Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад

Описание

Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Работа состоит из  1 файл

Развитие театральной деятельности дошкольников.doc

— 893.07 Кб (Скачать документ)

Объясните родителям, что только сейчас, в этом возрасте детям нравится учиться, принимать советы, рекомендации и, не сомневаясь и не критикуя, осваивать многие истины.  Пройдет еще немного времени, и дети будут воспринимать «в штыки» любой совет, рекомендацию.  В том случае, если в старшем дошкольном возрасте на основе привлекательной для них театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, то оно сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни и подросткового периода.  Так убедите родителей не упустить последний шанс! И пусть они дома обсуждают со своим ребенком предстоящий спектакль, совершенствуют движения, отрабатывают интонацию, доделывают костюм.

В течение недели педагог постоянно интересуется творческим поиском детей.  «А что вам удалось придумать нового, интересного для своей роли? Что будет нести твой герой? и т. п.  А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя т т. п.

На втором этапе осуществляется работа с детьми уже по ходу инсценировки.

После того, как зрители-родители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля.  Для того чтобы возникло соответствующее настроение можно использовать «живые» звуки музыкальных инструментов (звон колокольчика, сыграть простенькую мелодию на металлофоне, дудочке и т. п. ) или включить звукозапись.

Затем педагог называет поэтическое произведение с указанием автора или говорит о том, что этот спектакль придумали сами дети, а затем торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка.

Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки и дает описание внешности и характера действующих лиц.

Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.

По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их действия.  На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа.  Но маленькому ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену.  Поэтому, независимо от того, как он там действовал, ребенок должен получить награду.

Наши наблюдения и большой опыт экспериментальной работы показали, что наградой для детей остается, как и ранее, торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально как главного действующего лица.  данного спектакля.  Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля.  Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: Олечка Михнева, . . . » и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

Кроме того, каждый раз, по окончании спектакля, педагог должен спросить зрителей о том, не хотели бы они еще раз, «на бис», посмотреть этот спектакль.  Повторное исполнение доставляет детям ни с чем несравнимое удовольствие! А родители-зрители должны быть щедрыми и доставить это удовольствие детям!

В зависимости от желания и интереса детей к театрализованной деятельности, с конца декабря или в начале января можно каждую пятницу играть не одну, а две, и даже три, инсценировки.  Начинать следует с новой, а для того чтобы дети могли органично перейти к уже знакомым им образам, нужно больше внимания уделять описанию обстановки и настроению героев.

По окончании каждого спектакля весь реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности. 
 

Методика театрализованных занятий с детьми 6 - 7 лет 

Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятия их сценического волнения и т. п.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработка мизансцен, овладение приемами грима и т. п.

Помочь маленькому актеру работать над собой и над ролью является довольно сложной задачей.  Педагог может эффективно решить её лишь при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ-студий актерского мастерства для взрослых.

Наш подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на основе ведущей деятельности дошкольников - игре.  Но не смотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего.  Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу так: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра.  Художники -ведь это только дети, которые не разучились играть.  Гении - это те, которые сумели не вырасти.  Все, что не игра, - то не искусство».

Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных, эмоциональных состояний.  Но, с другой стороны, необходимо вооружить их элементарными приемами актерской техники.  Как это сделать?

Мы предлагаем работу с детьми построить следующим образом.

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжение мышц:

-бить» дрова;

-волочить «тяжелый» ящик;

-нести очень «тяжёлый» чемодан;

-дотянуться до высоко висячего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т. п.

Упражнения на расслабление мышц:

- снуть» на стуле;

-сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды;

-сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобы были напряжены только пальцы, а локоть и плечо -свободны.  Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.

Упражнения на развития воображения:

-передавать друг другу веревку, произнося слово «змея!»;

-передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»;

-передавать друг другу пустую коробку и по очереди «вынимать» оттуда что-либо воображаемое и обыгрывать это.

Работа маленьких актёров над ролью под руководством педагога строится следующим образом.

*знакомство с инсценировкой: О чем она? Какие события в ней главные?

*знакомство с героями инсценировки: Где они живут? Как выглядит их дом? Их внешность, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т. п.

*Распределение ролей.

*Работа над ролью:

-составление словесного портрета героя;

-фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

-сочинение интересных случае в жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

-анализ придуманных поступков героя;

-работа над текстом: Почему герой так говорит? О чем он в этот момент думает? Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста.

-работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонации;

-подготовка театрального костюма;

-создание образа с использованием умело наложенного грима.  Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд.  Все действия должны быть вызваны какой-то причиной, и быть целесообразными.  Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.  

Информация для воспитателей:

Один из выдающихся русских лириков XIX века, сатирик и драматург Алексей Константинович Толстой по поводу театрального искусства писал: «Сценическое искусство менее, чем всякое другое, допускает случайности.  Каждое лишнее движение (я уже не говорю о движениях фальшивых) не только бесполезно, но и вредно.  Рама, в которой вращается драматическое представление, так узка, время, ему уделенное, так ограничено, что каждая минута драгоценна для артиста и каждое его движение знаменательно.  Он не имеет права не только на что-нибудь ложное, но и на что-нибудь индифферентное.  Индифферентизм на сцене есть потеря времени, которая ничем не вознаграждается.  Места, произносимые актером бесцветно или в которых он встает, или садится, или ходит взад и вперед без надобности,- равняются местам, вычеркнутым из его роли, если (что еще вероятнее) они не наводят скуку на зрителя». 
 
 
 

Примерное планирование театрализованных занятий с детьми 4-5 лет 

Первые два-три занятия с детьми по театрализованной деятельности проводятся для того, чтобы подготовить детей к театрализованным представлениям, помочь им преодолеть скованность, застенчивость.  Желательно, чтобы на этих занятиях было небольшое количество зрителей (можно пригласить воспитателей соседних групп, несколько родителей).

Приведем пример такого предварительного занятия.  

«КАК ИГРУШКИ СЛУШАЛИ ЗВУКИ»

Реквизит.  Любые игрушки, имеющиеся в группе.

Проведение спектакля

Педагог спрашивает, знают ли дети, что происходит с игрушками, когда все уходят домой.  Выслушав ответы, рассказывает: «Однажды вечером, как только группа опустела, игрушки задумались: чем бы им заняться? Мишка (воспитатель берет игрушку) предложил: «Сегодня в детском саду было театральное представление, и дети взяли меня с собой.  Как было интересно! В нашей группе тоже есть сцена.  Давайте заберемся туда!» Педагог предлагает каждому ребенку выбрать какую-либо игрушку и выполнять ее роль.  Затем продолжает: «Игрушки удобно расположились на сцене.  (Делается пауза, чтобы дети после выхода на сцену успокоились).

И вдруг раздался какой-то звук.  (Педагог тайком от детей, например, звонит в колокольчик).  Игрушки вначале заволновались: «Что это такое?» А затем дружно хором сказали: «Звонит колокольчик».

К каждому новому звуку (звон посуды, щелчок выключателя, стук и т. п. ) дети внимательно прислушивались.  Они забывали, что находятся на сцене, их поведение становилось естественным, непринужденным.  Хоровые ответы также помогают снять сценическое волнение.  В конце спектакля педагог говорит: «Дорогие зрители! Сегодня дети порадовали вас спектаклем «Как игрушки слушали звуки».  Надеемся, что он вам понравился.  Роли исполняли. . . »

Дети кланяются, зрители им аплодируют.

Когда дети привыкнут к сцене, к присутствию зрителей в зале, можно переходить непосредственно к организации театрализованных представлений.  

«3АЙКИ СЕРЫЕ СИДЯТ»  

Инсценировка по стихотворению В.  Антоновой

Реквизит.  Для детей -- шапочки для роли зайчат, для педагога -- маска и хвост для роли лисы.

Декорации. Одна или несколько искусственных елок. 

Подготовка спектакля

Педагог рассказывает: «Пришла поздняя осень.  С деревьев опали листья, шуршащим и ароматным ковром легли на землю.  И только елочка совсем не изменилась: по-прежнему блестят ее темно-зеленые иголки.  Лес кажется пустынным: не видно ни зверей, ни птиц.  Одни его покинули, другие спрятались, затаились, приготовились к долгой зиме.  Но если бы мы с вами оказались в лесу, то обязательно бы встретили. . .  (Ответы детей[13]).  Смотрите, под осенним кустом сидит зайка.  Страшновато ему одному в осеннем лесу.  Голые, без листьев, ветки плохо прячут зайчишку.  Вдруг из-за бугорка, как пламя, взметнулся рыжий хвост лисицы и исчез.  Заяц замер.  Через некоторое время появилась лиса.  Она медленно обходила деревья, заглядывала под пеньки и прислушивалась.  К счастью, не заметив зайчика, отправилась дальше.

Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка