культуры, способен к саморазвитию и самоусовершенствованию.
Главная цель национального воспитания - приобретение молодым поколением социального опыта, унаследование духовных достижений украинского народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование в молодежи, независимо от ее национальной принадлежности, черт гражданина Украинского государства, развитой духовности, нравственной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры.
Основные направления национального воспитания.
Патриотическое воспитание - формирование патриотических чувств означает выработка высокого идеала служения народу, готовности к трудовому и героическому подвигу во имя процветания украинского государства.
Правовое воспитание - формирование правовой культуры - привитие уважения к правам и свободам человека и гражданина, Конституции Украины, государственных символов (Герба, Прапору, Гимну); знание и соблюдение в поведении Законов Украины; активное противодействие личностям и учреждениям, которые нарушают законы, приносят урон государству.
Нравственное воспитание - привитие и развитие нравственных чувств, убеждений и потребностей вести себя достойно с моральными нормами, которые действуют в обществе. Овладение духовной культурой человечества, нации, ближайшего социального окружения. Наследование лучших нравственных примеров своей семьи, украинского народа, нравственных общечеловеческих качеств.
Художественно-
Трудовое воспитание - формирование творческой, трудолюбивой личности, умелого хозяина, который имеет соответствующие навыки и умения, профессиональным мастерством, на основе современных знаний о рыночной экономике может самостоятельно найти применение собственным способностям в системе производства, науки, образования.
Физическое воспитание - утверждение здорового способа жизни как неотъемлемого элемента общей культуры личности. Полноценное физическое развитие личности, формирование ее физических способностей, укрепление здоровья, гармонии тела и духа, человека и природы - основа физического воспитания.
Экологическое воспитание детей и молодежи предусматривает формирование экологической культуры личности, осознание себя частью природы, чувство ответственности за нее как за национальное богатство, основу жизни на земле, привлечение воспитанников к активной экологической деятельности.
Рассмотренные направления воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют самостоятельное теоретико-методологическое значение. Вместе с тем, все они создают целостную систему национального воспитания.
В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Теперь - о самой проблеме. Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре - последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.
Причины конфликтов и их профилактика
Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Чем же характеризуются такие отношения? Прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Умение родителей чутко понять мир ребенка, его возрастные запросы.
Особая сфера духовных контактов - развитие отношений детей к жизненным перспективам, к жизненной деятельности, к людям, к себе. Яркие примеры такого содружества - некоторые семьи замечательных людей. Семейные традиции деятелей культуры и науки, искусства, спорта.
Потребностью этого назвать нельзя, но родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними.
Это менее полная степень контактов. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены. Наметилась едва ощутимая «трещинка» в душевных связях между родителями и детьми. Недостаточная чуткость со стороны родителей, душевной тонкости, такта в конкретных ситуациях, недооценка потребностей ребенка быть личностью и т.д. едва заметные признаки возникающей дистанции уже дают родителям повод для серьезных профилактических размышлений.
Скорее родители стараются вникать в интересы и заботы детей, чем дети делятся с ними.
Эта стадия отношений наиболее противоречивая и, на первый взгляд, странная. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых искренних чувств любви и внимания. Дети это понимают. Но… не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, счастливить их, родители фактически обрекают своих дорогих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.
Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей.
Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувство обиды и одиночества.
Поведение, жизненные стремления детей в семье вызывают конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители.
Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей: когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на их благо. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - с аморальными поступками. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в мотивах стремлений детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, могут быть (и обычно бывают) искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять.
Скорее правы дети.
Разумеется, и в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Это влечет за собой обоюдные огорчения. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей. Которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности. Вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на нарушение, на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке. Это вызывает резкие протесты детей. «Когда отец приходит пьяным, я бы хотел, чтобы он ушел и никогда не вернулся».
Конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты.
Накопившееся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «глухой обороны» сначала в эпизодические «контрнаступления» а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношениям к детям, в наступление по всему «фронту» отношений. Военная терминология здесь уместна: это « холодная война» нервозных повседневных стычек. Обе стороны утратили способность слушать и понимать друг друга. Устали от бесполезных длительных дебатов и взаимных упреков.
Рациональные условия отношений родителей и детей:
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки:
разумная организация семьи;
педагогический такт;
общие увлечения.
Таким образом, в каждой семье может сложиться многообразная система установления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, а родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
1.Бабанский Ю. К. и др. Педагогика. -- М.: Просвещение, 1988.
--С. 105--113.
--М., 1958.
4.Харламов И. Ф. Педагогика. -- М.: Высшая школа, 1990. -- С 324--329.
Информация о работе Сущность, назначение и содержание воспитания