Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 87.95 Кб (Скачать документ)
     
     
    Театрализованная  игра как средство развития речевой  деятельности младших  дошкольников
     

СОДЕРЖАНИЕ   

ВВЕДЕНИЕ.   

1.Теоретические  аспекты использования театрализованных  игр в развитии речевой деятельности  детей младшего возраста. 

1.1. Понятие  и виды театрализованных игр. 

1.2. Роль  театрализованных игр в активизации  речевой деятельности младших дошкольников.  

1.3. Методика  руководства играми драматизациями.

2. Анализ  педагогического опыта использования  театрализованных игр  как средства речевого развития детей младшего возраста.  

2.1. Последовательность  этапов включения театрализованных  игр в процесс развития речи ребенка. 

2.2.. Методика  подготовки к театрализованным  занятиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

ПРИЛОЖЕНИЯ.    

ВВЕДЕНИЕ.   

Дошкольное  возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой  и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир  дошкольного детства? Как открываем  его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные  детские игры. Не случайно игра названа  спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного  детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая  детской природе, деятельность дошкольника  и естественное выражение его  активности. 

Игра  – ведущий в этом возрасте вид  деятельности, создающий наиболее благоприятные  условия для психического и личностного  развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться  тому, чего ещё не умеет. Игра – это  не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его  жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт  не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает  мышление и воображение, осваивает  родной язык, и, конечно же, учится общению.  

Речь, во всём её многообразии, является необходимом  компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования  речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной  ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. 

Вместе  с тем ныне в дошкольных учреждениях  развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что  можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации. 

Согласно  первой тенденции (назовем ее условно  обучение), театрализованные игры применяются  главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации  и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким  образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру! 

Вторую  тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно  часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому  виду игровой деятельности: дети предоставлены  самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочекмасок, элементов  костюмов, фигурок героев... Младших  дошкольников это привлекает прежде всего изза возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей. 

Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной  творческой театрализованной игре места  в нем не осталось... Противоречие между развивающим потенциалом  театрализованной игры и его недостаточным  использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при  условии разработки научно обоснованной и практикоориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические  идеи, лежащие в основе концепции  развития театрализованной игры, и  определиться с понятиями. Выше изложенное позволяет сделать вывод об актуальности выбранной мною темы. 

Цель: показать значимость театрализованных игр в  активизации речевой 

деятельности  детей младшего возраста.   

Задачи:

1) изучить  психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;

2) изучить  характер воздействия театрализованных  игр на речевое развитие детей;

3) проанализировать  формы и методы руководства  театрализованными играми;

4) раскрыть  механизмы театрализованных игр;

5) выявить  их значимость при развитии  личности ребенка в целом;   

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ  ИГР В РАЗВИТИИ  РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ВОЗРАСТА  

1.1. Понятие и виды  театрализованных  игр. 

Среди творческих игр особенной любовью  детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя  в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес  к литературе, активизирует словарь, способствует нравственноэтическому  воспитанию каждого ребенка. 

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет  использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как  сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. 

Характерными  особенностями театрализованных игр  являются литературная или фольклорная  основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной  изучению роли театрализованных игр  в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости  от ведущих способов эмоциональной  выразительности, посредством которых  разыгрывают сюжет на:

• игрыдраматизации и

• режиссерские игры.  

В играхдраматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с  помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности  – интонацию, мимику, пантомиму.

Видами  драматизации являются

• игрыимитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые  диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игрыимпровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.   

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки  или их заместители, а ребенок, организуя  деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая»  героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды  режиссерских игр определяются в  соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

• настольный,

• плоскостной  и объемный,

• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и  т.д.

• катушечный;

• ложковый;

• баночный;

• кулачковый и т.д. 

В них  ребенок не является действующим  лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного  или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой  

Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного  оформления на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

Все перечисленные  виды театрализованных игр требуют  режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные  интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.  

1.2. Роль театрализованных  игр в активизации  речевой деятельности  младших дошкольников. 

Театрализованные  игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. 

Велико  значение театрализованной игры для  речевого развития (совершенствование  диалогов и монологов, освоение выразительности  речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают  способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя,игра является средством самовыражения  и самореализации ребенка. 

Театрализованные  игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события  жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательнообразовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенкадошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с  чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные  представления. Дети 34 лет очень  впечатлительны, особенно поддаются  эмоциональному воздействию. В силу образноконкретного мышления детям  инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.  

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников