Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад
Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
на четвертом - осуществляется чтение сказки по ролям и т. п.
Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов (Е. Трусова).
Интерес для практических работников представляют и методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников, разработанные Л. П. Бочкаревой.
На основе анализа научной и методической литературы автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждому. Становится очевидным, что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.
В этих рекомендациях затронут еще один очень важный аспект в работе с детьми, связанный с изготовлением игрушек для театрализованной деятельности и создания предметно-игровой среды в группе и на участке. Дается примерное перспективное планирование этой работы, начиная с четвертого года жизни.
Очевидно, что автору хорошо известны реальные трудности, с которыми сталкиваются практические работники при организации и проведении театрализованной деятельности. В первую очередь, это связано с недостатком учебного времени. Именно поэтому работа с детьми в этом направлении осуществляется в тесной взаимосвязи с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности.
Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы. Назовем некоторые из них:
* самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);
* предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей - Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок (Т. Неменова);
* предоставить возможность для выполнения контрастных ролей - старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г. Прима).
Очевидно, что в настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
К сожалению, в настоящее время в массовой практике дошкольных образовательных учреждений театрализованная деятельность остается «Золушкой» и ее судьба, как от злой мачехи, зависит от желания и интересов педагога. В первую очередь это связано с общей загруженностью наших воспитателей и недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали и передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности.
По мнению известного психолога А. Н. Леонтьева
«Развитая игра-драматизация - это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей»[4]
Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.
Так, например, В. Г. Моралов и Л. П. Фролова в рекомендациях педагогам по предупреждению агрессивности и формированию миролюбия у детей, пишут: «Широкие возможности имеют игры-драматизации, когда дети проигрывают какие-то ситуации, берут на себя роли положительных и отрицательных героев; агрессивного ребенка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго, - это дает возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения»[5]. Театрализованная деятельность используется психологами в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми, в предупреждении и преодолении у ребенка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов. Весьма оригинальную методику психотерапии детских неврозов ( страхов, патологической застенчивости, тиков, заикания и т. п. ) придумали профессиональные психологи и драматурги И. Медведева и Т. Шишова, которые успешно занимаются с детьми и их родителями «куклотерапией».
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследование, проведенное Г. А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т. д. ).
В работе Г. А. Волковой определены требования к самостоятельной театрализованной деятельности детей от 5 до 6 лет. Приводим их полностью.
«Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (повороты туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать рядом с собой партнеров, находить выразительные средства исполнения роли своего персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации»[6].
Очевидно, что решение этих задач будет способствовать как художественному, так и речевому развитию старших дошкольников и может выступать в качестве показателей их развития в свободной театрализованной деятельности.
К сожалению, эта перспектива развития детей омрачается рядом трудностей также связанных с их взрослением. Это проявляется в следующем.
Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.
Работы академика Н. Бехтеревой, профессора Д. Камбаровой, научных сотрудников, С. Маневского и В. Матвеевой, установили, что улыбка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это открытое нашими учеными явление, много раз экспериментально проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала.
При этом надо не внешне улыбнуться, «одними губами», надо искренне порадоваться, как это бывает у детей в театрализованной деятельности. Только при этом условии просыпаются позитивные волны во всех структурах мозга.
Очевидно, что даже краткий перечень достоинств театрализованной деятельности свидетельствует о том, что ей не пристала роль «Золушки». Значение этой сферы детской деятельности для общего психического и художественного развития ребенка столь велико, что она должна занять достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми. Это значит, что работа педагога так же необходима, как музыкальные занятия или работа по изобразительной деятельности.
Но не только вопросы, связанные с организацией работы по театрализованной деятельности, вызывают тревогу. Наши многочисленные наблюдения за практикой работы дошкольных образовательных учреждений позволили установить, что методы работы с детьми и содержание театрализованной деятельности требуют совершенствования. Так, например, в период с 4 до 7 лет происходят серьезные изменения в личностном развитии дошкольника.
Раньше малыш свято верил взрослым, которые оценивали результаты его деятельности: «Молодец! Ты хорошо танцуешь, поешь, исполняешь свою роль» и т. д. В старшем дошкольном возрасте, в связи с появлением самооценки, ребенок начинает сам оценивать себя, свои действия.
Прежде всего, его самокритичность направлена на оценку тех результатов, которые ему приходится демонстрировать другим (выставка рисунков, выступление на празднике и т. п. ). И хотя оценочные суждения старшего дошкольника о себе чаще всего бывают завышенными, даже незначительная неудовлетворенность собой очень огорчает его и вызывает неуверенность в себе и своих возможностях.
Именно поэтому, в отличие от малышей, старшие дошкольники при выступлении часто теряются. Поэтесса Л. Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление».
Стою на сцене.
Зал затих.
И я молчу,
Не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
Наряду со сценическим волнением многие дети начинают стесняться и категорически отказываются от выступлений. Очевидно, что если бы речь шла только о выступлении ребенка на сцене, то это можно было бы избежать. К сожалению, чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни.
Поэтому психологи, невропатологи и психотерапевты настоятельно рекомендуют педагогам и родителям начать бороться с чувством неуверенности в себе с момента его появления. Коррекция поведения ребенка может осуществляться по очень многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность, в основе которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке и в одинаковых ролях.
Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену («на сцене детей много и я смогу спрятаться за них!»).
После того, как ребенок смог преодолеть себя и выйти на сцену, он как бы подпадает под влияние большинства детей, которым весело и радостно и «заряжается» их настроением. Специалисты считают, что только коллективное, художественное действо способно обеспечить ребенку такой подъем чувств, который независимо от его эмоционального состояния «заразит» его радостью и ожиданием чего-то яркого, интересного, прекрасного.
Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых убедительно показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя, и даже создания целого спектакля.
Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка