Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад
Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
А если бы зайчишка был не один, а с другими зайчатами? А если бы они сидели под елочкой, которая своими пушистыми ветками укрывала бы их? Тогда все было бы по-другому».
Педагог выразительно читает стихотворение:
Зайки серые сидят,
Ушки серые торчат,
Вот какие ушки
--Ушки на макушке.
Вдруг бежит лисичка,
Хитрая сестричка,
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки.
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
Интересуется, понравилось ли детям стихотворение, и, получив положительный ответ, предлагает разыграть его в ролях перед зрителями. (Повторно выразительно читает текст. )
Затем педагог спрашивает, какие роли дети хотели бы исполнять. Одобряет выбор и выражает уверенность, что юные актеры прекрасно справятся с ролью зайцев, потому что хорошо представляют себе, как те выглядят, какие они трусливые, но очень быстрые, поэтому и называют их «побегайками». (Еще раз читает стихотворение. )
Рассказывает:
если зайчат несколько, то они не бегут
друг за другом, а прыгают в разные стороны.
Предлагает показать, как разбегаются
зайцы по лесной лужайке. Но оказывается,
что убегать не от кого, потому что нет
лисы. Тогда педагог берет на себя эту
роль и одевает маску лисы, а дети маски
зайчат.
Проведение спектакля
Воспитатель торжественно объявляет зрителям (родителям), что сегодня они присутствуют на премьере спектакля «Зайки серые сидят» по стихотворению В. Антоновой, и рассказывает: «Действие происходит поздней осенью на лесной полянке. Деревья уже сбросили листья, и только пушистая елочка (показывает на искусственную ель) украшает полянку своим темно-зеленым нарядом. Тихо в осеннем лесу. Не слышно голосов птиц, не видно лесных зверей. И вдруг на лесной полянке появляются зайчата. (Дети выбегают на сцену в шапочках. ) Они были очень красивы в своих сереньких пушистых шубках, прыгали по полянке, а под их лапками шуршали осенние листья. (Дети свободно бегают по сцене. )
Вдруг зайчата остановились: они услышали, что к лесной полянке кто-то приближается. (Воспитатель одевает маску лисы и читает стихотворение. Дети бегут и прячутся под елочкой. )
Лиса ищет зайчат, не найдя, разочарованно вздыхает и уходит. Сняв маску, педагог возвращается на сцену и зовет детей. Затем обращается к зрителям: «Дорогие родители! Сегодня дети порадовали нас спектаклем «3айки серые сидят». Надеемся, что он вам понравился. Роли исполняли заслуженные артисты нашей группы. . . » (Называет каждого ребенка, участвующего в спектакле. )
Дети кланяются,
а зрители им аплодируют[14].
«БЕЛКИ» (русский текст Э. Александровой)
Инсценировка словенской народной песни
Реквизит. Для детей -- шапочки для роли белок; для воспитателя -- маска лисы. Магнитофонная запись танцевальной музыки и любая заводная игрушка.
Декорации. Одна или несколько искусственных елок, на которых развешаны натуральные или вырезанные из бумаги шишки.
Подготовка спектакля
Педагог напоминает детям, как они замечательно исполняли роли зайчат, перехитривших лису. Предлагает вспомнить, как красив осенний лес, рассказывает о нем (см. предыдущий сценарий), более подробно описывая жизнь лесных обитателей. В заключение воспитатель говорит: «Если бы мы с вами осенью попали в сказочный лес, то увидели бы веселых белочек, которые любят осень за вкусные дары и, сделав запасы на зиму, радуются и веселятся на лесной полянке».
Затем выразительно читает стихотворение:
Белки пели и плясали,
Все подметки оттоптали,
Словно заводные.
Домой шли босые.
Спрашивает детей: «А вы хотите сыграть роль белочек?» Получив положительный ответ, раздает шапочки и предлагает примерить их. «Какие милые, симпатичные бельчата!»-- любуется воспитатель, а затем интересуется именем каждого бельчонка, на каком дереве он живет, с какими зверюшками дружит. Подводит детей к мысли, что бельчата могли быть знакомы с зайчиками, которые перехитрили лису. Спрашивает: «А вы, бельчата, лису не встречали? Она вас не обижала?» Рассказывает историю от лица «знакомого бельчонка»: «Однажды сидел я высоко на дереве и шелушил шишку. Она была такая вкусная, что я не заметил, как лиса тихонько подкралась к дереву и стала терпеливо ждать. Удержать большую шишку в маленьких лапках было трудно, иона с шумом упала вниз. Я хотел спрыгнуть за ней, но вовремя заметил рыжую плутовку. И, хотя мне очень хотелось дошелушить вкусную шишку, я был рад, что не спустился на землю».
Воспитатель спрашивает детей: «А если бы у вас упала шишка, как бы вы поступили?» Выслушав ответы, предлагает разыграть сценку, в которой лисе не удалось перехитрить бельчат. Роль лисы исполняет педагог. Прогона этой сценки делать не надо.
После
повторного чтения песенки воспитатель
интересуется, как дети понимают фразу
«плясали, словно заводные». Показывает
заводную игрушку, обращает внимание на
ее однообразные движения и подводит детей
к пониманию, как следует двигаться при
исполнении танца белок.
Проведение спектакля
Педагог торжественно объявляет зрителям о начале спектакля и рассказывает: «Действие происходит поздней осенью на лесной полянке. Главные действующие лица -- бельчата и лиса.
В этот день белкам очень повезло. На полянке они нашли ель, где росло много шишек. Бельчата нарвали их, уселись поудобнее и стали шелушить. (Дети действуют в соответствии со словами педагога. )
Увлеченные, белки не заметили, как на полянке появилась лиса. Вчера она не поймала зайчат, поэтому была голодной и злой».
Педагог на глазах у зрителей надевает маску лисы.
Лиса. Какие милые бельчата! Почему бы мне не полакомиться ими? Устроюсь под деревом и подожду: может быть, кто-нибудь из них спустится вниз. Холодно, ветрено. . . Ой, шишка упала! Не удержал ее бельчонок, выронил. Ну, сейчас сам ко мне в лапы прибежит!
Дети бросают шишки и бегут за ними. Лисе не удается их поймать, т. к. проворные бельчата убегают и прячутся за елку.
Педагог снимает костюм лисы и продолжает рассказывать:
«Какие проворные бельчата! Не удалось рыжей плутовке поймать их! А дальше на лесной поляне произошло вот что. . . »
Воспитатель
включает музыку и читает стихотворение
«Белки», а дети действуют в соответствии
с текстом. По окончании пляски «бельчата»
смотрят на подметки, выражают удивление,
снимают обувь и идут босиком.
«КАК-ТО ЧЕРЕЗ МОСТ»
Инсценировка по мотивам стихотворения А. Роговина
Реквизит. Для детей -- плоскостные фигурки с изображением ворон.
Декорации. Река и мост, которые можно изобразить с помощью куска ткани, обоев, доски и т. п.
Подготовка спектакля
Педагог заинтересовывает детей содержанием будущего спектакля и выразительно читает стихотворение.
Шел я как-то через мост,
Глядь -- ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь -- ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост-
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь -- ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост
Пусть ворона сохнет!
Я опять пришел на мост,
Глядь -- ворона сохнет. . .
(И опять все сначала. . . )
Простота действий и комичность ситуации не требуют большой подготовительной работы. Однако желательно объяснить детям, что даже такое простое движение, как ходьба, все люди совершают по-разному: один идет важно, медленно, размышляя о чем-то, другой -- спешит, может сразу даже не заметить ворону, пока об нее не споткнется, и т. д.
Брать
ворону и класть ее под мост тоже можно
по-разному: с нежностью, со страхом, с
чувством неприязни, с радостью и т. п.
Проведение спектакля
Педагог объявляет об очередной премьере и спрашивает у зрителей, что бы они сделали, если бы увидели ворону под мостом, а затем предлагает посмотреть, как поступили дети.
Опыт показывает,
что действия с вороной доставляют детям
огромную радость, и они стремятся к выразительной
передаче движений. Не следует лишать
их этого удовольствия. Поэтому желательно,
чтобы после прочтения строфы воспитатель
делал паузу и комментировал действия
каждого ребенка.
«КИКЛИ-КИКЛИ»
Инсценировка по стихотворению М. Мревлишвили
Реквизит. Для детей -- шапочки для роли зайчат; барабаны с палочками. Для педагога -- маска и хвост лисы, мешок.
Декорации. Лист бумаги, на котором изображена дверь в заячью каморку; стулья, изображающие горку.
Подготовка спектакля
Педагог приглашает детей послушать о новых приключениях зайчат и читает стихотворение:
Кикли-кикли, лесенка,
По ступенькам -- песенка.
Это песенка зайчат
В барабан они стучат
В заячьей каморке
На высокой горке.
А внизу лиса с мешком
Клянчит сладким голоском:
--Вы спустились бы пониже,
Я не трону, не обижу,
Вам морковки принесу. . .
--Знаем мы тебя, лису!
Воспитатель обращает внимание на то, что зайчата не только не прячутся от лисы, а наоборот, шумят (бьют, в барабаны), чтобы привлечь ее внимание. Почему? Для этого следует еще раз прочитать стихотворение. (Если дети затрудняются с ответом, надо пояснить, что зайчата находятся в безопасном месте. )
Полного
прогона инсценировки делать не следует,
но определить место каждого ребенка на
«лесенке» (стульях) и поупражнять в игре
на барабане надо заранее.
Проведение спектакля
Педагог торжественно объявляет зрителям о начале нового спектакля (называет его) и отмечает, что частые премьеры свидетельствуют о высоком уровне мастерства артистов группы, которые по желанию зрителей также могут показать любой ранее сыгранный спектакль.
Воспитатель. Дорогие зрители! Вы, конечно же, помните, как дети замечательно исполняли роли пугливых зайчат в инсценировке «Зайки серые сидят». А сегодня вы познакомитесь с зайчатами, которые не боятся лисы.
Представьте себе высокую гору, заросшую деревьями и густой травой. В глубине горы -- маленькая, еле заметная дверь, закрытая на большой замок. За дверью -- лесенка. Она ведет к каморке (домику), где живут веселые зайчата. У каждого зайчонка есть барабан с палочками. Когда все зайчата начинают стучать, то раздается такой шум, что могут испугаться не только лиса, но и волк.
Далее
дети и педагог действуют согласно тексту
стихотворения.
Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка