Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:32, курсовая работа
Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;
ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
задания для развития речевой интонационной выразительности;
• игрыпревращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
• упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
• театральные этюды
• отдельные упражнения по этике во время драматизации;
• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:
1) развитию
речи и навыков
2) созданию атмосферы творчества;
3) социальноэмоциональному развитию детей.
Поэтому
содержанием таких занятий
Одно
из главных условий —
Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение.
Недопустима даже мысль о разделении детей на «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя пускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы бы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» чтолибо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.
Подготовку к театрализованной деятельности мы проводили в несколько этапов.
1. Воспитателю
выразительно читает
2. Проводится
беседа, поясняющую и выясняющую
понимание не только
3. Чем
полнее и эмоциональнее
Нами были глубоко изучены дети группы как личности, чтобы понять, что чувствует ребенок, слушая наше чтение. Это подчеркивал В.А. Сухомлинский. Если ребенок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, чтото в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».
4. Для
развития у детей умения
Например,
воспитатель читает отрывок из сказки
и спрашивает: согласны, что эта
песня принадлежит волку, а не
козе из сказки «Волк и семеро козлят»?
(«Козлятушкиребятушки, отворитеся, отопритеся...»)
Почему вы так думаете?» Или показываем
детям иллюстрации с лисой
и спрашиваем: «Вы согласны, что
эта лиса из сказки «Лиса, заяц и
петух»? Почему вы так ли?» Отвечая
на эти вопросы и объясняя, почему
они так они думают, дети вынуждены
вспоминать и представлять определенный
образ, огромную роль в осмыслении материала
играют иллюстрации в детских
книгах, а также видеофильмы, музыкальные
подборки по прочитанным произведениям.
При рассматривании с и иллюстраций
особое внимание необходимо уделить
анализу эмоциональных
5. После
беседы о прочитанном (или
Из многообразия
средств выразительности в
• формируем
у детей простейшие образновыразительные
умения (уметь имитировать
• проговариваем с детьми слова одного персонажа – например, в сказке «Теремок» надо попроситься как мышка и как вол. Кто жалобнее скажет? Кто похож больше?;
• разыгрываем диалог двух персонажей: проговариваем слова и действуем за каждого – это упражнение в интонировании диалога. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как разговаривают три медведя. Воспитатель называет сказку, а дети , угадывают за какого из медведей говорит воспитатель. Затем дети сами с помощью интонации загадывают друг другу загадки;
• читаем
четверостишия с разными
• используем
спорыдиалоги – в кругу детей
сажаем перед собой ребенка, даем
ему в руки персонаж, а себе возьмем
другой и ведем диалог, вовлекая
в него партнера так, чтобы вызвать
его изумление, удивление, возражения:
Воспитатель Ребенок
Что у тебя? Мячик.
Да, нет, посмотри внимательно. Вижу: мячик.
Нет, не мячик, а кубик. Кубик?
Да, кубик, кубик! Нет, не кубик, не кубик!
В самом деле? А что же? Мячик, мячик…
Неужели мячик? Да вот же мячик!
Подобные
упражнения, развивают не только эмоциональную
окрашенность речи, но и пантомимику.
Все эти упражнения мы использовали
как на речевых занятиях, так и
физкультурных, музыкальных, в свободной
деятельности. Передать характер персонажей
в движении помогает музыка. Например,
после прослушивания в
При обучении
детей средствам речевой
Таким
образом, ненавязчиво и непринужденно,
дети учатся словесному перевоплощению,
стремясь, чтобы характер персонажа,
голос и его привычки легко
узнавались всеми. Следует подчеркнуть,
что здесь важно предоставлять
детям больше свободы в действиях,
фантазии при имитации движений. Выполнение
таких упражнений закономерно приводит
к необходимости ознакомления детей
с основными эмоциональными состояниями
(радость, печаль, страх, удивление, злость
и др.) и способами их невербального
и вербального выражения. Особое
внимание детей надо обратить на связь
между настроением и
Значение
этой работы усиливается тем, что
без глубокого понимания
Работа
на занятии строилась по трехчастной
структуре: беседа, исполнение отрывка,
анализ выразительности
Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, какихлибо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни смешной случай, интересное событие и др.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким
образом, развитию речевых навыков,
уверенности в себе и социальных
навыков поведения способствует
такая организация
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью;
— распределение
ролей по карточкам (дети берут из
рук воспитателя любую
— проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо:
— внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
— если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
— при
знакомстве детей с героями произведений
выделять время на то, чтобы они
могли подействовать или
в заключение различными способами вызывать у детей радость,.*
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социальноэмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
— единства
социальноэмоционального и
— насыщении этой деятельности интересным и эмоциональнозначимым для детей содержанием;
— постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
— наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
— совместного
участия в данном процессе детей
и взрослых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.