Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад
Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
5. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.
6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004.
7.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших
школьников.- М.: Владос, 2001.
Организация
театрализованных занятий с детьми
К работе с детьми по театрализованной деятельности педагог приступает с октября-ноября, т. е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период.
Для проведения театрализованной деятельности в сетке занятий должно быть выделено специальное время в двух формах:
* как специально организованная форма работы педагога с детьми;
* как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка.
Опыт работы в экспериментальных группах позволил нам определить оптимальное время для проведения специально организованной работы педагога с детьми - пятница, вторая половина дня. Выбор этого временного периода связан с тем, что эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием родителей в качестве зрителей. Поэтому педагоги должны предварительно договориться с родителями группы о времени ухода детей домой, которое будет удобным для большинства из них, и проведение еженедельного спектакля с детьми пятого года жизни приурочить к этому времени. Таким образом, на участие в спектакле в качестве зрителя каждый родитель должен будет потратить не более 20 минут.
По нашей программе эта работа с детьми будет продолжаться на протяжении ряда лет в старшей и подготовительной группах. Поэтому «театральная пятница», как ее любовно называют дети, должна стать доброй традицией в ежемесячном общении детей, педагогов и родителей.
При этом именно это время проведения театрализованной деятельности оказалось наиболее оптимальным, потому что накануне выходного дня родителям не надо спешить домой для выполнения домашних заданий.
Нерегламентированная театрализованная деятельность может осуществляться детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности детей.
Еженедельные спектакли по пятницам с детьми пятого года жизни должны проходить в групповой комнате. Если есть такая возможность, то в группе может быть сделана стационарная сцена с занавесом или портативная мини-сцена, которая легко складируется и используется по мере необходимости.
Внимание! Отсутствие сцены в группе не является причиной для того, чтобы не заниматься с детьми театрализованной деятельностью. Сцена может быть обозначена шнуром, выложена из строительного материала и т. п.
В старшем дошкольном возрасте каждую пятницу, во второй половине дня педагог осуществляет работу с детьми по театрализованной деятельности, но постановка спектаклей для родителей осуществляется один раз в две недели - по пятницам, а также может быть очена к определенным праздникам. Вместе с тем, одной из основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, является не только сохранение заинтересованного отношения родителей к театрализованной деятельности, но и вовлечение их в решение новых задач, связанных с работой ребенка над ролью, изготовлением костюмов, декораций и т. п.
В театрализованной
деятельности важная роль принадлежит
музыке. Но к участию в музыкальном
оформлении спектаклей музыкальный руководитель
детского сада должен подойти творчески.
Предлагаемый репертуар предоставляет
огромные возможности для творческой
импровизации музыкального руководителя,
для поиска новых, нестандартных решений.
Содержание
и методика театрализованных занятий
с детьми
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными.
Так, для развития детей десятого года жизни в театрализованной деятельности необходимо доставить всем детям равные возможности для участия в инсценировке. Это значит, что дети должны действовать в одинаковых или равных ролях, независимо от их способностей.
Наблюдения за поведением детей показали, что сам ребенок пятого года жизни еще не в состоянии оценить свои возможности. Именно поэтому каждый малыш готов к исполнению главной роли. Попытки педагогов формально задействовать всех детей в инсценировке не только не эффективны, но даже болезненно воспринимаются детьми, которым достались не главные роли. Они понимают, что, например, в инсценировке сказки «Красная шапочка» роли девочки, волка, бабушки, лесорубов и др. более значимы, чем деревьев. Поэтому такое не равноценное распределение ролей становится одной из причин того, что развитие детей в театрализованной деятельности происходит не одинаково. А это значит, что в следующем спектакле главные роли будут вновь отданы тем, кто исполнял их в предыдущей постановке. И так постоянно. Кроме того, на распределение ролей крайне болезненно реагируют родители. Поэтому первый театральный сезон мы предлагаем построить па репертуаре, в котором все дети группы могли бы принимать участие и действовать в одинаковых ролях.
На начальном этапе работы по театрализованной деятельности мы предлагаем педагогам включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функции. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.
Общеизвестно, что одним из основных показателей актерского мастерства является искренность, умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств. Играя, актер осуществляет какие-то действия - ищет, слушает, осматривает. Если актер по-настоящему внимательно и серьезно ищет пропавшую вещь, то и зритель будет с интересом следить за этим действием. Если он будет только показывать, что совершает это действие и его внимание будет занято тем, какое впечатление он производит на зрителя, зритель сразу почувствует фальшь, и интерес к актеру резко упадет.
Поэтому для актера важно научиться так увлекаться сценическим объектом, сделать его настолько интересным для себя, что происходящее в зрительном зале станет для него третьестепенным, а то и совсем неважным.
Специалисты считают, что развивать элементы актерского мастерства надо в упражнениях, формирующих умение владеть работой органов чувств.
В городе Воркута живет и работает известный режиссер Виталий Соловьев. Многолетний режиссерский опыт обучения детей и подростков актерскому мастерству позволил ему разработать интересную систему упражнений, помогающую начинающим актерам совсем забыть о зрителе. Для этих упражнений используются задания, требующие большой сосредоточенности.
Внимательно изучив систему упражнений В. Соловьева[9], мы пришли к выводу, что ее принцип, основанный на использовании игровых упражнений на внимание, нам вполне подходит.
Во-первых, это отвечает особенностям и возможностям детей пятого года жизни. Во-вторых, апробация их на практике показала, что в моменты большой сосредоточенности внимания дети, увлеченные выполнением задания, забывают о зрителе и быстро адаптируются к сцене.
Объем внимания ребенка 4-5 лет невелик, и еще дает себя знать непроизвольность психических процессов. В моменты большой сосредоточенности внимания дети совсем забывают о зрителе и действуют естественно, как в жизни.
Вместе с тем, мы считаем, что вводить в жизнь ребенка 4-5 лет эти упражнения в «чистом» виде неэффективно. Во время их проведения будет утрачена восторженность, связанная с действием ребенка на сцене. Следовательно, мы используем этот принцип обучения, но не в виде упражнений, а как спектакли миниатюр в присутствии зрителей.
Очевидно, что при подборе репертуара для работы с детьми важно учитывать все вышеизложенные особенности. Кроме того, не каждое художественное произведение подходит для решения задач, связанных с особенностями возраста и спецификой театрализованной деятельности. Для того чтобы помочь воспитателям, мы сами подобрали примерный репертуар для первого театрального сезона.
В него вошел фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.
Надеемся, что широкое использование в нашем детском репертуаре именно поэтических произведений не вызовет негативного отношения со стороны педагогов. По образному выражению известной поэтессы нашего времени Ирины Токмаковой именно поэзия является для ребенка необходимым «витамином» духовного развития. Она способствует развитию воображения, фантазии, творческому полету малыша, который унесет его из бытовой обыденности в новый прекрасный мир. Ведь в стихах для детей в поэтической форме заключено не только все ближнее и дальнее пространство, но и царят поэтически-магические образы.
Ирина Токмакова пишет: «Эти поэтически-магические образы важны несказанно. Они не всегда осознаются ребенком, да, может быть, и не должны осознаваться, но, проникая в область подсознательного, они готовят ребенка к восприятию поэзии в будущем»[10].
Но предлагаемый нами репертуар не должен ограничивать творчества воспитателей. Поэтому каждый педагог может создать новый репертуар или внести свои изменения в репертуар, предлагаемый нами.
В старшем дошкольном возрасте подходы к развитию детей в театрализованной деятельности меняются. Для развития и эмоционального благополучия детей необходимо, чтобы театрализованная деятельность носила творческий характер, а знания ребенка о жизни, его желания и интересы должны естественно войти в ее содержание. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание, а педагоги -обеспечить ему свободу действий.
Очевидно, что свобода слова и мысли одинаково нужна как тем, кто обучает, так и тем, кому нужно это услышать. Особенно это важно в художественных сферах деятельности. Б. П. Вышеславцев пишет: «Чуткость к прекрасному дана русскому народу, об этом свидетельствует наша музыка, наша поэзия, и прежде всего Пушкин. Но служение красоте, поклонение красоте, даже восприятие красоты есть свобода, освобождение духа и не терпит никакого насилия, никакого принуждения. Можно принудить к лести, притворству, к подхалимажу, но нельзя принудить к тому, чтобы нравилось то, что не нравится. Подлинное искусство есть всегда «вольное искусство». [11]
К сожалению, эта «поэзия свободы» так глубоко освещенная и осмысленная одним из ярких представителей русской философии, до настоящего времени не вылилась в приемлемые формы, связанные с отбором содержания для обучения и развития детей, форм и методов руководства их деятельностью.
С особой остротой эта проблема возникает в театрализованной деятельности, где перед ребенком стоит сложная задача создания художественного образа.
Известный отечественный режиссер Е. Вахтангов считал, что сценическое искусство возникает только тогда, когда актер принимает за правду то, что он создал своей фантазией. И очевидно, что осуществить это маленькому ребенку гораздо проще не на основе содержания, заданного взрослым, а на основе личного опыта, собственных представлений об окружающей действительности, образов, рожденных его воображением.
Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы настоятельно рекомендуем педагогам создавать спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми.
Искусство педагога будет состоять в том, чтобы побудить детей к этой деятельности и объединить их отдельные предложения в целостный сюжет.
Кроме того, при создании инсценировки или использовании готового художественного произведения для спектакля или кукольного представления важно помнить о том, что дети должны действовать в одинаковых или равноценных ролях, независимо от их способностей, но с правом выбора образа, характера героя. Так, например, в роли лягушат-путешественников каждый ребенок может выбрать для своего героя определенные черты характера: у одного лягушонок может быть смелым, а у другого - робким и нерешительным и т. п. Образ куклы-марионетки ребенок также создает сам с помощью цвета одежды и дополнительных атрибутов.
Поэтому мы предлагаем педагогам второй театральный сезон построить на репертуаре, в который, наряду с традиционными постановками, войдут спектакли, содержание для которых придумают сами дети.
Кроме того, в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы рекомендуем использовать:
*инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;
*спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми («Новогодняя сказка», «В подарок деду Морозу» и мамам к дню 8 Марта);
*инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок, которые приводятся в движение с помощью папочки, закрепленной в их нижней части.
Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка