Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад
Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
Но для того, чтобы решить эту сложную задачу ныне необходимо изменить существующий подход к содержанию, стратегии и тактике работы с детьми.
Содержание театрализованной деятельности может быть значительно расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу детей, только на основе их творчества. Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею, а результаты наших поисковых экспериментов подтвердили особую значимость творческой активности детей для их эмоционального благополучия. Отдельные дети, которые в старшем дошкольном категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, проявляли большой интерес и незаурядную активность в тех случаях, когда им была предоставлена возможность для самостоятельного выбора роли.
Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Весьма перспективными для преодоления сценического волнения являются разные виды кукольных театров. Действуя за сценой, ребенок получает возможность как бы оградить себя от зрителя.
Вместе с тем, врачи-педиатры считают, что не все виды кукольных театров могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, например, длительные действия ребенка с вытянутой и поднятой над головой рукой противопоказаны в этом возрасте, тогда как театр марионеток, при котором дети действуют сидя, признан одним из самых психо-физиологичных видов театра для детей этого возраста.
Значительный вклад в решение этого вопроса внесла художница Наталья Васильевна Поленова, дочь выдающегося русского художника В. Д. Поленова.
В поисках художественного видения кукол Н. В. Поленова проделывала огромную работу. Во время дальних прогулок она собирала цветы, составляла букеты в колорите задуманных кукол, писала эти букеты и только после этого приступала к эскизам. В дальнейшем эти куклы легли в основу Народного кукольного театра при Музее Поленова.
Куклы Натальи Васильевны высоко оценили ее коллеги-художники.
Она вспоминает: «Были сплошные восторги, в особенности три старателя к «Огневушке-поскакушке». Такие русские, выразительные, так интересен материал. Очень понравились бесы, Балда и поповня . . . Вообще, я захлебнулась. Только бы были силы и здоровье».
Куклы Натальи Васильевны были очень оригинальны. У них отсутствовал профиль, благодаря чему возникала условность, близкая к культуре древней ритуальной маски северных народов Сибири, и куклы как бы превращались в произведения пластического искусства с присутствующей в них мерой условности.
Эта идея Натальи Васильевны была высоко оценена художниками, но не подхвачена педагогами. Куклы для театров би-ба-бо, марионеток и др. делались и делаются массивными партиями, с лепной головой, в которой четко обозначены застывшие в одном выражении черты лица, которых, кстати, часто не видно маленькому зрителю.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качества ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, на занятиях по художественному труду дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, внесения различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. В другом случае, основание для кукол из ткани могут сделать педагоги и родители. А множество разнообразных плащей и накидок и других атрибутов в состоянии изготовить сами дети. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению.
При этом мы не согласны с подходом Ф. Яффке относительно цвета, при котором желто-золотистый цвет связывают с достоинством, а красно-фиолетовое платье - с мудростью. Это формирует цветовые стереотипы. Гораздо важнее организовать работу с детьми таким образом, чтобы каждый ребенок сумел найти для своего замысла соответствующий ему видимый образ.
Мы предоставляем детям возможность при создании куклы выбирать и сочетать изобразительные средства так, чтобы каждое из них было насыщено, пропитано тем смыслом, который в него вкладывает не педагог, а каждый конкретный ребенок.
Очевидно, что при таком подходе речь идет как о развитии детского творчества, так и личности ребенка в целом. По этому поводу известный детский психолог Н. Н. Поддьяков написал так:
«Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества - он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений.
Яркие, положительные эмоции - основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка»[8].
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.
Поэтому, осуществляя работу с детьми в театрализованной деятельности, мы не должны ограничиваться развитием только исполнительского творчества. В нашем пособии мы хотим предложить педагогам такое содержание, такие формы руководства, которые в первую очередь доставляли бы детям радость и способствовали бы их общему и художественному развитию.
При этом мера собственной активности ребенка может быть очень разной.
Для одних спектаклей они могут все сделать сами:
-думать содержание спектакля;
-определить в нем роль для себя;
-на основе собственных представлений изготовить для спектакля куклу или сделать для себя костюм.
В других - выступать только в роли костюмеров и исполнителей.
В третьих - быть просто зрителями и участниками спектакля, который для них подготовят педагоги и родители.
Так, например, мы считаем, что для развития детей очень важно познакомить их с «Театром теней». Но при этом дети вначале должны выступать только в роли зрителей. С чем это связано?
«Театр теней» справедливо считается одним из самых условных театров. В нем нет, по словам Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой, «никаких рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа). Движение и форма.
Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми. Именно потому, что силуэт - обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено. Рисунки детей всегда красивы, всегда приятны. И рисуют дети «эмблемами».
Ту же мысль более подробно она развивала в статье «Теневой театр для детей ясельного возраста», написанной в 1938 год «Простой художественный язык теневой картины доступен маленьким детям. Более того, четкость силуэта не требует от них напряжения при усвоении, поскольку отсутствуют рельеф и раскраска и внимание ребенка-зрителя не разбрасывается на множественных и разнородных признаках предмета, а может быть сосредоточено на одном -на форме. Это облегчает усвоение предмета и доставляет маленьким детям удовольствие от быстрого узнавания его. Надо только, чтобы силуэты были сделаны выразительно, без мелких подробностей и живо в смысле движения».
Очевидно, что добиться мастерства в изготовлении силуэтов очень трудно. Поэтому мы рекомендуем педагогам договориться с родителями, сделать театр и в качестве подарка, сюрприза преподнести детям.
Было установлено, что подавляющее большинство нововведений, связанных с театрализованной деятельностью, ведёт к перегрузке детей информацией и психологической напряженности во время репетиций и выступлений.
В массовой практике детских садов продолжают господствовать старые информационно-объяснительный и репродуктивный методы, построенные на механическом воспроизведении интонаций, жестов, движений, мимики и копировании их за педагогом.
У детей чаще всего не вырабатывается потребность самостоятельно решать задачи, связанные с созданием художественного образа. Они ждут «рецепта» и в новой для себя ситуации. Ищут не путь решения творческой задачи, а выполняют известные схемы, стереотипы деятельности, которые часто бывают формальными. Традиционные подходы в основном опираются на механическую память, не развивая художественно-образное мышление.
Большинство детей равнодушны, безразличны к выполнению задания педагога, так как образ героя не затрагивает их чувств, не вызывает переживаний, а воспроизведение по образцу педагога жестов, мимики, интонаций становится для многих детей непреодолимым барьером, для выражения собственного отношения к созданию образа. Одним из таких печальных результатов является превращение художественных образов в застывшие шаблоны.
Не понимая специфики детского творчества, многие педагоги строят процесс обучения на основе копирования заданного ими образца. Ребенок податлив и доверчив, и, кроме того, ему значительно проще повторить действия педагога, чем на основе собственных представлений об этом животном или герое сказки создавать нужный образ.
В результате, репетиции вызывают переутомление и навевают скуку, гасят искренность чувств, лишают ребенка свойственной ему образности и импульсивности.
Вместе с тем общеизвестно, что для восприятия и создания художественного образа требуется проявление таких способностей, как воображения, умение жить радостью и печалью героев театрализованных представлений. И дети, по мнению многих специалистов, готовы к этому. Восприятие художественных произведений дошкольниками характеризуется непосредственным эмоциональным сопереживанием и содействием.
Так, например, известный детский психолог А. В. Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность.
При этом ребенок даже в роли зрителя не хочет, не умеет занять позицию стороннего наблюдателя. Он вмешивается в ход событий, пытается помочь героям. В этой активности А. В. Запорожец и видит условие понимания, художественного воздействия искусства на ребенка.
Новую форму активности, которая представляет собой как бы первую ступень в развитии эстетического восприятия, он назвал содействием, по аналогии с известным термином «сопереживание». Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определенных целей.
Но для того, чтобы такая форма активности малыша проявилась, вся работа с детьми должна осуществляться по-новому.
Шестнадцатилетним юношей Александр Владимирович пришел в театр и работал с детьми. Он вспоминает: «Как-то мы организовали группу по драматическим играм при детском театре. Часть детей были участниками игры, другая - зрителями. К концу представления граница между сценой и зрительным залом стерлась. Большинство зрителей перекочевало на сцену и приняло деятельное участие в представлении».
Изучение истории педагогики показывает, что о создании такой системы работы с детьми педагоги мечтали очень давно и по мере возможности стремились воплотить свои мечты в жизнь.
Они считали, что значение искусства для жизни ребенка уже достаточно признано, и педагогической общественности следовало бы думать не об обучении их рисованию, пению, музыке, театральному мастерству, а о жизни детей в сфере искусства.
Особый интерес для современной педагогики представляют искания Е. Честнякова, который вошёл в историю нашей культуры как живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, сказочник и организатор.
С детства полюбив мудрый сказочный мир театра. Е. Честняков считал, что театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству. При этом ребенок выступает сразу в двух ролях - зрителя и участника.
В основе театра Е. Честнякова лежало умение художника видеть мир в движении, во всем находить что-то живое, что может двигаться или что можно заставить двигаться, говорить и тем самым развивать действие, доводя его до логического завершения.
Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка