Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад
Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
включается
в игровую деятельность соответственно
своим способностям и возможностям (ребенок-“режиссер”,
ребенок -“актер”, ребенок -“зритель”,
ребенок -“оформитель”“декоратор” спектакля).
Исследователями А. Г. Гогоберидзе и С. Г. Машевской была предпринята попытка классификации игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. С опорой на предложенную классификацию разработаны следующие характеристики данных позиций в игре-драматизации.
Ребенок- “режиссер” - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
Ребенок-“актер” - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
Ребенок-“зритель” - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
Ребенок-
“декоратор” - наделен способностями
образной интерпретации литературной
основы игры, которые проявляются в стремлении
изобразить впечатления на бумаге. Он
владеет художественно-изобразительными
умениями, чувствует цвет, форму в передаче
образа литературных героев, замысла произведения
в целом, готов к художественному оформлению
спектакля через создание соответствующих
декораций, костюмов, игровых атрибутов
и реквизита.
Проблема развития игровой деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности.
Это связано с недостатком учебного времени т.е с общей загруженностью воспитателей.
Недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности
Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
Театрально-игровая
деятельность характеризует примитивность
и “свернутость” импровизации, бедность
исполнения для создания образа средств
выразительности и другое.
Возникает
противоречие: с одной стороны - признание
искусствоведческой и педагогической
наукой значение театра в эмоциональном
и творческом развитии ребенка. С другой
стороны дефицит театрального искусства
в жизни детей.
Преодоление
этого противоречия возможно только при
обеспечении синтеза театрализованной
деятельности путем ознакомления детей
с театром, как с видом искусства и организации
театрально-игровой деятельности самих
детей.
Организация
театрально-игровой деятельности имеет
цель - через театр научить ребенка видеть
прекрасное в жизни и в людях, зародить
стремление самому нести в жизнь прекрасное
и доброе.
Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета)
исполнительское (речевое, двигательное)
оформительское
(декорации, костюмы, атрибутика и др).
Становление
компетентности ребенка готовности к
игре-драматизации осуществляется при
поддержке родителей и в педагогическом
процессе дошкольного образовательного
учреждения. В этой связи важнейшим условием
становится позиция педагога, его отношение
к игровой деятельности детей. Только
личная заинтересованность и “включенность”
педагога в процесс развития театрализованной
деятельности дошкольников позволит ему
учитывать и развивать индивидуальные
возможности ребенка в игре-драматизации,
а также создавать внешние условия, активизирующие
потребность детей в игре-драматизации,
условия, содействующие ее развитию.
Таким
образом, становится очевидным, что развитие
театрализованной деятельности детей
дошкольного возраста зависит от определенных
условий. К ним относятся внутренние условия
- индивидуальные возможности и способности
детей в театрализованной деятельности
- и внешние условия, к которым относится
семья ребенка, его родители, педагог,
использующий потенциал педагогического
процесса в развитии игровой деятельности
детей.
Авторы
проекта увидели актуальность своего
исследования в том, что театрализованные
игры являются благоприятной средой для
творческого развития способностей детей,
так как в ней особенно проявляются разные
стороны развития ребенка.
Это определило
тему нашего исследования “Развитие творческих
способностей детей дошкольного возраста
через театрализованные игры”.
Объект
исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет
исследования: театрализованные игры,
развивающие творческие способности детей
дошкольного возраста.
Цель исследования:
развитие творческих способностей через
театрализованные игры.
Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию:
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, через театрализованные игры (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении , побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.).
Апробация
системы занятий на основе дидактических
игр и упражнений.
Задачи исследования:
Проанализировать имеющийся опыт педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
Определить уровень развития коммуникативных способностей.
Определить условия, отрицательно влияющие на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной игры (диагностика состояния игровой среды для театрализованной деятельности в группе).
Провести диагностику изучения игровых интересов и предпочтений детей дошкольного возраста в играх-драматизациях.
Диагностика
изучения игровых позиций дошкольников
в играх-драматизациях (этюды и упражнения
на выявление актерских , режиссерских
умений и умений декоратора, беседа-игра
на выявление зрительских умений)
Предполагаемый
результат:
Таким
образом, Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные
игры развивали творческие способности
детей дошкольного возвраста.
База исследования:
ДОУ № 49, дети дошкольного возраста.
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Изучение передового педагогического опыта
Педагогическое наблюдение
Анализ.
Диагностирование
Составление
конспектов-занятий.
Этапы
работы проекта.
Формы
организации театрализованной деятельности
в детском саду. Типы занятий.
Исходя
из задач по развитию театрализованной
деятельности с дошкольниками, определяется
ее содержание работы в детском саду (Приложение
3). При этом формы организации могут быть
различными. Например, Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова
выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые
и индивидуальные), праздники, развлечения,
спектакли, театрализованные действия
(Схема 6). Основная форма -занятие.
Формы
организации театрализованной деятельности
(Схема 6)
Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).
Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.
Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.
Комплексные
- используется синтез искусств, дается
представление о специфике видов искусства
(театр, хореография, поэзия, музыка, живопись),
о современных технических средствах
(аудио-, видеоматериалы). Объединяются
все виды художественной деятельности,
чередуются, находятся черты близости
и различия в произведениях, средствах
выразительности каждого вида искусства,
по-своему передающих образ.
Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.
Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.
Организуя
занятия, необходимо помнить, что знания
и умения, усвоенные без желания и интереса,
не стимулируют познавательную активность
дошкольников.
Вопросы:
1. Перечислите основные формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками.
2. Назовите типы театральных занятий в ДОУ.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовить конспект по одному из типов театрального занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Литература
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
2. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3.
3. Конович А.А. Театрализованный праздник и обряды. - М., 1990.
4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М.: Владос, 2004.
Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка